ЕГЭ по литературе (демонстрационный вариант 2013 г.)

Пояснение к ЕГЭ
Часть 1
Части 2 и 3

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

           За правильный ответ на каждое из заданий В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1  реализм
В2  роман
В3  портрет
В4  341
В5  деталь
В6   антитеза<или>контраст
В7   диалог
В8  символизм
В9  шестая
В10   сравнение
В11   245
В12   ямб


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Оценка выполнения заданий С1 и СЗ, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

        Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
         Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерий Баллы
 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
 а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют  3
 б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку
 2
 в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения;
и/или неубедительно обосновывает свои тезисы;
и/или частично подменяет анализ текста его пересказом;
и/или допускает 2 фактические ошибки 
 1
 г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ   пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более  0
 2. Следование нормам речи
 а) допущено не более 1 речевой ошибки  1
 б) допущено более 1 речевой ошибки  0
 Максимальный балл  4

 

Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

        Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерий Баллы
 Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов
а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения и убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении;
искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют 
4
 б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, но
не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения или убедительно обосновывает выбор одного из произведений; и/или допускает отдельные недочёты при сопоставлении этих произведений с предложенным текстом в заданном направлении; и или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение;
и/или допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции 3
3
в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает выбор произведения и
убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
и/или допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции 
2
г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но
не обосновывает свой выбор, не сопоставляет произведения с предложенным текстом или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления;
или указывает название только одного произведения и его автора, но не во всём убедительно обосновывает выбор произведения и не даёт убедительного сопоставления этого произведения с предложенным текстом;
и/или в ряде случаев допускает искажение авторской позиции; и/или допускает 3 фактические ошибки 
1
д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом;
и/или существенно искажает авторскую позицию; и/или допускает более 3 фактических ошибок 
0
 Максимальный балл  4 

      * При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (Аксаковы, Толстые, B.Л. и А.С. Пушкины и т.п.).
     Выполняя задание, экзаменуемый должен опираться на произведения не менее чем двух авторов (с учётом того автора, которому принадлежит предложенный в задании текст).

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

       Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
       Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.
        При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
        При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
 а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют  3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1-2 фактические ошибки  2
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3-4 фактические ошибки  1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения; и/или допускает более 4 фактических ошибок  0
 2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
 а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют  2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и/или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении 

0

 3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно,
и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 

2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого 

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 

0

  4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается 

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 

0

  5. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка 

3
б) допущены 2-3 речевые ошибки  2
в) допущены 4 речевые ошибки  1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0
 Максимальный балл  14 



Новости