ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 311 (317).

1.Птицы - наши друзья и неутомимые помо′щники (по′мощь). 2. Они уничтожа′ют (ничто′жно) вреди′телей (вре′д) сада, леса, служат санитарами в природе. 3. Береги′те (бе′режно, бере′чь) птиц, ребята!

Помощники - [памошники]. [п] - согласный, глухой, твер­дый. [а] - гласный, безударный, [м] - согласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный, [ш] - согласный, глухой, твердый, [н] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, без­ударный. [к] - согласный, глухой, мягкий, [и]- гласный, без­ударный.

 упражнение-311

 

Предложения с вводными словами

Упражнение 312 (318). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 313 (319). 1)Предложения с вводными словами, выражающими уве­ренность говорящего: 1. Липа, несомненно, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев. В клетках воробьев, разумеется, не держат.
2)Предложения с вводными словами, выражающими не­уверенность: 2. В русских наших лесах,  пожалуй нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. 3. Не все из вас, быть может, видели лесную калину. 5. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
       (Что делают?) держат - глагол, начальная форма (что делать?) держать, II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-го л., мн.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Видели - видеть - гласная перед суффиксом -л в глаголе.
Упражнение 314 (320). 
Эти вводные слова означают полную уверенность.
Вася был, бесспорно, самым лучшим учеником в классе. Они, конечно, знали, кто взял вещи. Директор, несомненно, знает, что делать в кризисной ситуации. Безусловно, вы правы.
Упражнение 316(322).
Очевидно, завтра будет солнечный день. Мама сегодня, по-видимому, задержится на работе. Я завтра не смогу с вами встретиться, к сожалению.
Упражнение 317 (323).
И так день за днём готовили Альку в далёкий путь.
 глагол суш.   суш.       гл.         прил.    сущ.    сущ.
Шили штаны, рубахи, вязали тёплые чулкиварежки.
   И давно, пожалуй, (неполная уверенность) можно было бы отправляться Альке в поход, ло тут наступила лютcolor: black;ая зима. А при таком морозе, конечно, (полная уверенность) недолго схва­тить и насморк, или простуду, и Алька терпеливо ждал тёплого солнца.
     (Предложение простое, распространенное, повествова­тельное, невосклицательное, осложнено однородными ска­зуемыми и дополнениями.)
      (Ч т о?) насморк - существительное, в начальной форме, на­рицательное, неодушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед.ч., вин.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
     (К а к?) терпеливо - наречие, неизменяемое слово; в пред­ложении выполняет функции обстоятельства.
Упражнение 318(324)
     Предложения различаются по следующим признакам: во-первых, по цели высказывания; во-вторых, по эмоциональной окраске. В-третьих, по числу грамматических основ; в-четвертых, по наличию второстепенных членов. Наконец, по наличию однородных членов, обращений, вводных слов.
Упражнение 319 (325).
 Нужны ли тебе дорожные знаки? По-моему, нужны. Во-первых, все мы пешеходы. Во-вторых, у тебя, навер­ное, есть велосипед. И наконец, многое ещё впереди: мо­жет быть, ты, когда подрастёшь, сядешь за руль мотоцик­ла или автомобиля.
                     пр  мест                гл.     сущ.
Во-вторых, у тебя, наверное, есть велосипед.
         (Простое, распространенное, повествовательное, невоскли- цатедьное, осложнено вводными словами.)

упражнение-319
Упражнение 320 (326).
Обращения: зеркальце, царица.
Вводное слово: конечно.
На письме обращения и вводные слова выделяются запя­тыми.

Упражнение 321 (327). 
1.Ты, вероятно, знаешь, что сначала надо понять и выучить правило, а потом потренироваться в его применении? 2. Ко­гда пишешь диктант, надо, во-первых, внимательно слушать, во-вторых, стараться запоминать предложение целиком или большими частями, в-третьих вдумываться в значения слов и предложений, в-четвертых, находить и проверять орфо­граммы и пунктограммы. 3. Внимательное, осмысленное чтение, конечно, повышает грамотность человека, его куль- туру и развитие.

Сначала - наречие, словарное слово.
Мягкий знак в окончании глагола 2-го л., ед.ч.
Глаголы с - тся и ться.
Безударная гласная в личном окончании глагола.

Упражнение 322 (328). 1.В конце повествовательного предложения ставится точ­ка, вопросительного - знак вопроса. Вводное слово выделяет­ся запятыми.
2.Вероятно, не знаешь, выдаю′щемся, русском, во-первых, языкове′де, превосхо′дном, учи′телем, во-вторых, а′втором, в-третьих, со′здал, преподава′нии, си′нтаксис, на′учном, освеще′­нии.

Сложное предложение


Упражнение 323 (329).Ответ см. в конце учебника.
Упражнение324 (330)Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к све­ту, стараясь, обогнать друг друга.
Упражнение-324 

Простые предложения в составе сложного могут соеди­няться союзами. На письме простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Упражнение 325 (331). 
Простые предложения:
2.Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него нина шаг.
Упражнение-325
3.
Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но лю­била одного Герасима.
[— =, = , но ==].

Сложные предложения:
1.Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
[ — ==],[== —].
4.Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, на­конец, к городскому житью.
[== —], и[— ==]
5.На нём был праздничный кафтан; он вёл Му-Му на ве­рёвке.
[==—], и [—==].
1.Простые предложения в составе сложного могут быть связаны союзом и (предложение 4), запятой (предложение 1), точкой с запятой (предложение 5). Поэтому сложные предло­жения по средствам связи можно подразделить на союзные и бессоюзные.
2.Союз и может быть сигналом двух разных пунктограмм (см. предложение 4). Он может соединять простые предложе­ния в составе сложного и соединять однородные члены пред­ложения.

Упражнение 326 (332). 1.Он полз бесшумно, пока ветки не ударили его по лицу. Он ощупал их и нашёл на них иглы. Направо он нащупал другие кусты. Они были выше и росли реже, и кора у них была глад­кая. 2. И старший лейтенант Шершавин начал снова жить. Он слышит, он видит, он ТРУДИТСЯ.
Союзные сложные предложения:
Они были выше и росли реже, и кора у них была глад­кая.
[—==и=],и[—=].
Бессоюзные сложные предложения:
Он полз бесшумно, пока ветки не ударили его по лицу.
[—==], [— ==].
Он слышит, он видит, он трудится.
[==],[==],[==]. 

(Что делает?)слышит - глагол, начальная форма -(что делать?) слышать, II спр., 4 гл. на -ать, употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет роль сказуемого.

(Что делает?)видит - глагол, начальная форма -(что делать?) видеть, II спр., 7 гл. на -еть, употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет функции ска­зуемого.
Трудится - трудиться, II спр., что делает?

Он ощупал их и нашёл на них иглы. (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, не­восклицательное. Сказуемые ощупал, нашёл не разделяются запятой, потому что они являются однородными и соединены союзом и.)

Упражнение 327 (333)
1.Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила се­бе крыло о терновый куст. 2. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.
3.Девочка посмотрела вслед улетающей ласточке, и слезы закапали у неё из глаз.

Первое предложение является сложноподчиненным, пото­му что от одной его части к другой можно поставить вопрос о чем?. Второе и третье предложения являются сложносочи­ненными, поскольку их простые предложения в составе сложного могут существовать самостоятельно друг от друга.
Всле′д - сле′ды. улета′ющей - полё′т, ласточке - ж.р., 1-е скл., дат. п.
При написании этих слов могут возникнуть трудности. Орфограммы в этих словах разные, таким образом мы повто­ряем несколько правил.

Упражнение 328 (334).Первая схема - первое предложение.
Вторая схема - третье предложение.
1.Оба предложения сложные союзные - общий признак.
2.В первом предложении союз как, а в третьем союз и - отличие.

Упражнение 329 (335). Простые предложения: 2. Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
     Бессоюзные сложные предложения: 6. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
     Сложносочиненные: 3. Перед окном был разбит палисад­ник, и на самой средней клумбе перед розовым кусточком ле­жала Му-му и тщательно грызла кость. 4. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся. 5. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине.
   Сложноподчиненные: 1. Он ешё не помнил, чтобы она ко­гда-нибудь не дождалась его возвращения.
(К а к? К у д а?) вперёд - наречие неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
   (На) родине - существительное, начальная форма - (что?) родина, нарицательные, неодушевленные; ж.р., 1-е скл.;.упот­реблено в форме ед.ч., пр.п.; в предложении выполняет роль обстоятельства.

Упражнение 330 (336)Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
(1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невос­клицательное. 3. По числу грамматических основ это простое предложение.)
     Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
(1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невос­клицательное. 3. По числу грамматических основ оно отно­сится к сложным предложениям (он шел - основа, распахну­лась грудь - основа и глаза устремились - основа). 4. По сред­ствам связи простых предложений в составе сложного это предложение относится к бессоюзным предложениям.)
     Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
(1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невос­клицательное. 3. По числу грамматических основ оно отно­сится к сложным предложениям (все посмотрели - основа, никто не улыбнулся - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом но.)
       Он ещё не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
(1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невос­клицательное. 3. По числу грамматических основ оно отно­сится к сложным предложениям (он не помнил - основа, она не дождалась - основа). 4. По средствам связи простых предло­жений в составе сложного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом чтобы.)



Новости