ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 711 (761). Слово земля в тексте употреблено в качестве названия нашей планеты.

Слово солнце означает название звезды. А слово тяжелый — в качестве меры весов, то есть много весит.
   1.Солнцезвезда, громаднейший раскаленный газовый шар. (В конце предложения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное. Подлежащее и одно­родные сказуемые звезда, шар выражены существительными в именительном падеже, поэтому ставится тире и запятая между однородными сказуемыми.)

   Солнце — солнечный, непроизносимая согласная в корне. Звез­да— звезды, громаднейший — огромный, раскаленный — на­кал, приставка рас-.
  2.Солнце — солнечной, тяжелое — притяжение — потяже­лел — притягивать, громаднейший — прегромадная. Употребле­ние родственных слов позволяет лучше понять смысл повество­вания.

Притяжения — приставка при- в значении приближения, тя'жесть.
     Прегромадная — приставка пре- в значении очень, огро'мный.

Упражнение 712 (763). Лишнее слово — водитель, так как остальные слова образо­ваны от слова вода.
    Лишнее слово — привстать, неполнота действия, а в осталь­ных словах при- в значении близость.
    Лишнее слово — пригорок от слова гора, а остальные слова от слова гореть.

Упражнение 713 (764). В тексте слово земля употреблено в двух значениях: первое, земля — почва, второе, Земля — название планеты.
      На корабле увидели землю. Велика земля русская.

Упражнение 714 (765). Синонимы: земля — почва, земля — планета, земля — стра­на, земля — собственность кого-то.
     По мнению ученых, Земля появилась много миллионов лет назад в результате взрыва.
     Наши деды защищали землю.
а)  имена существительные: (под) снегом, червяка, (под) зем­лей, зёрен, час, снег.
б) имена прилагательные: большого, глупые.
в)  местоимения, наречия: вы, разве, он, наверняка, этих, вам, всех, их, зачем, назад.
г) глаголы: ищете, хватит, не взяли, не выпал.
д)  предлоги, союзы, частицы: что, под, ну, уж, если, едва ли, на, и, пока.
   Что вы, птицы, ищете под снегом? ( В конце предложения ставится знак вопроса, потому что предложение вопросительное, невосклицательное. Простое, осложнено обращением, которое на письме выделяется запятыми.)
   Может быть, — вводное слово, выделяется запятыми.
   Ищ[ете]— иска'ть. I спр., 2-е л., мн. ч.

Упражнение 715 (766). Линейка: 1) деревянная линейка, ши­рокая линейка, школьная линейка; 2) деревянная линейка — ин­струмент для измерения; широкая линейка — в тетради; школь­ная линейка — торжественное мероприятие.
    Звено: 1) металлическое звено, звено механизма, звено само­летов; 2) металлическое звено — одно из колец, составляющих цепь; звено механизма — составная часть какого-нибудь целого; звено самолетов — подразделение в авиации.
   Мягкий: 1) мягкий хлеб, мягкий голос, мягкая посадка, мяг­кий характер, мягкий климат. 2) мягкий хлеб — свежий; мягкий голос — приятный; мягкая посадка — плавная; мягкий харак­тер — добрый; мягкий климат — умеренный.
    Старый: 1) старый человек, старый друг. 2) старый чело­век — пожилой; старый друг — давний.
   Ходить: 1) ходить под парусами, ходить за ребенком, ходить в героях. 2) ходить под парусами — плыть; ходить за ребен­ком — ухаживать, ходить в героях — быть почитаемым, гор­диться чем-либо.
    Читать: 1) читать вслух, читать ноты, читать в сердцах, чи­тать нотации. 2) читать вслух — произносить; читать ноты — воспринимать музыку по нотам; читать в сердцах — понимать чьи-либо чувства; читать нотации — поучать.
   Мир: 1) звездный мир, научный мир, мир животных, заклю­чить мир. 2) звездный мир — космическое пространство; науч­ный мир — сообщество ученых; мир животных — фауна; заклю­чить мир — договориться о прекращении войны.
   Невнимательный: 1) невнимательный слушатель, невнима­тельное обращение.
   2)  невнимательный слушатель — рассеянный; невниматель­ное обращение — нечуткое.
 Расстроить: 1) расстроить ряды, расстроить здоровье, рас­строить планы. 2) расстроить ряды — нарушить строй, расстро­ить здоровье — заболеть; расстроить планы — помешать.
   Мягкий — [м’ахк’ий’]: [м'] — согласный, звонкий, мягкий; [а] — гласный, ударный; [х] — согласный, глухой, твердый; [к'] — согласный, глухой, мягкий; [и] — гласный, безударный; [й‘] — согласный, звонкий, мягкий.
     (Что делать?) Ходить — глагол в начальной форме, II спр. 

Упражнение 716 (767). Иголки. У ежа колючие иголки. Осе­нью с лиственниц осыпаются сухие иголки. В швейной машинке сломалась игла.
    Шитья — [шыт’й’а]: [ш] — согласный, глухой, твердый; [ы] — гласный, безударный; [т'] — согласный, звонкий, мягкий; [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [а] — гласный, ударный.

Упражнение 717 (768). Рябиновой кистью нельзя рисовать.
2. Еловой, ежовой иглой не сошьешь рубашку. 3. Железнодо­рожная стрелка не показывает времени. 4. Шляпу от гриба нель­зя надеть на голову. 5. Дверной ручкой нельзя писать. 6. Корень слова не находится в земле. 7. Речной рукав не пришьешь.
     В этих вопросах использована многозначность слов.
   Какую молнию не вошьешь в платье? В каком парке не от­дохнешь? Какой кнопкой не прикрепишь ничего? Каким пятач­ком не понюхаешь?

Упражнение 717 (с).
Упражнениe-717 

Прямое и переносное значение слова

Упражнение 719 (770). Воркует голубка: над крышей летая, кричат молодые грачилетит и другая какая-то птица... 2. Быстро лечу я по рельсам чу­гунным, думаю думу свою. 3. Время летит!
   Слова летит, летая, лечу употребляются в разных значениях. В первом предложении в прямом смысле. Во втором — быстро еду. В третьем — быстро идет время.
    (Что делает?)летит — глагол, начальная форма — ле­теть, I спр., употреблено в форме наст, вр., 3-е л., ед. ч., в пред­ложении выполняет роль сказуемого.
    (Как?) быстро — наречие, неизменяемое слово, в предло­жении является обстоятельством.
Время летит. (Предложение простое, нераспространенное, повествовательное, невосклицательное.)

Упражнение 720 (771). Глагол лететь в предыдущем упражнении употреблен в прямом значении: птица летит и в переносном: лечу я по рельсам.

Упражнение 721 (772). 1.Богат свет, серебряные звезды, день золотой, живительный воздух.
   2.В поэтической речи используются слова в переносном зна­чении для более полного и яркого описания, для образности.

Упражнение 722 (773).
«Мне не хватает теплоты», -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?» -
«Ты не поймешь, еще мала», -
Вздохнула мать устало.
A дочь кричит: «Я поняла!» -
И тащит одеяло.
   1. Нет, девочка маму не поняла, так как мама использовала слово теплота в переносном значении — душевной теплоты, а девочка поняла это буквально, как отсутствие теплого одеяла.
   2.Для долгих отношений обязательно должны быть уваже­ние, доверие и душевная теплота. День был очень теплый.
    3.
Глаголы, вводящие прямую речь — сказала, удивилась, кри­чит.

Упражнение 723 (775). Большое количество черного цвета в одежде означает траур. Это был самый черный день в моей жизни. Мало кто любит есть черствый хлеб. Вася — черствый человек. У девочки все болело, потому что она спала на жесткой кровати. Человек с жестким характером трудно идет на уступки.

Упражнение 723 (с).
Упражнениe-723 

Упражнение 724 (776). 
«Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры», — писал В.А. Сухомлинский.
    Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, поэтому — тире.
1.Здесь слово зеркало употреблено в смысле отражения. Си­нонимы — отображение, воспроизведение.

Омонимы

Упражнение 725 (777)1.Лексическое значение омонимов раскрывается в разных статьях, потому что это совершенно разные по лексическому значению слова.
  2.Жизнь бьёт ключом. — Ключ в переносном значении.
  3.
Когда сестра была маленькой, она никак не могла закрыть дверь на ключ, а просто прикрывала ее. Летом жизнь бьет клю­чом. Слесарь в своей работе не может обойтись без гаечного ключа.

Упражнение 725 (с).     Зима
   Зимой бывают метели, и нет ничего легче, как собираться с дороги в такую непогодь. Не беда еще, если нет сильного моро­за, и путешественник успеет забиться в сугроб снега. Под снегом тепло. Но если вьюга и мороз, тогда нередко замерзают люди или даже отмораживают себе носы...
    Самые сильные трескучие морозы бывают обыкновенно по­среди зимы, около Крещенья, почему их и называют крещенски­ми. Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов. В такой хо­лод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе. Земледельцы та­кую зиму называют лютой.

Упражнение 726 (778). Опушка (либо меховая обшивка по краям одежды, либо край леса) и ключ (водный ручеек, металли­ческий стержень для открытия замков).
    Это существительные, которые называются омонимами.
Упражнениe-726
 (Предложение простое, рас­пространенное, повествовательное, невосклицательное).

Упражнение 727 (780), Ответ к загадке — мир.
Я — все то, что есть на свете,
Все народы на планете;
Мой омоним — враг войны,
Друг труда и тишины.
    Мирное небо, мир на земле, заключить мир.
  Словосочетание является способом различения омонимов, по­скольку зависимое слово поясняет значение главного. Например: животный мир — фауна, и это слово мир не является отгадкой.
    Орфограммы: враг — враги, войны — войны, друг — подру­га, тишины тишь, после ш пишется и.
   Подлежащее — омоним и сказуемые враг, друг выражены существительным в именительном падеже, поэтому тире. Запя­тая разделяет однородные сказуемые враг, друг.
   Друг - [друк]. [д] - согласный, звонкий, твердый, [р] - со­гласный, звонкий, твердый, [у] - гласный, ударный, [к] - соглас­ный, глухой, твердый.

Упражнение 728 (782). 1. 1. Ключ — металлический стержень, который благодаря своей форме может отпирать замки. Ключ, который бьет из-под земли. 2. Завод — организация, функционирующая для произ­водства чего-либо. Завод часового механизма. 3. Очки — опти­ческий прибор из двух линз. Очки — выставляемые баллы.
     2.1. Мы долго искали ключ от замка. Из-под земли бил ключ. 2.Машиностроительный завод работает хорошо. Часы останови­лись, потому что кончился завод. 3. Жаль, что они потеряли очки на последнем этапе соревнований. Солнечные очки — лучшая защита глаз от ультрафиолетовых лучей.
     Хорошо — наречие, неизменяемое слово, в предложении яв­ляется обстоятельством.

Синонимы

Упражнение 729 (783)Ряды однокоренных слов: храбрость — храбрый — храбрить­ся, добросовестно — совесть — совестно,
    бесстрашие — неустрашимо — бесстрашный, сохранить — охрана, запечатлеть — впечатление, отобразить — образный — образ, смелость — смело, доблестно — доблесть — доблестный, отважный — отвага, героизм — героически, мужественный — мужество.
     Ряды синонимов: храбрость — смелость — бесстрашие — отвага (существительные); запечатлеть — отобразить (глаголы); храбрый — бесстрашный — отважный — доблестный (прилага­тельные).
Упражнениe-729 
   Бесстрашный — удвоенная с за счет соединения приставки, заканчивающейся на с-, и корня, начинающегося с -с.

Упражнение 730 (784). Синонимы — лошадь, конь.
      Скажет, улыбается, объясняют — глаголы, которые вводят прямую речь.
      Стоят четыре (четверть) лошади (словарное слово).
      Дед (деды) тихонько (тихо) лошадь (лошади) тронет (одно­родные сказ., I спр., 3 л.),
      Скажет (1 спр., 3-е л.): (прямая речь после слов автора) «Лоша­ди— не кони!»
      Улыбается (I спр., 3-е л.) отец: (прямая речь после слов авто­ра) «Лошадь — пахарь (запятая разделяет два простых предло­жения в составе сложного), Конь — боец! (тире, т. к. подлежа­щее и сказуемое выражены сущ.)»
      И тихонько взрослые (какие?)
      Объясняют (I спр., 3-е л.) мне: (прямая речь после слов ав­тора)
      «Груз (грузить) везут (возит — о//е) на лошади
      Скачут (I спр., 3-е л.) на коне (кони)».
      (На) площади — ж. р., 3-е скл., пр.п.
      (На) лошади — ж. р., 3-е скл., пр.п.

Упражнение 731 (785). Чемпионом, рекордсменом и победи­телем; большой, огромный — слова-синонимы. Использование слов-синонимов позволяет автору передать самоощущение чело­века, его значимость в его собственных глазах.
    Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем.
   чемпионом, рекордсменом. ( Благодаря однородным словам-синонимам достигается наибольшая выразительность. Однородные члены предложения разделяются запятой.)
    У нас в городе есть большой сквер. Огромна туча закрыла небо. Громадный небоскреб возвышается в центре города. Ко­лоссальный труд был затрачен на написание романа. Гигантский оползень угрожал деревне. Исполинские динозавры населяли нашу землю.
    Конечно — вводное слово, выделяется запятыми.

Упражнение 732 (787). Радостное настроение передается с помощью восклицательных предложений и восклицаний.
     1. Сверкать — светило, спешить — двигалось.
      И снег на деревьях, крышах и заборах сверкал ослепительно, и дым шел из труб кверху, прямо в синее-синее небо! Бежали машины, звенели трамваи, самолеты летели в небе, и торопились по улицам прохожие.
    Бежали машины, звенели трамваи, самолеты летели в небе, и торопились по улицам прохожие.
   (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное, простые предложения в составе сложного разъединяются запя­тыми, а перед последним еще стоит и союз и.)
   (К а к?) ослепительно — наречие , неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.

Упражнение 733 (789). Бережливый относится к чему-либо, а бережный к кому-либо.
      Бережный — заботливый, внимательный. Бережливый — расчетливый, экономный.

Упражнение 733 (с).  Заглавие - «Цветок».

Упражнение 734 (790). Выдающийся знаток русского слова В. И. Даль был чутким ценителем pусской речи; меткая, само­бытная пословица, поговорка, загадка, сказка — находили в нем внимательного собирателя и бережного хранителя.

Самобытная — 1) окончание -ая, 2) основа — самобытн-. Выделяем из основы: 3) корни -сам- и -быт-, 4) суффикс -н   5) приставки нет.

Упражнениe-735

 Словарный диктант: прекратить, приклеить, приносить, причудливый, прервать, прикончить (чью-либо деятельность)  приволакивать.

Упражнение 736 (792). 1.Вот этот отрывок:

«А между тем в ту самую пору по Т...у шоссе усердно и без­остановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без ог­лядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бед­ную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой- какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, ко­гда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радост­ной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще бе­лел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо ко­торых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знако­мый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных по­лей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины, - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и боро­де; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, пря­мую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходя­щее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже три­дцать пять верст...»
    2.«Идти» - нейтральное наименование этого действия, «ша­гать» - появляется дополнительное значение: идти размеренным шагом, «выступать» - и вовсе: ходить медленной, степенной по­ступью.
         Идти в школу; бодро шагать; выступать, будто пава.

Упражнение 737 (793). В своем стихотворении Н. А. Некрасов использует слова ше­ствовать, ступать, шагать, выступать. Они несут определен­ную смысловую и стилистическую окраску. Так как в стихотво­рении главный герой разговаривает с деревенским мальчиком, то и слова употребляются соответствующие.

Упражнение 738 (794).  Вся комната янтарным блеском озарена.

Янтарный — прозрачно-желтый, цвета янтаря. Это слово од­нозначно, соответственно, в нашем примере употребляется в прямом значении. Синонимы: желтый, лимонный. Антонимы: все другие цвета.

Упражнение 739 (795). 1. Блеск — яркий искрящийся свет. 2. Это слово многознач­но, но так как дано без контекста, то можно сказать, что упот­ребляется не в переносном значении. 3. Синонимы: сияние, сверкание. Антонимы: тусклый, неяркий. 4. Употребляется в со­ставе названий некоторых минералов: железный блеск.

1. Озарена — внезапное прояснение сознания. 2. Это слово многозначно, и так как дано без контекста, то можно сказать, что употребляется не в переносном значении. 3. Синонимы: прояс­нена. Антонимы: неясна.

1. Шествовать — двигаться торжественно и важно. 2. Это слово однозначно. 3. Синонимы: вышагивать, выступать. Анто­нимы: стоять.

Упражнение 740 (796).  Москва непрерывно растёт, изменя­ется и хорошеет. Невозможно перечислить все новостройки сто­лицы. Но меня больше всего привлекают в моём родном городе памятники старины. Я люблю неторопливо бродить по улицам старой Москвы, внимательно рассматривать древние церкви, старинные особняки...

Синонимы: Москва — столица — город. Древние — давние, старые, старинные.
     Старинные — стар.
    Рассматривать — 1) окончания нет, 2) основа -рассмат­ривать-. Выделяем из основы: 3) корень -смотр-, 4) суффиксы -ива- и -ть     5) приставка рас-.

Древние. 1. Древние — старинный. 2. Это слово многозначно, но так как дано в связи со словом церкви, то можно сказать, что употребляется не в переносном значении. 3. Синонимы: давние, старые, старинные. Антонимы: новый.



Новости