ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 351 (358). Основная мысль стихотворения - вежливость. Стихотворе­ние учит внимательности и вежливости.
     В этом стихотворении использованы повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения, поэтому в конце предложений мы видим точки, вопросительные и вос­клицательные знаки.
Еж - м. р., не 3-е скл.
Дрожь - ж. р., 3-е скл.

Упражнение 354 (361). Повествовательное невосклицательное. А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная девица стоит с кув­шином. Это, наверно, хозяйка дачи»
     Восклицательное. «Целый!» - ежик произнес.
   Вопросительное. «Женя, откуда у тебя на плече царапи­на?» - недовольно спросила Ольга.
    Побудительное. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуй­ста, завтра в семь».
   Простое. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
  Сложное. «А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание», - объяснила мама.
   С однородными членами. «Кто такой Тимур? Надо бы пови­дать и поблагодарить этого человека», - подумала Женя.
    С вводным словом. «Тише. Бабушка, кажется, спит», — шепчет мама.
   Несколько предложений. Обращения поэта к няне проник­нуты очень тёплым чувством: «Что же ты, моя старушка, при­умолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?»

Упражнение 355 (362). Это задание нам помогут выполнить выделенные слова в правой части страниц.
   Синтаксис, пунктуация, интонация, предложение, пунктограмма, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, об­стоятельство, обращение, вводные слова, сочинительное словосо­четание, подчинительное словосочетание, синтаксический разбор.


Повторим изученное в разделе
«Синтаксис и пунктуация»

Упражнение 356 (363).
Я дом рисовал,                    Но лес не шумел,
Рисовал в доме печку,         И река не текла,
И лес рисовал,                    И печка совсем
И овраги,                            Не давала тепла.
И речку. 
      1.Дом - доме, река - речка. Роль этих слов в тексте разная, потому что во втором предложении слово река - подлежащее, а  в первом дополнение.

Упражнение-356
3.Изучая текст, можно повторить правописание суффикссов, окончаний существительных, правописание частицы не с глаголами, безударную гласную в корне, гласные после шипящих.

Упражнение 357 (364). Наш ручей сковал мороз. Холодно стало в лесу. Ветер сви­щет в голых деревьях.
    В первом предложении подлежащее находится с помощью вопроса, поставленного от сказуемого.

Упражнение 358 (365). «Конек-горбунок» П.П. Ершова.
   Тире во второй строке второго отрывка выделяет слова ав­тора внутри прямой речи.
   Тире во второй строке третьего отрывка - подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном па­деже.
   Нам известны следующие случаи употребления  тире: тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существи­тельными; тире перед обобщающим словом при однородных членах; тире в предложениях с прямой речью и диалоге.

Упражнение 359 (366). 1.Баловать кого-то, баловаться самому.
   Бабушки очень любят баловать своих внуков. Нельзя бало­ваться в общественном месте.
2.Мы употребили для ответа повествовательное и побуди­тельное предложения, по эмоциональной окраске они являют­ся невосклицательными.
3.Этот ряд слов позволяет проследить изменение и разви­тие, которое претерпевает слово.

Упражнение 360 (367).
Мы резким голосом кричим,
Летаем, плаваем отлично.
Но вставьте «л», и зазвучим
Так сказочно и мелодично.
                        Гусли
     Резким - ре′зок, (каким?), лета′ем - ле′тчик, пла′ваем - пла­вать, вставьте - вставить, мелоди′чно - мело′дия.

Упражнение 361 (368). 1. Разрешите открыть выставку. Разрешите пригласить вас на выставку. 2. Он может ответить на любые вопросы. Он может задать любой вопрос.
      3.Когда я садился за стол писать, то Ю-ю прыгала с пола на стол и усаживалась около правой руки и наблюдала, как я пишу, а потом вдруг как ударит по перу и чёрная кровь рас­плывётся по листу бумаги. Удар был меткий и быстрый.

Упражнение 362 (369). Правильнее говорить: «Кто послед­ний?» Последний - это тот, за кем уже больше никого нет. Обычно этот вопрос задают в очереди, а у очереди, как у любого отрезка, есть два края, один - ее начало, а второй - ее конец. Крайний может быть с любого конца.

Упражнение 363 (370). 1.Сказка написана в форме диалога, высказывания в кото­ром вводятся с помощью тире.
2.- Нет, твой голос нехорош,
     Слишком тихо ты поешь!
3.Мышонок заменяет одно слово в реплике-рефрене на другое, потому что он капризный. Слово является обстоятель­ством и относится к глаголу поешь.
4.Ключевое слово - няньку.
5.Используя приведенный текст, можно повторить: обра­щение, сложное предложение, прямую речь, диалоги, без­ударные гласные в корне, правописание окончаний имен су­ществительных.

Упражнение 364 (371). Осмысленно и выразительно прочитать текст помогает де­ление на абзацы, прямая речь.
   1.О значении слов  вываживай и нахлыстом можно до­гадаться из контекста: вываживай - это вытаскивай, а нахлыстом - это, видимо, когда одно дерево кладется на другое.
   2.Красная строка помогает осмысленно читать текст. Второй абзац можно разделить на два со слов: А меж­ду землей и небом...  так как здесь начнется рассказ о дрозде.
  3.Слово чай сходно со словом наверное.

ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке

Упражнение 366 (и). Сарай стоял на просторном дворе. В деревне рано утром нас будил петух. В городском парке водятся белки.
   Смысл предложений будет ясен нам не полностью, если мы выберем другие слова из скобок, так как эти слова не входят в состав литературного языка, доступного всем.

Упражнение 367 (374). 1. Дождь пошел снова. Машина дала обратный ход. 2. Чтение имело большое значение в его жизни. Девочка играла долго с куклами. 3. Мимо нас промчался гоночный автомобиль. Я пер­вый раз был на охоте с гончими. 4. Петя надел непромокаемый плащ и вышел на улицу. Сегодня дождливый день. 5. Коля - очень скрытный человек. В его глазах была скрытая усмешка.

Упражнение 368 (375). 1. Я кладу книгу на место. 2. Он по­ложил инструменты в ящик стола. 3. Они хотят ехать в город. 4. Их машина сломалась. 5. Положи игрушки на место. 6. В гости­нице нет свободных мест.

Упражнение 369 (376). 1.Мне не нравится, если в одежде преобладает много красно­го цвета. 2. Не надо пытаться узнать то, чего тебе знать не надо. 3.Что случилось? 4. Здравствуйте, уважаемые коллеги! 5.Мальчик всеми средствами добивался того, чего хотел. 6. Эта модель вас устраивает? 7. Я понял, что вы хотели мне сказать.

Упражнение 370 (377). Примирять - мир - мирный. Примирять поссорившихся дру­зей, примирять одноклассников. Примерять - примерка - мера. Примерять пальто, примерять шляпу.

Упражнение 371 (378)Я хочу купить несколько носков и чулок. Во фруктовом сала­те не хватает апельсинов, яблок и мандаринов. Я не могу съесть много больших помидоров за один раз.

Упражнение 372 (с). Орфограммы.
     К дрозду′ (дро′зд) у меня особое отноше′ние (отно′сится). Появи′лось (поя′вится) оно еще в детстве (ср.р., 2-е скл., пр.п.), когда я только открывал для себя лес.  Днем ходишь- бродишь (2-е л., ед.ч.), глаза и уши твои в непрерывном деле, ноги спешат, руки разгреба′ют (гре′бля) густые ветки, и шум от тебя, и у всех ты на виду′ (ви′д), и потому сам ма­ло кого видишь (II спр., 2-е л., ед.ч.) и слышишь (II спр., 2-   е л., ед.ч.). Зато уж вечером у костра...
   Тишина′ (ти′шь) и су′мерки (суме′рничать) заволочат лес. Вокру′г (круги′) огонька′ (о′гниво, ого′нь) поднимутся (что сделают?') темные стены до неба, а в небе - звезды.

Упражнение 373 (380). Маленькая книжка «Орфографический словарь» для учащих­ся средней школы Д.Н. Ушакова.
    Чтобы написать ее, надо было войти в мир школьника, ствводным словом. ать его сверстником, понять, какие слова ему необходимы. И поотечески рассудить, какие слова ему будут нужны в будущем. Выбор Д.Н. Ушакова, видно, был хорош: словарь до сих пор по­мощник школьника, выдержал свыше 40 изданий!
      Мы работали над окончаниями прилагательных, слитным напи­санием приставок со словами и раздельным написанием, предлогов со словами. Приставка рас-, поскольку после нее стоит глухая со­гласная с.
      Из словаря мы узнаем об орфографической норме.

Упражнение 373 (с). Овраг был глубокий. 2. Льдины проплывали медленно. 3. Са­рай стоял на просторном дворе.
   Зачастую слова, используемые в литературном языке, уже вышли из употребления в современном языке.

Упражнение 374 (381).
-    Алло! Здравствуйте, Анна Петровна! Это Витя.
-    Здравствуй, Витя!
-    Позовите, пожалуйста, Колю.
      Так как Витя обращается к старшему, тем более называет его по имени-отчеству, то слова, уместные для дружеской беседы, здесь не подходят.

ФОНЕТИКА
Звуки речи. Звуки речи и буквы.
Алфавит

Упражнение 376 (383). Квадратные скобки обозначают произносимое сочетание зву­ков — или труднопроизносимое, то, что требует пометки.

Упражнение 377 (384).
[н]     [р]   [м]     [л]   [а]   [й'а]   [л] [л']
Сон - сор, ком - кол, мал - мял, ел - ель.

Упражнение 378 (385). В этой записи отражено написание слова (орфографическое) и звуковая запись слова, его произношение [транскрипция].

Упражнение 379 (387). Стол - [стол], коза - [каза], ров - [роф], люк - [л'ук], ел - [й’эл], жил - [жыл], сироп - [сироп].



Новости