ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 771 (830). I) В текстах приветствия любого стиля уместны: сердечно поздравляем, от всей души (всего серд­ца) поздравляем (желаем); искренне желаем (поздравляем), рады поздравить.
 2) В официальных поздравлениях: разрешите поздравить; примите наши поздравления (пожелания), от имени всех при­сутствующих поздравляем (желаем); позвольте поздравить.

Упражнение 772 (831). 1. Здравствуй — здорово, вихрастый — вихорь — вихрь, город — град (слова с чередованием раоро)
   Здравствуй, Ветер!
 Ветер, здравствуй,
Ты куда летишь, вихрастый,
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!
Я с пешу, Осишки, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам...
Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной!
          — обращения.
           Обращения на письме выделяются запятыми.
           Лети'шь — поле'т, 2-е л., ед. ч.
           Разнести' — не'с, приставка раз- т.к. за ней следует звонкий согласный н.
      Веселье — [в'ис'эл'й'э]. [в'] — согласный, звонкий, мягкий, [и] — гласный, безударный, [с'] —согласный, звонкий, мяг­кий. [э] — гласный, ударный, [л'] — согласный, звонкий, мяг­кий. [й‘] —согласный, звонкий, мягкий, [э] -гласный, без­ударный.
 Радостью — [радост'й'у]. [р] — согласный, звонкий, твер­дый. [а] — гласный, ударный, [д] — согласный
, звонкий, твердый, [о] — гласный, безударный, [с] — согласный, звон­кий, твердый. [т‘] —согласный, звонкий, мягкий. [й'] — со­гласный, звонкий, мягкий, [у] — гласный, безударный.

Упражнение 773 (832). 
Здравствуй — при встрече или при переписке с людьми, с которыми у Вас дружеские отношения.

Добрый день, доброе утро — обычные приветствия для воспитанных людей, соответственно днем или утром.

Привет — уместно только при обращении к хорошим друзьям, ровесникам.

Приветствую (Вас) — официальное, торжественное обра­щение.

Здравя желаю — приветствие, употребляемое среди воен­ных.
    Здравствуй, Таня, как твои дела?
   Доброе утро, Миша, у меня все хорошо.
    Здравия желаю, господин капитан! Разрешите доложить обстановку.
    Приветствую вас, уважаемые коллеги, позвольте начать наше заседание.
    Привет, Антон! Ну и жара сегодня!
    Добрый день, Иван Петрович, я сделал все, что Вы про­сили.


Происхождение лексики русского языка

Упражнение 774 (836).       «Дело всей жизни»
«Толковый словарь живого великорусского языка» — дело всей жизни В.И. Даля.
     (В конце предложения ставится точка, так как предложе­ние повествовательное, невосклицательное. Подлежащее сло­варь и сказуемое дело выражены существительными в имени­тельном падеже, поэтому между ними стоит тире.)
     Призвание — предрасположенность, способности, судьба. Это слово однозначно, употреблено не в переносном значе­нии. Синонимы: способности, назначение. Антонимов нет.
     Гигантскую — очень большой по размерам. Это слово од­нозначно, в данном примере употребляется не в переносном значении. Синонимы: большой, великий, огромный. Антони­мы: маленький.

Упражнение 774 (с). Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закати­лось, край неба еще белел и слабо румянился последним отбле­ском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался си­ний, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями греме­ли кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья  деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, ко­торым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, ле­тевший ему навстречу — ветер с родины, — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой бе­леющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и как лев, высту­пал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...
      1. Благодаря использованию слов в переносном значении достигается образность, текст становится более выразительным и эмоциональным.
      2. 
Еще белел и румянился последним отблеском исчезавшего дня; чуткого ночного шушуканья деревьев; чувствовал, как ве­тер, <...>ударял в его лицо.
Упражнениe-774 

Упражнение 775 (834).
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это: натюрморт.
     Пейзаж, натюрморт, кофе.
      Пейзаж живописное изображение природы или некоторых видов. Натюрморт — живописное изображение быта (посуда, цветы...).
     (На) картине — существительное, начальная форма — кар­тина, нарицательное, неодушевленное, ж. р., 1-е скл., употреб­лено в форме ед. ч., пр. п., в предложении выполняет роль до­полнения.
      Видишь — видеть, II спр., 2-е л., ед. ч.
      Пейзаж
— живописное изображение природы или вид на что-либо. Это слово многозначное, в данном случае употреб­лено в смысле живописного изображения, картины. Синони­мы: ландшафт, вид. Антонимов нет.

Упражнение 776 (835). Слова греческого происхождения: математика, грамматика.
Слова английского происхождения: футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

Упражнение 777 (842). 1.Перрон. 2. Экспресс.
Задолго до прихода поезда перрон заполнился людьми. Экспресс пронесся мимо полустанка.

Упражнение 778 (843). Заимствованные слова: антракт, аккуратный, дефект, эгоизм, лингвистика.
Исконно русские: перерыв, точный, недочет, себялюбие, языковедение, языкознание.

Упражнение 779 (844). Большое внимание изучению лексики уделяли ученые-лингвисты В.И. Даль, Л.B. Щерба, В.В. Виноградов, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, А.А. Реформат­ский.
     Лингвист. 1. Человек, изучающий науку о языке. 2. Это слово однозначно, в данном контексте употребляется не в пе­реносном значении. 3. Синонимы: языковед, филологи. Анто­нимов нет.

Упражнение 779 (с). Омонимы — существительные: осенний лист — больничный лист, зеленый лук — тугой лук, заключить мир — сказочный мир, язык пламени — изучать язык, вид из ок­на — вид растений.
      Омонимы — глаголы: мешать работе — мешать ложкой, то­пить печь — топить корабль.
      Язык пламени — изучать язык.

Фразеологизмы

Упражнение 781 (847). Язык чешется, язык без костей. Кто тебя за язык тянул? Чесать языком, язык не повернется такое сказать, водить за нос, слово за слово, понять друг дру­га без слов, жить душа в душу, душа в пятки ушла, стоять у кого-то над душой.

Язык — [й’азык]: [й'] — согласный, звонкий, мягкий; [а] — гласный, безударный; [з] — согласный, звонкий, твер­дый; [ы] — гласный, ударный; [к] — согласный, глухой, твердый.

Упражнение 781 (с). Прочный мир, звездный мир, животный мир, заключить мир, чемпионат мира, духовный мир.

звездный

Упражнение 783 (849).
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Не разольёшь водой — неразлучны, всегда вместе.

Антонимы: толстый — худой (прилагательные) высту­пают в роли определений.

Разольёшь — [разал'й'ош]: [р] — согласный, звонкий, твердый; [а] — гласный, безударный; [з] — согласный, звон­кий, твердый; [а] — гласный, безударный; [л'] — согласный, звонкий, мягкий; [й'] — согласный, глухой, мягкий; [о] — гласный, ударный; [ш] — согласный, глухой, твердый.

Упражнение 784 (850). На перемене Лена спрятала куда-то мой портфель и не хотела отдавать. И стала водить меня за нос (по всему классу) и не говорить, где он. А Люся и Катя знали, где портфель, но они как будто воды в рот набрали. Я на них обиделась, и между нами как будто чёрная кошка пробежала. Когда портфель нашёлся, я всё равно была расстроенная, (не в своей тарелке) и как в воду опущенная.

Ученица неправильно понимает смысл фразеологических оборотов, кроме того, она их понимает буквально, а не в пере­носном значении.
          Куда-то — частица то пишется через дефис.

Упражнение 785 (851). 1. На выставке мне бросился в глаза автопортрет художника. 2. Нельзя работать спустя рукава. 3. Я знаю, что он легок на подъем.

      В первом предложении фразеологический оборот является ска­зуемым, во втором, обстоятельством, а в третьем — сказуемым.

Упражнениe-786

   У нас этих плакатов выше головы! Не вешай голову, все еше может наладиться. Твоя младшая сестра на голову выше тебя. По-моему, твоя подруга села тебе на голову.

Упражнение 786 (с). Праздное любопытство, праздничное на­строение, невежественный человек, предоставить слово, журчащий ключ, звездная ночь, неизгладимое впечатление, сохранить в памя­ти, гигантское сооружение, колоссальное достижение, необъятный простор.

Упражнение 787 (852). Сломя голову — быстро, стреми­тельно. Засучив рукава — бойко, с задором. Без году неде­ля — недавно. Повесить нос — расстроиться, приуныть. След  простыл — быстро ушел, убежал. Во все лопатки — сломя голову — быстро, стремительно. Зарубить на носу — запом­нить. Рукой подать — близко, недалеко, на расстояние вытя­нутой руки. Намотать на ус — запомнить. Бить баклуши — бездельничать, ничего не делать.
      Эти фразеологизмы наиболее употребительны в разговор­ной речи.
Упражнениe-787

Упражнение 788 (853)  «Книгу, переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус!» — так закан­чивается стихотворение В. Маяковского «Кем быть?».
       Намотай себе на ус— заруби себе на носу, запомни.

Упражнение 788 (с)Сверкать — блестеть — блистать.
     Первое зимнее утро, когда только-только выпал снег, всегда кажется самым радостным, потому что все вокруг сверкает, бле­стит и сияет. Юноша блистал своими знаниями.

Упражнение 789 (854).
Спускался я с пригорка           Когда же шёл я бодро
И вёдра нёс в руках —            От речки до ворот,
Бренчали два ведёрка            Помалкивали вёдра, - синоним
О всяких пустяках.                  Воды набравши в рот... - фразеологизм
      Бодро — энергично, жизнерадостно,
      Бренчали — бряцали, звенели.
      (С)  пригорка — приставка при-, запомнить
      (До) воро'т  -  - оро-
   Всяких — [фс'ак’их]: [ф] — согласный, глухой, твердый; [с’] — согласный, глухой, мягкий; [а] — гласный, ударный; [к’] — согласный, глухой, мягкий; [и] — гласный, безудар­ный; [х] — согласный, глухой, твердый.

Упражнениe-790

Повторим изученное в разделе «Лексикология и фразеология»

Упражнение 792 (856). Чтобы не скудел наш язык, надо помнить «речи русской чудеса».
  2.Слова, которые употребляются в переносном значении: гаснет словесность, (слов) сникнув, голос потеряв; слова вза­перти, как птицы в клетках, дремлют.
   3.Правописание непроизносимых согласных в корне: уст­ная, неизвестность, людское.

Взаперти — наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет роль обстоятельства.
    Дремлют — дремать, I скл., 3-е л., мн. ч.

(Не) скудела — становиться скудным, бедным, скуднее, беднее. В словаре есть пометка книжн. Однозначно, не в пере­носном смысле. Синонимы: беднеть, антонимы: богаче, уве­личиваться.

Упражнение 793 (857).   Стиль — художественный.

Лексический разбор текста: в этом тексте есть синонимы (свежий — новый, блещет — сияет, блещет — светится — го­рит), а антонимов нет. Присутствуют слова, употребленные в переносном значении (Каждая снежинка могла бы, верно, рас­сказать какую-нибудь историю.). Все эти слова-приемы укра­шают и добавляют лиричности тексту.
    Зажегся — зажечь, I спр., прош. вр., ед. ч., м. р.

Упражнение 794 (858). Итоговое или ключевое слово — «слово».
1) Слова, близкие по лексическому значению. — Синонимы.
2) Словарный состав языка. — Лексика.
3) Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексиче­скому значению. — Омонимы.
4) Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном по­рядке. — Словарь.
5) 
Новые слова. — Неологизмы.

Упражнение 795 (н) 
Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 798 (975). Тема - учение.
1. Ложка нужна, чтобы щи хлеба'ть, а грамота — чтобы зна­ния черпа'ть. 2. Век живи — век учись. 3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Ложка - ложек, хлебать - хлеб, живи - гласная и после шипя­щей, не знать - частица не с глаголами пишется раздельно, не учиться - частица не с глаголами пишется раздельно, что делать?

(Что?) ложка ~ существительное в начальной форме, ж.р., 1-е скл., употреблено в форме ед. ч., им. п., в предложении явля­ется подлежащим.
   Чe'рпать.

Упражнение 798 (с). Сиять — сверкать, блестеть; сме­лый — храбрый, бесстрашный; старый — старинный, древний; метель— вьюга, пурга, буран; невероятный— фантастический, необыкновенный; сказать— произнести, проговорить; жестоко— безжалостно, зло; большой — огромный, гигантский.

Это был невероятный, фантастический сюжет, поэтому перед режиссером встала трудная проблема.

Вьюга — [в’й’уга]: [в’] — согласный, звонкий, мягкий; [й’] — согласный, глухой, мягкий; [у] — гласный, ударный; [г] — согласный, звонкий, твердый; [а] — гласный, безударный.


ПОВТОРЕНИЕ

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи

Упражнение 799 (976). В нашем языке тысячи слов. Если поду'мать, что стоит за каждым из них, то слово хлеб надо поставить на самое первое место. Хлеб! Нет на земле' важнее' работы', чем во'время бросить семена' в землю и во'время взять у земли поспе'вшие семена'.

Слова с проверяемыми безударными гласными: стои'т (сто'я), земле' (зе'мли), важнее' (ва'жный), рабо'ты (ра'б), во'время (вре'мя), семена' (се'мя)
Слова с непроверяемыми безударными гласными: язы'к, ты'­сяч,Упражнениe-799семена'.


Упражнение 800 (977). Тема обозначена в первом предложении. После шипящих пишутся гласные -
и, а, у.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.

Сделаем вывод: гласные являются орфограммами в без­ударном положении и после шипящих.

Упражнение 801 (978).
Упражнениe-801

 
Упражнение 802 (981). Хлопотливые птxицы, свежие огуxрцы, ареxна цирка, иxдти на цыпoчках, товарная стахнция. круглолицый мальчик, песня цыганки, цихркуль брата, строгая дисцихплина.
     После ц пишется ы. Цыган цыкнул на цыпленка: «Цыцг ходи на цыпочках!»
    После ц пишется ы в окончаниях и суффиксах: птицы, огур­цы, круглолицый, Птицын.

Арена.
1. Арена - большая круглая площадка, на которой выступают в цирке, или часть стадиона.
2. Это многозначное слово, в данном примере употреблено не в переносном значении.
3. Синоним: площадка, круг.

Дисциплина.
1. Дисциплина - определенный порядок в поведении людей, отвечающий нормам и правилам общества или организации. Дисциплина - учебный предмет.
2. Это слово многозначно, употреблено не в переносном зна­чении.
3. Синонимы: правило, порядок или предмет (учебный). Ан­тоним: неорганизованность.


Упражнение 803 (983). Деревянный желоб (желоба), же­лезная решетка (зареше'ченный), розовые щеки (щека'), черствый (черстветь) хлеб, узкая щелка (ще'ль), желтые (по­желте'ть) листья, черный (че'рнь) цвет, короткая челка (чело'), хлопотливые пчелы (пчели'ный), блестящий шелк (шелка'), ти­хий шепот (ше'пчет).

Упражнение 804 (984).
Упражнениe-804 

Упражнение 805 (986). 
Беловежская (Белая Вежа) пуща (после щ пишется а). Без­брежный зеленый океан. Редкий (редок) луч солнца (подсолнух) пробьется здесь сквозь сошедшиеся над головой кроны дубов- исполинов. Мягко (мягок) тонет нога в пружинистых мхах. Де­ловито прошествовала невдалеке кабаниха, сопровождаемая вы­водком (выводок). Видно, привыкли звери, что здесь, в Белой Веже, человек не враг (враги), а помощник и друг  (подруга).
     Озвончаются те согласные, за которыми следуют гласные или л, р, м, н.

Упражнение 806 (987). 1) с проверяемыми согласными; у'зкая (у'зок) доска, на­стойчивая просьба (проси'ть), новая скри'пка (скри'пок), бы­страя ходьба (ходи'ть).
   2) с непроизносимыми согласными; мe'стное (ме'сто) вре­мя, у'стное (устa') задание, изве'стный (изве'стие) роман, но ин­тере'сный (интере'сен) случай, чуде'сный (чуде'сен) запах, прек­ра'сная (прекра'сен) погода.
   3) с непроверяемыми согласными: крутая лестница, речной вокзал, футбольная игра.
  Устное задание состояло из пересказа текста и ответов на вопросы. Футбольная игра между пятыми и шестыми классами закончилась вничью. Через ручей была перебро­шена узкая доска.
  В середине июля установилась прекрасная погода.
   Согласные, парные по глухости-звонкости, являются ор­фограммами, если стоят перед согласной и гласной.

Упражнение 807 (988). На конце слова: трость, гвоздь, ноябрь.
      В середине слова после л: сколько, сельди.
   Перед твердым согласным: Кузьма, борьба, просьба, возьму, мостик, винтик, скучный, речка, письмо, бантик, каменщик.
    Письмо - [п'ис'мо]. [п'] - согласный, глухой, мягкий, [и] - гласный, безударный, [с'] - согласный, глухой, мягкий, [м] - со­гласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный.
    Просьба - [проз'ба]. [п] - согласный, звонкий, твердый, [р] - согласный, звонкий, твердый, [о] -гласный, ударный, [з’] - со­гласный, звонкий, мягкий, [б] - согласный, звонкий, твердый, [а] - гласный, безударный.
    Скучный - [скушный]. [с] - согласный, звонкий, твердый, [к] - согласный, звонкий, твердый, [у] - гласный, ударный, [ш] - согласный, звонкий, твердый, [н] - согласный, звонкий, твердый, [ы] - гласный, безударный, [й] - согласный, звонкий, твердый.

Упражнение 808 (989).
Упражнениe-808 

Упражнение 809 (990 ). 
Всех жителей России называют россиянами, вне зависимости от их национальности. Русский язык изучают в школе с первого класса. Русь - старинное название России.

Упражнение 810 (991). Разделительный ъ пишется после приставки перед е, ё, ю, я.
Разделительный ь пишется перед е, ё, и, ю, я внутри слова.
 Упражнениe-810
  Листья - [л’ис'т'й'а]. [л’] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, ударный, [с'] - согласный, звонкий, мягкий, [т'] - со­гласный, звонкий, мягкий, [й*] - согласный, звонкий, мягкий, [а] - гласный, безударный.
   Бить баклуши - бездельничать ничего не делать.



Новости