ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 472 (488). 1. Опоясал каменный ремень сотню городов и деревень. (До­рога.) 2. Льется речка — мы лежим, лёд на речке - мы бежим. (Коньки.) 3. Я фигурка небольшая. Точка подо мной большая. Коль спросить что соберётесь - без меня не обойдётесь. (Вопро­сительный знак.)
     Льется - [л’й’оца]: [л’] - согласный, звонкий, мягкий; [й’] - согласный, звонкий, мягкий; [о] - гласный, ударный; [ц] - согласный, глухой, твердый; [а] - гласный, безударный.

Упражнение 473 (489).    Заглавие «Град на лугу»,
    а)  гласные буквы (проверяемые и непроверяемые): набросить, прорвалась, обрушилась, холодным, косым, растопырив, полег­ли, трава, видны, тревожно, поднятые, головы, козырёк, жёстко, отозвались, велосипедные, шины, ногам, скатилась, горошина, волоклись, седые, чёрная, вода, шипела, лопухи.
   б)  согласные буквы (проверяемые и непроверяемые): расто­пырив, по всему, вдруг, жёстко, кувшинок.
     в)  пробел, дефис: на себя, в траву, по всему, по козырьку, что- то, к моим, из-под, по лугу, в реке, с треском.
     (Что?) плащ - существительное, начальная форма - плащ, нарицательное, неодушевленное, м. р., 2-е скл., употреблен в форме ед.ч., вин.п., в предложении выполняет функции допол­нения.
  Что-то - местоимение в начальной форме; неопределенное, употреблено в форме им.п.; в предложении выполняет роль подлежащего; частица то пишется через дефис.
Шипела - после ш пишется и.
     Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные шины. (Предложение сложное, бессоюзное, распространенное.)
      Косым - [касым]: [к] - согласный, звонкий, твердый; [а] - гласный, ударный; [с] - согласный, глухой, твердый; [ы] - гласный, ударный; [м] - согласный, звонкий, твердый.

Повторим изученное в разделе
«Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Упражнение 474 (490). Беда [б’ида], труд [трут], вьюн [в'й'ун], просьба [прос'ба], устный [усный], цинк [цынк], жир [жыр], юг [й'ук],

Упражнение 475 (492). [в'исна] - весна, [м'от] - мёд, [цырк] - цирк, [жыз'н1] - жизнь, [гара] - гора, [р'этк'ий'] - редкий, [в л'ису] - в лесу.

Упражнение 476 (493)На старой липе в чёрных её ветвях остались только редкие золотые листочки.

Упражнение 477 (494). Свети'льник - све'т, засвисте'ть - сви'ст, поскользну'ться - ско'льзкий, поспеши'ть - спе'шка, вы'топить - то'пка, потрясе'ние - потря'с или тря'ска, повествова'ние - вe'сть или ве'стник, повинновe'ние - пови'нность или пови'нен, горькова'тый - го'рько, извини'те - пови'нность, преподава'тель - препода'ть, продолже'ние - продо'лжить, объедине'ние - еди'н, обознача'ть - обозна'чить, вос­клица'ние - воскли'кнуть, укори'зна - уко'р, измере'ние - изме'рить, размеща'ться - ме'сто, смире'ние - сми'рно, недомога'ние - мо'чь, одино'чество - оди'н, свято'й - свя'тки, притесне'ние - те'сно, ис­тоще'ние - то'щий, уведомлe'ние - уве'домить, свиде'тельство - ви'деть, удово'льствие - вдо'воль, облицо'вка - ли'ца, разочарова'ть- ча'ры.

Упражнение 478 (495). 1. Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: побежа'ли (бе'г), родны'х (ро'дственник), бегу'т (бе'гать), с ноги' (но'ги), сосe'нкам (со'сны), скрипи'т (скри'п), молодо'й (мо'лод, мо­ло'денький), сосня'к (со'сны), трещи'т (тре'ск), пробегу'т (бе'г), кора' (ко'рка), ледяна'я (ле'д), трави'нка (тра'вы), снежка' (сне'г), вы'­глянет (взгля'д).

Упражнение 479 (496). Карни'з - на карни'зе, легко' - ле'гонько, доро'жка - доро'женька, кру'г - круго'м, ло'жка - ло'жечка. ю'бка - ю'бочка, пло­ща'дка - пло'щади, ви'зг - визжа'ть. о'бувь - обува'ться, о'чередь - очередно'й, но'гти - ногото'к, и'згородь - городи'ть, гардеро'б - гардеро'бы, свя'зка - связа'ть, про'рубь - проруби'ть, дро'жь - дрожа'ть, го'лубь - голубо'к, желе'зка - желе'зо, сугро'б - сугро'бик, голубцы' - голубо'к, бага'ж - в багаже', сма'зка - сма'зывать, обе'д - обе'дать, свя'зь - связа'ть, пря'дка - пря'дочка, бли'зко - бли'зок, отъe'зд - езда', ре'дька - ре'дечный, объе'зд - е'здить.

Упражнение 480 (497). 1.Штучка - одноручка. Носочек стальной, а хвост льняной. (Иголка с ниткой) 2. Чёрненькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) 3. Высоких деревьев длинней, травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе, и мир открывается с ней.(Антенна)

Упражнение 481 (498). Заглавие - «Вовка».
Тяжёлого - тяжесть.
     Стене - [с’т’ин’э]: [с’] - согласный, звонкий, мягкий; [т’] - согласный, глухой, мягкий; [и] - гласный, безударный; [н*] - со­гласный, звонкий, мягкий; [э] - гласный, ударный.
  Ряд -  [р'ат]: [р’] - согласный, звонкий, мягкий; [а] - гласный, ударный; [т] - согласный, глухой, твердый.
    Ещё - [й'эщо]: [й’] - согласный, звонкий, мягкий; [э] - глас­ный, безударный; [щ’] - согласный, глухой, мягкий; [о] - глас­ный, ударный.
    Дедушка у крылечка сел долбить ступицу для колеса, а Вовке опять захотелось пить, и он пошел в избу. (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невоскли­цательное. Предложение сложное союзное. Перед союзами а и и ставится запятая, так как они соединяют простые предложения в со­ставе сложного.)
Упражнение-481     
  (Предложение простое, распространенное, осложнено одно­родными сказуемыми, повествовательное, невосклицательное. Сказуемые хотел написать, раздумал разделяются запятой, по­тому что они являются однородными и их соединяет союз но, а сказуемые раздумал и снова направился, несмотря на то, что то­же являются однородными, соединены союзом и, поэтому запя­тая не ставится.)

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Понятие о морфемике

Упражнение 482 (500). Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слов (корни, окончания, приставки и так далее).

Родственное слово - морфема (минимальная значимая часть слова).
Упражнение-482 

Упражнение 483 (501). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 484 (502). 
Упражнение-484 
2.Морфемы называются значимыми частями слова, так как не существует слова, которое не имело бы корня, а приставка может поменять смысл слова.

Упражнение 485 (503). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 486 (504). Загада'ть, удиви'ть, рассмотре'ть. Для объяснения безударной гласной в корне или непроверяемой гласной необходимо знание морфемного состава слова.

Упражнение 487 (506).
Упражнение-487

Упражнение 488 (505)Победа, победить, побежденный, победный, победоносный.

Упражнение 489 (507). Морфемный состав слова нужно изучать для того, чтобы применять нужные правила, а значит правильно писать слова.


Основа слова и окончание

Упражнения-490-491

Упражнение 491 (с). 
Ро'жь - ржано'й, трава' - тра'вы, бега' - бе'г, лу'г - лугово'й, до'ждь - дождли'вый, гудки' — гудо'к, лете'ть - поле'т, са'д - са'дик, темне'ть - тё'мный, цветно'й - цве'т, оцени'ть - оце'нка, вы'­бросить - бро'сил, волни'стый - во'лны, удиви'ть - ди'во.

Упражнение 492 (510).
Упражнение-492 
1.Окончания существительных выражают падежную при­надлежность и число, прилагательных - род и падежную при­надлежность, глаголов - лицо, число, время.
2.Единственное число: повторю, повторишь, повторит. Множественное число: повторим, повторите, повторят.

Упражнение 493 (511)В задании 511, так как в нем ещё и четко показано произно­шение окончания.

Упражнение 494 (512).
Упражнение-494 
   Не изменяются: сообща, темно, вокруг, вдруг, иногда.

При выделении окончания и основы важно прежде всего ус­тановить, изменяется или не изменяется данное слово, потому что окончание - изменяемая часть слова, и оно не входит в ос­нову.
   Удивишь - ди'во, 2-е л., ед. ч.

Проговорим - про- неизменяемая приставка, гбвор, перегово­ры.

Южный - [й'ужный]: [й'] - согласный, звонкий, мягкий; [у] - гласный, ударный; [ж] - согласный, звонкий, твердый; [н] - со­гласный, звонкий, твердый; [ы] - гласный, безударный; [й] - со­гласный, звонкий, мягкий.

Упражнение 495 (513).
Упражнение-495 

Когда они прощались, он сказал: «До свидания, надеюсь, мы еще увидимся!»

Упражнение 496 (514).

Чтобы выделить в слове окончание и основу, необходимо сначала определить корень, а затем изменяемые слова нужно просклонять или проспрягать.
  Определить - о- неизменяемая приставка, предел.

Упражнение 497 (515)1.Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
   2.По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, коло­кольчик однозвучный утомительно гремит.

Слова, которые состоят только из основы (не имеют оконча­ния): сквозь, печально, свет, колокольчик, утомительно.По до­роге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик одно­звучный утомительно гремит.
колокольчик 
[          ,         ] , [                               

Колоко'льчик - существительное, м. р., ед. ч., им. п., коло­кольный, колокол.

Упражнение 498 (516).
Упражнение-498 

 В трави'нке - тра'вы.

У тропи'нке - тро'пка.

Упражнение 499 (517). Ответ см. в конце  учебника.

Упражнение 499 (с). Заглавие -«Утро» или «Утро в лесу».

Роса - [раса]: [р] - согласная, звонкая, твердая; [а] - гласная, безударная; [с] - согласная, глухая, твердая; [а] - гласная, ударная.

Мягкие - [м’ахк’ий’э]:. [м'] - согласный, звонкий, мягкий; [а] - гласный, ударный; [х] - согласный, глухой, твердый; [к’] - согласный, глухой, мягкий; [и] - гласный, безударный; [й’] - согласный, звонкий, мягкий; [э] - гласный, безударный.
    Пенек - [п’ин'ок]: [п’] - согласный, звонкий; мягкий; [и] - гласный, безударный; [н’] - согласный, звонкий, мягкий; [о] - гласный, ударный; [к] - согласный, глухой, твердый.
    Ястреб - [й'астр’эп]: [й’] - согласный, звонкий, мягкий; [а] - гласный, безударный; [с] - согласный,глухой, твердый; [т] - согласный, глухой твердый; [р’] - согласный, звонкий, мягкий; [э]  - гласный, безударный; [п] - согласный, звонкий, твердый.

(На) вырубке - вырубить, дат. п.

Упражнение 500 (518). Первая группа, которую можно озаглавить так - «О речи»:
1. Красна речь слушаньем.
3.Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает.
4.О чём не сказывают, о том не допытываются.
7.Пословица не мимо молвится.
8.Красно поле пшеном, а беседа - умом.
10. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
     Вторая группа, которую можно назвать так - «О роли языка»:
2.Язык - стяг, дружину водит.
   Третья группа, которую можно озаглавить так - «О роли сло­ва»:  5. От одного слова да навек ссора.
6. Слово не стрела, а сердце язвит. 9. Ласковое слово и кость ломит.
Упражнение-500 



Новости