ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                      Упражнение: 

 Упражнение 91 (97).1.Ты встанешь (буд. вр., ед. ч., 2-е л.), ты шагнешь (буд. вр., ед. ч., 2-е л.), он прочищает (наст, вр., ед. ч., 3-е л.), он продирает (наст, вр., ед. ч., 3-е л.), она бежит (наст, вр., ед. ч., 3-е л.), он ле­жит (наст, вр., ед. ч., 3-е л.), они (не) знают (наст, вр., мн. ч., 3-е л.), он боится (наст, вр., ед. ч., 3-е л.), я разведу (буд. вр., ед.ч., 1-е л.), ты (не) сваришь (буд. вр., ед. ч., 2-е л.), мы знаем (наст, вр., мн.ч., 1-е л.).
2.Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением глаголов.

Упражнение91-94
Глаголы второй группы имеют суффикс
-ся.
Упражнение 95 (101).Глаголы первого спряжения имеют гласную и в боль­шинстве окончаний (кроме первого лица единственного числа) и -ут (-ют) в третьем лице множественного числа.
       Глаголы второго спряжения имеют гласную в большинстве окончаний ( кроме первого лица единственного числа) и -(-ят) в третьем лице множественного числа.
       Примеры:
 
I спряжение: резать - режешь - режет - режем - режете - режут.
II спряжение: спать - сплю - спишь - спит - спим - спите - спят.
Упражнение 96 (102). I.Режешь, отвечаешь, манишь, барабанишь, пишешь, ви­дишь. 2. Вертите, крутите, думаете, смотрите. 3. Терпят, клеят, борются, слышат, колют.
        Если окончания глаголов находятся под ударением, то право­писание их не вызывает затруднений. В безударном же положе­нии личные окончания глаголов произносятся одинаково (срав­ните произношение глаголов пишешь и дышишь), поэтому, зная спряжение, можно определить, какое окончание глагола следует писать.
Упражнение 97 (103). 1.1) Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь (II спр.) невиданное и услы­шишь (II спр.) неслыханное. А увидишь (II спр.) и услышишь (II спр.) - и опять пойдешь (I спр.). 2) Без труда не вытащишь (II спр.) и рыбку из пруда. 3) Здравствуй, служивый! О чем го­рюешь (I спр.)? 4) Не летай больше на зеленый луг, не дивись на Елену Премудрую, не то сложишь (II спр.) буйну голову.
        2.1)Кто всю ночь на крыше бьёт да постукивает (I спр.), и бормочет (I спр.), и поет, убаюкивает (I спр.)? 2)Два стоят, два лежат, пятый ходит (II спр.), шестой водит (II спр.), седьмой пе­сенки поет?
        Ни ходи - усилительная частица ни с глаголами пишется раз­дельно, проверочное слово - ход.
Упражнение 98 (104).
Упражнение98

Упражнение 99 (105).
Построить, посадить, выкопать, сконструировать.
Уязвимо - я′зва, заново - но′вый, выкопать - ко′пка, око′п, живой - жи′ть, жи′вчик (жи).
Упражнение 100 (106). Чтобы отличить глаголы первого спряжения от глаголов второго спряжения, имеющих безударные окончания, необходимо поставить этот глагол в неопределенную форму, так как по ней определяется спряжение глагола. В табли­це приведены глаголы в неопределенной форме.
Упражнение 101 (107).

I спряжение II спряжение
одевать учить
жалеть кормить
полоть дышать
бороться обидеть
мерзнуть посмотреть
веять вытерпеть
мыть  

Упражнение 102 (108). Видеть (7 глаголов на -еть, II спр.) - видишь, видите. Увидеть ( образовано от глагола видеть, 7 гла­голов на -еть, II спр.) - увидишь, увидите. Пилить (оканчивается в неопределенной форме на -ить, И спр.) - пилишь, пилите. Держать (4 глагола на -ать, II спр.) - держишь, держите.
Упражнение 103 (109). (Знать. I спр.) Знаете ли вы, напри­мер, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы (выходить. IIспр.) выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где (ми­гать. I спр.) мигают звезды, влажный ветерок изредка (бегать. Iспр.) набегает легкой волной; (слышать. 4 гл. на -ать, II спр.) слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью.
Ле′гкой - лего′нько.
Упражненне 104 (110). Прав Дима, глагол кричать II спряжения, так как ударение в этом слове падает на окончание, то и спряжение определяется на слух по окончанию. У глаголов II спряжения -и-: кричишь, кри­чите.
Упражнение 105 (111). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 106 (112). Язык - это средство общения, и письмо - тоже средство об­щения. Отсюда можно сделать вывод, что письмо - тот же язык.
      Бывает, не слышит, не слушает, беседуют, понимают, отве­чают, возражают, спорят, подумаете, читаете, живете, не знаете, не видел, не слыхали, вступили.
Назад - за′дний.
Ска′зку - сказа′ть. 

В жизни - нарицательное, неодушевленное существительное, (ч т о?) жизнь;, ед. ч., ж. р., 3-е скл., предл. п. В предлож. выпол­няет роль обстоятельства.
Спорят - глагол,неопределенная форма спорить, II спр., 3-     е л. мн.ч. В предлож. выполняет роль сказуемого.
Упражнение 107 (113). Частица не с глаголами всегда пишется раздельно! Примеры: не говорит, не слышит, не слушает, не знаете, не видел, не слы­хали.
Упражнение 108 (114). Если глагол в неопределенной форме, то пишется ться, а ес­ли глагол в третьем лице, то тся.
Упражнение 109 (115). Пошел (что делать?) учиться ( неопр. ф.) - Петя (что делает?) учится (3-е л.), можно (что делать?) охотиться (неопр. ф.) - егерь (что делает?) охотится (3-е л.), не нужно (что делать?) бояться (неопр. ф.) - птицы (что делают?) боятся (3-е л.), хочу (что де­лать?) объясниться (неопр. ф.) - скоро все (что сделает?) объяс­нится (3-е л.).
Упражнение 110 (116).

Подняться (что сделать?) на высокую гору - большой труд, но труд этот (что сделает?) окупится сторицей. На пути от по­дошвы до вершины вы встретите много разнообразных растений, говорливых горных потоков. Чем выше вы будете (что делать?) подниматься, тем безмолвнее будет окрестность.

Но вот под вашими ногами стало все (что делать?) закрываться туманом: это облака (что делают?) стягиваются вокруг горы. Над вами блестит яркое солнце, а внизу из этого тумана, может быть, идет проливной дождь.

Однако пора (что делать?) спускаться: человеку вредно так долго (что делать?) дышать разреженным воздухом.
Труд - трудный, окрестность - крест.

Упражнение 112 (118).1.Долбит - долбить - II спр., наст, вр., ед. ч., м. р., 3-е л.
2.Осилит - осилить - II спр., буд. вр., ед. ч., м. р., 3-е л.
3.Не любит - не любить - И спр., наст, вр., ед. ч., м. р., 3-е л.
4.Думал - думать -1 спр., прош. вр., ед. ч., м. р.
Упражнение 113 (119). Тема - «астрономия».
Упражнение 114 (120).
Орфограммы глагола:
1)«Гласная перед суффиксом -л- в глаголе»: в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - пишется та же глас­ная, что в начальной форме перед суффиксом -т ь (-т и);
2)«Гласная в окончании глагола прошедшего времени»: гласная в окончании глагола прошедшего времени зависит от рода и числа слова, к которому относится этот глагол (м.р. - [], ж.р. - [a], ср.р. -[o] мн.ч. - [и]);
3)«Мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единст­венного числа»: в окончаниях глаголов 2-го лица единственно­го числа после буквы ги пишется мягкий знак;
4)«Безударная гласная в личном окончании глагола»: личные окончания глаголов зависят от их спряжения (I спр. - е, IIспр. - и). Если глагол в начальной форме заканчивается на - ить (кроме брить, зиждиться) или относится к группе исключе­ний (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать), то он относится ко II спряжению; все остальные глаголы относятся к I спряжению;
5)«Глаголы с -тся, -ться»: правописание глаголов с части­цей -ся на конце следует проверять с помощью вопроса (если глагол отвечает на вопрос что делает! или что делают?, то перед нами форма 3-го лица и мягкий знак здесь на пишется; ес­ли глагол отвечает на вопрос что делать?, то перед нами ин­финитив глагола и писать его следует с -т ься).

Наречие

Упражнение 115 (121). Выделенные слова отвечают на вопросы - когда? как? куда? и обозначают признаки действия или признаки призна­ков. Они называются наречиями и зависят от глаголов.
Упражнение 116 (122). Красивый - красиво, аккуратный - аккуратно, близкий - близко, удивительный - удивительно; неуклюжий - неуклюже, искренний - искренне; правый - справа, вправо, направо, ле­вый - слева, влево, налево, верх - сверху - вверх - наверх, низ - снизу - вниз, внизу.
Упражнение 117 (123). Окончание - изменяемая часть слова. Она может быть только у изменяемых слов. Наречие - неизменяемая часть речи. Следо­вательно, у наречий не может быть окончаний.
Упражнение 118 (124).
Упражнения-118

Упражнение 119 (125). Медленно подниматься в гору, внимательно ухаживать за по­севами, добросовестно работать над книгой, тихо напевать мело­дию, ежедневно следить за порядком на книжной полке.
Упражнение 120 (126). Упражнения-120



Новости