ЕГЭ по Обществознанию (демонстрационный вариант 2013 г.)

Пояснение к ЕГЭ
Часть 1
Часть 2 
Часть 3
Ответы - стр.1

С5

  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

 Содержание верного ответа и указания по оцениванию
 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
 (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
 - «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
 - «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
 Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме
 Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте 2
 Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия 1
 Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений.
 ИЛИ Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в одном-двух составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
 ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
 ИЛИ Ответ неправильный
0
 Максимальный балл 2 

 

С6

 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

 Содержание верного ответа и указания по оцениванию
 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы  следующие основания приобретения права собственности
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).
Могут быть приведены другие примеры
 Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания 3
 Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера
2
 Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.
ИЛИ Правильно названы только три основания.
ИЛИ Приведены только два-три примера
1
Правильно названы только одно-два основания.
ИЛИ Приведён только один пример.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
 Максимальный балл 3 

 

С7

  По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

 Содержание верного ответа и указания по оцениванию
 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
 1) выводы, например:
 - страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;
 - уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;
 2) возможная причина, допустим:
 - низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;
 - значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.
 Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.
 Сделаны два вывода, указана причина 3
 Сделан один вывод, указана причина 2
 Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина 1
 Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный 0
 Максимальный балл 3 

 

С8

 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 Содержание верного ответа и указания по оцениванию
 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
 При анализе ответа учитываются:
 - наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
 - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
 - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
 Один из вариантов плана раскрытия данной темы
 1. Понятие налогов и их виды:
     а) прямые; б) косвенные.
 2. Системы налогообложения:
     а) пропорциональная;  б) прогрессивная;   в) регрессивная.
 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:
     а) фискальная;    б) частичное перераспределение доходов;   в) регулирование экономических отношений;   г) стимулирующая;    д) контрольная и др.
 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
 Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
  В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) 3
 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.
 ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах
2
 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов 1
 План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).
 ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта
0
 Максимальный балл 3 

 

С9

  Выбирите одно из представленных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1

  Философия: «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

С9.2

  Экономика: «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

С9.3

  Социология, социальная психология:  «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»

С9.4

 Политология: «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

С9.5

  Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

      Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2- КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
 К1     Раскрытие смысла высказывания 
 Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0
 К2       Характер и уровень теоретической аргументации 
 Наличие ошибочных с точки зрения научного общест еознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл 
 Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2
 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1
 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
 ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
0
 КЗ         Качество фактической аргументации 
 Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения 2
 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления 1
 Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
0
 Максимальный балл   5






Новости