ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 841 (1027). В речи находят отражение и ценятся людьми следующие ка­чества: сдержанность, ум, правдивость, честность, искренность.
        Осуждаются: многословие, необдуманные слова, желание обмануть.

Упражнение 841 (с) Призвание - 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. 2. Дело жизни, назначение.
        Запятые отделяют однородные дополнения.

Упражнение 842 (1028). Правильно произнести слово - значит поставить правильно ударение и правильно произнести все звуки.
     Отноше'ние - словарное слово.
     Рискнуть - ри'ск.
     (Что сделает?) заглянет - глагол, начальная форма - за­глянуть, I спр., употреблен в форме 3-го л., ед. ч, в предложении выполняет роль сказуемого.

Упражнение 843 (1029). Писать  надо аккуратно, красиво и правильно.
1.Пиши, да не спеши.
2.Пишет как курица лапой.
3.  Никому не мило письмо хило.
4.Грамотного не только ум, но и почерк красит.
5.Красиво писать — людей уважать.
     Пишет - I спр. 2 л. ед. ч.
    Письмо -- [п’ис'мо]. [п’] - согласный, глухой, мягкий, [и] - гласный, безударный, [с'] - согласный, глухой, мягкий, [м] - со­гласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный.
   (Кого?) людей - существительное, начальная форма -люди, мн. ч., употреблено в форме род. п., в предложении выполняет роль дополнения.

Упражнение 844 (1030). Атлет - спортсмен, занимающийся атлетикой, либо просто человек крупного телосложения. Синонимы: потом основу - силач, богатырь. Антоним: хиляк. Это слово многозначно, но в данном случае мы не знаем, в каком значении оно имелось в виду.

Упражнение 845 (1031). Полка - полька.

Упражнение 846 (1032). 1) С твердым [л] - геометрическая фигура, образуемая двумя прямыми, исходящими из одной точ­ки; с мягким - ископаемое твердое горючее вещество органиче­ского происхождения. 2) С твердым [д] - тщательно спрятанные ценности; с мягким - мелкий багаж, который берут с собой в са­молет. 3) С твердым [л] - огородное растение; с мягким - закры­вающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-либо. 4) С твердым [в] - повозка с грузом; с мяг­ким - глагол, характеризующий в прошедшем времени переме­щение какого-либо предмета или лица при помощи транспортно­го средства.

Упражнение 847 (1033). Звуковой образ тишины создает по­вторение звуков [ш] и [ч’].

Упражнение 849 (1035). С толковым словарем.
     Продемонстрируем на примере слова набат.
    Во-первых, нужно найти в толковом словаре это слово, а дальше прочитать его значение.
     Набат - удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. Так же употребляется в переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о срочном вмешательстве во что-либо.

Упражнение 850 (1036). Например, слово ключ может означать, как металлический предмет для открывания чего-либо, а также может означать ма­ленькую водную струю.

Упражнение 851 (1037). 1.Пингвиненок стоял на краю скалы и смотрел вниз.
2.К озеру ведут три тропинки, по краям которых росла трава.

Упражнение 852 (н). Приведенный порядок однородных членов предложения (си­нонимов) неудачен, потому что эти однородные синонимы не образуют нужную в данных случаях градацию. Пpавильнее бу­дет записать эти предложения так:
     1.Большой, огромный, гигантский шар опустился на землю. 2.Обида была настолько нестерпимой, что она заплакала и даже зарыдала.

Упражнение 853 (1040). 1.Дом был не каменный, а деревянный.
2.Он не добрый человек, а злой.
3.Лес не старый, а молодой.

Упражнение 854 (1041). 1.Царевна была добрая, а царица злая.
2.Прохожий заговорил тихо, а я ответил громко.
3.Кондуктор автобуса обратился к пассажиру вежливо, а тот ответил грубо.

Упражнение 855 (1042)Сломя голову, засучив рукава, повесить нос, след простыл, во всеоружии, бить баклуши, в тридевять земель, в час по чайной ложке, встал не с той ноги, замолвить словечко.
     Ученик опаздывал в школу и бежал сломя голову. Приступим к работе засучив рукава. У меня сегодня плохое настроение, я встал не с той ноги. Я попросил брата замолвить за себя словечко перед мамой.

Упражнение 856 (1043). Стиль текста - художественный.
    Просторечием в этом тексте являются слова учителево и поихнему. В этом тексте их употребление уместно, поскольку с по­мощью этих слов автор передает колорит детской речи.
Упражнениe-856 
 (_Чтo_делает?) Нравится - глагол, нач. форма - нравится, II спр., употреблен в форме 3 л. ед. ч.; в предлож. выполняет роль сказуемого
     Не - отрицательная частица.

Упражнение 857 (1044).   Моё любимое животное — собака. Собаки бывают разных по­род, Я люблю породу колли. У моей собаки шёрстка желтова­тая, мордочка удлинённая, с виду похожа на морковину, хвост длинный, похожий на метлу, глазки голубые. Колли очень лю­бит ходить гулять. Спит она на коврике в просторном коридо­ре. Когда мы обедали, ей очень понравился куриный бульон. Вот так мы живём все дружно и весело.

Упражнение 858 (1045). Ответ см. в конце учебника.

Упражнение 859 (1046). 1. бес - отсутствие какого-либо качества
бес
2. пре - высокая степень качества пребольшой, преувеличивать
пребольшой
3. при - приблежение, присоединение.
приделать
4. пре - близкое к значению пере-
преступить
5. при - пространственная близость 
прибрежный
6. при - совершение действия не в полном объеме
приоткрыть 

Упражнение 861 (1048). 1.Я плачу и плачу, а ты не видишь, что ли?
2.Не проливай на меня воду, она холодная.
3.Не машиполотенцем — от него дует.
      Ребенок не усвоил правила чередования согласных в кор­не слова.

Упражнение 862 (1050). 1. Бандероль - так как это слово женского рода.
2.Желатин - слово мужского рода.
3.Ставня - единственное слово женского рода.

Упражнение 863 (1051). Дире'ктор - директора', дo'ктор - доктора'. Профе'ссор - профессора', инжене'р - инженеры, шофе'р — шофе'ры, а'втор - А'вторы, ле'ктор - лектора', констру'ктор - конструктора', ора'­тор - ора'торы, то'рт - то'рты, парохо'д - парохo'ды.

Упражнениe-863 
1.Существительные из упражнения 862; барабан, труба, вода, камень, руками, рук, дело.

Упражнение 864 (1052). Зубы (во рту) - зубья (пилы), корни (предки) - коренья (у растений), листы (бумаги) - листья (у дерева).

Упражнение 864 (с).
Упражнениe-864 
Окончание выражает морфологические признаки слова.
2. Да, по набору морфологических признаков можно разли­чать части речи.

Упражнение 865 (1053). Пять простынь, шесть яблок, семь полотенец, восемь блюдец.
   Повторы в этом тексте служат для большей выразительности, для логического усиления высказывания.

Упражнениe-865.
 Служебные части речи (предлоги, частицы, союзы) самостоя­тельно не являются членами предложения.

Упражнение 866 (1054). 1.Конюх был молод, но опытен и прекрасно ухаживал за лошадьми.
2.«Не хлопай дверьми, пожалуйста», - послышалось из комнаты.
3. Площадь была заполнена людьми.
4. На праздник пришли все жители домов, многие из них были с детьми.

Упражнение 866 (с). Капля (существительное, женский род, первое склонение, единственное число, именительный падеж) — капает (глагол, единственное число, первое спряжение, настоя­щее время, третье лицо).
    Бег (существительное, мужской род, второе склонение, един­ственное число, именительный падеж) — бегает (глагол, един­ственное число, первое спряжение, настоящее время, третье ли­цо).
   Молодежь (существительное, женский род, третье склоне­ние, единственное число, именительный падеж) — молодой (прилагательное, мужской род, единственное число, имени­тельный падеж).
    Белый (прилагательное, мужской род, единственное число, именительный падеж,) — белеет (глагол, единственное число, первое спряжение, настоящее время, третье лицо,).
     ничего не_услыхали. Ах, как много мы не_слышим и не_видим!..
    Началась война между рыжими и чёрными муравьями.
1. Началась война между рыжими и чёрными муравьями.
2. О, в, от, у — предлоги. Предлоги выражают зависимость существительного и местоимения от других слов в словосочета­ниях и предложениях.
    И, но — союзы. Союзы связывают однородные члены и про­стые предложения в составе сложного.
   Это, не — частицы; Частицы вносят различные оттенки зна­чения в предложение или служат для образования форм слов.
  Землю — [з'эмл'у]. [з’] — согласный, звонкий, мягкий, [э] — гласный, ударный, [м] — согласный, звонкий, твердый, [л1] — согласный, звонкий, мягкий, [у] — гласный, безударный.
  Нападали — напасть.

Упражнение 867 (с).
Упражнениe-867 

Упражнение 868
(1056). Стиль текста - художественный.
    Повторы: люди - людей, добрые - добрый - добро, расцве­тают - цветы, одинаковы - одни - один.

Упражнение 868 (с).     Природа — это волшебник
    Природа — это волшебник, она не только дарит нам радость, но и создаёт разные удивительные вещи, надо только нагнуться и поискать их.
     Гуляя в лесу, замечали ли вы, что очень часто корешок или шишка напоминают забавную фигурку? Посмотрите внима­тельно: вот сучок, похожий на танцующего человечка, а вот домик, крыша которого гриб, растущий на коре берёзы. Вот оленёнок, который вытянул шейку и слушает, а ведь это кусо­чек корешка. (Д. Зуев.)
    Природа — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж., р., 1-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего.
     Волшебник — существительное, так как: 1) обозначает пред­мет (кто?); 2) имеет морфологические признаки существитель­ного: м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.; 3) в предложении выполняет роль сказуемого.
     Радость — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж. р., 3-е скл., ед. ч., вин.п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
     Вещи -  существительное, так как: 1) обозначает пред­мет (кто?); 2) имеет морфологические признаки существитель­ного: 
ж. р., 3-е скл., мн.ч., вин.п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
   В лесу — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: м. р., 2-е скл., ед. ч., пр.п.; 3) в предложении выполняет роль об­стоятельства.
    Корешок — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего.
    Шишка— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего.
    Фигурку— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., вин.п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
    Сучок— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: м. р., 2-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего
    Человечка— существительное, так как: 1) обозначает пред­мет (что?); 2) имеет морфологические признаки существитель­ного: м. р., 2-е скл., ед. ч., вин.п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
   Домик— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: м. р., 2-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего
    Крыша— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., им. п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего.
   Гриб— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: м. р., 2-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль сказуемого.
   На коре— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., пр.п.; 3) в предложении выполняет роль об­стоятельства.
   Березы— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., род.п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
   Олененок— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль подлежащего.
   Шейку— существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.; 3) в предложении выполняет роль дополнения.
    Кусочек — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж. р., 1-е скл., ед. ч., им.п.; 3) в предложении выполняет роль сказуемого.
    Корешка — существительное, так как: 1) обозначает предмет (что?); 2) имеет морфологические признаки существительного: ж.р., 1-е скл., ед. ч., род.п.; 3) в предложении выползет роль дополнения.

Упражнение 869 (1057). Мечтательный взгляд — мечтаю­щий человек; невежливый человек,— невежественный посту­пок; праздный наряд — праздничное настроение.

Упражнение 869 (с). 1) Конкретные предметы окружающего мира (вещи, людей, животных): свитер, корабль, бинокль, брошюра, специалист, обезьяна, костюм, столяр, акробат, шофёр, артиллерист.
   2) Различные вещества: пороша, цемент, керосин, нефть, бензин.
   3) Различные явления (качества, действия, состояния): высо­та, доброта, счастье, работа.
    Мама связала мне теплый свитер, чтобы я катался на лыжах. Самолет не может летать без керосина. Высота дерева была поч­ти десять метров, поэтому мне было страшно с него спускаться.

Упражнение 870 (1058). Правила ведения беседы таковы: выслушать собеседника, не спешить с ответом,  быть вежливым.
     Сперва подумай, а там и скажи. Не стыдно молчать, коли не­чего сказать. В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять. Недоброе слово больней огня жжет.

Упражнение 870 (с). Необыкновенный случай, полезное изобретение, современная молодёжь, двойное гражданство, от­вергнутое ходатайство, наличные средства, добыча нефти, цент­нер зерна, кожаный портфель, удобный партер, несправедливый приговор, хозяйственный договор, официальный документ, сто­лярный инструмент.
   1. Гражданство — принад/pлежность к числу граждан госу­дарства, правовое положение гражданина.
 2. Это слово однозначно, но так как дано без контекста, то можно сказать, что употребляется не в переносном значeнии.З. Синоним: подданство.
    1. Ходатайство — официальная просьба. 2. Это слово однозначно, но так как дано без контекста, то можно сказать, что употребляется не в переносном значении.3.Синонимы: просьба, мольба.
   1. Партер — нижний этаж зрительного зала. 2. Это слово многозначно, но так как дано без контекста, то можно сказать, что употребляется не в переносном значении.З.Синоним: сиде­ния. Антонимы: балкон (театральный). 4. Употребляется в каче­стве названия открытой части сада — цветочный партер.