ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 
Упражнения-411-412
 Упражнение 412 (с).а)  безударные гласные в корне: земля, текут.
б)  безударные гласные в окончании: сто′нет, бы′стрые.
в)  безударные гласные в приставке: покрыва′я, загороди′л.
   Стонет - глагол, начальная форма -(что делать?)сто­нать, I спр., употреблен в форме наст, вр., ед. ч., 3-е л.; в пред­ложении выполняет роль сказуемого.
Несётся - что делает?
русский


Упражнение 413 (424). Лесу - [л’ису]. [л*] - согласный, звонкий, мягкий,[и] - гласный, безударный, [с] - согласный, глухой, твердый,[у] - гласный, ударный.

Весь - [в’ес']. [в'] - согласный, звонкий, мягкий, [э] - гласный, ударный, [с'] - согласный, глухой, мягкий.

Думал: «Ёлку принесу». (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Осложнено прямой речью. А: «П».)

Упражнение 414 (425). С проверяемыми безударными гласными в корне: летя'щий (полёт), чистотa' (чи'сто), насори'ть (сo'р), светлe'ть (свe'т), центра'льный (цe'нтр), части'чный (чa'сть), учени'к (уче'ние), степнo'й (сте'пь), вы'делить (дe'лит), пятна'дцать (пя'ть), редe'ть (рe'дко), снежи'нки (снe'г).
     С непроверяемыми безударными гласными в корне: фами'лия, дежу'рный, шоссe', авиа'ция.

Упражнение 415 (426). Вторые слова не являются проверочными для первых, так как они неоднокоренные.

Число - чистый, водянистый - проводка, летит - лето, волна - вол, редеть - редька, парад - пар.

Упражнение 416 (427). Удиви'тельный - ди'во, меня'ть - заме'на, лепи'ть - ле'пка, расчища'ть - чи'сто, лени'вый - ле'нь, объедине'ние - еди'ный, скрипу'чий - скри'п.

Упражнение 417 (428)
Проживать на центральной улице - прожевать пищу до конца; висеть на веревке - вешать белье; спеши, если опаздываешь - спиши это упражнение; в этом доме была чистота - у радиоволны была низкая частота; запевать песню - запивать водой; кошка с себя все слизала - она долго слезала с дерева; он поседел от старости - они посидели на скамейке.

Упражнение 418 (433). Заглавие - «Мамин труд». 
     Успевает - успеть, со стола - стол, проводить - водит, ча­сов- час, сходить - ходит, привести - привёл, поиграть - игры, повязать - вяжет, посмотреть - смотрит.

Сделать - [с'д’елат']. [с’] - согласный, глухой, мягкий, [д’] - согласный, звонкий, мягкий, [е] - гласный, ударный, [л] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, безударный, [т’] - согласный, глухой, мягкий.

Все - [фс’о]. [ф] - согласный, глухой, твердый, [с’] - согласный, глухой, мягкий, [о] - гласный, ударный.

Книжку - [кн’ишку]. [к] - согласный, звонкий, твердый, [н’] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, ударный, [ш] - согласный, глухой, твердый, [к] - согласный, глухой, твердый, [у] - гласный, безударный.
повязать

Упражнение 419 (435). Ответ см. в конце учебника.

Гласные буквы после шипящих

Упражнение 420 (436). 1.Живой, живопись, убежищее, жилка, жилище, житель, жид­кость. жильё, жидкий, жилой.
      2.Шинель, шипеть, ширина, широкий, шитьё, вершина, дышишь. шить, слышишь.
   3.Чайка, счастье, чайник, часто, печальный, частный, част­ность, начальник, молча, щавель, отвечать, кричащий, частый, чаша, чащоба, пощадить, пряча, овчарка.
  4.Чувство, чудак, чудесно, чувствовать, чудо, чудовищныйчуть, чужой, щука, щупальце, прищуриться, чучело.
     В музее нам выдали интересные брошюры, в которых был описан план экскурсии. Конкурс оценивало строгое жюри'. Я всю жизнь мечтал прыгнуть с парашю'том.

Упражнение 421 (437). 1.Грач - грача', мяч - мяча', това'рищ - това'рища, роскошь - ро'скошью. силач - силача', кирпич - кирпича', рожь - ро'жью, фальшь - фа'льшью, тушь - ту'шью, мышь - мы'шью, помощь - помощью, полночь - по'лночью.
     2.Задач - зада'ча, подач- пода'ча, встреч - встре'ча, чащ -ча'ща, передач - переда'ча, тысяч - ты'сяча.

Упражнение 422 (438).
 Упражнение-422
    2.Я очень боюсь ночных шорохов, и однажды на даче я про­снулся ночью, когда услышал странный звук. Я очень испугался, почти испытал шок, но потом выяснилось, что это был мой младший брат, который встал ночью и пошел есть на кухню крыжовник. Он у меня такой обжора, что порой не может удер­жаться, чтобы не поесть ночью.

Упражнение 423 (439). Причесаться - причёска, учебный - учёба, шерстяной - шерсть, желтоватый - жёлтый, шелковистый - шёлк, чернеть - чёрный, черта - чёрточка, бечева - бечёвка, дешевизна - дёшево, жернова - жёрнов, жена - жёны.

Упражнение 424 (440). 1.Слышится звук [а], а пишется о.
2.Профессиональный жокей, цирковой жонглер, вкусный шоколад, длинное шоссе, вежливый шофер.

Упражнение 425 (441). Гласные а, и, у после шипящих: чистота, частота, ширь, жиз ­нерадостный, лыжи, чудодейственный, частный, встреча, чащо­ба, чаща, чувствовать, жизнь, чудной.
     О  - ё после шипящих: шов, изжога, чёрствый, чётко, причёс­ка, шорох, обжора, учёба, трещотка, шёпот, щёлкнуть, шёрстка, шорох.
    Словарное слово: брошюра.

Упражнение 426 (442). 3.В ночно'й тиши' у шалаша' чуть слы'шен шо'рох камыша'.

Упражнение 427 (443). 1)1.Машина. 2.Дождь. 3. Эхо.
     Бежит - [б’ижит]. [б’] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный, [ж] - согласный, звонкий, твердый, [и] - гласный, ударный, [т] - согласный, глухой, твердый.
      (Что?) небо - существительное в начальной форме; неоду­шевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл.; употреблено в форме им. п., ед. ч., в предложении выполняет роль дополнения.
      Сшили - [сшили], [с] - согласный, глухой, твердый, [ш] - согласный, глухой, твердый, [и] - гласный, ударный, [л’] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный.
       Слышит - слышать, II спр., после ш пишется и.
2)Частицы, глаголы, существительные, предлог.

Гласные буквы и—ы после ц

 
Упражнения-428-429

Упражнение
429 (с). а)   гроза - грозы, роса - росы, беда - беды, ведро - вёдра, кольцо - кольца, зерно - зёрна, весло - вёсла, война - войны, река - реки, стена - стены, плечо - плечи.

б)   моря - море, листы - лист, мосты - мост, мячи - мяч, ножи - нож, сады - сад, следы - след, снега - снег, стволы - ствол, города - город, голоса - голос, шесты - шест, хлеба -хлеб.
     в)  зима - зимушка, трава - травушка, коза - козонька, скворец - скворушка, лиса -лисонька, бревно - брёвнышко.
   г) связист - связь, чистота - чисто, доброта - добрый, ходьба - ходит, часовщик - час, длина - длинный, ездок - ездит, прямота - прямо, сверло - сверлит, конец - кончено, садовник - сад, бедняк - бедный, пестрота -  пёстрый, колючки - колко.

Разными способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного: подобрать одноко­ренные слова разных частей речи, изменив число существительт ного, или образовать однокоренное существительное с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

Упражнение 430 (с). Седой - сед, важна - важный, сильна - сильный, больной - больно, мила - милый, бледна - бледный, простой - просто;
      Плохой - плохонький, простой - простенький, сероватый - серенький, молодой - молоденький;
    Беговой - бегать, водянистый - водный, земляной - земли, кормовой - корм, ходовой - ход, центральный - центр, частичный - часто, ветвистый - ветви, визгливый - визг, лечеб­ный - лечит, пахучий - пахнет, стальной - сталь, конечный - кон­чено, правдивый - правда, пограничный - грань, исторический - история, гнилой - гнить.
   Разными способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного: подобрать однокорен­ные слова разных частей речи, изменить прилагательное, обра­зовав полную или краткую форму, или образовать прилагатель­ное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Упражнение-431 
Упражнение 431 (с). Чтобы выбрать букву для обозначения гласного в слабой по­зиции в корне существительного или прилагательного, нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи, или изменить, образовав полную или краткую форму у прилагательного или изменив число существительного, или образовать слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Упражнение 432 (448). 1.Цинк — это ковкий металл синеватого цвета. 2. Циркуль — это инструмент для вычерчивания окружности. 3. Артикуляция — это движение органов речи. 4. Гвардейцывоеннослужащие гвардии. 5.Ориентацияопределение местонахождения.
  Тире между подлежащим и сказуемым ставится потому, что оба главных члена предложения выражены существительными.


Упражнение 432 (с).
Упражнение-432 


Упражнение 433 (449). Цифра - знак, обозначающий число. Цилиндр - высокая твердая шляпа с небольшими полями. Цитадель - крепость, а также ее внутренняя, наиболее укрепленная часть. Репетиция - предварительное исполнение спектакля. Коллекция - собрание чего-либо.

Упражнение 434 (450). Тема - весна, пробуждение природы.

Юга - [й’уга]. [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [у] - гласный, ударный, [г] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, безударный.

Солнце - [сонцэ]. [с] - согласный, глухой, твердый, [о] - гласный, ударный, [н] - согласный, звонкий, твердый, [ц] - согласный, глухой, твердый, [э] - гласный, безударный.

Жив - [жыф]. [ж] - согласный, звонкий, твердый, [ы] - гласный, ударный, [ф] - согласный, глухой, твердый.

неподвижные
Выглянуло - взгляд, ср.р.

2.С юга потянуло влажным теплом.

3.[], что[ ]:(Что?) «[!][!] [!]»

4.Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый бубенчатый перезвон капели.

Упражнение 434 (с).
Упражнение-434с

Звонкие и глухие согласные звуки.

Их обозначение на письме

Упражнение 435 (451). Г - к, г - к, ж - ш, ж - ш, з - с, д-т,б-п.
Упражнение 437 (453). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 438 (454). 
Упражнения-438-440 
Мы записали существительные.
     Юбка - [й'упка]: [й’] - согласный, звонкий, мягкий; [у] - гласный, ударный; [п] - согласный, глухой, твердый; [к] - согласный, глухой, твердый; [а] - гласный, безударный.



Новости