ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                       Упражнение: 

Упражнение 41 (44).

41-упражнение

Правописание глухих и звонких согласных

Упражнение 42 (45).
        [к]            [т]         [с]               [ф]             [с]
1.Четверг, обед, тепловоз, коллектив, мороз.
       [п]            [п]           [ф]           [т]         [к]
2.Ошибка, робкий, травка, гладкий, когти.
        [ф]                [Ф]            [т]
3.Космонавт, автобус, футбол.
Проверочные слова:
1.Обед - обедать, тепловоз - тепловозы, коллектив - коллек­тивный, мороз- морозить.
2.Ошибка - ошибиться, робкий - робок, травка - травы, гладкий - гладок, когти - коготок.
3.А эти слова можно проверять только с помощью словаря.
Правило: для правильного написания сомнительной со­гласной необходимо изменить слово так, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед л, р,д/, н.

43-упражнение

 Правописание непроизносимых согласных

Упражнение 44 (47).Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 45 (48).4548
ненастный - ненастье, редкостный - редкость, властный - влас
ть, проездной - проезд, областной - область, завистливый - зависть, участливый - участие, тростник - тростинка.
         Правило: в слове могут оказаться рядом несколько со­гласных, одна из которых будет слышаться очень нечетко или вообще слышаться не будет.
         Чтобы не ошибаться в таких случаях, нужно подбирать про­верочные однокоренные слова, в которых эти согласные окажут­ся перед гласной или перед л, м, н, р.
         Во многих случаях сомнительные и непроизносимые соглас­ные нельзя проверить. Правописание таких слов определяется по орфографическому словарю и запоминается.
Упражнение 46 (49). Вкус - вкусный (проверочное), силос - силосный (провероч­ное), чудеса (проверочное) - чудесный, интерес - интересный (проверочное), сенокос - сенокосный (проверочное), ужас - ужасный (проверочное).
Правописание удвоенных согласных в корне
Упражнение 47 (50). Непроизносимые согласные: праздничный салют, счастливый билет, широкая лестница, удивительное чувство.
С произносимыми согласными: прекрасный город, чудесная квартира, интересное путешествие.
Упражнение 48 (51).Класс, коллектив, Россия, одиннадцать, пассажир, программа, суббота, суффикс, коллекция, шоссе, тонна, аллея, трасса.
Упражнение 49 (52).Рассказ , поддержка, оттенок, вводить.
4952
 Согласные в этих словах удвоенные, потому что приставка оканчивается на ту же букву, с которой начинается корень.
Упражнение 50 (53).

Орфограммы - согласные

глухие и звонкие на конце слов и пе­ред другими согласными

  непроизносимые

    удвоенные 

скобка

участник

сумма

беседка

чувствовать

орфограмма

приставка

лестница

рассказать

рекорд

агентство

оттащить

 Упражнение 51 (и). 1) «Проверяемая безударная гласная в корне слова»; 2) «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»; 3) «Безударные гласные в приставках»; 4) «Гласные и, а, у после шипящих»; 5) «Проверяемые согласные в корне слова»; 6)«Непроизносимые согласные в корне слова»; 7) «Удвоенные согласные в корне слова». 

Подобрать проверочное слово

1

5

6

Обратиться к словарю

2

7

 

 Для правильного написания слов с орфограммой «Безудар­ные гласные в приставках» достаточно запомнить приставки, с орфограммой «Гласные и, а, у после шипящих» - выучить пра­вило. В случае затруднения слова с этими орфограммами также можно проверить по словарю.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Самостоятельные части речи
Упражнение 53 (58).
Слово На какой вопрос
отвечает?
Что обозначает? Часть речи
Человек, стол кто? что? предмет существительное
Говорить, встать что делать? что сделать? действие предмета глагол
Подмосковный какой? чей? качество предмета прилагательное
Быстро, справа, завтра каким образом? признак наречие
Я, ты, они кто? указывает на предметы,
признаки, количество,
но не называет их
местоимение

 Упражнение 54 (59). Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
1.А.С. Пушкин. 2. В - предлог, и - союз. Они соединяют са­мостоятельные части речи.
Упражнение 55 (60). 1. Ничего не получилось, потому что указанные слова являются служебными частями речи и не несут никакого смысла без сочетания с самостоятельными частями речи. 2.Только самостоятельные части речи. 3.Предлог, союз, частица.
Упражнение 55 (с). Ель, дворцом, дом, белка, затейница - существительные.
Хрустальный, ручная - прилагательные.
Растет, живет - глаголы.
Перед, под - предлоги.
Упражнение 56 (61). 1. Холодильник. 2. Кактус. 
Служебные части речи: I. А - союз, в - предлог. 2. У - пред­лог, в - предлог, без - предлог, и - союз.
Упражнение 57 (62).Первая колонка - самостоятельные час­ти речи, а вторая - служебные части речи.

Имя существительное 

Упражнение 58 (63).1.1. Белка. 2. Ветер 3. Крот. 4. Ель. 5. Заяц. 6. Лиса.
2.Название дерева - береза.
Береза - имя существительное (ж.р., им.п.).
Им. пад.        что? береза
Род. пад.      чего? березы
Дат. пад.       чему? березе
Вин. пад.       что? березу
Тв. пад.         чем? березой
Предл. пад.   о чем? о березе
3.Зверь, сказка. Имена существительные в именительном па­деже отвечают на вопросы «кто? что?».
Упражнение 59 (н). 1. В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? что?» (учительница, клад, ель). Родительный па­деж отвечает на вопросы «кого? чего?» (учительницы, клада, ели). Дательный падеж отвечает на вопросы «кому? чему?» (учительнице, кладу, ели). Винительный падеж отвечает на во­просы «кого? что?» (учительницу, клад, ель). Творительный па­дежp отвечает на вопросы «кем? чем?» (учительницей, кладом, елью). Предложный падеж отвечает на вопросы «о ком? о чем?» (об учительнице, о кладе, о ели).
        2. Встречается (что?) черемуха - им.п., ед.ч.; не растут (что?) вишни - им.п., мн.ч.; нет (чего?) садов - род.п., мн.ч.; лакомятся (кто?) ребята - им.п., мн.ч.; лакомятся (чем?) ягодами - тв.п., мн.ч.; ягодами (чего? какими?) черемухи - род.п., ед.ч.; пекут (кто?) хозяйки - им.п., мн.ч.; пекут (что?) пироги - вин.п., мн.ч.; пироги (с чем? какие?) с начинкой - тв.п., ед.ч.
Упражнение 60 (н). Имена существительные делятся на три склонения. Склонение определяется по форме существительного в именительном падеже и единственном числе, при этом учиты­ваются два признака: род существительного и его окончание. Если перед нами существительное женского или мужского рода с окончанием -а (-я), го оно относится к I-му склонению. Если же существительное мужского рода с нулевым окончанием или среднего рода с окончанием -о(-е), то оно относится ко 2-му склонению. Если же данное существительное женского рода с нулевым окончанием, то его следует отнести к 3-му склонению.
Упражнение 61 (н). 2. Человек[] (м.р.) - 2-е скл.; смысл[] (м.р.) - 2-е скл.; цель[] (ж.р.) - 3-е скл.; жизнь[] (ж.р.) - 3-е скл.; слов[о] (ср.р.) - 2-е скл.; дорог[а] (ж.р.) - 1-е скл.; сердц[е] (ср.р.) - 2-е скл.; песн[я] (ж.р.) - 1-е скл.; начал[о] (ср.р.) - 2-е скл.; знакомств[o] (ср.р.) - 2-е скл.; ребенок[] (м.р.) - 2-е скл.; музык[a] (ж.р.) -1-е скл.
Упражнение 62 (66,67).

Падеж

Вопросы

1-е

склонение

2-е

склонение

3-е

склонение

Примеры

Родительный

кого?
чего?

-и (-ы)

-а (-я)

дороги
стекла
мыши

Дательный

кому?
чему?

-у (-ю)

дороге
стеклу
мыши

Предложный

о ком?
о чем?

о дороге
о стекле
о мыши

 1.Грибы выросли возле моей заветной тропинки. 2. Гаврик посмотрел, нет ли кого-нибудь на тропинке. 3. По заснеженной зимней улице шел солдат. 4. В глубине пустынной улицы пока­зался высокий человек. 5. Ночевала тучка золотая на груди уте- са-великана. 1 .Морфологический разбор:
(по) дорог[е]- ж. р., 1-е скл., ед. ч., дат. п.
(к) праздник[у] - м. р., 2-е скл., ед. ч., дат. п.
(в) тетрад[и]- ж. р., 3-е скл., мн. ч., вин. п.
2.Окончание служит для выражения морфологических при­знаков существительных.
Тучка.
Упражнение 63 (68).

Падеж Вопросы   Слова  
Именительный падеж кто?
что?
библиотека
библиотеки
каталог
каталоги
тетрадь
тетради
Родительный падеж кого?
чего?
библиотеки
библиотек 

каталога
каталогов
тетради
тетрадей
Дательный падеж кому?
чему
библиотеке
библиотекам
каталогу
каталогам
тетради
тетрадям
Винительный падеж кого?
что?
библиотеку
библиотеки
каталог
каталоги
тетрадь
тетради
Творительный падеж кем?
чем?
библиотекой
библиотеками
каталогом
каталогами
тетрадью
тетрадями
Предложный падеж о ком?
очем?
о библиотеке
о библиотеках
о каталоге
о каталогах
о тетради
о тетрадях

 Упражнение 64 (69, 70). Петь от радости (3-е скл., род. п.), ра­доваться удаче (1-е скл., дат. п.), не бояться трудностей (3-е скл.,род. п.), приехать к подруге (1-е скл., дат. п.), идти без косынки (1-е скл., род. п.).
       Петь от счастья (2-е скл., род. п.), радоваться удачливости (3-е скл., дат. п.), не бояться преграды (1-е скл., род. п.), приехать к при­ятелю (2-е скл., дат. п.), идти без шали (3-е скл., род. п.).
Упражнение 64 (с). Для того чтобы определить склонение, нужно поставить существительное в именительный падеж един­ственного числа и посмотреть, на что оно оканчивается.
&nbspБыстро, справа, завтраcolor: black;text-indent: 0cm; line-height: 8.8pt; text-align: center;span style=;    Если существительное мужского или женского рода оканчива­ется на -а, -я, то это первое склонение (дорога, красота, Вася).
     Если существительное мужского рода с нулевым окончанием (дом, заяц) или среднего с окончанием на -о, -е, то это второе, склонение (стекло, солнце).
     Если существительное женского рода и оканчивается на мяг­кий знак, то это третье склонение (мышь).
Упражнение 65 (67). 1. (К) сердц[у] - ср.р., 2-е скл., в ед.ч., дат.п.; (с) музык[ой] - ж.р., 1-е скл., в ед.ч., тв.п.; (в) лес[ax] - м.р.,2-е скл., во мн.ч., пр.п.; (из-за) метел[и] - ж.р., 3-е скл., в ед.ч., род.п.
     2. Для выражения морфологических признаков существи­тельных служит окончание.
Упражнение 65 (с). Лес (2-е скл.), листва (1-е скл.), день (2-е скл.), ветер (2-е скл.), осень (3-е скл.), погода (1-е скл.), куртка (1-е скл.), сапог (2-е скл.), ружье (2-е скл.), охота (1-е скл.), тро­пинка (1-е скл.), березка (1-е скл.), дубок (2-е скл.), осинка (1-е скл.), куст (2-е скл.), орешник (2-е скл.), тишина (1-е скл.), птица (1-е скл.), шорох (2-е скл.), лист (2-е скл.), земля (1-е скл.), же­лудь (2-е скл.).
Упражнение 66 (71). 1. Вилась (по ч е м у? г д е?) по отвес­ной круче (I-е скл., дат. п., ед. ч.)
2.Спустился (с ч е г о? о т к у д а?) с кручи (1-е скл., род. п., ед. ч.)
3.Стоял (на ч е м? г д е?) на круче (1-е скл., предл. п., ед. ч.)
4.Дремлют (у ч е г о? г д е?) у опушки 1-е скл., дат. п., ед. ч.)
5.Слышались (на ч е м? г д е?) на опушке (1-е скл., предл. п., ед. ч.)
Упражнение-6671
Упражнение 67 (72). 1. Жить (г д е?) в Новосибирске (предл. п.), в Смоленске (предл. п.), в Воронеже (предл. п.), в Перми (предл. п.), в Костроме (предл. п.), в Вологде (предл. п.).
Выехать (откуда?) из Казани (род. п.), из Астрахани (род. п.), из Рязани (род. п.), из Тулы (род. п.), из Кемерово (род. п.).
      2.Он выезжает завтра из Тулы и привезет нам пряники. К сожалению, они не будут больше жить в Новосибирске, потому что хотят переехать в Москву.
Упражнение 68 (73). 1. Не бросай друга в несчастье. (2-е скл.) 2. Проверяй друга в минуту опасности. (3-е скл.). 3. Азбу­ка - к мудрости (3-е скл.) ступенька . 4. По наружности (3-е скл.) о человеке (2-е скл.) не суди.
Упражнение 69 (74). Прекрасная речь (3-е скл.), солнечный луч (2-е скл.), верный товарищ (2-е скл.), лесной шалаш (2-е скл.), аккуратный чертеж (2-е скл.), темная полночь (3-е скл.), веселый богач (2-е скл.), важная вещь (3-е скл.), современная молодежь (3-е скл.), заточенный карандаш (2-е скл.), старинный ключ (2-е скл.), антикварная брошь (3-е скл.), непрекращающаяся дрожь (3-е скл.), своевременная помощь (3-е скл.).
Упражнение 70 (75). Не видел сегодня туч, решала много за­дач, хочу новых телепередач, желаю всевозможных удач, интересных вам встреч, развесили несколько новых афиш, оставили пару грязных галош, в нашей области много рощ.



Новости