ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Правописание корней с чередованием гласных а-о

Упражнение 561 (585). Оконча'тельно (ко'нчено), тропи'нка ( тро'пка), повторе'ние (повто'р).

Упражнение 562 (586). Мы вспомнили про таи'нственную нашу, про зага'дочную бе­лую траву'. Листья у неё немножко на мали'новые похожи. А цветы' белые да пышные.(Предложение простое, нераспростра­ненное, повествовательное, невосклицательное.) А уж пахнут!
Малиновые, выделяем в слове:
      1 ) окончание - ые
      2) основу - мапинов - выделяем из основы:
      3) корень -малин- и суффикс -ов-
      4) приставки нет.

Упражнение 562 (с). 1. Если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам (овражек (г//ж)) под снегом (снежок (г//ж)) бурлит- журчит теплая вода, моет корни брусники. 2. К вечеру лёд трес­нул, разошёлся. 3. Филька выскочил окончание нулевое ( выскакивать (ч//к) на ули­цу и побежал ( бег (г//ж)) к мельнице. 4. Из-под картуза посмат­ривали на всех быстрые глаза мельника.
   Прислушаться - при-, т. к. неполнота действия, что сделать?
   К мельницe - смягчающий ь, дат. пад., 1-е скл.

Упражнение 563 (587). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 564 (588). В таблице представлены орфограммы гласные в корне слова: проверяемые гласные, непроверяемые гласные и чередующиеся безударные гласные.
    1.Они указывают на безударные гласные в корне слова.
  2.Нет, не одинаков. Данные орфограммы делятся на три категории: в первой колонокке таблицы безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово, в котором ударение падает на безударную гласную. Во второй колонке представлены слова, написание которых уточняется при помощи словаря. В третьей колонке - слова, написание безударных гласных в которых определяется по правилу для данного корня.

Упражнение 565 (589). 1) С проверяемыми безударными гласными в корне: остано'­вка., укора'чивать, ударе'ние, прокати'ться, плани'рование, поса­ди'ть, протяну'ть, робе'ть, паха'ть.
  2) С чередующимися гласными корня: росли', вы'растили, предложи'ть. предлага'ть, поклони'ться, раскла'няться.
     Прокати'ться - ка'тит, про- неизменная приставка, что сде­лать?

Упражнение 566 (590).
Упражнениe-566 
   Предлагать услуги - делать предложение, предполагать ре­зультат - высказать предположение, слагать стихи - произвести сложение, прилагать усилия - найти приложение, соприкасаться руками - войти в соприкосновение, касаться одежды - совер­шить касание.

Предложение - то, что предлагается. Предложение - поступ­ление товаров на рынок. Предложение - синтаксически и инто­национно оформленная конструкция, выражающая сообщение.

Упражнение 567 (591). Класть - кладу - кладёшь - кладёт - кладём - кладёте - кладут

Положить - положу - положишь положит - полбжим - по- ложйте - положат.
     Без приставки не употребляется глагол положить.
   Ты не мог бы положить книгу на верхнюю полку? Аккурат­ные люди кладут все вещи на определенные места. Запомни одно правило: куда положишь что-нибудь, там ты это и возьмешь.

Упражнение 568 (592). 1.Я пообещал отцу, что по окончании работы положу инст­рументы в специальный ящик. 2. В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда клади свои вещи на отведённое для них место». 3. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и кладу их в портфель. 4. Когда прочитаешь книгу, положи её на прежнее место. 5. Для сохранения здоровья не клади в еду много соли.
     (В) памятке - память, помянем, пр.п., 1-е скл.
     Прочитаешь - про- - неизменяемая приставка, читка, (читать) Iспр., 2-е л., ед. ч..
     Сохранения, выделяем в слове:
1) окончание -я                                                     2) основу сохранени- выделяем из основы:
3) корень -храни суффиксы -ен- и -м-                   4) приставка со-.
[А]:«[_____],[_            

Упражнение 569 (593). В корнях -кас-, -кос- и -лаг- , -лож- пишется а, если после корня стоит суффикс а, в остальных случаях пишется о.
Упражнениe-569 

Упражнение 569 (с). 1.Жил отважный капитан, он объездил много стран, и не раз он бороздил океан.

(Предложение сложное, с бессоюзной связью, повествова­тельное, невосклицательное.)
2. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.

Однокоренными словами являются: бороздил - бразды, ор­фограммы в этих словах можно объяснить чередованием полно­гласных и неполногласных сочетаний.

Упражнение 570 (594).
Упражнениe-570 

В своем докладе он коснулся очень трудного вопроса, кото­рый не был до конца изучен.

Не касается - частица не с глаголами пишется раздельно; ко­рень -кас-, т.к. суффикс а; что делает?

Упражнение 571 (595).
Упражнениe-571 

Написание этих слов подчиняется разным правилам: в одном случае слова пишутся с корнем -кос-, -кас- по правилу чередо­вания гласных в корне слова (коснуться, прикасаться), в других, потому что можно подобрать проверочные слова ( косица - ко­сы, косой - косо).
  Осторожно - наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет роль обстоятельства.
  Легкое (прикосновение) - легонько; какое?

Упражнение 572 (597). В корне -раст- / -рос- пишется а перед  и перед щ, в ос­тальных случаях пишется о : растение, наращивание, выросший.
    Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов. Ростислав.

Упражнение 573 (598). Правило чередования гласных в кор­нях раст//рос
Упражнениe-573
     Исключения: отрасль, отраслевой, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, росточек.

Упражнениe-574


Упражнение 575 (601). 
1) С гласной а в корне: Растение, вырастали, растительный, отрасти, сращение, отрасль, возрастание, проращение. 2) С глас­ной о в корне: росли, взросление, вырос, поросль, разрослись, на вырост, росточки.

Упражнение 576 (602)-  Ты, рябина моя, рябинушка, ты когда взошла, когда вырос­ла, ты когда цвела, когда вызрела?
   -  Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, в полдень вызрела.
    (Что сделала?) вызрела - глагол, начальная форма - вы­зреть, I-е спр., употреблено в форме прош. вр., ед. ч., ж. р., в предложении является сказуемым.

Упражнениe-577

Упражнение 578 (604). Возвраще'ние - возвра'т (чередование ш//т), се'рдце - серде'чко, вида'л - ви'деть,
   Берёзки - словарное слово, поса'жены - поса'дит ( посажены - второе спряжение, третье лицо),
  Вы'росли - чередование корней, ветви'стыми - вe'тви, дере'­вьями - де'рево, обращён - чередование корней, некo'шеный - кo'сит (ш//с), луг - луговой, пасла'сь - пa'с, корова - словарное сло­во, отрастивший - чередование корней, обед - обедать, смерка'­лось - ме'ркнет.

Упражнение 579 (605).
Упражнения-579-580

Упражнение 581 (609). I. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца - заря. 2. Отсвет заката или пожара - зарево. 3. Отдалён­ная мгновенная вспышка па небосклоне, отблеск молний даль­ней грозы - зарница. 4. Птичка, поющая на зорьке - зоревка. 5. Просветление мысли, внезапная находка ума- озарение.

Упражнение 581 (с)Организация, квитанция - в окончаниях; циклон, цитировать, цирковой, дисциплина, оцинковать, цистерна, цифровой, цир­куль - в корне; сестрицын, курицын, птицын, синицын - в суф­фиксах; цыпленочек, цыганский, цыкнуть - исключения.
    Гласные после ц: в корнях после ц пишется и , не подчиняются этому правилу следующие слова: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. В окончаниях и суффиксах пишется ы, в соответствии с произношением, хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (Спицин - Синицын).
    Слова, которые не подчиняются правилу написания ы и и после ц
    цементировать (словарное слово), оценить (оц'енка), процедить (це'дит).
   Некоторые слова нужно проверять по словарю, некоторые можно проверить, подбирая однокоренные слова.

Упражнение 582 (611).
Упражнениe-582 
А когда ехал вдоль полотна железной дороги, то и поезд обо­гнал, будто допотопную телегу.
     Прошло, выделяем в слове:
1) окончание - о                              2) основу -прошл- выделяем из основы:
3) корень -игл-, суффикса нет          4) приставку про-.
     Поездах, выделяем в слове:
1) окончание - ах                             2) основу поезд выделяем из основы:
3) корень -езд-, суффикса нет          4) приставку по-.
     Допотопную, выделяем в слове:
1) окончание  -ую-                           2) основу -допотопн- выделяем из основы:
3)  kорень -потоп- и суффикс -н-     4) приставку до-

Упражнение 583 (612). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 584 (614). Самое верное средство обогати'ть (бога'т) свой язык — чтение. (Тире, т. к. пропущена связка.) Чем больше прикаса'ешься (чередование гласных в корне) к страни­цам 
Упражнения-584-589 
   Я замер на месте, когда белка начала спускаться с дерева. Де­вочка замирала от страха каждый раз, когда видела эту огромную собаку.



Новости