Упражнение 681 (727).
С орфограммами согласными: чудесный, честный, рубеж, круг.
Упражнение 682 (728). 1) С проверяемой гласной в корне: вы'вел, показа'л, привела', корнe'й, деревцa', тяну'лись, тяжёлый, побежа'л.
2) С непроверяемой гласной в корне: дорo'га, болo'то, попроща'лся, берёзовое.
3) С чередованием гласных в корне: .
Ушёл - ше'дший.
Тяжёлый - тяжесть.
(В) мелколесье - существительное, нарицательное, неодушевленное, ср. р., 2-е скл., употреблено в форме ед. ч., вин. п., в предложении является дополнением.
Повторим изученное в разделе «Морфемика. Орфография»
Упражнение 683 (729). 1) Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучается состав слова (о корнях, окончаниях, приставках и так далее).
Родственное слово - морфема (минимальная значимая часть слова). - приставка, - корень, - суффикс, - окончание.
2) При выделении окончания прежде всего нужно установить, изменяется или не изменяется данное слово, изменяемая часть слова - окончание. Часть слова без окончания - основа.
3) Во-первых, нужно выделить основу слова, во-вторых, подобрать однокоренные слова, в-третьих, сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив ее как корень слова.
4 )При морфемном разборе (который обозначается цифрой 2) сначала выделяем в слове окончание, потом основу, затем вычленяем из основы корень и суффикс(ы), а заканчиваем морфемный разбор выделением приставки слова.
Пример: предполагают, выделяем в слове: 1) окончание - -ют, 2) основу предполага Выделяем из основы: 3) корень -лаг- и суффикс -а-, 4) приставки пред- и по-,
5) Мы знаем три вида чередования звуков: чередование гласных звуков, чередование согласных звуков, чередование неполногласных и полногласных сочетаний.
6) Орфограммы безударные гласные в корне слова делятся на три группы: первая - проверяемые безударные гласные, вторая - непроверяемые безударные гласные, третья - чередующиеся безударные гласные. Они различаются между собой тем, что первая группа проверяется с помощью проверочного слова, вторая проверяется исключительно по словарю, а третья группа зависит от правила написания для данного корня.
7) Корни с чередованием о // а: растить, выращивать, росли (-раст-//-ращ-//-рос-); -гор- и -гар, -зар- и -зор (заря, зорька, гореть), -лаг- и -лож (прилагать, приложение); корни с чередованием е//и: -блеcт- и блист, -бер- и -бир и другие (блистать, блестеть, убирать, уберет); корни с чередованием я (а) // им, ин: поднять - поднимать (я//им).
8) Всегда одинаково пишутся согласные и гласные в следующих приставках: об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-, пере-, до-. В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими -с.
Выбор гласных в приставках пре- и при- зависит от смысла, который приставка придает получившемуся слову. Например, приставка пре- может придавать слову два значения: первое - высокой степени качества или действия (так, что станет возможным заменить приставку словами очень, весьма, крайне), второе - значение близкое приставке пере- (возможно применение слов через, по-иному).
Упражнение 684 (730). Орфограммы в глаголах подчиняются правилу чередования гласных в корнях слов.
Приставки, оканчивающиеся на з, пишутся перед гласными или звонкими согласными, если же корень слова начинается с глухой согласной, то на конце приставки пишется .с-.
Упражнение 685 (731).
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Словарное богатство русского языка
Упражнение 688 (735). Главная мысль этого текста в том, что язык и слово являются средством общения. Если бы человек не дал название всему, что его окружает, то он не смог бы выразить свои мысли и другие люди его не поняли бы.
1. Слова, называющие действие: нашел, назвал, определил, окружает, отражает — глагол.
2.Слова, выражающие предмет: вселенная, человек, словарь, мир, море, речь — существительное.
3.Слова, означающие признак: необъятное, неисчерпаемое, человеческая — прилагательное.
2.Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!
Слово, употребленное в переносном значении — море. Благодаря использованию этого слова достигается необыкновенная красочность текста.
Упражнение689 (736). Каждая из этих пословиц говорит нам о значении любого слова (слово пуще стрелы разит).
2.От одного слова — да навек ссора. 3. Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое.
Режет — резать, (I спр., 2-е л.) (Предложение сложное, сложносочиненное, первое — бритва скребет, второе — слово режет. Предложение повествовательное, невосклицательное, перед союзом а, разделяющим простые предложения в составе сложного, ставится запятая.)
Упражнение 690 (737).
Орфографические правила: правописание приставок, оканчивающихся на с- и з-, безударная гласная в корне, разделительный твердый знак.
Общее в значении слов то, что все слова описывают что-то огромное.
Необъятное поле раскинулось перед нашим взором. Этого писателя отличала неисчерпаемая фантазия. Солнце — это источник неиссякаемой энергии.
Упражнение 691 (738). Существительные: ветер, коньки, метель, мороз, снег, снежки, холод.
Глаголы: блестеть, кататься, мерзнуть, сверкать.
Прилагательные: ветреный, ослепительный, свежий, скользкий, холодный.
Упражнение 691 (с).
1. Для чего, певу'нья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилете'ла
В наши дальние края?
2. Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говоря'т, кто больше всех
Природы любит обновлёнье!
[ ,О,О,____ ____ ]?
Упражнение 692 (739). Выберем, например, тему «Лето»: блеск, веселый, горячий, гулять, грибы, дача, деревья, жаркий, загар, зелень, играть, купаться, лагерь, лес, летний, море, ослепительный, отдых, пляж, поездка, радость, солнце, теплый, ягоды.
Упражнение 693 (740). Из текста можно еще выбрать слова на тему «лето».
Упражнение 694 (741). Высказывания, связанные с темой «Словарное богатство русского языка» 1.) Каждое слово необъятно... 3.) Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Станиславский утверждал: " Нет на свете оружия сильнее слова".
К.Паустовский замечал: "Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".
Л. Толстой отмечал: «Слово — ключ сердца».
Упражнение 695 (742). Лексический запас, словарное богатство, блестеть, блистать, удивляться, восклицать, великое множество, желтый, веснушки, кораблики, появились, считалки, принесла, подснежники, скворечники, почки, как-то, на опушке, гореть.
Лексическое значение слова
Упражнение 697 (744). 1. Хорошо и путь-дорогу по обычаю начать: у родимого порога посидеть и помолчать.
2.Поседела моя голова.
Дружеская компания, избирательная кампания. Развевающийся флаг, развивающиеся страны.
Определить, какие гласные нужно 3cspan class=color: black;вставить, можно по общему смыслу слова.
Упражнение 698 (746). Космос — вселенная, мир. Каникулы — перерыв в занятиях на праздничное или летнее время. Конкурс — соревнование, имеющее целью выявить лучших участников, лучшие работы. Обелиск — памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба.
В этом предложении ставится тире, потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.
Упражнение 700 (748).
Рассказ, мы выделяем 1) окончание — нулевое, поэтому основа будет равна самому слову, далее выделяем корень -сказ-, суффиксов нет, вычленяем приставку рас-.
Упражнение 701 (749). Нет, не имеют. Слова испытать и узнать — разговорный стиль, а слово познать — книжный стиль.
Упражнение 702 (750). Шедевр (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.
Хихикать (разг.). Смеяться тихо или исподтишка и со злорадством.
Корыстолюбивый (книжн.). Стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный.
Чтить, кого-что (высок.). Относиться к кому- , чему-нибудь с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших бойцов.
Надо чтить память павших в Великой Отечественной войне. Некоторые люди очень корыстолюбивы. В музее были выставлены шедевры отечественной живописи.
Упражнение 702 (с).
2.Подошло, выделяем в слове: 1) окончание -о,2) основу - подошл-. Выделяем из основы: 3) корень -ш-и суффикс -л-, 4)приставки по- и -до-.
Упражнение 703 (754). 1. Шедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.
2.Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. 3.Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. 4. Библиотека — собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 5. Конкурс — соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.
К месту употребленная цитата очень украшает речь. Я сегодня пойду в библиотеку, где я буду заниматься.
В последнем предложении стоит запятая, т. к. это предложение сложное.
Упражнение 704 (752). День, проведенный праздно, не приносит удовлетворения. Город был нарядный и праздничный.
Невежливый человек доставляет много огорчения окружающим. Невежественность — признак лености ума.
Однозначные и многозначные слова
Упражнение 705 (755). Тема — роль слов в жизни человека.
Когда мы говорим: «язык», мы думаем: «слова». Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не_о_чем.
Но мало кто представляет себе по-настоящсму, каково оно, самое простое и обычное человеческое, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца — человека.
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Слово повторяется в каждом абзаце, потому что оно главное в этом тексте.
Творение — произведение, результат творчества. Творить — создавать произведение искусства. Творец — человек, создающий что-нибудь творческое. Творчество — создание новых по замыслу произведений искусства.
Язык — [й’азык]: [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [а] — гласный, безударный; [з] — согласный, звонкий, твердый; [ы] — гласный, ударный; [к] — согласный, глухой, твердый.
Жизнью — [жыз'н'й'у]: [ж] — согласный, звонкий, твердый; [ы] — гласный, ударный; [з'] — согласный, звонкий, мягкий; [н’] — согласный, звонкий, мягкий; [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [у] — гласный, безударный.
Упражнение 705 (с).
Упражнение 706 (756). Творить. Художник творит что-то прекрасное. Творить суд и расправу. Не ведает, что творит.
Творчество. Народное творчество. Творческий дар.
Однозначным является слово — творчество, а творить — многозначное.
Упражнение 707 (757). Толкование слова, решающее слово, сдержать слово, дар слова, предоставить слово.
В суде должны предоставить слово адвокату для выступления в защиту обвиняемого.
Упражнение 708 (758). В тексте упражнения слово чудесный употреблено в значении — являющийся чудом.
Упражнение 709 (759). На току были насыпаны золотые горы хлеба. Когда в печи поспели хлебы, по всей избе распространяется сытный и будоражащий запах.
Упражнение 710 (760). Основная мысль — хлеб священен.
В этом тексте многозначное слово хлеб употреблено в двух смыслах: первый — пищевой продукт, выпекаемый из муки, второй — злаки, то, что растет в поле..
Хлебороб означает то же самое, что и слова земледелец,, хлебопашец, пахарь, землепашец. Слово пахарь является лишним, поскольку оно не сложное.
Идешь (в глаголах после шипящих пишется ь) ли ты с работы (предлог) жарким (каким?) летом, морозной (какой?) ли и вьюжною (разделительный ь перед ю, какою?,) зимой (зимы), заходишь (II спр., 2-е л., ед. ч., ь в глаголах после шипящей) обязательно (обязанность) за (предлог) хлебом и бережно несешь (носит о//е) его домой (дом).
(Что делаешь?) идешь — глагол, начальная форма — идти, 2-е л., I спр., употреблено в форме наст, вр., ед. ч., в предложении выполняет роль сказуемого.
(Какой?) морозной (зимой) — прилагательное, начальная форма — морозный, употреблено в форме ед. ч., тв. п., согласуется в роде, числе, падеже с существительным зимой, в предложении выполняет роль определения.
(За) хлебом — существительное, начальная форма — хлеб, м. р., 2-е скл., употреблен в форме ед. ч., тв. п., в предложении является обстоятельством.
(Как?) бережно — наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет функции обстоятельства.
Солнце — солнечный.
Сердцем — сердец.