ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 381 (390). Письмо — одежда устной речи. (Предложение повествова­тельное, невосклицательное. Подлежащее письмо и сказуемое одежда выражены существительными в именительном падеже, поэтому между ними ставится тире.)
   (Что?) речь - существительное в начальной форме; нарица­тельное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме ед. ч., вин. п.; в предложении выполняет роль дополнения.

Упражнение 382 (391). Зима - [з'] - ‘зэ', [и] - ‘и’, [м] - 'эм', [а] - 'а'. Ведро - [в'] - ‘вэ’, [и] - ‘и’, [д] - ‘дэ' [р] - ‘эр’, [о] -‘о’. Шестой - [ш'] - ‘ша’, [йэ] - ‘е', [с] - ‘эс' [т] - ‘тэ', [о] - ‘о', [й] - ‘й'. Зуб - [з'] - ‘зэ', [у] - 'У', [п] - ‘пэ'.  Дела - [д'] - ‘дэ', [йэ] - ‘е', [л] - ‘эл', [а] - ‘а’. Тень - [т'] - ‘тэ', [йэ] - ‘е’, [н] - ‘эн’. Семья - [с'] - ‘эс', [йэ] - ‘е', [м’] - ‘эм’, [йа] - ‘я’.

Упражнение 383 (392). 1.В слове соль три звука и четыре буквы, потому что на письме мягкость произносимого звука может показать только мягкий знак, а в слове юг - две буквы и три звука, т. к. буква ю обозначает два звука [й'] и [у].
   3.В словах русского языка может быть столько же букв, сколько и звуков, например: сказка, стол букв может быть больше, чем звуков, например: моль; букв может быть меньше, чем звуков, например: яма, ель.

Упражнение 384 (393).  1. Алфавит - это совокупность букв или других знаков дан­ной системы письма. 2. К слову алфавит можно подобрать си­ноним азбука. 3. В словарях слова расположены по алфавиту. 4. В алфавитном порядке записываются фамилии учеников класса. 5.Расположите по алфавиту имена своих родителей.

Упражнение 387 (н). Чтобы правильно прочитать данные слова, нужно знать пра­вила произношения букв русского алфавита.
   МГУ [эм-гэ-у] - Московский государственный университет;
   ЦСКА [цэ-эс-ка] - Центральный спортивный клуб армии;
   ВТО [вэ-тэ-о] - Всемирная торговая организация или Все­российское театральное общество;
   кпд [ка-пэ-дэ] - коэффициент полезного действия.

Упражнение 388 (397). Птицы: аист, воробей, галка, грач, дятел, жаворонок, зяблик, иволга, кукушка, перепел, синица, соловей, тетерев, удод, фазан, цапля, чиж, щегол, ястреб.
    Рыбы: бычок, горбуша, ерш, килька, корюшка, лещ, минтай, навага, окунь, плотва, сельдь, семга, треска, форель, хек, щука.
     Цветы: астра, бегония, василек, гвоздика, герань, ирис, ка­лендула, колокольчик, левкой, лилия, мак, маргаритка, настур­ция, пион, роза, ромашка, сальвия, фиалка, хризантема.

Упражнение 388 (с). 1.Вдохни - [вдахни], снега - [снига], стоит - [стаит].
2.День, что, рябины, мчатся, метут, возьми.
3.Ты возьми его в ладони,
Аромат его вдохни
И увидишь: мчатся кони.
Летний вечер в травах тонет.
По реке плывут огни.

Упражнение 389 (398). Авиация, автомобиль, батарея, библиотека, вокзал, горизонт, дивизия, директор, земляника, инженер, календарь, одиннадцать, пассажир, пехота, председатель, путешествие, ученик, хозяйство, шоссе.
     Пехота пошла в атаку. Наша дивизия ринулась в бой. Солда­ты пошли на парад.

Гласные и согласные звуки

Упражнение 390 (399). Гласные звуки отличаются от согласных тем, как они произносятся, например, если при произнесении звуков воздух спо­койно, без преград поступает из легких, то получается гласная.
      (Что делает?)Проходит - глагол, начальная форма - проходить, II спр., употреблен в форме наст, вр., ед. ч., 3-е л.; в предложении выполняет роль сказуемого.

Упражнение 391 (403). I.
          1.[шн], скучный, конечно, скворечник.
          2.[шт], потому что, кое-что, что-нибудь.
          3.[г], когти.
          4.[в], итого, всего, толкового.
          5.[хк], мягко, мягкая.
          6.[ц], детский, радоваться, извиниться.
          7.[ш], залезший, расширить.
          8.[ш*], счастливый, мужчины, подписчик.
II.Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 392 (400). Частое повторение звука [ж] создает впечатление постоянно­го жужжания, поэтому именно этот звук передает жужжание жу­ка.

Упражнение 393 (402). 
Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Слово.)
    Ног - [нок]. [н] - согласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный, [к] - согласный, глухой, твердый.
     Летит - [литит]. [л’] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный, [т’] - согласный, глухой, мягкий, [и] - гласный, ударный, [т] - согласный, глухой, твердый.
    Его - [йэго]. [й*] - согласный, глухой, мягкий, [э] - гласный, безударный, [г] - согласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный.

Слог, Правило переноса слогов


Упражнение 394 (404). Основная мысль текста - если возни­кает необходимость, то мы делим в устной речи слова на слоги

Пе - ре - плыл, ос - тал - ся, кри - чишь, плы - ви, зво - нишь, рас - слы - шать, дик - ту - ешь.
(Кто?) товарищ - существительное в начальной форме, одушевленное, нарицательное, м.р., 2-е скл., употреблено в форме ед.ч., им. п.; в предложении выполняет функции подле­жащего.
     Ты переплыл, а твой товарищ остался на берегу. (Сложносо­чиненное предложение.)     
[ ], а [ ]. 
[А]:«[!][!]»  
       
Ему - [й’эму]. [й*] - согласный, звонкий, мягкий, [э] -глас­ный, безударный, [м] - согласный, звонкий,              твердый, [у] - глас­ный, ударный.
       Слов - [слоф]. [с] - согласный, глухой, твердый, [л] - соглас­ный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный, [ф] - согласный, глухой, твердый.

Упражнение 395 (405). Дале - кий, ёл - ка, да - рить, тер - ри - то - рия, марш - рут, подъ - езд, рас - смо - треть, объ - яв - ление, съел.
    Ёлка - [й'олка]. [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [о] - гласный, ударный, [л] - согласный, звонкий, твердый, [к] - согласный, глухой, твердый, [а] - гласный, безударный.
     Съел - [сй'эл]. [с] - согласный, звонкий, твердый, [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [э] - гласный, ударный, [л] - согласный, звонкий, твердый.
Рассмотреть.

Упражнение 396 (406). Чер-ная, пере - кру - че - на, разъ - ехать - ся, на - сту - пи­ла, чай - ка, над - вя - зать, до - пла - тить, пере - смот - реть, про - еле - дить, без - гра - мот - ный, без - вкус - ный, от - ку - сил, уех - ал -  кас - сир.

Правило: слова переносятся по слогам, причем нельзя от­делять согласную от следующей за ней гласной, при переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Ударение

Упражнение 397 (407). Посади′л - поса′дки, слове′сный - сло′во, оконча′тельно - ко′нчено, вы′бросить - бро′сить, подари′ть - пода′рок, продаве′ц - прода′ть, уплотне′ние - пло′тно, води′тельский — во′дит, ходьба′ - хо′дит, доли′на - до′л, разъедини′ть - еди′ный, приближа′лись - бли′жний, пожале′ть - жа′лко.
    Словесный - [слав'эсный]. [с] - согласный, глухой, твердый, [л] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, безударный, [в'] - согласный, звонкий, мягкий, [э] - гласный, ударный, [с] - согласный, глухой, твердый, [н] - согласный, звонкий, твердый, [ы] - гласный, безударный, [й] - согласный, звонкий, мягкий.
   Ходьба - [хат'ба]. [х] - согласный, глухой, твердый, [а] - гласный, безударный, [т'] - согласный, глухой, мягкий, [б] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, ударный.

Упражнение 398 (408).
Ударение на первом слоге: граждане, свекла, србдства.
Ударение на втором слоге: звонйт, портфель, процент, столйр.
Ударение на третьем слоге: повторйт.
Ударение на четвертом слоге: медикаменты.

Упражнение 399 (н). 3.Голова, водить, ремень, веселый, тяжело, ряды, пятно, шерстяной, желтеть.

Упражнение 400 (410). Нужную интонацию помогают «вычитать» пунктуационные знаки в конце предложения. Изменение места логического уда­рения переводит смысловую значимость с первого слова на вто­рое, меняется смысл вопроса.

Упражнение 401 (411). По′лки - атрибут домашней мебели; полки′ - военные объеди­нения. О′рган - часть внутреннего строения организма; орга′н - музыкальный инструмент. Му′ка - болевые ощущения тела или тяжелое душевное переживание; мука′ - сыпучее вещество, по­лучаемое путем перемалывания зерна. Хло′пок - растение, из ко­торого делают ткань; хлопо′к - отрывистый хлопающий звук. Про′пасть - крутой и глубокий обрыв; пропа′сть - исчезнуть не­известно куда. У′же - более узкий, уже′ - что-то сделано к данно­му моменту. Жа′ркое - горячее, обжигающее; жарко′е - жареное мясное кушанье. Па′рить - подвергать действию пара; пари′ть - держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях. За′го­вор - тайное соглашение о совместных действиях против кого- то; загово′р - магические слова, произносимые при заклинании. Ду′хи - (в религии и мифологии) сверхъестественное бесплотное существо; духи′ - ароматическая жидкость, используемая в пар­фюмерии. Засы′пать - покрыть слоем чего-либо сыпучего; засы­па′ть - погружаться в сон, заснуть. Сто′ящий - имеющий цену; стоя′щий - находящийся на определенном месте.

Упражнение 401 (с). 1. Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.
  (В этой пословице часто повторяются звуки [б] и [е].) 2. Были галчата в гостях у волчат, были волчата в гостях у галчат, ныне волчата галдят, как галчата, и, как волчата, галчата молчат. ( В этой пословице часто повторяются звуки [г], [а], [л], [в],[о], [к].)

Орфография
Орфограмма

Упражнение 402 (413). Орфография - правила написания слов и их форм. Орфограмма - одно из этих правил.

Упражнение 403 (414). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 405 (416). В слове [лесник] есть орфограмма - гласная в корне: в первом слоге звук [е] в безударном положении (в слабой позиции) произносится нечетко. Здесь есть орфограмма: надо выбрать букву для обозначения гласного звука в корне слова. Для этого подбираем слово с тем же корнем, но с ударным гласным (в сильной позиции): лес. Значит, в корне слова лесник пишется е. В этом слове орфограмма-гласная (обозначает звук в слабой позиции).
     В слове [лесник] есть орфограмма - согласная в корне: согласная стоит в конце корня перед буквой н (в слабой позиции). Надо выбрать букву для обозначения согласного звука на письме (с или з?). Для этого подберем слово с тем же корнем, но так, чтобы согласная оказалась перед гласной, то ес ть в сильной позиции: лесок. Здесь произносится [с], значит, и в корне слова лесник нужно писать букву с.

Упражнения-406-407

Упражнение 408 (419). 
Вяза′ть - вя′жет, наряди′ть - наря′д, кни′жка - кни′жный, ре′дко - ре′денький, про′вод - проводи′ть, парово′з_- вози′ть, по′двиг - по′двиги, ло′вкий - ло′вок, нахо′дка - находи′ть, беда′ - бе′дный, сажа′ть - са′женец.

Упражнение 409 (420). Говори′ли - го′вор, ра′з - разо′к, знако′мые - зна′ть, ребя′та - словарное слово, стихи′ - сти′х, пожалуйста - словарное слово, скоре′е - ско′ро, напеча′тай - словарное слово.
Мне говорили много раз
Знакомые ребята:
«Стихи, пожалуйста,
Для нас
Скорее напечатай!»
[А]: «[,Вв,]! »

Упражнение 409 (с). а) три существительных в предложном падеже единственного числа: о докуме′нте, о киломе′тре, о фарфо′ре.
       б)  три глагола в форме второго лица единственного числа: жде′шь, ба′луешь, преми′руешь.
     Записывая слова, мы применили правила правописания окон­чаний у существительных второго склонения в предложном па­деже, а также правило написания окончаний глаголов в форме второго лица единственного числа для первого спряжения.

Упражнение 410 (421). Взгляни-ка, мой дружок, внимательно на руки твоей бабушки или твоего деда.
      Водили - [вад’ил'и]. [в] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, безударный, [д] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, ударный, [л’] - согласный, звонкий, мягкий.[и] - гласный, безударный.
      Детей - [д’ит’эй]. [д1] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный, [т] - согласный, глухой, мягкий, [э] - гласный, ударный, [й1] - согласный, звонкий, мягкий.
      Хлеб - [хл’эп]. [х] - согласный, глухой, твердый, [л’] - согласный, звонкий, мягкий, [э] - гласный, ударный, [п] - согласный, звонкий, твердый.
Взгляни-ка, мой дружок, - обращение выделяется запятыми.
Может быть - вводное слово, выделяется запятыми.
переделали 



Новости