ЕГЭ - надвигающийся айсберг

       Единый государственный экзамен - "бабайка" для современных старшеклассников. Неизвестность пугает, слухи о том, что творится на экзаменах пугают еще больше. Но, увы и ах, до лобового столкновения с данным айсбергом российского образования, выпускники видят лишь его верхушку, едва белеющую в тумане.
       Чем же так страшен этот "зверь"? Да в принципе ничем. Экзамен самый обыкновенный. Ну, разве что проверяется компьютером. И влияет на возможность поступления в ВУЗ. И, в принципе, может перечеркнуть все одиннадцать лет безупречной учебы. А так... ЕГЭ совсем не страшен.
        Может быть его стоит отменить, если все так плохо? Возможно, именно такая мысль сейчас пришла к Вам в голову. Но, не так-то все просто. Попробуем разобраться во всем по порядку. Итак...
Миф первый: С введением ЕГЭ выпускники всей страны получили равные шансы поступить в престижные ВУЗы.
       Давайте смотреть правде в глаза. Нет ничего сложнее, чем обеспечить всем равные шансы. А в такой огромной стране как Россия это просто невозможно. Увы и ах, задания Единого госудасртвенного экзамена одинаковы для всех выпускников страны (уточним: не сами задания, они, безусловно, имеются в нескольких вариантах, а уровень их сложности), только вот уровень выпускников имеет серьезные различия. Стоит ли доказывать, что на пороге экзамена одиннадцатиклассник одной из столичных школ имеет более высокий уровень знаний, чем выпускник какой-либо сельской школы, где на село два компьютера, и те расположены в администрации?! Думаю, ответ здесь очевиден. А Ломоносовых, увы, пока не много.
       Миф второй: ЕГЭ - это самый честный способ проверки знаний.
В данном вопросе достаточно нескольких слов, разоблачающих данное предположение. Во-первых, с каждым годом растет "рынок услуг" репетиторов, учителей, продвинутых Интернет-пользователей и других людей, способных "помочь" ребенку сдать ЕГЭ "на отлично". В текущем 2012 году, к примеру, в некоторых регионах не оглашаемых по понятным причинам) на электронные адреса старшеклассников приходили сообщения с расценками по каждому предмету и количеству баллов. Однако проблема не только в том, что экзамен активно покупается и продается. есть и другая загвоздка. Элементарно: не все предметы укладываются в существующий формат экзамена. Не совсем справедливо давать ребенку одинаковое количество времени на два экзамена, в том случае, если большая часть одного из них - тесты, или задания требующие однозначного ответа (запись слова, или порядка цифр/букв), а большая часть другого - задания, требующие развернутого ответа.
       Миф третий: ЕГЭ рассчитан на среднего выпускника.
В упралении образованием этот вопрос комментируют так: средний ученик, которому достаточно 60 баллов по каждому предмету, может не затрагивать часть С, с заданиями повышенного уровня. Так значит все-таки задания-то не для всех?! Здесь обнаруживается внутреннее противоречие. И вновь всплывает вопрос о том, что не все задания, включаемые в экзамен соответствуют школьной программе. Так где же тогда равные шансы?...
       На самом деле, если бы все было так светло и прозрачно, как часто рассказывают нам по ТВ, престижнейшие ВУЗы нашей страны, такие как МГУ им. Ломоносова, МГИМО, РУДН и прочие, не стали бы проводить дополнительные испытания профильной направленности. И не назвал бы эти экзамены "шансом для способных абитуриентов" В.А. Садовничий, ректор Московского госудасртвенного университета.
       Подумайте сами, получая свидетельство с баллами - итогам и экзамена, приемная комиссия ВУЗа видит лишь цифры, которые порой складываются не из знаний ребенка, а из суммы, готорую готовы отдать родители, из сбоя программы (ведь ЕГЭ проверяет компьютер), из некачественной гелевой ручки, текст, написанный которой не распознается техникой и так далее...
        Но станет ли выходом из кризиса образования отмена такой формы итоговой аттестации? Не думаю. Единственное решение - желание людей, находящихся у власти, чтобы на смену им пришло действительно образованное, грамотное поколение, способное вести страну к достойному будущему.




Новости