ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 681 (727).
Упражнениe-681 
С орфограммами согласными: чудесный, честный, рубеж, круг.

Упражнение 682 (728). 1) С проверяемой гласной в корне: вы'вел, показа'л, привела', корнe'й, деревцa', тяну'лись, тяжёлый, побежа'л.
    2) С непроверяемой гласной в корне: дорo'га, болo'то, поп­роща'лся, берёзовое.
    3) С чередованием гласных в корне: Упражнениe-682.
Ушёл - ше'дший.
Тяжёлый - тяжесть.
   (В) мелколесье - существительное, нарицательное, нео­душевленное, ср. р., 2-е скл., употреблено в форме ед. ч., вин. п., в предложении является дополнением.

Повторим изученное в разделе «Морфемика. Орфография»

Упражнение 683 (729). 1) Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучается состав слова (о корнях, окончаниях, приставках и так далее).
    Родственное слово - морфема (минимальная значимая часть слова). - приставка, - корень, - суффикс, - окончание.
   2) При выделении окончания прежде всего нужно устано­вить, изменяется или не изменяется данное слово, изменяемая часть слова - окончание. Часть слова без окончания - основа.
   3) Во-первых, нужно выделить основу слова, во-вторых, по­добрать однокоренные слова, в-третьих, сопоставить однокорен­ные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозна­чив ее как корень слова.
    4 )При морфемном разборе (который обозначается цифрой 2) сначала выделяем в слове окончание, потом основу, затем вы­членяем из основы корень и суффикс(ы), а заканчиваем морфем­ный разбор выделением приставки слова.
   Пример: предполагают, выделяем в слове: 1) окончание - -ют, 2) основу предполага Выделяем из основы: 3) корень -лаг- и суффикс -а-, 4) приставки пред- и по-,
    5) Мы знаем три вида чередования звуков: чередование глас­ных звуков, чередование согласных звуков, чередование непол­ногласных и полногласных сочетаний.
    6) Орфограммы безударные гласные в корне слова делятся на три группы: первая - проверяемые безударные гласные, вторая - непроверяемые безударные гласные, третья - чередующиеся безударные гласные. Они различаются между собой тем, что первая группа проверяется с помощью проверочного слова, вто­рая проверяется исключительно по словарю, а третья группа за­висит от правила написания для данного корня.
    7) Корни с чередованием о // а: растить, выращивать, росли (-раст-//-ращ-//-рос-); -гор- и -гар, -зар- и -зор (заря, зорька, гореть), -лаг- и -лож (прилагать, приложение); корни с чередо­ванием е//и: -блеcт- и блист, -бер- и -бир и другие (блистать, блестеть, убирать, уберет); корни с чередованием я (а) // им, ин: поднять - поднимать (я//им).
    8) Всегда одинаково пишутся согласные и гласные в сле­дующих приставках: об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-, пере-, до-. В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звон­кими согласными пишется з, а перед глухими -с.
   Выбор гласных в приставках пре- и при- зависит от смысла, который приставка придает получившемуся слову. Например, приставка пре- может придавать слову два значения: первое - высокой степени качества или действия (так, что станет возмож­ным заменить приставку словами очень, весьма, крайне), вто­рое - значение близкое приставке пере- (возможно применение слов через, по-иному).

Упражнение 684 (730). Орфограммы в глаголах подчиняются правилу чередования гласных в корнях слов.
Упражнениe-684 
  Приставки, оканчивающиеся на з, пишутся перед гласными или звонкими согласными, если же корень слова начинается с глухой согласной, то на конце приставки пишется .с-.

Упражнение 685 (731).
Упражнения-685-687 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Словарное богатство русского языка

Упражнение 688 (735). Главная мысль этого текста в том, что язык и слово являются средством общения. Если бы человек не дал название всему, что его окружает, то он не смог бы выра­зить свои мысли и другие люди его не поняли бы.

1. Слова, называющие действие: нашел, назвал, определил, окружает, отражает — глагол.
     2.Слова, выражающие предмет: вселенная, человек, словарь, мир, море, речь — существительное.
     3.Слова, означающие признак: необъятное, неисчерпаемое, человеческая — прилагательное.
2.Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — челове­ческая речь!
  Слово, употребленное в переносном значении — море. Бла­годаря использованию этого слова достигается необыкновенная красочность текста.

Упражнение689 (736). Каждая из этих пословиц говорит нам о значении любого слова (слово пуще стрелы разит).
   2.От одного слова — да навек ссора. 3. Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое.
Режет — резать, (I спр., 2-е л.)
Упражнениe-689 
 (Предложение сложное, сложно­сочиненное, первое — бритва скребет, второе — слово режет. Предложение повествовательное, невосклицательное, перед союзом а, разделяющим простые предложения в составе сложного, ставится запятая.)

Упражнение 690 (737).
Упражнениe-690 
    Орфографические правила: правописание приставок, оканчи­вающихся на с- и з-, безударная гласная в корне, разделительный твердый знак.
    Общее в значении слов то, что все слова описывают что-то огромное.
  Необъятное поле раскинулось перед нашим взором. Этого писателя отличала неисчерпаемая фантазия. Солнце — это ис­точник неиссякаемой энергии.

Упражнение 691 (738). Существительные: ветер, коньки, метель, мороз, снег, снеж­ки, холод.
      Глаголы: блестеть, кататься, мерзнуть, сверкать.
      Прилагательные: ветреный, ослепительный, свежий, скольз­кий, холодный.

Упражнение 691 (с).  
1. Для чего, певу'нья птичка, 
   Птичка резвая моя,
   Ты так рано прилете'ла
   В наши дальние края?
2. Но резвых деток звонкий смех
    И беззаботных птичек пенье
    Мне говоря'т, кто больше всех
    Природы любит обновлёнье!

[ ,О,О,____  ____ ]?

Упражнение 692 (739). Выберем, например, тему «Лето»: блеск, веселый, горячий, гулять, грибы, дача, деревья, жаркий, загар, зелень, играть, ку­паться, лагерь, лес, летний, море, ослепительный, отдых, пляж, поездка, радость, солнце, теплый, ягоды.

Упражнение 693 (740). Из текста можно еще выбрать слова на тему «лето».

Упражнение 694 (741). Высказывания, связанные с темой «Словарное богатство рус­ского языка» 1.) Каждое слово необъятно... 3.) Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
   К. Станиславский  утверждал: " Нет на свете оружия сильнее слова".
   К.Паустовский  замечал: "Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".
   Л. Толстой отмечал: «Слово — ключ сердца».

Упражнение 695 (742). Лексический запас, словарное богатство, блестеть, блистать, удивляться, восклицать, великое множество, желтый, веснушки, кораблики, появились, считал­ки, принесла, подснежники, скворечники, почки, как-то, на опушке, гореть.

Лексическое значение слова

Упражнение 697 (744). 1. Хорошо и путь-дорогу по обычаю начать: у родимого по­рога посидеть и помолчать.
      2.Поседела моя голова.
    Дружеская компания, избирательная кампания. Развеваю­щийся флаг, развивающиеся страны.
Определить, какие гласные нужно 3cspan class=color: black;вставить, можно по обще­му смыслу слова.

Упражнение 698 (746). Космос — вселенная, мир. Каникулы — перерыв в занятиях на праздничное или летнее время. Конкурс — соревнование, имеющее целью выявить лучших участников, лучшие работы. Обелиск — памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба.
   В этом предложении ставится тире, потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном па­деже.

Упражнение 700 (748).Упражнениe-700

    Рассказ, мы выделяем 1) окончание — нулевое, поэтому основа будет равна самому слову, далее выделяем корень -сказ-, суффиксов нет, вычленяем приставку рас-.

Упражнение 701 (749). Нет, не имеют. Слова испытать и узнать — разговорный стиль, а слово познать — книжный стиль.

Упражнение 702 (750). Шедевр (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мас­тера.

Хихикать (разг.). Смеяться тихо или исподтишка и со злорад­ством.
     Корыстолюбивый (книжн.). Стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный.

Чтить, кого-что (высок.). Относиться к кому- , чему-нибудь с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших бойцов.

Надо чтить память павших в Великой Отечественной войне. Некоторые люди очень корыстолюбивы. В музее были выставлены шедевры отечественной живописи.

Упражнение 702 (с).
Упражнениe-702 
    2.Подошло, выделяем в слове: 1) окончание -о,2) основу - подошл-. Выделяем из основы: 3) корень -ш-и суффикс -,        4)приставки по- и -до-.

Упражнение 703 (754). 1. Шедевр — исключительное по своим достоинствам произ­ведение искусства, литературы.
    2.Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. 3.Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь тек­ста. 4. Библиотека — собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 5. Конкурс — соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.
   К месту употребленная цитата очень украшает речь. Я сего­дня пойду в библиотеку, где я буду заниматься.

В последнем предложении стоит запятая, т. к. это предложение сложное.

Упражнение 704 (752). День, проведенный праздно, не при­носит удовлетворения. Город был нарядный и праздничный.

Невежливый человек доставляет много огорчения окружаю­щим. Невежественность — признак лености ума.
Упражнениe-704 

Однозначные и многозначные слова

Упражнение 705 (755).  Тема — роль слов в жизни человека.
   Когда мы говорим: «язык», мы думаем: «слова». Это естест­венно: язык состоит из слов, тут спорить не_о_чем.
   Но мало кто представляет себе по-настоящсму, каково оно, самое простое и обычное человеческое, каким неописуемо тон­ким и сложным творением человека оно является, какой своеоб­разной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую не­измеримо огромную роль играет в судьбах своего творца — человека.
    Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
    Слово повторяется в каждом абзаце, потому что оно главное в этом тексте.
  Творение — произведение, результат творчества. Творить — создавать произведение искусства. Творец — человек, создаю­щий что-нибудь творческое. Творчество — создание новых по замыслу произведений искусства.
   Язык — [й’азык]: [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [а] — гласный, безударный; [з] — согласный, звонкий, твердый; [ы] — гласный, ударный; [к] — согласный, глухой, твердый.
    Жизнью — [жыз'н'й'у]: [ж] — согласный, звонкий, твердый; [ы] — гласный, ударный; [з'] — согласный, звонкий, мягкий; [н’] — согласный, звонкий, мягкий; [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [у] — гласный, безударный.
бесспорно 

Упражнение 705 (с).
Упражнениe-705 

Упражнение 706 (756)Творить. Художник творит что-то прекрасное. Творить суд и расправу. Не ведает, что творит.
     Творчество. Народное творчество. Творческий дар.
    Однозначным является слово — творчество, а творить — многозначное.

Упражнение 707 (757). Толкование слова, решающее слово, сдержать слово, дар сло­ва, предоставить слово.
     В суде должны предоставить слово адвокату для выступления в защиту обвиняемого.
предоставить 

Упражнение 708 (758). В тексте упражнения слово чудесный употреблено в значении — являющийся чудом.

Упражнение 709 (759). На току были насыпаны золотые го­ры хлеба. Когда в печи поспели хлебы, по всей избе распростра­няется сытный и будоражащий запах.

Упражнение 710 (760). Основная мысль — хлеб священен.
    В этом тексте многозначное слово хлеб употреблено в двух смыслах: первый — пищевой продукт, выпекаемый из муки, вто­рой — злаки, то, что растет в поле..
    Хлебороб означает то же самое, что и слова земледелец,, хле­бопашец, пахарь, землепашец. Слово пахарь является лишним, поскольку оно не сложное.
   Идешь (в глаголах после шипящих пишется ь) ли ты с работы (предлог) жарким (каким?) летом, морозной (какой?) ли и вьюж­ною (разделительный ь перед ю, какою?,) зимой (зимы), захо­дишь (II спр., 2-е л., ед. ч., ь в глаголах после шипящей) обяза­тельно (обязанность) за (предлог) хлебом и бережно несешь (но­сит о//е) его домой (дом).
   (Что делаешь?) идешь — глагол, начальная форма — идти, 2-е л., I спр., употреблено в форме наст, вр., ед. ч., в пред­ложении выполняет роль сказуемого.
   (Какой?) морозной (зимой) — прилагательное, начальная форма — морозный, употреблено в форме ед. ч., тв. п., согласу­ется в роде, числе, падеже с существительным зимой, в предло­жении выполняет роль определения.
   (За) хлебом — существительное, начальная форма — хлеб, м. р., 2-е скл., употреблен в форме ед. ч., тв. п., в предложении яв­ляется обстоятельством.
   (Как?) бережно — наречие, неизменяемое слово, в предло­жении выполняет функции обстоятельства.
Солнце — солнечный.
Сердцем — сердец.




Новости