ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 501 (519).
Капитан (в ед. ч.)       Дело (во мн. ч.)
И.п. - капитан                     дела
Р. п. - капитана                  делЗ
Д. п. - капитану                  делам
В. п. - капитана                  дела
Т. п. - капитаном               делами
П. п. - (о) капитане           (о) делах
    Окончание не выражено звуком и не обозначено буквой (явля­ется нулевым): в родительном падеже множественного числа и в им. ед. ч.
Упражнения-501-502 
    Планер - безмоторный летательный аппарат для планиру­ющего или парящего полета.
   Мне очень нравится наблюдать, как летают на планерах, потому что со стороны это напоминает полет птицы, парящей в небе.
     Салют - [сал’ут]. [с] - согласный, глухой, твердый, [а] - гласный, безударный. [л‘] - согласный, звонкий, мягкий, [у] - гласдцй, ударный, [т] - согласный, глухой, твердый.
Читаешь! - глагол, I спр, 2-е л., наст, вр., прочитать, читающий.
      (Что сделали?) вычитали - глагол, начальная форма - вычитать, I спр., употреблен в форме прош. вр., мн. ч., в предложении выполняет роль сказуемого.

Упражнение 503 (521).
Упражнение-503 
    Тире ставится, так как и подлежащее и сказуемое выражены существительными.

Упражнение 504 (522).
Упражнение-504 

Упражнение 505 (523). Запишите текст, вставляя нужные окончания.

Замечательный русский учёный-лингвист Фёдор Иванович Буслаев родился в городе Керенске Пензенской области в начале XIX века. Он учился, а потом и преподавал в Московском уни­верситете, став его профессором. В «Историческом очерке, рус­ской словесности и искусства» Буслаев стремился установить связь истории языка с жизнью народа. Он помогал русскому че­ловеку почувствовать красоту родного слова.
   Замеча'тельный - за неизменяемая приставка, замечу.

(Что дела л?) Стремился - глагол, начальная форма - стремиться, 2-е спр., употреблен в форме прош. вр., ед. ч., в предложении выполняет роль сказуемого.

Жизнью - [жыз’н'й'у]. [ж] - согласный, звонкий, твердый, [ы] - гласный, ударный, [з'] - согласный, звонкий, мягкий, [н’] - согласный, звонкий, мягкий, [й’] - согласный, глухой, мягкий, [у] - гласный, безударный.

Упражнение 506 (524). 1. За несколько лет[] я успел побывать на Камчатк[e], в Закавказь[e]. 2. Делегат[ы] приехали из разных мест: с Урал[a], Крайнего Север[a], из Средней Ази[и].

Однородные обстоятельства разделяются запятыми.

Упражнение 507 (525).Упражнение-507

Капита'н корабля' должен обяза'тельно быть смелым челове'­ком, ведь он покида'ет кора'бль после'дним. Команда матро'сов громко приве'тствовала делега'тов конфере'нции. Челове'к очень люби'л голубо'й цвет, поэтому все вe'щи в его до'ме бы'ли голубы'е.

Корень слова 

Упражнение-508

Упражнение 509 (528). 
Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 510 (529)Целина, цельный, целиком, целевой, целинный, целый; це­линник.
прицельный, прицел, нацеленный, уцелеть, цель.
Горный, горы, гористый.
Отгореть, загорелый, загорел.
Целевo'й - цe'ль.
Уцелe'ть - це'лый.

Упражнение 511 (530). Упражнение-511


Упражнение 512 (531).
Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 513 (532). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 514 (533). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 515 (534). Подари'ть радость, поблагодари'ть подружку, укажи'те в скоб­ках, записна'я книжка, увлека'тельный рассказ, че'ткое объясне'­ние, пожило'й человек, серьёзное увлече'ние, трудно различи'ть, неподку'пная че'стность, бессме'нный часово'й, тяжелый подъем, живи'тельное лека'рство, идти' в коло'нне, запасно'й игрок.
Упражнения-515-518 
    Надо есть только тогда, когда есть аппетит. Аппетит прихо­дит во время еды. Если от еды исходит вкусный аромат, то появ­ляется аппетит. В вазе стояли цветы, аромат которых наполнял комнату.
Упражнения-519-520 
    Здесь не сразу обнаруживаются однокоренные слова, так как это художественный текст.

Разглядишь - раз-, т. к. дальше следует звонкая, взгляд, 2-е л. ед. ч.

(Как?) неосторожно - наречие, неизменяемое слово, в пред­ложении выполняет роль обстоятельства.
     Сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и вы­пьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Предложение сложносочиненное. Между частями сложного пред­ложения, соединенных союзом и, ставится запятая. 1 -е предложение осложнено однородными сказуемыми, поэтому между ними ста­вится запятая.)

Упражнение 521 (540). 1)Какую роль играет в слове корень? Это самая главная часть слова, в которой заключено основное значение.
   2)Пtopо какой части слова можно определить родство слов? По корню, который неизменен у всех однокоренных слов.
    3)Для чего нужно уметь подбирать однокоренные слова? Для правильного написания слов.


Приставки. Суффиксы


Упражнение-522

Упражнение 523 (542). Подбирая однокоренные слова, вы­делите приставки, проверьте правльность выделения приставок, употребляя их в словах с другим корнем.
Упражнение-523 
      Предобрый человек, совершить обход.

Обход - [апхот]: [а] - гласный, безударный; [п] - согласный, звонкий, твердый; [х] - согласный, глухой, твердый; [о] - гласный, ударный; [т] - согласный, глухой, твердый.

Упражнение 524 (544). Ночные звуки

Что это завозилось на берегу в осиннике? Ребята затаились, чут­ко прислушиваясь. А неведомый ночной гость всё продолжал раз­гуливать в темноте и шуршать листвой. Утомлённые бессонницей, дети под утро понемногу привыкли к этим странным звукам. Нако­нец усталость взяла своё, (запятая разделяет два простых предложе­ния в составе сложного) и они, прижавшись друг к другу, не заме­тили, как уснули.
бессоницей 

Упражнение 525 (545).
Упражнения-525-526 

Упражнение 526 (с). 1. Да, ученик действовал правильно.
  Чтобы проверить, правильно ли выделен корень, нужно по­добрать родственные слова и найти у них общую часть.

Упражнение 527 (547). 1.Автор юмористических рассказов — юморист2. Музы­кант, играющий на баяне, — баянист, на виолончели — виолончелист, на аккордеоне — аккордеонист. 3. Едущий на ве­лосипеде — велосипедист. 4. Журналист, пишущий очерки, — очеркист.
   В первом предложении главные члены выражены существи­тельными в именительном падеже, поэтому между ними ставит­ся тире. В третьем предложении подлежащее отсутствует, а ска­зуемое выражено существительным в именительном падеже, по­этому ставится тире.

Упражнение 528 (548). Суффиксы, над которыми мы работа­ли в предыдущих упражнениях, указывали нам на существи­тельное (так как с их помощью мы образовывали существитель­ные). Они выражают род занятий.
 Сме'л[ый] — осмелеть — осмелел; свет — светить — свети'л; бе'г — бе'гать — бе'гал; повто'р — повторя'ть — повторял; смех — смешить — смешил.

Упражнение 530 (550).
Упражнение-530 
Когда ты закончишь заниматься? Мне бы очень хотелось, чтобы ты построил здание своей мечты.



Новости