Упражнение 311 (317).
1.Птицы - наши друзья и неутомимые помо′щники (по′мощь). 2. Они уничтожа′ют (ничто′жно) вреди′телей (вре′д) сада, леса, служат санитарами в природе. 3. Береги′те (бе′режно, бере′чь) птиц, ребята!
Помощники - [памошники]. [п] - согласный, глухой, твердый. [а] - гласный, безударный, [м] - согласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный, [ш] - согласный, глухой, твердый, [н] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный. [к] - согласный, глухой, мягкий, [и]- гласный, безударный.
Предложения с вводными словами
Упражнение 312 (318). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 313 (319). 1)Предложения с вводными словами, выражающими уверенность говорящего: 1. Липа, несомненно, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев. В клетках воробьев, разумеется, не держат.
2)Предложения с вводными словами, выражающими неуверенность: 2. В русских наших лесах, пожалуй нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. 3. Не все из вас, быть может, видели лесную калину. 5. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
(Что делают?) держат - глагол, начальная форма (что делать?) держать, II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-го л., мн.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Видели - видеть - гласная перед суффиксом -л в глаголе.
Упражнение 314 (320).
Эти вводные слова означают полную уверенность.
Вася был, бесспорно, самым лучшим учеником в классе. Они, конечно, знали, кто взял вещи. Директор, несомненно, знает, что делать в кризисной ситуации. Безусловно, вы правы.
Упражнение 316(322).
Очевидно, завтра будет солнечный день. Мама сегодня, по-видимому, задержится на работе. Я завтра не смогу с вами встретиться, к сожалению.
Упражнение 317 (323).
И так день за днём готовили Альку в далёкий путь.
глагол суш. суш. гл. прил. сущ. сущ.
Шили штаны, рубахи, вязали тёплые чулки, варежки.
И давно, пожалуй, (неполная уверенность) можно было бы отправляться Альке в поход, ло тут наступила лютcolor: black;ая зима. А при таком морозе, конечно, (полная уверенность) недолго схватить и насморк, или простуду, и Алька терпеливо ждал тёплого солнца.
(Предложение простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями.)
(Ч т о?) насморк - существительное, в начальной форме, нарицательное, неодушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед.ч., вин.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
(К а к?) терпеливо - наречие, неизменяемое слово; в предложении выполняет функции обстоятельства.
Упражнение 318(324)
Предложения различаются по следующим признакам: во-первых, по цели высказывания; во-вторых, по эмоциональной окраске. В-третьих, по числу грамматических основ; в-четвертых, по наличию второстепенных членов. Наконец, по наличию однородных членов, обращений, вводных слов.
Упражнение 319 (325).
Нужны ли тебе дорожные знаки? По-моему, нужны. Во-первых, все мы пешеходы. Во-вторых, у тебя, наверное, есть велосипед. И наконец, многое ещё впереди: может быть, ты, когда подрастёшь, сядешь за руль мотоцикла или автомобиля.
пр мест гл. сущ.
Во-вторых, у тебя, наверное, есть велосипед.
(Простое, распространенное, повествовательное, невоскли- цатедьное, осложнено вводными словами.)
Упражнение 320 (326).
Обращения: зеркальце, царица.
Вводное слово: конечно.
На письме обращения и вводные слова выделяются запятыми.
Упражнение 321 (327). 1.Ты, вероятно, знаешь, что сначала надо понять и выучить правило, а потом потренироваться в его применении? 2. Когда пишешь диктант, надо, во-первых, внимательно слушать, во-вторых, стараться запоминать предложение целиком или большими частями, в-третьих вдумываться в значения слов и предложений, в-четвертых, находить и проверять орфограммы и пунктограммы. 3. Внимательное, осмысленное чтение, конечно, повышает грамотность человека, его куль- туру и развитие.
Сначала - наречие, словарное слово.
Мягкий знак в окончании глагола 2-го л., ед.ч.
Глаголы с - тся и ться.
Безударная гласная в личном окончании глагола.
Упражнение 322 (328). 1.В конце повествовательного предложения ставится точка, вопросительного - знак вопроса. Вводное слово выделяется запятыми.
2.Вероятно, не знаешь, выдаю′щемся, русском, во-первых, языкове′де, превосхо′дном, учи′телем, во-вторых, а′втором, в-третьих, со′здал, преподава′нии, си′нтаксис, на′учном, освеще′нии.
Сложное предложение
Упражнение 323 (329).Ответ см. в конце учебника.
Упражнение324 (330). Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь, обогнать друг друга.
Сложные предложения:
1.Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
[ — ==],[== —].
4.Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью.
[== —], и[— ==]
5.На нём был праздничный кафтан; он вёл Му-Му на верёвке.
[==—], и [—==].
1.Простые предложения в составе сложного могут быть связаны союзом и (предложение 4), запятой (предложение 1), точкой с запятой (предложение 5). Поэтому сложные предложения по средствам связи можно подразделить на союзные и бессоюзные.
2.Союз и может быть сигналом двух разных пунктограмм (см. предложение 4). Он может соединять простые предложения в составе сложного и соединять однородные члены предложения.
Упражнение 326 (332). 1.Он полз бесшумно, пока ветки не ударили его по лицу. Он ощупал их и нашёл на них иглы. Направо он нащупал другие кусты. Они были выше и росли реже, и кора у них была гладкая. 2. И старший лейтенант Шершавин начал снова жить. Он слышит, он видит, он ТРУДИТСЯ.
Союзные сложные предложения:
Они были выше и росли реже, и кора у них была гладкая.
[—==и=],и[—=].
Бессоюзные сложные предложения:
Он полз бесшумно, пока ветки не ударили его по лицу.
[—==], [— ==].
Он слышит, он видит, он трудится.
[—==],[—==],[—==].
(Что делает?)слышит - глагол, начальная форма -(что делать?) слышать, II спр., 4 гл. на -ать, употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет роль сказуемого.
(Что делает?)видит - глагол, начальная форма -(что делать?) видеть, II спр., 7 гл. на -еть, употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет функции сказуемого.
Трудится - трудиться, II спр., что делает?
Он ощупал их и нашёл на них иглы. (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые ощупал, нашёл не разделяются запятой, потому что они являются однородными и соединены союзом и.)
Упражнение 327 (333). 1.Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст. 2. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.
3.Девочка посмотрела вслед улетающей ласточке, и слезы закапали у неё из глаз.
Первое предложение является сложноподчиненным, потому что от одной его части к другой можно поставить вопрос о чем?. Второе и третье предложения являются сложносочиненными, поскольку их простые предложения в составе сложного могут существовать самостоятельно друг от друга.
Всле′д - сле′ды. улета′ющей - полё′т, ласточке - ж.р., 1-е скл., дат. п.
При написании этих слов могут возникнуть трудности. Орфограммы в этих словах разные, таким образом мы повторяем несколько правил.
Упражнение 328 (334).Первая схема - первое предложение.
Вторая схема - третье предложение.
1.Оба предложения сложные союзные - общий признак.
2.В первом предложении союз как, а в третьем союз и - отличие.
Упражнение 329 (335). Простые предложения: 2. Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
Бессоюзные сложные предложения: 6. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
Сложносочиненные: 3. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе перед розовым кусточком лежала Му-му и тщательно грызла кость. 4. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся. 5. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине.
Сложноподчиненные: 1. Он ешё не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
(К а к? К у д а?) вперёд - наречие неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
(На) родине - существительное, начальная форма - (что?) родина, нарицательные, неодушевленные; ж.р., 1-е скл.;.употреблено в форме ед.ч., пр.п.; в предложении выполняет роль обстоятельства.
Упражнение 330 (336). Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ это простое предложение.)
Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (он шел - основа, распахнулась грудь - основа и глаза устремились - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение относится к бессоюзным предложениям.)
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (все посмотрели - основа, никто не улыбнулся - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом но.)
Он ещё не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (он не помнил - основа, она не дождалась - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом чтобы.)