ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 331 (337). 1.По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
[==], и [==].
2.Шел крупный, пушистый снег и красил в бел/spanое мосто­вую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
Упражнение-331
3.Путешествие утомило Каштанку, уши и лапы её озябли, и к тому же ещё она была ужасно голодна.
Упражнение-331-2

Когда снег совсем облепил её спину и голову, вдруг подъ­ездная дверь щёлкнула и ударила её по боку. (В конце предло­жения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, не­восклицательное. Предложение сложное бессоюзное, простые предложения в составе сложного разделены запятой. Сказуемые щелкнула, ударит разделяются запятой, потому что они явля­ются однородными и между ними нет союза и. Дополнения спину и голову не разделяются запятой, поскольку хоть они и яв­ляются однородными, но между ними есть союз и.)

Упражнение 332 (338). 1.Между камнями бурлила вода. Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде. 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.
   1.Между камнями бурлила вода. (Мысль закончена.) Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде - (Логическая связь дейст­вий выделена в отдельное предложение. Предложение - сложное бессоюзное.) 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой. - (По смыслу, интонационно и с точки зрения грамматики - это сложнопод­чиненное предложение с союзом который.)
Не успел - частица не с глаголами пишется раздельно.
Упражнение-332 

(Где?) вдали - наречие, неизменяемое слово, в предложе­нии является обстоятельством.

Упражнение 333 (339).Данные высказывания объединены темой могущества слова.

Упражнение 334 (340). 1.В воскресенье мы собираемся на каток, поэтому уро­ки надо приготовить в субботу. В воскресенье мы собира­емся на каток, хотя о времени сбора ещё не договорились.

   2.Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, но уже всё пони­мает и слушается старших. Моя сестрёнка ещё совсем ма­ленькая, поэтому оставлять её одну в квартире нельзя.

Упражнение 335 (341). Простые.
1.В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшегочтеца и рассказчика.
2.Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя.
3.Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой.
Сложные.
1.В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я собираюсь в нем участвовать.
2.Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники, и мы им за это очень благодарны.
3.Победитель конкурса будет отмечен книгой, и я собираюсь ее получить.

Упражнение 336 (342). Ученик отвечал на вопрос о синтаксическом разборе слож­ного предложения.

При синтакси′ческом разборе сложного предложения нужно ука­зать, какое это предложение, во-первых, по цели высказывания, во-вторых, по эмоциональной окраске, в-третьих, по числу грамматических основ, в-четвертых, по средствам связи про­стых предложений в составе сложного.           
     При синтакси′ческом (си′нтаксис) разборе сложного (как|ого|?) предложе′ния (предло′г) нужно указа′ть (ука′зка), какое это пред­ложение, во-первых, по цели (ж.р., 3-е скл., дат.п.) высказывания, во-вторы′х (вто′рник), по  эмоциона′льной (эмо′ции) окраске (ж.р., 1- е скл., тв.п.), в-третьих, по числу′ (чи′сла) грамматических (грамма′тика) осно′в (осно′вы). в-четвё′ртых (че′тверть), по средст­вам связи просты′х (про′ст) предложений в составе (м.р., 2-е скл., пр.п.) сложного.
Вводные слова выделяются запятыми.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
     Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
1.По цели высказывания это повествовательное предло­жение.
2.По эмоциональной окраске это предложение невоскли­цательное.
3.По числу грамматических основ оно относится к слож­ным предложениям (все посмотрели - основа, никто не улыб­нулся - основа).
4.По средствам связи простых предложений в составе сложного это' предложение является союзным сложносочи­ненным предложением с союзом но.

Упражнение 337 (343). 1. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое представлены существительными в именительном падеже, поэтому - тире.
    2.Простое предложение с обобщающим словом при одно­родных членах, поэтому после обобщающего слова ставится двоеточие, а между однородными членами - запятые.
    3.Сложное’предложение с однородными сказуемыми, по­этому запятые, бессоюзное, поэтому запятая между простыми предложениями и однородными членами, соединенными сою­зом но, поэтому запятая перед но.
    4.Сложное бессоюзное предложение, поэтому запятая ме­жду простыми предложениями, осложненное вводным словом, которое на письме выделяется запятыми.
    5.Вопросительное предложение, поэтому знак вопроса, простое, но осложнено обращением, которое выделяется запя­тыми.

Упражнение 338 (344). На территории лагеря находился большой и красивый клуб. В нем была библиотека, комната для спортивных заня­тий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и по­казывали кинофильмы.

Упражнение 339 (346). 1.Я посадила цветы, которые цветут все лето.  
[— =], (которые =).
 (По цели высказывания это повествовательное предложе­ние. По эмоциональной окраске это предложение невосклица­тельное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (я посадила - основа, цветут - осно­ва). По средствам связи простых предложений в составе слож­ного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом которые.)
      2.Дубн был стар, и его ствол был могуч.
        [— =],и [—=].
(По цели высказывания это повествовательное предложе­ние. По эмоциональной окраске это предложение невосклица­тельное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (дуб был стар - основа, ствол был могуч - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным слож­носочиненным предложением с союзом и.
     3.Ребята! Давайте жить дружно и никогда не ссориться.
(По цели высказывания это предложение является побуди­тельным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым предло­жениям. Предложение осложнено восклицательным обращени­ем и однородными сказуемыми давайте жить и не ссориться, которые не разделяются запятой, потому что между ними есть союз и.)
[О! = и =].

Упражнение 340 (347).1.Какое предложение называется сложным?
2.Как можно подразделить сложные предложения по сред­ствам связи простых предложений в составе сложного?
3.Какие бывают сложные союзные предложения?
4.Как распознать сложносочиненное предложение?
5.Как распознать сложноподчиненное предложение?
6.Какие пунктограммы, по этой теме, ты знаешь?

Предложения с прямой речью.

Диалог

Упражнение 341 (348).А: «П». - первое предложение.
А: «П?!» - второе предложение.
«П», - а. - третье предложение.
«П?!» - а. - четвертое и пятое предложения.
1.Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (слова автора): «Тайное всегда становится явным». (Прямая речь.)
  «А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание», (прямая речь) - объяснила мама, (слова автора)
   2.Глаголы «говорения»: сказала, спросил, объяснила, от­ветил. В четвертом предложении их нет.

Упражнение 342 (349). Между частями предложения более четкая пауза, а голос по­вышается к концу чужой речи при употреблении прямой речи (левая колонка).
1.Прохожий спросил: «Который час?»
А: «П?»
2.«Что это строится напротив вашего дома?» — полюбо­пытствовала гостья.
«П?» - а.
3.«Когда ты идёшь на репетицию?»/span — поинтересовалась мама.
«П?» - а.

Упражнение 343 (350).1.«Доброе утро, сестричка!» - слышится из соседней ком­наты. «П!»-а.
2.«Тише. Бабушка,кажется спит», - шепчет мама. «П», — а.
3.«Внученька, ты сегодня поздно придёшь?» — беспоко­ится бабушка. «П?» - а.
4.Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста, завтра в семь". А: «П».
Слышится - слышать, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Ше′пчет- шептать, I спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Беспокоится - беспокоить, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Попроси′л - про′сить, II спр, прош. вр., ед. ч., м. р.

Упражнение 344 (351). 1.Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
2.Руководитель группы чётко отдал приказ: «Начинайте эксперимент».
3.Девочка бормотала виновато: «Прости, я нечаянно».
4.Зал восторженно кричал: «Браво! Бис!»
5.Подруга спросила: «Можно я возьму твою книгу?»
    Сказа′л (ска′жет), отдал (приставка от-), бормота′ла (бормо′чет), крича′л (кри′к), спроси′ла (про′сит).

Упражнение 345 (352). «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», - подумала Женя. .«П», - а.
     «Стой, сумасшедшая собака!» - крикнул Тимур.
     «П!»-а.
     «Женя, откуда у тебя на плече царапина?» - недовольно спро­сила Ольга.
     «П?» - а.
     «Ты Тимур?» - недоверчиво воскликнула Женя.
     «П?» - а.
    Тогда он подошел к ней, взял за руку и ответил: «Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».
     А: «П».
     А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная де­вица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи».
      А: «П».

Упражнение 345 (с). Один раз мы с мамой пошли в лес, там было очень красиво: таял последний снег, текли ручейки, на деревьях набухали поч­ки. Я увидела, что валяется веточка, взяла её, принесла домой и поставила в вазочку с водой. Ветка долго не распускалась, и ма­ма хотела её выкинуть, но я не позволила, а через несколько дней у неё появились листочки. Когда ветка пустит корешки, я посажу её возле дома и буду за ней ухаживать.

Упражнение 347 (354). С любовью и нежностью обращался А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне (слова автора): «Подруга дней моих су­ровых, голубка дряхлая моя!» (прямая речь) 2. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством (слова автора): « Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завы­ваньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (прямая речь)
      С   любовью и нежностью обращался А. С. Пушкин к своей (сво′й) няне Арине Родионовне: «Подруга дней мои′х (мо′й) суро­вых, голу′бка (го′луби), (какая?) дряхлая моя!».
     «Голубка дряхлая моя», «моя старушка», «мой друг» - об­ращения - выделяются запятыми.

Упражнение 348 (355). Эти высказывания объединяет мысль, что поставленной цели необходимо добиваться, несмотря на трудности.
     1.Однажды летчик-космонавт Леонов пожелал школьни­кам: «Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите боль­шую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и про­исходит рождение человека».
         2.В. Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим чело­веком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодо­ление трудностей возвышает человека».

Упражнение 349 (356). Во многих школах проходят олимпиады по родному язы­ку. К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы. Специально созданная комиссия определяет победителей. Их поздравляют, награж­дают, премируют.
     Как приятно услышать: «Поздравляем с победой! Желаем и дальше успешно овладевать богатствами родного языка!»
     И - сочинительный союз; соединяет однородные допол­нения.
Выставки - ста′вить, вы′ставок.
     К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые продумы­ваются, оформляются, предлагаются разделяются запятой, потому что они являются однородными. Дополнения вопросы и задания не разделяются запятой потому что они являются однородными и между ними есть союз и. Дополнения вы­ставки, стенды, журналы, разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и. Предложение осложнено обобщающим словом работа, после которого ставится двоеточие.)

Упражнение 350 (357). В этом диалоге участвуют принцесса и учитель. Этот диалог учит вдумчивому отношению к письму, в частности, где поставить запятую/span в предложении «Казнить нельзя по­миловать».
«Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величест­во!» - сказал учитель.
К реплике пришлось подобрать слова автора.



Новости