ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                      Упражнение: 

Упражнение 71 (76). 1.На ночь два оконца сами закрываются, а с Упражнение71солн­ца сами открываются. (Глаза.)
2.Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Глобус.)
3.Через поле и лесок подается голосок, он бежит по прово­дам - скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
Упражнение 72 (77).Котенок Васька сидел на полу (тв. п.) около шкафа (род. п.). А на шкафу (предл. п.); на самом краю (предл. п.), лежала шляпа. Вдруг шляпа упала со шкафа (род. п.) и накрыла Ваську.
       Дальше котенок пытался выбраться из-под этой шляпы. Ве­селое настроение рассказ создает потому, что автор забавно опи­сывает приключения Васьки. Рассказ называется «Живая шля­па», так как шляпа двигалась, потому что под ней сидел котенок.
(к т о?) Васька - сущ. собств., одушевл., м. р., 1-е скл., в ед.ч.;
(ч т о?) шкаф - сущ. нариц, неодушевл., м. р., 2-е скл, ед. ч.
Упражнение 73 (78). 1. Существительным является слово чернота. Оно отвечает на вопрос ч т о?, оно обозначает объект черного цвета, оно состоит из корня черн-, суффиксов -о- и -/и- и окончания а. Его морфологические признаки: ж.р., 1-е скл., ед.ч., им.п.
2.У реки (ж.р., 1-е скл., ед.ч., род.п.), в переулке (м.р., 2-е скл., ед.ч., пр.п.), снежки (м.р., 2-е скл., мн.ч., им.п.).

Имя прилагательное

Упражнение 74 (79). Слова, обозначающие признак предмета, называются прила­гательными.
Попрощаться с теплым летом
Выхожу я за овин.
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин.
Все молчит - земля и небо,
Тишина у всех дорог.
Вкусно пахнет свежим хлебом.
На току соломы стог.
Упражнение74-75     
Проверить безударное окончание прилагательного можно с помощью вопроса, задаваемого от существительного.
Упражнение75-76
Упражнение 77 (82).
Этот текст можно озаглавить так: «Июль» или «Макушка лета».
Орфограммы - согласные: маку′шка - маку′шечка, тра′в - тра′вы, кусто′в - кустово′й, мира′ж - миражи′, по′яс - поясо′к, бере′з - бере′зы, шля′пки - шля′почки.
       Безударные гласные в корнях проверили ударением: маку′­шка - ма′ковка, трепе′щет - тре′пет, дрожи′т - дро′жь, лесны′е - ле′с, сине′ют - си′нь, колокольчики - ко′локол, цвете′т - цве′т, зеле′ных - зе′лень, (из) травы′ - тра′вы, грибо′в - гри′б, (в) тени′ - те′нь, лиси′ч­ки - ли′сы, зверобо′й - зве′рь, желте′ют - же′лтый.
      Непроверяемые гласные в корне проверяем по словарю: шелохнуться, пейзаж, береза.
Упражнение 78 (83).Упражнение78

Глагол

Упражнение 79 (84). Указанные слова обозначают действие предмета, они являются глаголами:
Попадешь   - что сделаешь?  Будущее время.
Проломится - что сделает?    Будущее время.
Несут          - что делают?     Настоящее время.
Зазвенит     - что сделает?    Будущее время.
Помчался    - что сделал?      Прошедшее время.
Вбежать      - что сделать?    Неопределенная форма.

Упражнение 80 (85). Лесеще спит. Но в нем уже отложила ворониха первое яйцо. Спит и вода. Но тайно под снегом собираются ручейки, сбегаются в реки.

Упражнение 81 (86).Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

-ть

-ти

-чь

шагать

цвести

беречь

посадить

вести

стеречь

скрипеть

заплести

отвлечь

скрепить

подрасти

остричь

насладиться

отнестись

увлечься

 

 

 

 Упражнение 82 (88).

Неопределенная

форма

Настоящее

время

Прошедшее

время

Будущее время

Что делать?
бегать, сажать

Что делаю? бегаю,сажаю.

Что делал? бегал, сажал.

Что буду делать?
буду бегать, буду сажать.

Что сделать
вычислить

-

Что сделал? вычислил.

Что сделаю?
вычислю.

 

 

 

 

 

 
Упражнение 83 (89). Глаголы употреблены в настоящем времени.

Солнце уже садилось. Деревья на лужайке потемнели, и только верхушки самых больших берез еще поблескивали красноватым блеском, словно сделанные из ярко начищенной меди.

 

  Прошедшее время.
Упражнение 85 (91). Ветер (что сделал?) вышел, посту­чал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел.

Эти глаголы употреблены в прошедшем времени. Так как это мужской род, то окончания нулевые.
Упражнение 86 (92). Прошедшее время глагола образуется с помощью суффикса -л, при этом в единственном числе в муж­ском роде окончание - нулевое, в женском роде окончание -а, в среднем роде окончание -о, а во множественном числе оконча­ние -м.

Упражнения-86-87
Перед суффиксом пишется та же гласная, что и в началь­ной форме глагола.
Упражнение 87 (с).1.Первый ряд глаголов «говорит» нам о работе плотника.
Работа плотника очень важна и интересна. Немногие смогут
так же ловко и аккуратно обращаться с древесиной. Плотник возьмет в руки простое полено, подпилит, построгает его, под­ровняет, и получается столик или причудливая деревянная иг­рушка.
2.Второй ряд глаголов «говорит» о работе врача.
А представляете, если бы не было врачей? Кто бы нас лечил, прописывал лекарства, делал уколы? Только врачи дают квали­фицированные советы, как правильно лечиться больным людям. Работа врача необходима.
Упражнение 88 (94). Как вы увидели в примере, окончания глаголов в прошедшем времени выражаются с помощью суффикса и окончания для женского, среднего рода, а также множественного числа.

Углубил - единственное число, мужской род, следовательно, здесь есть только суффикс -л.
     Углубила - единственное число, женский род, то есть к суф­фиксу добавляется окончание -а.

Углубило - единственное число, средний род, к суффиксу прибавилось окончание -о.

Углубили - множественное число, добавилось окончание -и к суффиксу -л.

Упражнение88 

Обратите внимание, что во втором примере у всех родов, кроме мужского, поменялся суффикс ся на сь.

Окончания глаголов прошедшего времени во множественном числе выражают только один признак, так как они имеют всегда окончание -и.
Упражнение 89(95). 1.(Небо) дышало (ср. р.), (солнышко) блистало (ср. р.), (день) становился (м. р.), (сень) обнажалась (ж. р.), (пора) приближа­лась (ж. р.), (ноябрь) стоял (м. р.).
2.(Одеяло) убежало (ср. р.), (простыня) улетела (ж. р.), (по­душка) ускакала (ж. р.).
3.(К а к и м?) печальным - прилагательное; начальная форма (к а к о й?) печальный; употреблено в форме тв. пад., ед. ч.; со­гласуется в роде, числе, падеже с сущ. шумом; в предложении выполняет роль определения.
4.(Ч т о?) простыня - существительное; нарицательное, не­одушевленное; ж. р., 1-е скл.; употреблено в форме им. пад., ед. ч.; в предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение 90 (96)

В этот день ты встал, как всегда, рано. И вместе с тобой проснулась (семья - ж. р.) вся семья. Ты позавтракал (начальная форма - завтракать), вышел на улицу и увидел (начальная форма - видеть), что новый день начинается и у соседей по до­му, и у школьных товарищей, и у всех, кто живет рядом. Ты почувствовал (начальная форма - чувствовать), что вместе со всеми, плечом к плечу, ты вступил в новый трудовой день.



Новости