ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 531 (551). 
Упражнение-531-1 
  (В конце предложения ставится точка, так как предожение повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное, бессоюзное. Простые предложения в составе сложного разделяются запятой. В простых предложениях подлежащие и сказуемые выражены существительными в именительном падеже, поэтому между ними ставится тире.)
Упражнения-531-532 
   (В конце предложения ставится точка, так как предложение по­вествовательное, невосклицательное. Предложение сложное, бес­союзное. Простые предложения в составе сложного разделяются запятой. В простых предложениях подлежащие и сказуемые выра­жены существительными в им. п., поэтому между ними ставится тире.) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
  Не строится - глагол с не пишется раздельно, II спр., что не де­лает?

Упражнение 533 (553). Как много суффиксов мы встречаем в жизни! Но только одна их фуппа может сделать все слова ласковыми и добрыми, такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. Представляете, что было бы, если бы их не было... Все общались бы официально и строго. Дети говорили бы не мамочка, а мать. Родители называли детей не сыночек и доченька, а сын и дочь. Солнышко с таким суффиксом греет тепло и нежно.
    А вы замечали, как на людей влияет доброе слово? Такое слово с ласковым суффиксом становится волшебным.

Чередование звуков в корне слова

 

Упражнения-534-538

Упражнение 539 (559). Носков - родительный падеж, множественное число. Чулок - тоже родительный падеж и множественное число. Различие за­ключается в том, что в родительном падеже и множественном числе у первого слова есть окончание, а у второго - нет.

Упражнение 540 (560).
Упражнение-540 
 Могут чередоваться в корне: (г//ж//з); (г//ч//ж); (к//н); (с//ги); (х//ги)\ (ск//щ); (с//ш).
   Чередование произошло в слове чулки - чулок.

(Что?) гпушь - существительное в начальной форме, нарица­тельное, неодушевленное, ж. р., 3-е скл., употреблено в форме им. п., ед. ч.

Упражнение 541 (563). 1. Плескать - плещу (ск//щ), искать - ищу (ск//щ), таскать - тащу(ск//щ), махать - машу (х//ш), пахать - пашу (x//ш),щипать - щиплю (п//пл), лепить - леплю (п//пл), копить - коплю (п/пл) топить - топлю (п//пл).
  2.Махать - машу - машешь - машет - машем - машете - машут (п//пл).Сыпать - сыплю - сыпешь - сыпет - сыпем - сы­пете - сыпят (п//пл).
    3.Махать рукой, машу платочком, ты машешь передо мной, сыпать словами, сыплю песок.

Упражнение 542 (561).
Упражнение-542 
1.В суффиксе произошло чередование.
 2.Кружок - группа лиц с общими интересами, объединив­шимися для постоянных совместных занятий, объединение по интеpтересам. Кружок - уменьшительно-ласкательное от слова круг. Недалеко от школы открылся новый драматический кру­жок, и все дети в него записались. Малыши встали в кружок и начали водить хоровод.

Упражнение 543 (564). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 543 (с).

Маленький городок был беззвучен и безлюден. (Однородные определения соединены союзом и.) Тишину нарушали только колокольный звон доска, дощечка и мычание стада, а по ночам — колотушки сторожей. (Однородные подлежащие звон и мычание соедине­ны союзом и; перед союзом а всегда ставится запятая.) По улич­ным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. В домах закисейными занавесками сушился на подоконниках  липовый цвет.

Упражнение 544 (565)
Упражнение-544
 
    Чередование в корнях соответствует устаревшим словам и современным, употребляющимся.

Группы примеров из таблицы: ворота — врата, воротить - возвращение; волочить - влачить, молочный - млечный, ошело­мить - шлем; бережный - небрежный, передать - предать.

Упражнение 545 (566). Привратник - при вратах, воротах. Вратарь - на воротах, на вратах.
   У каждой футбольной команды обязательно есть вратарь. При входе в поместье нас встречал привратник.

Упражнение 546 (567). Светлая полоса на ясном ночном черном небе ассоциируется у людей с разлитым молоком, поэтому ей дали поэтическое на­звание Млечный Путь. Во второй колонке опорной таблицы есть подсказка ответа на этот вопрос.

Упражнение 547 (568).
Упражнение-547 
  Сторож - работник, который сторожит или охраняет что-либо. Сторож ходит и проверяет, все ли в порядке.

Страж - устаревшее от сторожа, но также в значение этого слова входит понятие защитник. Страж обычно стоит на посту.
     Заголовок - заглавие, где за - это неизменяемая приставка.

Упражнение 548 (570). На чемпионате наша команда проиграла, потому что вратарь не сумел поймать мяч.
  Чтобы достать воду из колодца, нужно вращать ворот.

Упражнение 549 (571). Заглавие - «Здравствуйте!»
   Птичьими - птица (ч//ц), криками - кричать (к//ч), мучи­лись- муки (ч//к), постукивает - стучать (к//ч) речка - река (ч//к), бормочет - бормотать (ч//т),, звуки - звучать (к//ч), могут - мочь (г//ч), сказать - скажет (з//ж), ответить - отвечать (т//ч).

Звукоподражательные слова: зачуфыкают, затэтэкают, зашваркают. Это глаголы, морфемами, помогающими определить принадлежность данных слов к глаголу, являются окончания.

Утро подвигалось все больше к рассвету, лес наполнялся птичьими песнями и криками зверьков.

(Предложение сложное, бессоюзное, состоит из двух про­стых предложений: первое - утро продвигалось все больше к рассвету, второе - лес наполнялся птичьими песнями и криками зверьков.

Повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка. Между первым и вторым предло­жением ставится запятая.)
Снеги'рь - сне'г.
Трудятся - труд, трудяга.

Упражнение 550 (572). Здравствуйте - здоровье, здороваться, здорово.

Упражнение 552 (574). Широкую серебристую полосу на ночном небе уже в древно­сти называли Млечным (молочным (ле//оло)) Путём. Самые пер­вые астрономы думали, что это след, который оставляет Солнце, закончив своё путешествие по небосклону. Позднее учёные дока­зали, что Млечный Путь — это громадное скопление звёздзвёздная система, настоящий звёздный город, который назвали Галактикой.

Упражнение-553 
1.На основе таблицы можно выделить группу чередующихся гласных звуков, зависящих от суффикса -а-, а также группу чередующихся согласных звуков в глаголах.
  2.Чередование полногласных и неполногласных сочетаний выделено в особую группу потому, что основной особенностью является происхождение одного слова от другого, устаревшего и более редкого в употреблении. Данные сочетания получили на­звание полногласных и неполногласных из-за наличия или отсут­ствия в корне гласной. В словах устаревших и редких в повсе­дневном употреблении, но, надо заметить, чаще встречающихся в литературе, гласная отсутствует, поэтому их назвали неполно­гласными.
3.«Удлинение» корня произошло в результате чередования полногласных и неполногласных сочетаний.


Порядок морфемного разбора

 Упражнение-554

Упражнение 555 (577). Загадка, выделяем в слове:
     1) окончание а                                  2) основу загадк выделяем из основы:
     3) корень загад и суффикс к.
Переводчик, выделяем в cлове:
   1) окончание - нулевое                        2) основу переводчик выделяем из основы:
   3)  корень -вод- и суффикс -чик-          4) приставку пере-
Рассвет, выделяем в слове:
    1) окончание - нулевое                       2)  основу рассвету выделяем из основы:
    3) корень -свет- и суффикса нет        4) приставку рас-
Воссоединение, выделяем в слове:
   1) окончание ие                                   2) основу воссоединен , выделяем из основы:
   3) корень -един- и суффикс -ен-           4) приставки вое- и со-
Молодой, выделяем в слове:
    1) окончание ой                                  2) основу молод , выделяем из основы:
     3)корень -молод- и суффикса нет       4)  приставки нет.
Малиновый, выделяем в слове:
    1) окончание ый                                 2) основу малинов, выделяем из основы:
    3) корень -малин- и суффикс -ов-        4) приставки нет.
Предвечерний, выделяем в слове:
    1) окончание ий                                   2) основу предвечерн , выделяем из основы:
    3)корень -вечер- и суффикс -н-            4) приставку пред-.
Зауральский, выделяем в слове:
    1) окончание ий                                  2) основу зауральск, выделяем из основы:
    3) корень -урал- и суффикс -ск-           4) приставку за-.
Заботливый, выделяем в слове:
   1)  окончание ый                                2) основу заботлив выделяем из основы:
   3) корень -забот- и суффикс -л- и -ив-   4) приставки нет.
Полотняный, выделяем в слове:
    1) окончание ый                                  2) основу полотнян , выделяем из основы:
    3)  корень -полотн- и суффикс -ян-      4) приставки нет.
Поспешный, выделяем в слове:
    1) окончание ый                                  2) основу поспеши , выделяем из основы:
    3)  корень -спеш- и суффикс -н-           4) приставку по-.
Зеленоватый, выделяем в слове:
    1) окончание ым                                  2) основу зеленоват  выделяем из основы:
    3) корень -зелен- и суффикс -оват-      4) приставки нет.
Разметить, выделяем в слове: 
    1) окончание ить                                 2) основу размет , выделяем из основы:
    3) корень -мет- и суффикса нет            4) приставку раз-
Прочитаешь , выделяем в слове:
    1) окончание ешь                                 2) основу прочита выделяем из основы:
    3) корень -чит- и суффикс -а-              4) приставку про-
Примирять, выделяем в слове:
    1) окончание ять                                 2) основу примир выделяем из основы:
    3) корень -мир- и суффикса нет             4) приставку при-.
Выучит, выделяем в слове:
    1) окончание нулевое                           2) основу выучит выделяем из основы:
    3) корень -уч- и суффикс -ит-               4) приставку вы-.
Написала, выделяем в слове:
    1) окончание а                                      2) основу написал выделяем из основы:
    3) корень -пис- и суффикс - и -         4) приставку на-.
Сдружиться, выделяем в слове:
    1) окончание ить                                 2) основу сдруж выделяем из основы:
    3) корень -друж- и префикс (или суффикс) ся     4) приставку с-.
Сковать, выделяем в слове:
    1) окончание -ать                                2) основу сков выделяем из основы:
    3) корень -ков- и суффикс                     4) приставку с-.
Раскрошили, выделяем в слове:
    1) окончание и                                      2) основу раскрошил выделяем из основы:
    3) корень -крош- и суффикс -и-и-л-        4) приставку рас-.
Помрачнел, выделяем в слове:
    1) окончание нулевое                           2) оcнову помрачнел ,выделяем из основы:
    3) корень мрачн- и суффикс -е-и-л-       4) приставку по-.

Упражнение 556 (578). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 557 (579).
Упражнение-557 

Упражнение 558 (580). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 559 (583). Допотопный - до великого потопа, после которого образо­вался «новый мир», это слово употребляется в значении чего-то очень старого, до образования нового мира.
   Да, можно, так как приставка до- и корень -потоп-.

Упражнение 560 (584). Страшн[ый], покрыл[а], ужасн[ое] наводнен[ие] 
Живет - жить - жило (в//т//л), страшный - страх (ш//х), ли­вень - лить (в//т), обрушился - разруха (ш//х).
2.Слова с проверяемыми безударными гласными: пра'ведном - ве'дать, реши'л - проре'шивать, ноче'й - но'чь, вода' - во'дный, спасли'сь - спа'с.


Новости