ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

5kupalova
Домашняя работа  по русскому языку за 5 класс

 

к учебнику: "Русский язык. Практика. 5 класс" А.Ю. Купалова и др. М.: Дрофа,  2007/2010 

                                                                                 Упражнение: 

                                                                  Роль языка в жизни общества
Упражнение 1 (1)[1]. Высказывания В. Короленко и М. Горь­кого иллюстрируют мысль о том,
что без языка невозможна жизнь человека, людей, общества и что не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно, терпеливо.
Упражнение 2 (2). Без языка люди не могли бы общаться друг с другом.
    В словах общение (сущ.), общая (прил.), общество (сущ.) - одинаковый корень, поэтому это родственные слова.
Упражнение 3 (3). 1. От топота копыт пыль по полю летит. 2.Стоит гора посреди двора, на дворе трава, на траве дрова. 3.Нисколько не скользко, не скользко нисколько. 4. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Упражнение 4 (4). Цыпленок, лиса.
Упражнение 5 (5). Народная мудрость передается людям с помощью общения, через слова, через пословицы.
Упражнение 6 (6). Эти вежливые выражения употребляются в общении с людьми, они должны всегда сопутствовать вежли­вому человеку.
Упражнение 7 (7). Основным средством общения между людьми является устная речь.
Упражнение 8 (н)[2]. 1) В программу подготовки иностранно­го космонавта входит освоение русского языка, чтобы он мог свободно общаться с остальными членами экапажа, ведь все они русские.
2)Благодаря знанию языка (устного и письменного) люби­тель футбола может следить за ходом соревнования по радио или позже прочесть в печатных изданиях результаты игры.
Упражнение 8 (с)[1]. Грамотно писать нужно для того, чтобы правильно излагать свои мысли.
    Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением.
     Обливать, холодный, вода, босые, неслись, деревянный, пас­туха, старуха, сапог, гора, плита, лицо, варить, собака.
     Есть такие слова, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, поэтому проверить ударением их нель­зя. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Упражнение 9 (9). Человек, который способен правильно выразить свои мысли и чувства, может рассчитывать на понима­ние и общение с другими людьми. Очень важно правильно изла­гать свои мысли.
                                                                ВВОДНЫЙ КУРС  ОРФОГРАФИЯ
                                                                                Орфограмма
Упражнение 11 (н). Дом - звуки: [д], [о], [м]; буквы: дэ, о, эм; каждая буква обозначает один звук.
Мир - звуки: [м’], [и], [р]; буквы: эм, и, эр; каждая буква обо­значает один звук.
Май - звуки: [м], [а], [й’]; буквы: эм, а, и краткое; каждая бу­ква обозначает один звук.
Звук - [з], [в], [у], [к]; буквы: зэ, вэ, у, ка; каждая буква обо­значает один звук.
День - [д’], [э], [н’]; буквы: дэ, йэ, эн, мягкий знак; мягкий знак не обозначает звука.
Яма - [й’], [а], [м], [а]; буквы: йа, эм, а; буква Я обозначает два звука.
Вьюга - [в’], [й’], [у], [г], [а]; буквы: вэ, мягкий знак, йу, гэ, а; мягкий знак не обозначает звука, а буква Ю обозначает два зву­ка.
Юла - [й’], [у], [л], [а]; буквы: йу, эль, а; буква Ю обозначает два звука.
Ёлка - [й’], [о], [л], [к], [а]; буквы: йо, эль, ка, а; буква Е обо­значает два звука.
Упражнение 11 (с). Буква - мягкий знак не обозначает звука. Мягкий знак обозначает мягкость согласного (например, пень).
Буквы я, ю, ё, е обозначают два звука (например, в слове юла одна буква ю обозначает сразу два звука й и .у).
Упражнение 12 (12). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 13 (13).
[а]            [а]            [а]         [и]                 [и]         [и]         [к]    [к]    [к]    [к]
Возить, водить, тащить. Делить, пилить, тяжелый. Лук, луг, дог, док.
Упражнение 14 (14).
    Звуки мы произносим, а буквы пишем. Один и тот же звук может передаваться на письме разными буквами. Чтобы выбрать ' нужную букву, надо применять правило.
Упражнение 15 (н). Чтобы выбрать нужное написание для слов в первой строке, нужно вспомнить правило написания безударных проверяемых гласных в корне, а для слов во второй строке - правило написания проверяемых согласных в корне.
Словарь - слово, часы - час, число - числа, тянуть - тянут, вредить - вред.
Хлеб - хлеба, ров - рвы, овраг - овраги, соседка - соседушка, ложка-ложечка.
Упражнение 15 (с). Для проверки правописания безударной гласной корня следует изменить слово или подобрать родствен­ное так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением. Например, гора’ - го’ры.
Словарь - слово, часы - час, число - числа, тянуть - тянет, вредить - вред.
Упражнение 16 (с). Для правильного написания сомнитель­ной согласной необходимо изменить слово так, чтобы эта со­гласная оказалась перед гласной или перед л, р, м, и.
1.Хлеб - хлебом, ров - рвом, овраг - овраги, город - города, нож - ножи, арбуз - арбузом.
2.Коробка - коробочка, плавки - плавать, ногти - ноготок, соседка - соседи, ложка - ложечка.
Упражнение 17 (18). Спешить на урок (спешка), списать с доски (пишет), слизать пенку (лижет), слезать с лестницы (лезет), вырыть пруд (прудик), срезать прут (прутик), раскрыл рот (ротик), древний род (в роду), ветка дерева (веточка), разведка бо­ем (разведать), ножка стула (ноженька), три окошка (окошечко).
Слова с орфограммами - гласными буквами: спешить, списать, слизать, слезать.
Слова с орфограммами - согласными буквами: пруд, прут, рот, род, ветка, разведка, ножка, окошко.
Упражнение 18 (19).Морфема - самая маленькая значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Корень, как в слове ставить школа
Приставка, как в слове пришел догнать
Суффикс, как в слове травка учебник
Окончание, как в слове звезд[а] шарик[]
Составлено слово приставка дошкольник

 


 

 Упражнение 19 (н).

1. упражнение-19
2.Орфограммы могут быть в любой морфеме: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Правописание безударных гласных в корне слова

Упражнение 20 (21,22).
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными) словами. Чтобы найти корень слова, надо по­добрать однокоренные (родственные) слова. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех одноко­ренных слов - это и есть корень.
20-упражнение
Упражнение 21 (23).
Удивительные цветы растут в нашем саду! Я так удивился, когда услышал, как она поет. Удивление на его лице было искренним. Диво дивное, чудо чудное.
Упражнение 22 (24). Ударение нужно ставить для того, что­бы показать, что в данном случае перед нами действительно ор­фограмма «Безударная гласная в корне» и что ее можно прове­рить с помощью проверочного слова, в котором на эту гласную падает ударение. Буква на месте орфограммы подчеркивается одной чертой, а та же буква в проверочном слове - двумя черта­ми.
Упражнение 23 (25).
23-упражнение
Упражнение 24 (26).
1.Первый способ, представленный здесь - проверять без­ударную гласную с помощью множественного числа этого же слова, а второй способ - подобрать такое однокоренное слово, в котором безударная гласная встала бы в ударное положение.
24--упражнение
Упражнение 25 (27).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 26 (28).Да, Лена права, так как в этом слове действительно два корня -вод-, но первый -вод- от слова вода, водный, а второй -вод- от слова водить, водит. Соединительная гласная о.
Упражнение 27 (29). Для того чтобы обозначить орфограмму «Непроверяемая без­ударная гласная в корне», нужно подчеркнуть буквы на месте орфограммы, поставить ударение, выделить корень и в скобках после данного слова указать, что его написание проверяется по словарю.
Упражнение 28 (30).

Безударные гласные в корне

проверяемые

непроверяемые

удивительный

помидор

ослепительный

комбайн

скрипач

агроном

          скрепить

капуста







Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю.
Упражнение 30 (32). Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за гори­зонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свали­лась...

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Небе′сных - не′бо, земле′й - зе′мли, горизо′нт - словарное сло­во. Свали′лась - ва′лится, грохо′чет - гро′хот, ворчит - словарное слово, роко′чет - ро′кот.
                             Правописание безударных гласных в приставках

Упражнение 31 (33).Оставить, обставить, отставить, доста­вить, поставить, подставить, проставить.
Заставить, наставить, надставить.
Переставить, предоставить.
С приставкой бес - (без-) нельзя образовать нового слова.
Упражнение 32 (34). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 33 (35). Ясный - объяснить.
Единый - объединить.
Ехать - объехать - подъехать - отъехать.
Езда - объездить - подъезд - отъезд.
Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающих­ся на согласную перед буквами я, ю, е, ё.
Упражнение 34 (37). Ответ см. в конце учебника. 

35-36-упражнение

 Правописание гласных и, а, у после шипящих

Упражнение 37 (40).В словах с орфограммой «Гласные и, а, у после шипящих» одной чертой выделяются сами гласные и, а, у, а двумя черта­ми - шипящие, стоящие перед ними.
Упражнение 38 (41). 1. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
2.И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золо­том огне. 3. Царь Салтан дивится чуду: «Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу».
После шипящих всегда пишутся гласные и, у, а.
Упражнение 39 (42). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 40 (43). Ответ см. в конце учебника.



Новости