Сочинения по литературе для учеников 10 класса

И. С. ТУРГЕНЕВ
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"

     "Отцы и дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, ростков нового и не всегда понятного.
     И. С. Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тревожную эпоху подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года.
     Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистической правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен правде жизни.
     На протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова.
     Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович — они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым. Появившаяся антипатия еще больше усиливается под влиянием горячих непримиримых споров, затрагивающих основные проблемы бытия.
     В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.
     Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте общество" — только в этом он видит пользу.
     Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и заключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать".
     Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.
     В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недостатками. Его любовь к народу — любовь истинного шестидесятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.
     Он связывает свое направление с "народным духом", считая себя выразителем интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает соотечественника".
      В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.
      Отношение к природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
      Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить, умение чувствовать красоту.
      Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему бездонность собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных возможностей и неизведанных чувств, и это в полной мере раскрывается на пороге смерти.
      В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю "силу" человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.
       Таким образом, в романе "Отцы и дети" Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося нового мира, новых идей и убеждений.
        Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предшественников. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, возможно движение вперед.

Мой подзащитный Евгений Базаров
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")

Мое поколение чувствует боль, но снова ставит себя под плеть.
Константин Кинчев

       Кому-то может показаться, что Евгений — черствый, эгоистичный человек. Но я так не думаю. У него масса положительных качеств. Ну и что ж плохого в его нигилизме, отрицании всех принятых на веру "принсипов"?
       Главный герой хочет все проверить, все узнать. А эти "прин-сипы"... На них построилось то общество, в котором для простых людей не нашлось ничего хорошего. Базаров с презрением относится к аристократам, высмеивает их привычки и, как показано на примере его споров с Павлом Петровичем Кирсановым, побеждает их. Евгений отрицает существующий строй, видит его негативные стороны и заботится о благе народа. Нельзя, правда, сказать, что он идеализирует крестьян. Наоборот, он осуждает их пассивность, забитость, предрассудки. Он видит в простых людях главную движущую силу революции, "возится" с ними. Они видят в нем своего, простого, но из-за того, что слишком долго жили в угнетении, не понимают его стремлений, его характера. А ведь у Базарова есть такие качества, какие я хотела бы видеть и в себе, и в окружающих меня людях.
        Во-первых, ум. Он во многом разбирается, увлекается естественными науками. Но ведь ум — это не только образование. Базаров прекрасно разбирается в людях, понимает, кто ему друг, кто враг, а кто — так, с серединки на половинку. Во-вторых, беспредельная доброта присуща Евгению. У Фенечки приболел ребенок? Базаров поможет. Ранил он на дуэли Павла Петровича? Базаров тут же спешит помочь.
       Он никого не оскорбляет незаслуженно, без причины. Евгений — человек, имеющий, как и все, право защищать свои интересы, что он с успехом и делает. Также мой подзащитный обладает редким и действительно ценным даром — реалистичностью, я бы даже сказала — прагматичностью мышления. Он не мечтает о несбыточном, не составляет себе планов на десять лет вперед. Евгений действует, решает проблемы, когда они возникают. Он все хочет испытать на себе. Правда, он говорит: "Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой березой отдельно". В этом Базаров был неправ. Но он осознал свою ошибку, правда, слишком поздно, но все же понял, что заблуждался. Этот нигилист полюбил Одинцову, хотя прежде отрицал чувства, смеялся над ними. Мне кажется, он это делал потому, что не встретил равного себе человека.
       Аркадий — совсем другой человек, он не единомышленник, просто попал на какое-то время под влияние более сильного и убежденного Базарова. Ситников - тот вообще мнимый последователь. Одинцова - да, Евгений полюбил ее за то,, что она не такая, как все, но видел в своей любви к ней слабость. И, если бы он остался жив, он поборол бы эту слабость.
       Базаров, как и Онегин, Печорин, Обломов, - дитя своего времени, продукт эпохи, в которой живет. Но если эти литературные герои только чувствовали неудовлетворенность жизнью, оставаясь бездеятельными, лишними людьми, то тургеневский нигилист действует. Он всего себя отдал для того, чтобы сделать жизнь лучше, изменить ее, но вместо благодарности встретил непонимание и негодование. Когда роман "Отцы и дети" вышел в свет, молодое поколение не приняло Базарова, посчитало его карикатурой на себя.
       Евгений Базаров - это человек, который способен повести за собой людей, чтобы сделать их жизнь лучше. Мне очень жаль, что он не смог сделать то, для чего был предназначен. Он умер. Но умер, как титан, достойно. Во все времена был нужен, да и будет необходим такой человек, который указывает на наши недостатки. Это никому не нравится, но если бы не такие, как он, мы, наверное, так и жили бы при крепостном строе.

Мой обвиняемый Евгений Базаров
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")

     Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт "отцов и детей". Идея романа, по определению самого автора, — показ "торжества демократизма над аристократией". Представителем демократического лагеря выступает главный герой романа Евгений Базаров.
     Базаров родился в семье бедного уездного лекаря, прошел "школу труда и лишений", из которой вышел "сильным и суровым" человеком. Эта школа пробудила в герое грубую материалистическую натуру, отрицающую все жизненные принципы и приоритеты. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед "землю пахал", но ведь он и презирает свой народ, ненавидит его патриархальность. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми компонентами жизни людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхищения,'для Базарова лишь "вздор". Он пренебрегает безмерной любовью своих родителей. Заявляет, что природа не храм, а мастерская, однако живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают читателя в обратном: природа -храм, а не мастерская, только жизнь в гармонии с окружающим миром может принести человеку счастье,
      Его также не волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Евгению присущи такие качества характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность в себе и своей правоте, готовность в угоду своей идее совершать насилие.
       Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно прийти к выводу, что он — бездуховное существо, способное лишь следовать по выбранному пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только перед нами, но и перед самим собой. Он считает себя проповедником "нигилизма". Однако это лишь маска. Герой не выдерживает испытаний судьбы: он влюбляется в Одинцову, хотя до этого считал любовь "вздором". Евгений отрицает все приличия, но, между тем, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа "лишений и труда" стерла с его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка превратила его идеалы и стремления в прах. Поэтому его можно назвать несостоявшимся "нигилистом". Эта несостоятельность послужила и причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову.
       Я думаю, что смерть была для него единственным способом заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на спокойствие которой покушался Базаров, которая дает "нигилисту" успокоение..
        Появление человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и скорбью, поэтому отрицание чувств бессмысленно. Как бы мы ни сопротивлялись моральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому зачем лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование? В связи с этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только культуры, обычаев и традиций народа, но и самого народа как такового.

Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
(По роману "Отцы и дети" И. С. Тургенева)

       Сегодня я начинаю мой дневник, а впечатления после встречи с Николаем Петровичем самые обычные: это простой русский дворянин, искренне любящий и почитающий своего сына. Он придерживается старых взглядов, так что не представляет для меня большого интереса.
       А вот Павел Петрович — это воплощение старых взглядов и привычек. Да ведь из-за таких людей мир рушится, он же не дает развиваться обществу! У него в голове просто не укладывается, что глава государства — это еще не "пуп земли", и что служить государству, отдаваясь душой и телом, — глупо....
       Знакомство с Одинцовой произошло самым обычным образом. Но вот след в моей душе она оставила неизгладимый. Это красивая женщина с чувством собственного достоинства. Ее осанка, боже мой! Это же что-то божественное! Эта стройность, это умение держать себя! Меня поразило ее поведение. Обычно женщины с ее внешностью либо избалованы до неприличия, либо чванливы до невозможности. Да, я согласен, она — вдова, и это все объясняет. Она действительно сумела сохранить свою репутацию незапятнанной и не стала, как другие, кидаться на мужчин, болтать с ними о всякой чепухе и строить им глазки в надежде, что кто-нибудь влюбится в нее и женится. А потом женщина объясняет всем, что он утешил ее, успокоил ее душу, и она же не могла сидеть вечно во вдовах, да она еще и не так уж стара, и не так уж некрасива.
      Анна Сергеевна... да, в ней что-то есть. Создается впечатление, что она слеплена совсем из другого теста, она воспитана человеком не от мира сего. Надо будет познакомиться с ней поближе, она достойна моего внимания...
      15 июня. В моей душе творится что-то неладное, я не могу совладать с собой. Как же я мог отрицать это чувство? И все-таки, для всех я останусь таким же строгим и ничего не признающим человеком, буду таким же холодным. Я вижу, что Аркадий влюблен в Одинцову. Он мне постоянно говорит об этом, но я молчу. Я молчу, хотя знаю, что стоит мне при нем заикнуться о моих чувствах, и он сразу же отступит. Я был глуп, когда думал, что никогда и никого не полюблю. Да, я знаю, что Бога не существует, но судьба-то есть, и ты никогда не знаешь, что она тебе уготовила. Я жестоко наказан, я должен это выдержать, иначе я не буду Базаровым, а превращусь в обычных молодых людей, эту размазню, которая тает от красивых глаз, стройных ножек и еще всякой чепухи, которую женщины так любят выставлять напоказ. Согласен, они красивы, но глупы. А вот Анна Сергеевна сочетает в себе самые лучшие качества. Возможно, Аркадий и любит ее, но он не смог оценить ее по достоинству, он ее недостоин. Я хочу добиться ее, только хватит ли мне смелости признаться ей в нежных чувствах, а уж тем более сделать ей предложение...
     20 июля. Я замкнулся в себе. Я не могу раскрыть мою душу кому-либо. Это значит унизить себя, показать себя слабым, а я так не сделаю. Наверное, единственный человек, которому я могу открыться, — это Одинцова. Но именно к ней и направлены мои чувства, мои мысли. Однако возникает страх увидеть себя отвергнутым, непонятым. А вдруг она не сможет отказать мне и будет со мной из жалости, тогда я снова буду унижен. Нет, признание не для меня! Я постараюсь сдержать себя, но мои чувства, как бы я их ни сдерживал, должны будут выйти наружу, а терпение мое уже на исходе...
     1 августа. И все-таки я не выдержал... Я ей признался. Конечно же, я не был так нежен и многословен, как в душе, я придерживался своего обычного поведения. Я, однако, не увидел в ней желаемой реакции, она была холодна, как и полагается достойной женщине. Боже мой, мои усилия напрасны! Мои страдания не поняты. Я гибну! Больше невыносимо находиться рядом с ней, я должен уехать,
    25 декабря. После долгих раздумий и огромных мучений я покинул мой предмет любви. Я еду к родителям.
     Встреча с родителями меня немного утешила, согрела, но мне уже начинают надоедать их постоянные заботы. Они даже в какой-то степени раздражают меня. Мои мысли стали реже возвращаться к Анне Сергеевне, но я ее так и не разлюбил. Я встречался с ней, мы разговаривали. Но видно, что она меня не любит, она видит во мне друга, единомышленника, но не более. Я понял, что мне не быть с ней...
      Мне не повезло, мои лекарские работы закончились плачевно, я заразился тифом. Пока еще болезнь не сильно разбушевалась, но я знаю, что жить мне осталось недолго. Я умру с честью. Попросил отца послать мужика за Анной Сергеевной. Я в бреду. Но неужели я так и не увижу ее перед смертью? Неужели ее милые черты в последний раз не промелькнут перед глазами, не может быть, чтобы ее голос в последний раз не обласкал мой слух, ее слова не проникли мне глубоко в сердце и не расставили все на свои места!
      Это чудо! Я увидел ее той же строгой дамой, она пришла ко мне. Однако в ее глазах я не увидел того обычного холода, а лишь чувство сострадания и печали. Но это чувство не унизило меня, оно придало мне уверенности в том, что она не была равнодушна ко мне. Она отчасти любила меня. Да, я умираю, но умираю счастливым. Моя душа чиста...

Давайте поспорим, Базаров!
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")

Я ничьих мнений не разделяю — я имею свои.
И. С. Тургенев

     "...Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание — мы отрицаем".
      Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
      Передо мной роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, "выражением новейшей нашей современности". Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.
      Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
      Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.
      Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него "отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.
      Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.
      Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: "Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны". Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: "Шила в мешке не утаишь", "Бабушка надвое сказала". Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.
      И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?
       Вы сами ответили на этот вопрос: "Все!" А что "все"? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено "безобразным состоянием общества", — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, "следует читать революционером".
       А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете "белибердой", "непростительной дурью". Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу... "Кто не знал любви, тот все равно, что не жил" (Мольер). "Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого" (Д. И. Писарев).
        А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "свободно мыслят между женщинами только уроды". И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
        Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: "так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
        Не согласна с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше". Как вы можете так думать!
       Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит "отойти от дела". Но вы неправы. "Искусство — это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе", — сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
       Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены",. В этом ваша большая ошибка.
       Природа... С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой... "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.
       Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш "дед землю пахал". Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что "время Базаровых еще не пришло". И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением.
       С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.

Страстное, грозное, бунтующее сердце
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети)

Перед ним преклониться не стыдно...
Н. Некрасов

      Жизнь И. С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца — разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России. Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе "Отцы и дети".
       В главном герое - Базарове - Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен — характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.
       Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. "Мой дед землю пахал", - говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, — все это дали ему борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, его воспитавший.
        Идейная убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря "отцов", защит -ником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он "нигилист", — так назвал Базарова Аркадий. Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между "отцами" и "детьми". Кирсанов увидел в "нигилисте" врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески. Немногословный Базаров побеждает "отцов" своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, какая свой-ственналишь дерзающему и мыслящему человеку.
      Базаров стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако понимает, что его друг — "птенец", в котором уже слишком глубоко пустила корни идеология "отцов". Однако несмышленость друга не слишком удручает Базарова. Базаров — человек мысли. Он всегда уверен в своих силах, в своей правоте, в силе своих доводов. Базаров не просто отрицает, он еще видит в своем отрицании способ борьбы, и способ верный.
      Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения — друг. "Ну, что, приятель, заждался меня..." — ласково обращается       Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них "свой". Базаров родился на земле, что взлелеяна руками крестьян. Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.
       Базаров — любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее в своих родителях. Родители, мать особенно — самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом — пример многим нашим современникам.
       Своеобразно отношение Базарова к женщине. "Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал". "Белиберда и болезнь" - вот что такое любовь по разумению Базарова. Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаров'понял, что он не один. Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых — главное в жизни.
       Мечта Базарова сбылась. И мы - этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра.
      И думается, что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.




Новости