ГДЗ русский язык 5 класс Ладыженская Т.А.

451. Гласные и согласные в приставках

Неизменяемые
приставки
Приставки на -з - -с

Предложить

пробить

занести

 подставка

 сбить

 списать

Изменить

исчезнуть

воскликнуть

возразить

бесследный

безразличный


452. 1) Буквы з и с на конце приставок: бескрайний, рассветать, избежать, беззаботный, распорядиться;
2) гласные и согласные в приставках: сберечь, обходить, отбиваться, сделать, подсказать;
3) о-а в корнях -лаг---лож-, -раст---рос-: излагать, разложить,отрастать, выросли, предложить;
4) безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов: уважать, отдавать, развязать, балкон, удивительный.
453. (устно)

454

454-455

456. (подготовка к диктанту).
457. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Перед нами картина «Сирень в корзине». В центре ее - пышный букет сирени. Художнику удалось передать свежесть только что срезанных веток. Для этого он использует разнообразные оттенки сиреневого цвета: от густо-фиолетовых до светло-лиловых. Совсем светлые цветы сирени даже чуть-чуть розоватые, голубоватые. Есть и ослепительно-белые гроздья. Великолепные цветы оттеняют темно-зелёные тонкие листочки. Корзина, в которой стоит сирень, совсем темная, ведь она полностью в тени пышного букета. От картины веет весной. Художнику удалось передать щедрость и красоту природы.
458. Части речи делятся на самостоятельные и служебные. Самостоятельные - это существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие. Служебные - союз, предлог, частица. В отдельную группу выделяются междометия.
459. 1) Вопрос о частях речи в языкознании.
2) Части речи русского языка.
Тема: выделение частей речи. Основная мысль: вопрос о частях речи - древний и сложный.
460. Я согласен с выводом ученика.
461. Берез (береза). Слово белеющий изменяется по временам (белевший), а прилагательные - не изменяются.
462. См. упр. 458.
463. Молодежь (сущ., 3 скл.), товарищ (сущ., 2 скл.), врач (сущ., 2 скл.), речь (сущ., 3 скл.), глушь (сущ., 3 скл.), беречь (глаг., н/ф), багаж (сущ., 2 скл.), пейзаж (сущ., 2 скл.), плащ (сущ., 2 скл.), выжечь (глаг., н/ф), полночь (сущ., 3 скл.), сушь (сущ., 3 скл.), видишь (глаг., 2 спр., искл., 2 л. ед ч.), слышишь (глаг., 2 спр., искл., 2 л. ед. ч.), понимаешь (глаг., 1 спр., 2 л. ед. ч.), уходишь (глаг., 2 спр., 2 л. ед. ч.).
464. В компьютерном классе (в чем?) стоят специальные столы (что?), а на них - персональные компьютеры (что?).На них наши старшеклассники (кто?) учатся информатике и программированию. Когда задание (что?) сделано, учитель (кто?) разрешает им поиграть в игры (во что?).Играть на компьютере очень интересно.
465. 1. Река, гора, лес, поле - предметы окружающего мира.
2. Оттепель, гололедица, дождь, град - явления природы.
3. Праздник, олимпиада, фестиваль, концерт - события.
4. Шахтёр, юноша, мальчик, ученица - люди.
466.                            Книги - наши друзья
Человек, который любит читать, - счастливец (м. р., ед. ч., И. п.). Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги (ж. р., мн. ч., И. п.).
     Книги - спутники (м. р., мн. ч., И. п.) всей нашей жизни (3 скл.). Они встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь.
     Книги - источник (м. р., ед. ч., И. п.) знаний. Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
467. Цикада (И. п.) - насекомое (И. п.), обитающее в степях (П. п.), в Крыму (П. п.), на Кавказе (П. п.). Жокей (И. п.) - профессиональный наездник (И. п.) на скачках (П.п.), бегах (П. п.). Жёрнов (И. п.) - мельничный каменный круг (И. п.) для размола (Р.п.) зерна (Р. п.). Брошюра (И. п.) - небольшая книжка (И. п.).
468.                           Малая родина
Сначала мы любим то место, где родились и выросли. Человек прежде всего узнаёт свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стёжку.
468.
469. Покой - сущ., м. р., 2 скл., стоит в ед. ч., И. п., в предложении - подлежащее (что?).
На досуге - сущ., м. р., 2 скл., стоит в ед ч., П. п., в предложении - обстоятельство (когда?).
(Голоса) детворы - сущ., ж.р., 1 скл., стоит в ед. ч., Р. п., в предложении - дополнение (кого?).
Переезд - сущ., м. р., 2 скл., стоит в ед. ч., И. п., в предложении -подлежащее (что?).
Без неровностей - сущ., 3 скл., стоит в ед. ч., Р. п., в предложе-
и - дополнение (без чего?). 
470. Смелость        смелый
храбрость              храбрый
доброта                   добрый
отвага                     отважный
грубость                 грубый
синева                    синий
нежность                нежный
бесстрашие            бесстрашный
Смелость - храбрость, отвага, бесстрашие.
471. Сомнение        сомневаться (1 спр.)
колебание               колебаться (1 спр.)
бег                           бегать (1 спр.)
резьба                     резать (1 спр.)
дело                         делать (1 спр.)
пахота                     пахать
работа                     работать
косьба                     косить
ходьба                     ходить
труд                         трудиться
дремота                  дремать
ненависть              ненавидеть
занятие                   заниматься
Труд - работа, дело, занятие.
Резьба - резь-ба
[р'] - согл., зв., мягк.
[э] - гласн., безуд.
[з'] - согл., зв., мягк.
[б] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., уд.
6 б., 5 зв.
Косьба - кось-ба
[к] - согл., глух., тв.
[а] - гласн., безуд.[з'] - согл., зв., мягк.
[б] - согл., зв., тв. [а] - гласн., уд.
6 б., 5 зв.

472

 473. Густо-розовый цвет (2 скл., И. п.) неба (2 скл., Р. п.) говорит о том, что художник (2 скл., И. п.) изобразил восход (2 скл., В. п.) или закат (2 скл., В.п.) солнца (2 скл., Р. п.). Слева высятся стройные темные ели (3 скл., И. п). Мы видим очищенное от снега (2 скл., Р. п.) шоссе (нескл.). Оно уходит за горизонт (2 скл., В. п.). По шоссе едет машина (1 скл., И. п.). Рядом с ней дорогу переходят люди (2 скл., И. п.). Справа мы можем заметить лыжника (2 скл., В. п.) в красном свитере (2 скл., П. п.).
474. Мы часто путаем два понятия (ср. р.) - закат (м. р., 2 скл.) солнца (ср.р., 2 скл.) и вечернюю зарю (ж. р., 1 скл.). Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край (м. р., 2 скл.) земли (ж. р., 1 скл.). Тогда она овладевает меркнущим небом (ср.р., 2 скл.), разливает по нему множество (ср. р., 2 скл.) чистых красок (ж. р., 1 скл.) - от червонного золота (ср. р., 2 скл.) до бирюзы (ж. р., 1 скл.) - и переходит в поздние сумерки и в ночь (ж.р., 3 скл.). Кричат в кустах (м. р., 2 скл.) коростели (м.р., 2 скл.), бьют перепела (м. р., 2 скл.), гудит выпь (ж.р., 3 скл.), горят первые звезды (ж.р.,1 скл.), а заря еще долго дотлевает над далями (ж.р., 3 скл.) и туманами (м. р, 2 скл.).(К. Г. Паустовский)
475
476. (просмотр фильма).
477. Сочинение.
Почему нужно беречь книгу
Книги - наши друзья. При помощи книги мы можем перенестись в дальние или выдуманные страны, в давно ушедшие времена и даже в будущее. Книга учит нас жить в этом мире. С помощью книг мы становимся умнее и сильнее.
Но если посмотреть на учебники некоторых из нас, то никогда не подумаешь, что мы дружим с книгой. Рваные обложки, исчёрканные ручкой иллюстрации, даже страницы выдраны! Разве так относятся к друзьям? Это чёрная неблагодарность. Если бы я так обращался с другом, то он давно бы обиделся на меня и ушёл.
Если твоя или библиотечная книжка плохо выглядит, она в этом не виновата. Виноваты те, кто обращался с ней по-свински. Поэтому книге надо помочь, как мы помогаем другу. Надо подклеить обложку, может, даже переплести заново. И еще многие люди смогут с удовольствием взять эту книгу в руки и научиться у неё чему-нибудь хорошему.

 478

479. 1. Зайчик (о) идет да плачет. Ему навстречу медведь (о): «О чём ты, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка (н) лубяная, а у лисы (о) ледяная: попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала».
2. И стал тут конь (о) Ивана (о) молить: «Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу (н)». 3. Солнце (н) посылает: «Лети, ветер (н), за тридевять земель (н), в тридесятое царство (н), достань живой и мёртвой воды (н)». 4. «Избушка (н), избушка, повернись ко мне лицом!(н)» - попросил Иванушка (о).
Выгнала - глаг., 2 спр. (искл.), стоит в прош. вр., ед. ч., ж. р.
480. Что это - Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья - это и есть Родина.
И ещё вот эти березки, этот утренний туман и птичий гомон в твоём лесу - тоже Родина. И подснежник - тоже Родина (повеств., невоскл., простое, нераспростр.). (По Б. Неменскому.)
Моя Родина - Россия. Надо защищать свою Отчизну. Люби своё Отечество!
481. Мама, когда мы пойдем в цирк? Лена, сделай уроки! Пойдем гулять, Миша. Люблю тебя, мой город!
482. Название города, имя мальчика, название реки, имя друга, название газеты, имя соседа, название кинофильма, название спектакля, имя товарища, имя подруги.
483. О Бородино, Бородино! Кто из русских людей не мечтал постоять посреди твоего поля?!
1812 и 1941 год сочетаются здесь в трепетном и величественном соответствии: оба раза люди стояли грудью перед Москвой. Оба раза защищали Родину.
Поле русской славы - Бородинское поле!
Дважды измерила тобой Россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.
484. Куликовская битва, Ледовое побоище, Пугачёвский бунт, Отечественная война 1812 года, Октябрьская революция.
485. Анатолий Алексин, Кир Булычёв, Джеральд Даррелл, Валентин Катаев, Владислав Крапивин, Астрид Линдгрен, Александр Сергеевич Пушкин, Туве Янссон.
486. - У нас какая фамилия? - спросил Ваня.
- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
- А вот и нет! - воскликнул хитро Ваня. - У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой картошку копали, мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки, она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (По В. Н. Крупину.)
487. Олененок Бемби, пантера Багира, пёс Белый Клык, пёс Алый, кошка Ю-Ю.
488. Принц Мио, мальчик Юм-Юм, лошадь Мирамис, птица Горюн, рыцарь Като, Остров Зелёных Лугов, Страна Чужедальняя. (А. Линдгрен. «Мио, мой Мио».)
489. Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундр. Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом.
Научный стиль, повествование.
490. 1) Москва, Санкт-Петербург, Киев, Минск;
2) Волга, Ока, Обь;
3) Ладожское озеро, Онежское озеро, Байкал.
491. 1) Волга, Москва, Байкал - географические названия.
2) Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин - фамилии, имена, отчества.
3) Барсик, Каштанка, Бурёнка, Жучка - клички животных.
492.            Московский Кремль
Каменной сказкой издавна называли Московский Кремль, история которого уходит корнями в глубину столетий.
Укреплённый поселок вятичей возник на берегу Москвы-реки, в устье реки Неглинной, в конце XI века. Центр посёлка находился на высоком Боровицком холме, который получил своё название по шумевшему вокруг густому сосновому бору. В начале XIV века город был обнесён moshnojстеной. В 1367г. при князе Дмитрии Ивановиче, впоследствии Донском, деревянные стены были заменены каменными. В XIV же веке были возведены древний Успенский собор и Архангельский собор. Московский Кремль имеет 20 башен. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485 г.), а самая «юная» - Царская (1680 г.), самая нарядная и известная - Спасская башня.
493. (задание выполнено по г. Москве)
Станции метро «Маяковская», «Тургеневская», «Тимирязевская», «Чеховская», «Чкаловская»; Пушкинская площадь, площадь
Суворова, Кутузовский проспект, проспект Вернадского, ул. Пестеля, ул. Академика Королёва.
493
494. 1. Город Орёл, птица орёл, теплоход «Орёл». 2. Журнал «Огонёк», яркий огонёк. 3. Коренной москвич, усовершенствованный «Москвич». 4. Добросовестный труд, газета «Труд».
495. 1. В нашей семье читают журналы «Итоги», «Огонёк», газеты «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Известия».
2. Я читал такие книги о детстве: «Детство Никиты» А. Н. Толстого, «Петька на даче» Л. Андреева, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля и многие другие.
3. Мне понравились кинофильмы «Назад в будущее», «Люди в чёрном», «Звёздные войны».
4. Я видел такие спектакли: «Волшебник Изумрудного города» в театре Российской Армии, «Звездный мальчик» в Центральном детском театре, «Собачье сердце» в ТЮЗе.
5. Я смотрю такие передачи: «До 16-ти и старше», «Поле чудес», «Своя игра», «Башня».
496. Изложение.
497. Имя существительное
1. Общее значение. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Примеры: ученик (кто?), мальчик (кто?), стол (что?), зима (что?).
2. Постоянные морфологические признаки имени существительного: род (женский, мужской, средний), склонение (1, 2, 3), одушевленность-неодушевленность, имя собственное или нарицательное. Непостоянные морфологические признаки: число (единственное, множественное), падеж. Примеры: в воду - ж. р., 1 скл., неодуш., нариц.; для Коли - м. р., 1 скл., одуш., собств.
3. В предложении имя существительное обычно является подлежащим (И. п.) или дополнением, обстоятельством (в косв. падеже). Существительное в И. п. может быть также сказуемым; между подлежащим и сказуемым, которые выражены сущ. в И. п., ставится тире. Примеры: Москва (сущ., И. п.) - столица (сущ., И. п.) России. История Кремля уходит корнями в глубину столетий.
(Высказывание относится к научному стилю.)
498. I. На стороне - сущ. (что?).
II. Н. ф. - сторона; нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., вП. п.. в ед. ч.
III. Не красна (где?) на_стороне.
I. Весна - сущ. (что?)
II. Н. ф. - весна; нариц.,неодуш., ж. р., 1 скл., в И. п., в ед. ч.
III. Не красна (что?) весна.
I. Платье - сущ. (что?)
II. Н. ф. - платье; нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в В. п., в ед. ч.
III. Береги (что?) платье.
I. Честь - сущ (что?)
II. Н. ф. - честь; нариц., неодуш., 3 скл., в В. п., в ед. ч.
III. Береги (что?) честь.
I. Москва - сущ. (что?)
II. Н. ф. - Москва; собств., неодуш., 1 скл., в И. п., в ед. ч.
III. Строилась (что?) Москва.
499. Громадный город, площади столицы, быстро растущий район, празднично одетая молодёжь, шествовать, впереди, по шоссе, расположиться справа от площади, лучшие люди, павильоны выставки, беречь памятники, возлагать цветы, участники обороны, ветераны Великой Отечественной войны.

500-502



Новости