Упражнение 501 (519).
Капитан (в ед. ч.) Дело (во мн. ч.)
И.п. - капитан дела
Р. п. - капитана делЗ
Д. п. - капитану делам
В. п. - капитана дела
Т. п. - капитаном делами
П. п. - (о) капитане (о) делах
Окончание не выражено звуком и не обозначено буквой (является нулевым): в родительном падеже множественного числа и в им. ед. ч.
Планер - безмоторный летательный аппарат для планирующего или парящего полета.
Мне очень нравится наблюдать, как летают на планерах, потому что со стороны это напоминает полет птицы, парящей в небе.
Салют - [сал’ут]. [с] - согласный, глухой, твердый, [а] - гласный, безударный. [л‘] - согласный, звонкий, мягкий, [у] - гласдцй, ударный, [т] - согласный, глухой, твердый.
Читаешь! - глагол, I спр, 2-е л., наст, вр., прочитать, читающий.
(Что сделали?) вычитали - глагол, начальная форма - вычитать, I спр., употреблен в форме прош. вр., мн. ч., в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 503 (521).
Тире ставится, так как и подлежащее и сказуемое выражены существительными.
Упражнение 504 (522).
Упражнение 505 (523). Запишите текст, вставляя нужные окончания.
Замечательный русский учёный-лингвист Фёдор Иванович Буслаев родился в городе Керенске Пензенской области в начале XIX века. Он учился, а потом и преподавал в Московском университете, став его профессором. В «Историческом очерке, русской словесности и искусства» Буслаев стремился установить связь истории языка с жизнью народа. Он помогал русскому человеку почувствовать красоту родного слова.
Замеча'тельный - за неизменяемая приставка, замечу.
(Что дела л?) Стремился - глагол, начальная форма - стремиться, 2-е спр., употреблен в форме прош. вр., ед. ч., в предложении выполняет роль сказуемого.
Жизнью - [жыз’н'й'у]. [ж] - согласный, звонкий, твердый, [ы] - гласный, ударный, [з'] - согласный, звонкий, мягкий, [н’] - согласный, звонкий, мягкий, [й’] - согласный, глухой, мягкий, [у] - гласный, безударный.
Упражнение 506 (524). 1. За несколько лет[] я успел побывать на Камчатк[e], в Закавказь[e]. 2. Делегат[ы] приехали из разных мест: с Урал[a], Крайнего Север[a], из Средней Ази[и].
Однородные обстоятельства разделяются запятыми.
Упражнение 507 (525).
Капита'н корабля' должен обяза'тельно быть смелым челове'ком, ведь он покида'ет кора'бль после'дним. Команда матро'сов громко приве'тствовала делега'тов конфере'нции. Челове'к очень люби'л голубо'й цвет, поэтому все вe'щи в его до'ме бы'ли голубы'е.
Корень слова
Упражнение 509 (528). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 510 (529). Целина, цельный, целиком, целевой, целинный, целый; целинник.
прицельный, прицел, нацеленный, уцелеть, цель.
Горный, горы, гористый.
Отгореть, загорелый, загорел.
Целевo'й - цe'ль.
Уцелe'ть - це'лый.
Упражнение 511 (530).
Упражнение 512 (531).Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 513 (532). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 514 (533). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 515 (534). Подари'ть радость, поблагодари'ть подружку, укажи'те в скобках, записна'я книжка, увлека'тельный рассказ, че'ткое объясне'ние, пожило'й человек, серьёзное увлече'ние, трудно различи'ть, неподку'пная че'стность, бессме'нный часово'й, тяжелый подъем, живи'тельное лека'рство, идти' в коло'нне, запасно'й игрок.
Надо есть только тогда, когда есть аппетит. Аппетит приходит во время еды. Если от еды исходит вкусный аромат, то появляется аппетит. В вазе стояли цветы, аромат которых наполнял комнату.
Здесь не сразу обнаруживаются однокоренные слова, так как это художественный текст.
Разглядишь - раз-, т. к. дальше следует звонкая, взгляд, 2-е л. ед. ч.
(Как?) неосторожно - наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет роль обстоятельства.
Сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Предложение сложносочиненное. Между частями сложного предложения, соединенных союзом и, ставится запятая. 1 -е предложение осложнено однородными сказуемыми, поэтому между ними ставится запятая.)
Упражнение 521 (540). 1)Какую роль играет в слове корень? Это самая главная часть слова, в которой заключено основное значение.
2)Пtopо какой части слова можно определить родство слов? По корню, который неизменен у всех однокоренных слов.
3)Для чего нужно уметь подбирать однокоренные слова? Для правильного написания слов.
Приставки. Суффиксы
Упражнение 523 (542). Подбирая однокоренные слова, выделите приставки, проверьте правльность выделения приставок, употребляя их в словах с другим корнем.
Предобрый человек, совершить обход.
Обход - [апхот]: [а] - гласный, безударный; [п] - согласный, звонкий, твердый; [х] - согласный, глухой, твердый; [о] - гласный, ударный; [т] - согласный, глухой, твердый.
Упражнение 524 (544). Ночные звуки
Что это завозилось на берегу в осиннике? Ребята затаились, чутко прислушиваясь. А неведомый ночной гость всё продолжал разгуливать в темноте и шуршать листвой. Утомлённые бессонницей, дети под утро понемногу привыкли к этим странным звукам. Наконец усталость взяла своё, (запятая разделяет два простых предложения в составе сложного) и они, прижавшись друг к другу, не заметили, как уснули.
Упражнение 525 (545).
Упражнение 526 (с). 1. Да, ученик действовал правильно.
Чтобы проверить, правильно ли выделен корень, нужно подобрать родственные слова и найти у них общую часть.
Упражнение 527 (547). 1.Автор юмористических рассказов — юморист. 2. Музыкант, играющий на баяне, — баянист, на виолончели — виолончелист, на аккордеоне — аккордеонист. 3. Едущий на велосипеде — велосипедист. 4. Журналист, пишущий очерки, — очеркист.
В первом предложении главные члены выражены существительными в именительном падеже, поэтому между ними ставится тире. В третьем предложении подлежащее отсутствует, а сказуемое выражено существительным в именительном падеже, поэтому ставится тире.
Упражнение 528 (548). Суффиксы, над которыми мы работали в предыдущих упражнениях, указывали нам на существительное (так как с их помощью мы образовывали существительные). Они выражают род занятий.
Сме'л[ый] — осмелеть — осмелел; свет — светить — свети'л; бе'г — бе'гать — бе'гал; повто'р — повторя'ть — повторял; смех — смешить — смешил.
Упражнение 530 (550).
Когда ты закончишь заниматься? Мне бы очень хотелось, чтобы ты построил здание своей мечты.