Пояснение к ЕГЭ
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Ответы - стр.2
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А11 | 4 |
А2 | 4 | А12 | 3 |
А3 | 2 | А13 | 2 |
А4 | 2 | А14 | 3 |
А5 | 4 | А15 | 1 |
А6 | 4 | А16 | 1 |
А7 | 2 | А17 | 1 |
А8 | 2 | А18 | 1 |
А9 | 2 | А19 | 2 |
А10 | 1 | А20 | 2 |
Часть 2
Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания ВЗ-В7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов - допущены две и более ошибок.
№ задания | Ответ |
В1 | гражданский |
В2 | 26 |
В3 | 21311 |
В4 | 156 |
В5 | 11223 |
В6 | 259371 |
В7 | 356 |
В8 | 5 |
Часть 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р. Т. Мухаев)
С1 |
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания людей; 2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом). Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Указано связующее звено, раскрыт характер связи | 2 |
Указано только связующее звено. ИЛИ Раскрыт только характер связи | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы: - ожидания формально выражены; - они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах; 2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Указаны два условия, показан механизм | 2 |
Указаны только два условия. ИЛИ Показан только механизм. ИЛИ Указаны одно любое условие и механизм |
1 |
Указано только одно условие. ИЛИ Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2
|
С3 |
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) три функции одежды как социального символа: - обеспечение комфорта; - соблюдение приличий; - демонстративное выражение; (Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу форму лиро вках.) 2) два примера, допустим: - переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики; - одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия; - демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала). Могут быть приведены другие уместные примеры |
|
Указаны три функции, приведены два примера | 3 |
Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера | 2 |
Указана одна функция, приведены один-два примера. ИЛИ Указаны только три функции. ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров |
1 |
Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4 |
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.) 2) аргументы, например: - человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.); - на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним). Могут быть приведены другие аргументы |
|
Приведены положение текста и два аргумента | 3 |
Приведены положение текста и один аргумент. ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании |
2 |
Приведён только один аргумент | 1 |
Приведено только положение текста. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 3 |