ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 741 (797). Мой родной город — Москва. Это очень древний город. Он был основан в 1147 году. У Москвы героическое прошлое. Раньше столица подвергалась нападениям врагов, но им не удалось за­хватить ее.
     1. Синонимы: Москва — столица — город. 2. Сложные пред­ложения.

Упражнение 742 (н). Старый - старинный, древний, ветхий, многолетний, вековой, давний, старобытный, стародавний, ар­хаический; метель - вьюга, буран, буря; невероятный - фанта­стический, удивительный, исключительный, поразительный, не­обыкновенный; сказать - произнести, ответить, заметить, вста­вить, донести, буркнуть, прокричать, объяснить, выразить, изло­жить, изъявить, высказать, молвить; жестоко - безжалостно, беспощадно, жестко, люто, неистово, неумолимо, сурово.
      Это не просто удивительное открытие - оно невероятное, фантастическое!
      Вьюга - [в’й’уга]
      в - [в’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный;
      ь - [ ] - не обозначает звука;
Упражнениe-742 
    г - [г] -- согласный, звонкий парный, твердый парный;
    а - [а] - гласный, безударный.

Упражнение 743 (799). Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы. Но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно ска­зать, сверхъестественное!
    Если изменить порядок следования синонимов в конце предложения, то не наблюдается возрастания эмоционально­сти.
    Может быть — вводное слово, выделяется запятыми.
     Что-то — частица то пишется через дефис.

Упражнение 744 (800). Нет, слова опять и обратно не яв­ляются синонимами. Слово «опять» можно добавить в первую колонку, а слово «обратно» во вторую.

Упражнение 745 (801). В нашей речи много слов почти одинакового значения. Например, слова метель, вьюга, пурга. буран, заметь обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как «ветер», «вихрь со снегом». Но все эти слова имеют свои смысловые оттенки. Метель — более общее понятие, она ме­тёт поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, на­зывается заметью, бьющая же со всех сторон, вьющаяся ввер­ху снежная круговерть— это вьюга. Буран — преимуществен­но метель в степи. Пурга — это уже снежная буря. Итак, поня­тие одно, а оттенки его разные.
     Снежная — 1) окончание -ая  2) основа -снежн- выделяем из основы: 3) корень — снеж- 4) суффикс -и-   5) приставки нет.
    речи существительное, нарицательное, неодушевлен­ное, ж. р., 3-е скл., употреблено в форме ед. ч., пр. п., в предло­жении является обстоятельством.
    Вьюга— [в’й’уга]. [в’] —согласный, звонкий, мягкий, [й’] — согласный, глухой, мягкий, [у] — гласный, ударный, [г] — согласный, звонкий, твердый, [а] — гласный, безударный.
   Преимущественно. 1 .Преимущественно — по преимуществу, главным образом. 2. Это слово многозначно, Можно сказать, что употребляется не в переносном значении. З.Синонимы: в основ­ном, большей частью. Антонимы: меньше всего.
     Предложения с грамматической основой, соответствующей схеме: Метель — более общее понятие, она метёт поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется заме­тью, бьющая же со всех сторон, вьющаяся вверху снежная круговерть— это вьюга. Буран — преимущественно метель в степи. Пурга — это уже снежная буря.

Антонимы

Упражнение 746 (802). Доброе — злое, построит — раз­рушит, сладкое — горькое, много — мало, знание — неве­жество, возвышает — унижает, счастье — несчастье.
      Антонимы нужны для усиления контраста.

1. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. С по­мощью доброго слова можно сделать много хороших дел, а злое слово способно разрушить то, что уже создано. 4. Знание человека возвышает, а невежество унижает. Человек, который много знает, пользуется уважением и авторитетом, а невежественный чело­век — нет.
     Постро[ит]— построить. II спр.
     Разру[ит]— разрушить. II спр.

1. Невежество — отсутствие знаний, некультурность. 2. Это слово многозначно, но так как дано с контекстом, то можно ска­зать, что употребляется не в переносном значении. З. Синонимы: необразованность. Антонимы: знание, образованность.

Упражнение 747 (803). 1. Свежий хлеб — черствый хлеб, свежий журнал — старый журнал, свежий ветер — теплый ветер. 2. Лёгкий труд — тяжелый труд, легкий путь — труд­ный путь, легкий ветер — сильный ветер

Упражнение 748 (804). Тип речи — рассуждение.

    Погода очень изменчива. Потоки теплого и холодного воз­духа перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает теплый и холодный, сухой и влажный. Влажный ветер приносит осадки.

Наблюдая за погодой, люди научились предсказывать ее из­менения. Например, когда дует ветер с севера, обычно становит­ся холоднее. Ветер стал дуть с юга — можно ждать потепления.

Погода, погодой. Теплого, теплый, потепления. Холодного, холодный, холоднее. Дует, дуть — однокоренные слова.

Слова на тему ветер: потоки, теплый, холодный, воздух, дует, ветер сухой, влажный, приносит осадки, стал дуть.
     Повтор слов: с места на место.

Потоки теплого и холодного воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклица­тельное. Сложное, бессоюзное простые предложения разде­ляются запятой. Осложнено однородными определениями те­плого и холодного, соединенными союзом и.

Влажный ветер приносит осадки. В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, не­восклицательное. Простое, основа — ветер приносит.

Стано'вится — ста'ть, станови'ться. II спр., что делает?

Упражнение 749 (805). Антонимы:
добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
     1.Л. Леонов сказал: «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобра­зие».
Упражнениe-749
    Ложь — ж. р. 3 скл.
  Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. (В конце предложения ста­вится точка, так как предложение повествовательное, невоскли­цательное. Дополнения — антонимы сгруппированы попарно добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие, и каждая пара разделяется запятой, потому что они являются однородными. Внутри каждой пары дополнения соединены союзом и, поэтому запятые не ставятся.)


Упражнение 750 (806). 1. Эта задача не сложная, а простая. (Антонимы) 2. Эта задача несложная, простая. (Синонимы) 3. Он сделал это не случайно, а намеренно. (Антонимы) 4. Он сде­лал это неслучайно, намеренно. (Синонимы)

Спектакль был не увлекательный, а скучный. Из больницы он вышел нерадостный, грустный.

Упражнение 751 (807). 1. Царевна была добрая, а цари­ца злая. 2. Герасим был добрый, а барыня жестокая. 3. Эта речка не широкая, а узкая.

Упражнение 751(с) Беззаветный — высокий, безмерный — книжный, символизировать книжный, дерзнуть — книжный, напутствовать — книжный, кров — высокий, ныне — высокий.
   Развевающееся знамя ярко символизирует победу. Доброе напутствие молодым прозвучало на встрече с ветеранами. Безза­ветное служение родине — обязанность каждого.

Упражнение 752 (808). НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НО ПОМНЯТ ВСЕ
     Есть в Москве, в саду у Кремлёвской стены, могила, возле которой всегда мног о людей.
     Никогда не гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он — и днём и ночью.
     Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат све­жие, недавно принесённые . Бережно уложены букеты и венки.
     Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают и помнят, за что погиб этот неизвестный солдат.
     Антонимы в тексте нужны для усиления контраста и связи между предложениями.
     Антонимы: не знают — знают, увядшие — свежие, ни­кто — все, никогда — всегда.
    Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают и помнят, за что погиб этот неизвестный солдат. — В этом абзаце антонимы усиливают связь.
    Не увидишь — частица не с глаголами пишется раздельно, видеть — II спр., 2-е.л, ед. ч.
Упражнениe-752(Предложение про­стое, распространенное, повествовательное, невосклицательное.)
 (Как?) бережно — наречие, неизменяемое слово, в предло­жении выполняет роль обстоятельства.
неизвестный 
  Свежие. 1. Свежие — новые. 2. Это слово многозначно, мож­но сказать, что употребляется не в переносном значении.  3.Синонимы: новые. Антонимы: старые.

   Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении


Упражнение 753 (809). Неожиданно донёсся запах под­снежника!
   Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого — и счастли­вого, и несчастливого — он сейчас — украшение жизни.
     Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
    Лексический разбор. В этом тексте есть синонимы и антонимы ( синонимы: подснежник — цветокпервовест­никукрашение, радостьсчастье, незаметныемалень­кие, антонимы: счастливогоне счастливого). Присутствуют слова, употребленные в переносном значении (капля голубого неба, чистое сердце). Многозначные слова: земля, жизнь. Все эти слова-приемы украшают и добавляют лиричности тексту.
Упражнениe-753
 ( Предложение простое, распространенное, повествовательное, восклицатель­ное.)
  Подснежник — 1) окончания нет 2) основа -подснежник- вы­деляем из основы: 3) корень -снеж- 4) суффиксы -н- и -ик- 5) приставка под-.
   Неожиданно, стои'т (сто'я), на земле' (зе'мли), цвето'к (цве'т), открове'нный (кро'в), первове'стник (ве'сти), положено (лаг-лож), счастливого (счастье), украше'ние (кра'сит), среди' (сре'дний), се'рдцем (сердец), вмеща'я (ме'сто), доброту' (до'брый), простоту' (про'ст), ка'пелькой (капе'ль).
    Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. (Пред­ложение простое, распространенное, осложнено однородными определениями, дополнениями, повествовательное, невосклица­тельное.)

Упражнение'753 (с). А затем дверь скрипнула и опять тихо притворилась. 2. Я крепко зажмурила глаза и притворилась спя­щей. 3. Нельзя относиться с пренебрежением к советам старших.
   Чтобы правильно писать приставки пре- и при — надо отчет­ливо понимать, какой смысл придается слову, в котором они присутствуют.

Упражнение 754 (810). Профессионализмы: резец, суп­порт, пахать, боронить, проводить культивацию.

Упражнение 755 (811). Пометка спец. указывает на профес­сионализмы или на специальные случаи употребления данно­го слова.

Упражнение 756 (812). 1. Можно написать, например, та­кие. После окончания каждого квартала мама сдает баланс в налоговую инспекцию. Папа на работе использует персональ­ный компьютер, сканер и плоттер.
        Презентация (реклама) нового проекта прошла успешно.

Упражнение 757 (813).               Снегозадержание
     По заснеженному полю движется трактор. К нему прицеплен снегопах. За снегопахом остаются высокие снежные валы. Так проводят снегозадержание. Снежные валы станут преградами, возле которых будет накапливаться снег. Чем больше снега удастся задержать на полях зимой, тем больше влаги весной по­падет в почву. А ведь влага очень нужна растениям.
       В народе говорят: «Снегу надует — хлеба прибудет».
 1. Профессионализмы, связанные с сельскохозяйственным трудом: трактор, снегопах, снегозадержание.
  2.Сложные слова: снегопах (так как слово снег заканчива­ется на твердую и звонкую согласную, то соединительной гласной будет являться о), снегозадержание (объяснение ана­логично предыдущему случаю).
  В народе говорят: «Снегу надует — хлеба прибудет». (В кон­це предложения ставится точка, так как предложение повество­вательное, невосклицательное. Предложение осложнено прямой речью, поэтому после слов автора стоит двоеточие, а прямая речь взята в кавычки. В словах автора основа — говорят, в пря­мой речи сложноподчиненное предложение, вместо союза то стоит тире.)

Упражнение 758 (814). Слово осека является диалектным словом. Осек — высокая изгородь, которая определяет границы лесных выпасов.

Упражнение 759 (815). Я перелез осек — высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, — и увидел опять, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.
   Диалектные слова употребляются иногда в художественных произведениях для того, чтобы приблизить читателя к той жиз­ни, времени и месту, которые описывает автор.
     Куда-то — частица то пишется через дефис.

Историзмы, архаизмы и неологизмы

Упражнение 760 (816). Самуил Яковлевич Маршак сказал (отметил, заметил, утверждал): «Живой язык изменчив, как из­менчива сама жизнь».

Упражнение 761 (817). Архаизм — устарелое слово, оборот речи или словарная форма.

Неологизм — новое слово или выражение, а также новое зна­чение старого слова.

Да, эти понятия можно считать антонимами.

Упражнение 762 (818). 1, Опять я в деревне. Хожу на охо­ту. Пишу мои вирши (архаизм) — живётся легко. 2. Шуми, шу­ми, послушное ветрило (архаизм), волнуйся подо мной, угрю­мый океан.
     «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, уг­рюмый океан.

Упражнение 762 (с).  Произведение искусства, образцовое создание, толкование слова, творение человека, своеобразная и загадочная жизнь, вьюжная зима, священный, прикасаться, золотистое зерно, зер­нохранилище, раскаленный шар, сила притяжения, самый тяже­лый, гигантская планета.

Упражнение 763 (819). 1. Твоими бы устами да мёд пить. 2. Видит око далёко, а ум ещё дальше. 3. Устами младенца глаго­лет истина. 4. Один как перст.
    (Что делает?) видит — глагол, начальная форма — видеть, II спр., употреблено в форме наст, вр,, ед. ч., 2 л., в предложении выполняет роль сказуемого.
     Младенца — существительное, начальная форма — младенец, нарицательное, одушевленное, м. р., 2-е скл., употреблено в форме род. п., ед. ч., в предложении вы­полняет роль дополнения.
    1.Око — глаз. 2. Это слово однозначно. 3. Синонимы: глаз, очи. Антонимы: нет. 4. Употребляется для создания колорита, так как является архаизмом.

Упражнение 764 (820). Лукоморье, златая, песнь, дол, о заре, брег, чредой, из вод, в темнице, тужит, ступа, над зла­том, чахнет.
      А.С. Пушкин использует много историзмов и архаизмов для создания колорита старой сказки.

Упражнение 765 (821). «Да разве нужно собирать слова? — спросите вы. — Какой в этом толк? Слова — не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь...»
     И правда, слова в лесу не растут. Но они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают, у них есть родители и дети...
       Во времена Даля не было, например, слов автомобиль, аэро­план — по той простой причине, что эти машины не были ещё изобретены.
     А вот такие слова, как боярин, государь, уходят из нашей ре­чи и живут только в исторических книгах...
    1. Вопросительными предложениями И. Халтурин вводит главную идею и проблему в текст.
    2. Родятся — умирают (антонимы). Автомобиль, аэроплан — машины (синонимы).
   Собирать — Со- неизменяемая приставка, чередование корней -бир- и -бер пишется -бир-, т.к. за корнем суф. а.
    Растут — чередование корней -раст- и -рос, пишется - раст-, т.к. корня -рост- нет (кроме слов-исключений).
    Например — вводное слово, на письме выделяется запятыми.

Упражнение 766 (822). Лексический разбор. В этом тексте есть синонимы (щедро — стремительно — бес­шумно, не даешь стареть — врачуешь) и антонимы (не солн­це — Ярило). Присутствуют слова, употребленные в перенос­ном значении (Тихая моя родина, ты всё так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!). Все эти сло­ва-приемы украшают и добавляют лиричности тексту.
     Шум (существительное) — шумит (глагол). Трава (существи­тельное) — травинка (существительное).
   (Как? Когда?) снова — наречие, неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
   Бесшумно — приставка бес-, поскольку за ней идет глухая буква.
  Тихая моя родина, ты всё так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!
   (В конце предложения ставится восклицательный знак, так как предложение повествовательное, восклицательное. Сказуемые не даешь стареть и врачуешь являются однородными, соеди­ненными союзом и. Предложение осложнено обращением тихая моя родина, которое на письме выделяется запятой.)
     Старинный 1. Древние — старинный. 2. Это слово однознач­но, так как дано в связи со словом бор, то можно сказать, что употребляется не в переносном значении. 3. Синонимы: давние, старые. Антонимы: новый.
    Врачуешь 1. Врачуешь — лечишь. 2. Это слово однозначно, так как дано в контексте, то можно сказать, что употреблено в перег носном значении, поскольку родина лечит душу тишиной. 3. Си­нонимы: лечить, воскрешать. Антонимы: болеть.

Упражнение 767 (825). Охлаждать, холодильник, города, ограждать, гражданин, здоровье, древесина, поздравление, загородить, драгоценный, дорогой, оглавление.

Упражнение 768 (823). Слово златоглавою имеет в слова­ре стилистическую помету высок.
        Зла'то — зо'лото, голова' — глава'.
      Заря — чередующаяся гласная в корне -зар- и -зор-. В без­ударной позиции -а.

Упражнение 769 (826). Вскочить, благорасположение, возгорание, выгорание, зарница, поплавок, на плаву, скло­няться, наклонность, самовозгорание, угорать, прилагатель­ное, низложить, растительный, привскакивать, замирать, за­стелить, прижигание, подстилка, неуклонный, плавучесть, непромокаемый.

Упражнение 770 (828). К нам с Люсей (Люськой) подошёл человек с кожаным чемоданчиком и сказал:
    Если вы, девочки, хотите поздравить своих мам с Вось­мым марта, то я запишу ваше поздравление на плёнку, и они (ва­ши мамы) услышат его по радио. Мы с Люсей (Люськой) ужасно обрадовались!
          Корреспондент нажал на кнопку, и моя подруга (Люська) громко заговорила:
    Моя мамочка очень хорошая. Я очень люблю её (мою ма­мочку). Она (моя мамочка) работает инженером на текстильной фабрике. Мама (она) очень умная и красивая. Я поздравляю мою дорогую маму (мамочку) с праздником Восьмое марта (Восьмого марта)! Я желаю ей (моей мамочке) здоровья и счастья... А еще я желаю счастья всем мамам на свете! Пусть (и чтобы) их  дети учатся (учились) только на «хорошо» и «отлично»!
      Девочки — обращение, на письме выделяется запятыми.
    Услышат — глагол, начальная форма — услышать, II спр., употреблено в форме буд. вр., мн.ч., 3-е л, в предложении вы­полняет роль сказуемого.



Новости