Упражнение 351 (358). Основная мысль стихотворения - вежливость. Стихотворение учит внимательности и вежливости.
В этом стихотворении использованы повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения, поэтому в конце предложений мы видим точки, вопросительные и восклицательные знаки.
Еж - м. р., не 3-е скл.
Дрожь - ж. р., 3-е скл.
Упражнение 354 (361). Повествовательное невосклицательное. А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная девица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи»
Восклицательное. «Целый!» - ежик произнес.
Вопросительное. «Женя, откуда у тебя на плече царапина?» - недовольно спросила Ольга.
Побудительное. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста, завтра в семь».
Простое. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
Сложное. «А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание», - объяснила мама.
С однородными членами. «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», - подумала Женя.
С вводным словом. «Тише. Бабушка, кажется, спит», — шепчет мама.
Несколько предложений. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?»
Упражнение 355 (362). Это задание нам помогут выполнить выделенные слова в правой части страниц.
Синтаксис, пунктуация, интонация, предложение, пунктограмма, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, обращение, вводные слова, сочинительное словосочетание, подчинительное словосочетание, синтаксический разбор.
Повторим изученное в разделе
«Синтаксис и пунктуация»
Упражнение 356 (363).
Я дом рисовал, Но лес не шумел,
Рисовал в доме печку, И река не текла,
И лес рисовал, И печка совсем
И овраги, Не давала тепла.
И речку.
1.Дом - доме, река - речка. Роль этих слов в тексте разная, потому что во втором предложении слово река - подлежащее, а в первом дополнение.
3.Изучая текст, можно повторить правописание суффикссов, окончаний существительных, правописание частицы не с глаголами, безударную гласную в корне, гласные после шипящих.
Упражнение 357 (364). Наш ручей сковал мороз. Холодно стало в лесу. Ветер свищет в голых деревьях.
В первом предложении подлежащее находится с помощью вопроса, поставленного от сказуемого.
Упражнение 358 (365). «Конек-горбунок» П.П. Ершова.
Тире во второй строке второго отрывка выделяет слова автора внутри прямой речи.
Тире во второй строке третьего отрывка - подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже.
Нам известны следующие случаи употребления тире: тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительными; тире перед обобщающим словом при однородных членах; тире в предложениях с прямой речью и диалоге.
Упражнение 359 (366). 1.Баловать кого-то, баловаться самому.
Бабушки очень любят баловать своих внуков. Нельзя баловаться в общественном месте.
2.Мы употребили для ответа повествовательное и побудительное предложения, по эмоциональной окраске они являются невосклицательными.
3.Этот ряд слов позволяет проследить изменение и развитие, которое претерпевает слово.
Упражнение 360 (367).
Мы резким голосом кричим,
Летаем, плаваем отлично.
Но вставьте «л», и зазвучим
Так сказочно и мелодично.
Гусли
Резким - ре′зок, (каким?), лета′ем - ле′тчик, пла′ваем - плавать, вставьте - вставить, мелоди′чно - мело′дия.
Упражнение 361 (368). 1. Разрешите открыть выставку. Разрешите пригласить вас на выставку. 2. Он может ответить на любые вопросы. Он может задать любой вопрос.
3.Когда я садился за стол писать, то Ю-ю прыгала с пола на стол и усаживалась около правой руки и наблюдала, как я пишу, а потом вдруг как ударит по перу и чёрная кровь расплывётся по листу бумаги. Удар был меткий и быстрый.
Упражнение 362 (369). Правильнее говорить: «Кто последний?» Последний - это тот, за кем уже больше никого нет. Обычно этот вопрос задают в очереди, а у очереди, как у любого отрезка, есть два края, один - ее начало, а второй - ее конец. Крайний может быть с любого конца.
Упражнение 363 (370). 1.Сказка написана в форме диалога, высказывания в котором вводятся с помощью тире.
2.- Нет, твой голос нехорош,
Слишком тихо ты поешь!
3.Мышонок заменяет одно слово в реплике-рефрене на другое, потому что он капризный. Слово является обстоятельством и относится к глаголу поешь.
4.Ключевое слово - няньку.
5.Используя приведенный текст, можно повторить: обращение, сложное предложение, прямую речь, диалоги, безударные гласные в корне, правописание окончаний имен существительных.
Упражнение 364 (371). Осмысленно и выразительно прочитать текст помогает деление на абзацы, прямая речь.
1.О значении слов вываживай и нахлыстом можно догадаться из контекста: вываживай - это вытаскивай, а нахлыстом - это, видимо, когда одно дерево кладется на другое.
2.Красная строка помогает осмысленно читать текст. Второй абзац можно разделить на два со слов: А между землей и небом... так как здесь начнется рассказ о дрозде.
3.Слово чай сходно со словом наверное.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке
Упражнение 366 (и). Сарай стоял на просторном дворе. В деревне рано утром нас будил петух. В городском парке водятся белки.
Смысл предложений будет ясен нам не полностью, если мы выберем другие слова из скобок, так как эти слова не входят в состав литературного языка, доступного всем.
Упражнение 367 (374). 1. Дождь пошел снова. Машина дала обратный ход. 2. Чтение имело большое значение в его жизни. Девочка играла долго с куклами. 3. Мимо нас промчался гоночный автомобиль. Я первый раз был на охоте с гончими. 4. Петя надел непромокаемый плащ и вышел на улицу. Сегодня дождливый день. 5. Коля - очень скрытный человек. В его глазах была скрытая усмешка.
Упражнение 368 (375). 1. Я кладу книгу на место. 2. Он положил инструменты в ящик стола. 3. Они хотят ехать в город. 4. Их машина сломалась. 5. Положи игрушки на место. 6. В гостинице нет свободных мест.
Упражнение 369 (376). 1.Мне не нравится, если в одежде преобладает много красного цвета. 2. Не надо пытаться узнать то, чего тебе знать не надо. 3.Что случилось? 4. Здравствуйте, уважаемые коллеги! 5.Мальчик всеми средствами добивался того, чего хотел. 6. Эта модель вас устраивает? 7. Я понял, что вы хотели мне сказать.
Упражнение 370 (377). Примирять - мир - мирный. Примирять поссорившихся друзей, примирять одноклассников. Примерять - примерка - мера. Примерять пальто, примерять шляпу.
Упражнение 371 (378). Я хочу купить несколько носков и чулок. Во фруктовом салате не хватает апельсинов, яблок и мандаринов. Я не могу съесть много больших помидоров за один раз.
Упражнение 372 (с). Орфограммы.
К дрозду′ (дро′зд) у меня особое отноше′ние (отно′сится). Появи′лось (поя′вится) оно еще в детстве (ср.р., 2-е скл., пр.п.), когда я только открывал для себя лес. Днем ходишь- бродишь (2-е л., ед.ч.), глаза и уши твои в непрерывном деле, ноги спешат, руки разгреба′ют (гре′бля) густые ветки, и шум от тебя, и у всех ты на виду′ (ви′д), и потому сам мало кого видишь (II спр., 2-е л., ед.ч.) и слышишь (II спр., 2- е л., ед.ч.). Зато уж вечером у костра...
Тишина′ (ти′шь) и су′мерки (суме′рничать) заволочат лес. Вокру′г (круги′) огонька′ (о′гниво, ого′нь) поднимутся (что сделают?') темные стены до неба, а в небе - звезды.
Упражнение 373 (380). Маленькая книжка «Орфографический словарь» для учащихся средней школы Д.Н. Ушакова.
Чтобы написать ее, надо было войти в мир школьника, ствводным словом. ать его сверстником, понять, какие слова ему необходимы. И поотечески рассудить, какие слова ему будут нужны в будущем. Выбор Д.Н. Ушакова, видно, был хорош: словарь до сих пор помощник школьника, выдержал свыше 40 изданий!
Мы работали над окончаниями прилагательных, слитным написанием приставок со словами и раздельным написанием, предлогов со словами. Приставка рас-, поскольку после нее стоит глухая согласная с.
Из словаря мы узнаем об орфографической норме.
Упражнение 373 (с). Овраг был глубокий. 2. Льдины проплывали медленно. 3. Сарай стоял на просторном дворе.
Зачастую слова, используемые в литературном языке, уже вышли из употребления в современном языке.
Упражнение 374 (381).
- Алло! Здравствуйте, Анна Петровна! Это Витя.
- Здравствуй, Витя!
- Позовите, пожалуйста, Колю.
Так как Витя обращается к старшему, тем более называет его по имени-отчеству, то слова, уместные для дружеской беседы, здесь не подходят.
ФОНЕТИКА
Звуки речи. Звуки речи и буквы.
Алфавит
Упражнение 376 (383). Квадратные скобки обозначают произносимое сочетание звуков — или труднопроизносимое, то, что требует пометки.
Упражнение 377 (384).
[н] [р] [м] [л] [а] [й'а] [л] [л']
Сон - сор, ком - кол, мал - мял, ел - ель.
Упражнение 378 (385). В этой записи отражено написание слова (орфографическое) и звуковая запись слова, его произношение [транскрипция].
Упражнение 379 (387). Стол - [стол], коза - [каза], ров - [роф], люк - [л'ук], ел - [й’эл], жил - [жыл], сироп - [сироп].