ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 871 (1060). а) Орфоэпические словари (указывают правильные варианты наиболее сложных с точки зрения произношения слов и их грамматических форм).
     Щаве'ль, щавеля', щавелю', о щавеле [не ща'вель, ща'веля, ща'велю, щa'велей, о ща'веле] 
     Шоссе', [сэ], нескл., с.
  б) Орфографические словари (содержат правильное написа­ние слов).
     Артилле'рия.
  в)  Толковые словари (объясняют, истолковывают лексиче­ское значение слов, а также показывают условия их правильного употребления).
     Пи'лка, -и, ж.
1.См. пилить.
2.Маленькая ручная пила.
3.Напильник для ногтей.

<ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ>
<Имя существительное>
<Понятие о существительном. Существительные нарицательные 
и собствнные, одушевленные и неодушевленные>

Упражнение 871 (с).
Упражнениe-871 

Упражнение 872 (с). 
Некоторые воображают, что, как только им удастся попасть на Луну, они сейчас же примутся прыгать по ее поверхности, словно кузнечики. Объясняют это тем, что на Луне силы тяжести чуть ли не в шесть раз меньше, чем на Земле. Этого, однако, не случилось с Незнайкой и Пончиком. Хотя Луна и притягивала их с меньшей силой, чем когда-то притягиваpла Земля, они не почув­ствовали всё же, что в их весе произошла какая-то перемена.
    1.Для того чтобы определить склонение существительного, нужно поставить его в условия: единственное число, именитель­ный падеж — и тогда сразу будет видно по окончанию, к какому склонению принадлежит данное слово.

Для определения падежа существительного необходимо по­ставить вопрос к существительному и по этому вопросу уже су­дить о падеже.
     2.Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Почувствовали — непроизносимая согласная в корне, по- не­изменяемая приставка.
      Какая-то — частица то пишется через дефис.

(Почему?) по поверхности — существительное, начальная форма — (что?) поверхность; ж. р. 3-е скл.; употреблено в форме ед. ч., дат. п., в предложении выполняет роль дополнения.
     Этого, однако, не случилось с Незнайкой и Пончиком. ( В конце предложения ставится точка, так как предложение повест­вовательное, невосклицательное. Дополнения Незнайкой и Пон­чиком соединены союзом и. Предложение осложнено вводным словом однако, которое на письме выделяется запятыми.)
    Шесть — [шэс'т']. [ш] — согласный, глухой, твердый, [э] — гласный, ударный, [с'] — согласный, глухой, мягкий. [т'] — со­гласный, глухой, мягкий.

Упражнение 873 (с). Имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
    Собственные имена существительные — это названия от­дельных лиц, единичных предметов (фамилии, псевдонимы, имена, отчества, географические и астрономические наз вания, названия журналов и газет, произведений литературы и искусст­ва). Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. Названия газет и журналов, а также кораблей, предпри­ятий, произведений искусства пишутся с большой буквы и в ка­вычках.
       Нарицательные имена существительные — это общее назва­ние для всех однородных предметов и явлений.

Упражнение 874 (с). Кинофильм «Морозко», рассказ «Чук и Гек», кинотеатр «Байкал», журнал «Костёр», пьеса «Снеж­ная королева». 
      «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Белый пудель» А. Куприна, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона.

Упражнение 875 (с). Вы смотрите (II спр) телевизионную передачу «Русская речь»? Интересно услышать об истории имён и названий, культуре письма и общения. В гостях у «Рус­ской речи» постоянно бывают известные учёные, писатели, ар­тисты. (В конце предложения ставится точка, так как предло­жение повествовательное, невосклицательное. Подлежащие ученые, писатели, артисты разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и. Опре­деление «Русская речь» выражено „ именем собственным, по­этому пишется с заглавной буквы, а поскольку оно еще и явля­ется названием передачи, то ставятся кавычки.)
     Ученые.— [уч'оный'э]. [у] — гласный, безударный, [ч'] — со­гласный, глухой, мягкий, [о] — гласный, ударный, [н] — соглас­ный, звонкий, твердый, [ы] — гласный, безударный. [й'] — со­гласный, звонкий, мягкий, [э] — гласный, безударный.
    Писатели, 1) выделяем из слова окончание -и, 2) затем выделяем основу писател, 3) далее корень -пмс-, и суффиксы -ат- и -ел-, приставки нет.

Упражнение 876 (с). 1.Названия исторических событий: Великая Отечественная Война, татаро-монгольское иго.
        2.Название праздников: Восьмое марта, Новый год, Первое мая.
    3.Название населенных пунктов, улиц и площадей: город Москва, Санкт-Петербург, Ленинский проспект.

Упражнение 878 (с). В опорном материале рассмотрено склонение существитель­ных школьник и учебник по падежам, а именно: по именительно­му, родительному и винительному.

Упражнение 879 (с).         Ед. ч.                               Мн.ч.
                      И.п.           топор, комар                      топоры, комары
                      Р.п.           топора, комара                   топоров, комаров
                      Д.п.           топору, комару                   топорам, комарам
                      В.п            топор, комара                     топоры, комаров
                      Т.п.           топором, комаром               топорами, комарами
                      П.п.         (о) топоре, (о) комаре        (о) топорах, (о) комарах
      Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? А одушевленные существительные — на вопрос кто?
      У существительных одушевленных мужского рода в единст­венном и множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного.
    У существительных неодушевленных мужского рода оконча­ния в именительном и винительном падежах тоже совпадают.

Упражнение 880 (с).                   Жизнь ночного леса
Упражнениe-880
 (м. р., 2-е скл., ед. ч.)
(Предложение про­стое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми
шел и возвращался, между которыми стоит запятая. Предложе­ние повествовательное, невосклицательное.)
     Он отправился в лес с вечера и коротал ночь у костра.
   Многое видел и слышал в ночном лесу! Поддерживая сушня­ком костёр, он глядел в огонь, прислушивался к звукам: тихо во­рохнулся прошлогодний листик — это шмыгнула под валежину лесная мышь (ж. р., 3-е скл., ед. ч.); лёгкими скачками умчалась в темноту небольшая зверушка (ж. р., 1-е скл., ед. ч.)— это ласка (ж. р., 1-е скл., ед. ч.) завернула «на огонь», испугалась сидевше­го у костра охотника (м. р., 2-е скл., ед. ч.); села на лесной лу­жок, подала голос утка (ж. р., 1-е скл., ед. ч.).
  Имя существительное может быть или одушевленным, или неодушевленным. Этот признак у существительного постоянный во всех его формах. Как бы мы ни изменяли, например, сущест­вительные утка и лес (утку, лес, утке, лесу, уткой, лесом и т.д.), первое остается одушевленным, а второе неодушевленным.

Упражнение 881 (с). Неодушевленное существительное употреблено в значении одушевленного — это Мороз. Такой прием называется олицетворением и часто используется в сказках, баснях.
    Мороз — [марос]. [м] — согласный, звонкий, твердый, [а] — гласный, безударный, [р] — согласный, звонкий, твердый, [о] — гласный, ударный, [с] — согласный, звонкий, твердый.

<Род, число, склонение имен существителъных>

Упражнение 882 (с). Род существительного можно определить, поставив к нему слово мой (м. р.), моя (ж. р.), мое (ср. р.). Род существительного является постоянным признаком.

Упражнение 883 (с). Женский род: доро'га, ти'шь, карти'на, вне'шность, кон­ве'нция.

Мужской род: путь, штиль, вид, облик, договор.

Средний род: направле'ние; зати'шье; зре'лищеобли'чье, 'соглаше'ние.

Упражнение 884 (с).
Упражнениe-884 

Фойе 1. Фойе — помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей в ожидании спектакля или для отдыха во время антракта. 2. Это слово однозначно, употреблено не в переносном значении. 3. Синоним: зал, антонима нет.

Упражнение 885 (с). Известное имя, знакомая фамилия, запасная деталь, белая изморозь, красногрудый снегирь, хищная рысь, небольшой флигель.

Упражнение 886 (с). Аромат (м.р.) — благовоние (ср.р.), нюх (м.р.) — чутье (ср.р.), шорох (м.р.) — шуршание (ср.р.), шеренга (ж.р.) — ряд (м.р.), арена (ж.р.) — манеж (м.р.), инъекция (ж.р.) — укол (м.р.), табун (м.р.) — стадо (ср.р.).
Упражнениe-886 

Упражнение 887 (с). 1.Новая ученица в классе оказалась больш[ой] забиякой (ж.р.). Новый ученик оказался больш[им] забиякой (м. р.).
   2.Антон никогда не был так[им| неряхой (м. р.). Даша ни­когда не была так[oй] неряхой (ж. р.).

Упражнение 888 (с). 
1.«А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких крив­ляк пять-шесть: я даже их могу по пальцам перечесть».
     2.«Ах ты, обжора! ах, злодей!— тут Ваську повар укоря­ет. — Не стыдно ль стен тебе, не только что людей!»
   3.Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
    4.Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит.

     Имена существительные общего рода: кривляк, обжора, за­бияку, невежда.
    (Кто?) невежда — существительное в начальной форме, нарицательное, неодушевленное, общ.р., 1-е скл., употреблено в форме ед. ч., им. п., в предложении является подлежащим.
    Ведь — [в'эт']. [в'] — согласный, звонкий, мягкий, [э] — гласный, ударный, [т'] — согласный, глухой, мягкий.
   Укоряет. 1. Укорять — ругать, выказывать недовольство чем-либо. 2. Это слово однозначно, в данном тексте употреблено не в переносном значении. 3. Синонимы: ругать, порицать. Ан­тоним: хвалить.
         Почуя забияку, серого забияку.

Упражнение 889 (с). Магнитофон — магнитофоны, аба­жур — абажуры, путешествие — путешествия, парашют — па­рашюты, планета — планеты, профессия — профессии, спарта­киада — спартакиады, спортсмен — спортсмены.

Путешествие — соединительная е.
     Парашют — словарное слово.
     Профессия — словарное слово.
    Изменение по числам передает окончание. У имен существи­тельных число является непостоянным признаком.
   Спартакиада — массовые соревнования по различным видам спорта. Синоним: соревнования, это однозначное слово, упот­реблено не в переносном значении.
   (Кто?) спортсмен — существительное в начальной форме, нарицательное, одушевленное, 2-е скл., м. р., употребляется в форме им. п., ед. ч.

Упражнение 890 (с). Молоко — нет, металл — металлы, коллега — коллеги, аллея — аллеи, упорство — нет, террито­рия — территории, деятельность — нет, исследование — иссле­дования, инициатива — инициативы, инициативность — нет, коллектив — коллективы, эффективность — нет.
   Инициатива — руководящая роль в каких-либо действиях, внутреннее побуждение. Это многозначное слово, употреблено не известно в каком значении. Синонимы: желание, побуждение. Антоним: цель.
    Коллега. 1. Коллега— человек, работающий или выполняю­щий какие-либо задания вместе с другими. 2. Это слово одно­значно, употреблено не в переносном значении. 3. Синоним: со­трудник, однокашник. Антонима нет.
    Эффективность. 1. Эффективность— производительность в процессе производства. 2. Это слово однозначно, употреблено не в переносном значении. 3. Синоним: производительность. Анто­нима нет.

Упражнение 891 (с). 1. Существительные, обозначающие вещество: сметана, золо­то, бензин, сахар.
    2.Существительные с отвлеченным значением: упорство, мужество, храбрость, трусость, отвага, доброжелательность, за­висть.
    3.Собирательные существительные, обозначающие совокуп­ность предметов: крестьянство, листва, учительство, раститель­ность, молодежь, посуда, родня.
     4.Существительные, являющиеся собственными наименова­ниями: Крым, Сахалин.
     Отвлеченные существительные обозначают качество или признак.
     Существительные-синонимы: мужество, храбрость,-отвага.
     Существительные-антонимы: храбрость — трусость, добро­желательность — зависть.
   Молодежь — существительное в начальной форме, нарица­тельное, одушевленное, 3 скл., ж. р., употреблено в форме им. п., ед.ч.
    Доброжелательность — добр, ь — для смягчения л, соедини­тельная о.

Упражнение 892 (с). 1) Существительные, обозначающие парные предметы: брю­ки, ножницы, шахматы, щипцы, сани, ворота.
    2) Существительные с отвлечённым значением: будни, сутки, каникулы, сумерки.
    3) Существительные, обозначающие вещество: дрожжи.
  4) Существительные, являющиеся собственными наименова­ниями: Мытищи, Лужники, Чистые пруды.
   Горелки (мн.ч.)—горелка (ед.ч.); вожжи (мн.ч.) — вожжа (ед.ч.).

Упражнение 894 (с). В данной записи отражено склонение существительных по падежам.
   Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:
   1.Найти слово, от которого зависит данное существительное;
   2.Поставить от этого слова к имени существительному во­прос.

Упражнение 895 (с)1.Белая (что?) берёза (им. п.) (под чем?) под моим окном (тв. п.) поинакрылась (чем?) снегом (тв. п.), точно (чем?) серебром (тв. п.). 2. Идём (в чем?) во тьме и тишине (пр. п.). Под нами (что?) снег (им. п.) хрустит. Холодный месяц (им. п.) (на чем?) на сосне (пр. п.) (чем?) корабликом (тв. п.) стоит.

<Склонение существительных в единственном и множественном числе>

Упражнение 896 (с). Склонение существительного опреде­ляется по роду начальной формы (именительный падеж единст­венного числа) слова и по его окончанию. В русском языке три склонения.

Если существительное мужского или женского рода и окан­чивается на -а, -я , то это первое склонение (дорога, красота).

Если существительное мужского рода с нулевым окончанием или среднего рода с окончанием — о,, то это второе склонение (стекло, солнце).

Если существительное женского рода с нулевым окончанием или оканчивается на мягкий знак или согласную, то это третье склонение (мышь).

Упражнение 897 (с). Поминутно открываешь новые и новые признаки (признак[]— м. р. 2-е скл.) весны (вес[a] — ж. р. 1-е скл.). Вот в стороне (сторон[a]— ж. р. 1-е скл.) сухой высокий бугор (oyrop[]— м. р. 2-е скл.). лиловый от крупных, похожих на колокольчики (колокольчик[] — м. р. 2-е скл.) цветов, это цветёт сон-трава (трав[a]| — ж. р. 1-е скл.). А вот у самой дороги (дорог[a] — ж. р. 1-е скл.) большая муравьиная куча (куч[a] — ж. р. 1-е скл.). Она уже ожила под лучами (луч— м, р. 2-е скл.) весеннего солнца (солнц[е] — ср. р. 2-е скл.). Издали кажется, что поверхность (поверхност[ь] — ж. р. 3-е скл.) кучи вся движется, будто она кишит тёмной бле­стящей смолой (смол[a]— ж. р. 1-е скл.).
    1.Падежи различаются по вопросам (им. п. — кто? что? вин. п. — кого? что?).
   2.Поминутно (по- неизменяемая приставка, наречие), откры­ваешь (2-е л., ед. ч.), весны (вешний), стороне (стороны), похо­жих (после ж пишется и), колокольчики (ь смягчает л), цветов (цвет, цветовод), трава (травы), муравьиная (разделительный ь перед и), куча (после ч пишется а), ожила (о — неизменяемая приставка, после ж пишется и), солнца (солнечный), издали (приставка из-, т.к. за ней следует звонкая д) кажется (I спр), поверхность (по- неизменяемая приставка) , кишит (после ш пишет­ся и), блестящей (корень -блест-), смолой (смолы).

Упражнение 898 (с). Если существительное относится к пер­вому склонению, то в родительном падеже окончания будут — и или — ы (родни, сестры), в дательном падеже окончание бу­дет— е (родне, сестре), в предложном падеже окончание будет тоже — е (о родне, о сестре). Если существительное относится ко второму склонению, то только в предложном падеже оконча­ние будет — е (о лесе). Если существительное относится к треть­ему склонению, то в родительном падеже окончание будет — и (мыши), в дательном падеже окончание будет -и (мыши), в предложном падеже окончание будет -и (о мыши).

Упражнение 899 (с). Прежде чем написать окончание, не­обходимо поставить вопрос от главного слова к зависимому и по этому вопросу определить падеж, а зная склонение, потом и окончание слова.
   1. Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнать о пусты­не; мечтать о победе, путь к победе; говорить о свободе, радовать­ся свободе; читать в газете, доверять газете; работать в библиоте­ке, принести книги в дар библиотеке, на полках библиотеки.
  2. Работаoть на комбайне, светает на востоке, плыть на паро­ходе, использовать в домашнем хозяйстве, покупать билет на во­кзале, рисунок на тарелке, расположиться на диване, увидеть в стакане, стоять в коридоре, поставить на балконе.
   3. Не запятнать честь, поступить по совести, петь от радости, не предаваться грусти.
   Пробираться: окончания нет, поэтому основа равна самому слову, корень -бир-, суффиксы -а-, -ть- и -ся-,  приставка про-.
  Расположиться: окончания нет, основа равно самому слову, корень-лож-, суффиксы -и-, -ть-  и -ся-, приставки рас- и по-.
    Придти — приставка при- (= приближение), нес.
   (В) каком домашнем — прилагательное, начальная фор­ма — домашний: полное, употреблено в форме ед. ч., пр.п.

Упражнение 900 (с). 1) с о в окончании существительных: светить свечой, укрыть­ся плащом, быть молодцом, прослыть удальцом, окружить коль­цом.
   2) с е в окончании существительных: идти с поклажей, ска­кать зайцем, вытирать полотеизнцем.
    Под ударением — о, без ударения — е.

Упражнениe-901 
   Основа существительных при письме может оканчиваться на е-, и- или согласную букву. 

Упражнение 902 (с). 1. Стада шумят, и соловей уж пел в безмолви[и] (предл. п., на ~ие) ночей. 2. Что же ты стала над ним в отупени[и] (предл. п., на -иe)? Пой ему песню о вечном терпени[и] (предл. п., на -ие) пой, терпеливая мать. 3. И, шествуя важно, в спокойстви[и] (предл. п., на -ие) чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок.
     2.Существительные в именительном падеже стада, соловей, мать, мужичок в предложении играют роль подлежащего.
     3.Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.

Уж — [уш]. [у] — гласный, ударный, [ш] — согласный, глу­хой, твердый.

Уздцы — [усцы]. [у] — гласный, безударный, [с] — соглас­ный, глухой, твердый, [ц] — согласный, глухой, твердый, [ы] — гласны  ударны й.

[___         ], и [___         ].

Упражнение 903 (с). Им. п., ед. ч.: армия — арми[й'а].    Им. п., ед. ч.: заявление — заявлени[й’э].

Упражнение 904 (с). Планетарий — планетария (планетари[й'а] — род. п., ед.ч.) — планетарию (планетарии[й'у] — дат. п., ед. ч.) — планетарий — планетарием (планетари[й'э]м- тв. п., ед. ч.) — о планетарии.

Упражнение 905 (с). 1.Разница объясняется различными окончаниями в им. п.; Наталья и Наталия.
    2.Поспорить об уменье, поспорить об умении, просидеть в безделье, просидеть в безделии, подумать о Марье, подумать о Марии, поговорить о Любе, поговорить о Любови, спросить о Лиде, спросить о Лидии.

Упражнение 906 (с). 1.Шофер — шофёр[ы], офицер — офице'р[ы], договор — догово'р[ы]. 2.Слесарь — слесар[я'], паспорт — паспорт[а'], адрес — адрес[а'], голос голос[а']. 3. Друг — друзь[я'], перо — пe'рь[я], прут — npy'ть[я].
    Друзья, предлагаю поехать за город. Господа офицеры! Поздравунгем вас с праздником 23 февраля!


Упражнение 907 (с)1. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш, а кругом, на полях, непробудная тишь.
   2. Печь голландскую кругом, точно доктор, всю обстукал. За столом сидели вместе, пили чай, велася речь по порядку, честь по чести.
    После шипящих ь употребляется в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь, а сущест­вительные мужского и среднего рода: мяч, шалаш, нож — пи­шутся без мягкого знака.

Упражнение 908 (с).           Туман
  Звёздная и на редкость тёплая ночь (ед. ч.). В предрассветный час (ед. ч.) я вышел на крыльцо (ед. ч.). Только одна капля (ед.ч.) упала с крыши (ед. ч.) на землю (ед. ч.). При первом свете (ед. ч.) заворошились туманы (мн.ч.), и мы очутились на берегу (ед. ч.) бескрайнего моря (ед. ч.). Драгоценное и самое таинственное время (ед. ч.) — от первого света (ед. ч.) до восхода (ед. ч.)... В солнечных лучах (мн.ч.) явилось из тумана (ед. ч.) озеро (ед.ч.). Показался один летящий с ночевки (ед. ч.) тетерев. У болота (ед. ч.) собралась уже большая стая (ед. ч.).

Однокоренные слова:ночь,'ночевка (корень -ноч)

Упражнение 909 (с).    
1.Го'род — городо'в, геро'й — геро'ев, храбре'ц — храбрецо'в, бое'ц — брйцо'в, музе'й — музе'ев, ко'лос — коло'сьев, офице'р — офице'ров, шофё'р — шофе'ров, потоло'к — потолко'в, коридо'р — коридо'ров, чемода'н — чемода'нов.
   2.По'ле — поле'й, мо'ре — море'й, но'ж — ноже'й, са'ни — сане'й, окре'стность — окрестносте'й.
   3.Кани'кулы — кани'кул, страна' — стра'н, ро'ща — ро'щ, ту'ча — ту'ч, се'рдце — серде'ц, де'ло — де'л, ме'сто — ме'ст.

Упражнение 910 (с). Существительные даны на правило «Отсутствие ь в родительном падеже множественного числа су­ществительных с основой на шипящую».




Новости