ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 811 (992).
Упражнения-811-816 

Упражнение 817 (998).
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, - и тепло, и светло...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Упражнениe-817 
     Обращение в первом предложении «степь моя» выделено за­пятыми.
     В конце последнего предложения поставлен восклица­тельный знак, потому что автор хотел передать восторг и ра­дость от ожидания весны.

Упражнение 818 (999).   Письмо Ани - письмо, которое написала Аня
Письмо Ане - письмо для Ани.

Упражнение 819 (1000). Буквы пропущены в окончаниях прилагательных.
   Хорош лес ранней (какой?) и поздней (какой?) весной. Тает зимний (им. п.) снег. Все больше и больше слышится в лесу птичьихаких?) голосов. Начина'ют (почи'н) петь первые прилётные птицы. На весенних (каких?) полянах поя'вились (поя­вятся) первые проталины. Кое-где на пригреве начинают зацветать (цве'т), ковром разрастаются подснежники.
прилетные - мы выделяем окончание - ые, потом основу -прлетн­ , далее выделяем корень -лет, суффикс -н , вычленяем приставку -при.
   Проталины - неизменяемая приставка про- , слов. слово. 
разрастаются - приставка раз- т.к.  после нее звонкая, корень - раст-, т.к. за гласной сочетание букв -ст- , что делают

Упражнение 820 (1001). 
1. Потерянного времени не воротишь. 
2. Кашу маслом не испортишь. 
3. Правды не скроешь.
4. В решете воды не удержешь. 
5. Худой сетью рыбы не наловишь. 
6. Пашню паши, руками не маши. 
7. Соловья баснями не кормят. 
8. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 
    Не воротишь, не испортишь, не скроешь, не удержишь, не наловишь, не маши, не кормят, не поймаешь - частица не с гла­голами всегда пишется раздельно. Не воробей - пишется раз­дельно.

Упражнение 821 (1003).
Упражнения-821-822 

Упражнение 823 (1005). 
1.Всё в_горах необычно. Внизу хлещет дождь, а наверху све­тит солнце. 2, Когда-то зелёные дубравы росли по всей России.  3.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное.
     В горах, по всей, из низких - предлоги со словами пишутся раздельно.
    Внизу, наверху - приставки с наречиями пишутся слитно, это надо запомнить.
    Когда-то. что-то - частица то пишется через дефис.
    Не звенит - частица не с глаголами пишется раздельно.

Упражнение 824 (1009)Умные руки - основа успеха. Руки - это лицо человека. Глаз только видит, а руки творят.

Упражнение 824 (с). Краткий — короткий, град — город, брег — берег, древесный — дерево, младенец — молодой. (Воз­можно, пропущено в 1. слово страж, тогда страж-сторож).

Упражнение 825 (1007). Вешними (какими?), лучами, с окрестных (кресты), снега' (сне'г), сбежали (не существует приставки з, бег), мутными (ка­кими?), ручьями (разделительный ь перед я), на потопленные (неизменяемая приставка по-, зато'пленный, какие?), улы'бкой (улыбаться), ясною (какою?), прирo'да (словарное слово), сквозь (сквозит), встречает (встреча, I спр., 2-е л.), сине'я (синий), бле­щут (после щ идет у), небеса' (небе'сный), прозрачные (неизме­няемая приставка про-, какие?), леса' (ле'с), будто (будет), пухом (пуховый), зелене'ют (зе'лень), пчела' (пче'лы), полево'й (по'ле), лети'т (поле'т), кельи (ь для обозначения мягкости), восково'й (во'ск), доли'ны (до'л), пестре'ют (пе'стрый), стада' (ста'до), солове'й (соло'вушка), уж (исключение из правила правописания ь после шипящих в наречиях), ноче'й (но'чь).

Упражнение 826 (1008). Восклицательными называются предложения, в которых вме­сто точки ставшся восклицательный знак.
      Край ты мой, родимый край! (Обращение, выделено запятой, восклиц. предл.)
      Гой ты, родина моя! (обращ: выдел, запятой; предлож. воскл.)
      Гой ты, бор дремучий! (обращ. выдел, запятой; предлож. воскл.)
      Ветер, снег да тучи! (Ветер, снег - однородн. чл., поэтому разд. зап.; предлож. воскл.)

Упражнение 827 (1010). Корень - это лексическое ядро слова. Окончание - эото изме­няемая часть слова. Приставка - это часть слова, которая идет перед корнем. Суффикс - это часть слова, которая следует за корнем.

Упражнение 827 (с). Стилистически нейтральные слова: страна, здравствуй, работа, рождение, храбрый, одежда, вре­мя, праздник.
      Слова с пометами в словаре: младой, хлад, врата.

Упражнение 828 (1012).
Упражнениe-828 

Упражнение 829 (1013). 1. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. [ ], [ ].
2. И чист и тих, и ясен свод небес. [И О, и О, и О].
3. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. [О, О].
4. Ветер высью листья гонит и уронит с высоты... [О и О].
5. А рядом новой зеленью лепе'чут песню новую и липа блед­нолистая, и белая берёзонька с зелёною косо'й! [и О, и О]!

Упражнение 829 (с). Дорогая Марья Ивановна (напри­мер)! Поздравляю вас с Большим праздником (подставляешь по выбору)! Желаю вам счастья, здоровья и творческих успе­хов (пожелания тоже индивидуальны). Ваш ученик (внук, со­сед, зять...) Алеша Попович.

Упражнение 830 (1016)1. Дети, переходите улицу только при зелёном свете светофо­ра. 2. Будьте внимательны, молодежь, к людям преклонного воз­раста. 3. Берегите природу, туристы, она нуждается в вашей за­щите. 4. Спортсмены, настойчиво тренируйтесь, победа вас ждёт впереди. 5. Первоклассники, дружите с книгой, она поведает вам много интересного и поучительного.
    Переходите (неизменная приставка пере-), зелёном (зе'лень), преклонного (приставка пре-, так как смысл очень), береги'те (бере'чь), нуждается (что делает?), трениру'йтесь (трe'нер), впереди (приставка с наречием пишется слитно), пове'дает (пове'дать, 1 спр., 2-е л.).

Упражнение 831 (1017). Тебя зовут Андрей? (Установление личности собеседника.)
Тебя зовут, Андрей? (Обращение к некому Андрею)

Упражнение 832 (1018). 1. Мы с вами, вероятно, попутчики.
2. Сегодня дождя, наверное, не будет.
3. Возможно, наша команда победит.
4. Может быть, я загляну к тебе вечером.
    Попутчики - мы выделяем основу - попутчик, окончание - и, далее выделяем корень -пут-, суффикс -чик-, вычленяем при­ставку по-.

Упражнение 833 (1019). 1. Дерсу был, безусловно, прав.
2. Лось, очевидно, шёл большими скачками.
3. Люди ему, наверное, верят.
4. Он стал ещё суровее и, казалось, невозмутимее.
5. Пения лебедей, разумеется, никто не слыхал.
6. Сестра, может быть, успеет на этот поезд.
7. Должно быть, это была гигантская щука.
1,2, 5 - вводные слова выражают уверенность.
3, 4, 6, 7 - вводные слова выражают сомнение или предполо­жение.

Упражнение 833 (с). Украше'ние жизни, первовестник радости, предрассветный час, златоглавая Москва, драго­ценный подарок, сердечно поздравлять, с днём рождения, хотелось бы пожелать; корреспондент.

Упражнение 834 (1020). Компьютер - это прежде всего машина, которая во мно­гом аналогична другим машинам. Она работает от электри­ческой сети, состоит из ряда взаимосвязанных блоков, она пред­назначена для вполне определённых целей. Что отличает ком­пьютер от других машин? Прежде всего скорость вычислений. Помимо того, компьютеры чрезвычайно надёжны. Они способ­ны принимать, хранить и использовать информацию.

Упражнение 835 (1021). 1. Пустился наш хитрец в переговоры и начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?»           А: «O! П?»
2.«Соседка, перестань срамиться», — ей Шавка говорит.    (Обращение.)
3. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»    (Обращение.)
4. «А ты что ж, кумушка, в дорогу?» — ей с возу Курица кричит.     (Обращение.)
5. «Да работала ль ты лето?» — говорит ей Муравей.     «П?»-а.
    Хитрe'ц (хи'трый), перегово'ры (неизменяемая приставка пере-, гo'вор), начал (после ч пишется а), друзья (разделительный ь пе­ред я), сосe'дка (соседи), срами'ться (что делать?), говори'т (гo'вор).

Упражнение 836 (1023). Пришкольный участок как бы у нас небольшой, но мы за ним стара­тельно ухаживаем. Весной начинается обработка почвы, она за­ключается в перекопке, внесении удобрений. После этого при­ступаем к подготовке семян и выращиванию рассады. К концу весны, когда рассада подрастет, мы занимаемся высадкой ее в грунт, поливом и подкормкой растений.
Упражнениe-836 

Упражнение 837 (1022).Ветерок спросил, пролетая:
-   Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
-   Золотые руки растят.
    Слово золотой употреблено в переносном смысле.
   Осенью лес становится золотым, багряным, и только елки не хотят менять свой цвет. Человека, который все делает очень хо­рошо, называют мастер - золотые руки.
   Ветерок (вe'тер), спроси'л (прo'сит), пролетая (неизменяемая приставка про-, полёт), золотая (-оло-), ответ (неизменная при­ставка от-), колоски (кo'лос), шелестят (шe'лест), растят (корень - раст-).
     Диалог оформляют тире и двоеточие.

Упражнение 838 (1024).
Догорел апрельский светлый вечер.
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее
пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чаще над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
[              ],и [         ].
     Догоре'л (-гар-, -гор- в безударном положении пишется о), ап­рельский (ь придает мягкость согласной), вe'чер (вече'рний), хoло'дный (хо'лод), су'мрак (мра'к), потока (неизменяемая приставка по-), темноте' (тёмный), таи'нственно (та'йна), свежее (свежесть), зеленя'ми (зе'лень), молодо'й (мо'лод), чернозем (соединительная гласная о), молча'нии (мо'лча).
 1. Слова, употребленные в переносном значении: догорел, сумрак лег, струится звездный снег.
2. В сложном предложении ставится запятая, потому что про­стые предложения в нем соединены союзом и.

Упражнение 838 (с). Трудолюбивый выделяем в слове:
1) окончание -ый
2) основу трудолюбив- выделяем из основы:
3) корни -труд-и -люб- и суффикс -ив-
4) приставки нет.
    Трудолюбивый — любящий трудиться. Это слово однознач­но. Синонимы: работящий. Антонимы: ленивый. Никаких помет, указывающих на особенности употребления, нет.

Упражнение 839 (1025). 1.Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
2. Умей сказать многое в немногих словах.
      Нашим народом всегда высоко ценилось молчание, лаконич­ность и образность речи.
     Красна.
1. Красна- красива, устаревшее слово.
2. Это слово однозначно, употреблено не в переносном зна­чении.
3.Синоним: красива, антонимы: уродлива, ужасна.

Упражнение 839 (с). Посветил— направил свет в нужную сторону, посвятил— осведомил о чем-нибудь тайном, предна­значил.
  Посвятил свою жизнь работе. Автор посвятил книгу своей матери. Посветил фонарем в нашу сторону.
      Правильно написать эти слова помогает их смысл.

Упражнение 840 (1026). Красота и разнообразие человеческих отношений влекут за собой те же свойства и в языке.
разнообразие
 - выделяем окончание - ие, потом основу - разнообраз, далее выделяем корни -разн- и -образ- и соедини­тельную гласную о, суффикса нет, приставки нет.
человеческих
- мы выделяем окончание - их, потом основу - человеческ, далее выделяем корень -человеч-, суффикс -еск приставки нет.
    Фальшь. 1. Фальшь - ложь. 2. Это слово однозначно, упот­реблено не в переносном значении. 3. Синонимы: ложь, неправ­да. Антонимы: правда.

Упражнение 840 (с). филология, и, жСовокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Это слово заимствовано из греческого языка.



Новости