ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 951 (с). Я был очень маленький, когда в нашем хозяйстве произошло это событие: овца принесла трёх ягнят и одного почему-то не приняла. Ягнёнок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек. Его крохотные черненькие копытца скользили по полу, а в ногах не было никакой силенки. Ведь он как народился, не выпил ещё ни грамма молока.

Моя мать налила в блюдце молочка, окунула в молоко палец и хотела, чтобы ягненок начал пить. Черные шелковые ворсин­ки на его рыльце измочились в молоке, в рот же не попало ни капли.

Тогда мать открыла маленький деревянный сундучок. Поко­павшись на дне, она достала красную резиновую соску. Судьба беспомощного существа перешла в мои руки. Я бес­прерывно держал соску у его рыльца... Наконец как-то так по­лучилось, что он, чмокая, жадно начал пить.

Слова с гласными после шипящих: очень, ножек, чернень­кие, черные, шелковые, сундучок, существа.

Первые два предложения из последнего абзаца связаны цеп- ной связью.

перешла окончание а, основа перешл, корень -шл-, приставка пере-.

<Образование существительных с помощью приставок>

Упражнение 952 (с).
Упражнения-952-954 
    Для словообразования слов второй колонки необходимы сра­зу приставка и суффикс. Если какую-то из этих морфем убрать, то получаются другие слова или слова, которые не существуют.
     Особенность словообразовательного разбора слов типа пред­горье заключается в том, что буква е имеет два звука [й’э], звук [й’]  относится к основе, а [э] - к окончанию.

Упражнение 955 (с). Идея - надо быть уважительным к собеседнику во время разговора.
1) Существительные, образованные с помощью приставок: бескультурью
2) Существительные, образованные с помощью приставок и суффиксов: собеседнику
    Некоторые ребята любят бросаться грубыми выражениями, унижающими собеседника («Ишь ты, какой умный!», «Держи карман шире!» и другие.). В этом предложении сказуемое состоит из  двухслов.
бескультурью-2
- окончание ю, основа бескультурь, корень - культурприставка бес-.
    Объявляя - разделительный ъ, неизменяемая приставка обявка.

Упражнение 956 (с). Правило: не пишется слитно, если слово не употребляется без не (невежда, небрежность). Не пишется слитно, если можно подобрать синоним без не (недруг - враг). Не пишется раздельно с существительными, если есть противопоставление с союзом а.
      Одной чертой выделено, что мы проверяем, а двумя - чем (как) мы проверяем.

Упражнение 957 (с). Недруг - враг, несчастье - горе, нездоровье - болезнь, немощность - слабость, недоверчивость - подозрительность, нево- ля - заключение, невнимание - рассеянность.

Упражнение 958 (с) 
Упражнениe-958
Недра- глубины. Это однозначное слово, употреблено не в переносном значении. Синоним: глубины.

Упражнение 959 (с). 1. Не друг ты мне, а. всего лишь попутчик (противопоставле­ние). 2. Недруг не посочувствует (синоним - враг). 3. Страстно желая учиться, юноша упорно преодолевал своё нездоровье (синоним - болезнь). 4. Не счастье я испытал, а минутную ра­дость (противопоставление). 5. Несчастье надвинулось тёмной тучей (горе). 6. Перед отъездом не погода волновала нас, а пред­стоящие маршруты (противопоставление).?. Непогода заставля­ла изменить планы (синоним - циклон).
     Отъездом - разделительный твердый знак пишется после приставки (оканчивающейся на согласный) и перед гласными е, ё, ю, я.
Упражнениe-960 
     В космосе нет силы тяжести, поэтому там невесомость. Не­примиримость враждующих сторон не позволит заключить пере­мирие в ближайшее время. Швейцария - нейтральная страна и проводит политику неприсоединения.

Упражнение 961 (с). Это была не воля его лично, а прямой указ. Неволя гнетет че­ловека. Не добросовестность заставляла его выполнять работу хорошо, а лишь желание попробовать свои силы. Недобросовест­ность, с которой он это делал, поражала весь класс. Не вежли­вость, а стеснительность заставляла Петра молчать. Невежли­вость этого человека привела всех в недоумение.
недобросовестность
 нулевое окончание, поэтому основа будет равна самому слову, далее выделяем корни -добр- и -совест-, суффиксы -, -о- и -сть-, вычленяем приставку не-.

Упражнение 962 (с). 1. Он мне не друг, а приятель. В этом предложении слову друг противопоставляется слово приятель, поэтому не друг пи­шется раздельно. 2. В беде друг выручает, а недруг злорадствует. Здесь противопоставлением являются не слова друг - недруг, а действие, выраженное глаголами выручает - злорадствует.

Упражнение 963 (с)1) Не является приставкой: 4. Друг спорит, а недруг поддаки­вает. 5. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. В этих слож­носочиненных предложениях противопоставлением являются глаголы-антонимы спорит -- поддакивает, лежит - бежит, а существительные друг - недруг, незнайка - знайка только называют то, что совершает эти противоположные действия.
      2) Не является отрицательной частицей (пишется раздельно) 1. Не пером пишут — умом. 2. Язык не стрела, а пуще стре­лы. 3. Не ножа бойся — языка.

Упражнение 964 (с). 1. Черные чернизины друг к другу нанизаны — засмотрелся Фома, понабрался ума. (Буквы.) 2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)

<Образование сложных существительных>

Упражнение 965 (с). В первом пункте показано словообразование посредством со­единения основ с помощью соединительной гласной и одновре­менным присоединением суффикса (благодарность), во втором показано словообразование путем сложения основ без соедини­тельной гласной (авиапочта).
    В третьем примере проиллюстрировано словообразование путем сложения названий начальных букв (Московский государ­ственный университет - МГУ), в четвертом - сложением на­чальных звуков (высшее учебное заведение - вуз).

Упражнение 966 (с).
Упражнениe-966 

Упражнение 967 (с).
Упражнениe-967 

Упражнение 969 (с).  Благодаря телевидению мы узнаем много нового и интересного. Телефон звонил долго и громко, но никто не брал трубку. Поздравительная телеграмма была достав­лена и вручена имениннику.

Упражнение 970 (с). ГЭС - гидроэлектростанция, санэпидемстанция - санитарно- эпидемиологическая станция, юнкор - юный корреспондент. ТЭЦ - теплоэлектроцентраль. ПТУ - профессионально-техни­ческое училище. НИИ - научно-исследовательский институт. КБ - конструкторское бюро, ТВ - телевидение, корпункт - кор­респондентский пункт. Вуз - высшее учебное заведение. МХАТ - Московский Художественный академический театр.
    Новая гидроэлектростанция давала много энергии. Санитар­но-эпидемиологическая станция провела проверку во всех кафе города. Юный корреспондент написал заметку в районную газе­ту. В нашем городе была построена новая теплоэлектроцентраль. Выпускники профессионально-технического училища работают на заводах и фабриках всей страны. Научно-исследовательский институт - крупнейшее научное предприятие в районе. Конст­рукторское бюро Туполева разработало новый самолет. На теле­видении был организован спортивный канал. В корреспондент­ский пункт школьной газеты стекалась вся информация о собы­тиях в классах и кружках. После окончания школы выпускники поступают в вузы, профессионально-технические училища и другие учебные заведения. Московский Художественный акаде­мический театр порадовал нас новой постановкой.

Упражнение 971 (с). 1. КамАЗ установил в цехах современ­ное оборудование. 2. В лаборатории работает новая ЭВМ. 3. Мо­сковский ТЮЗ подготовил спектакль по пьесе Е. Шварца.

Упражнение 972 (с). Полдень, полгода, пол-апреля, пол-октября, пол-лета. пол-Сибири, полкомнаты, полдома. полдоро­ги, пол-участка, пол--леса. пол-Урала, пол-лекции, полрюкзака, полпути. полчасса, пол-урока, пол-листка, полчаса, полтетради.

Упражнение 973 (с). Объяснение пунктограмм.
                                                                                    Приход весны
    День начинает (нача'ть п // а) заметно прибавляться  (=при­ближение) еще с середины декабря, а когда пройдет полмарта, он будет (I спр., 3 л.) уже занимать половину суток. [], а [], []. Снег начинает мало-помалу подтаивать, и вода (вo'ды) ручейка­ми сбегает с земли в реки и озёра. [], и [О и О]. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет ещё с неделю, и весь лед подымется прибывающей водою. [], и []. Он почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся (что сделают?) по тече­нию реки (ре'чка). [О, О], и []. Воды в реке в это время  (в знач. находиться) столько, что она не может (не с глаг. пиш. разд., I спр., 3 л.) поместиться в берегах и разливается (раз-, т.к. л - звонкая, что делает?) по окрестным (крест) лугам. [], что [О и О]. Разлив рек крестьяне зовут водопольем. Иная речонка (речo'нка) такая маленькая, что летом все переходят (пере- неизм. прист.) её вброд. [], что [].  А в водополье она разливается на пять, на шесть вёрст. [О, О]. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается (рас - т.к. с - глух., -стил- т.к. за корнем суф. а) весною, словно море.
 [__ , (в которую О и О), (словно__ )].
  Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки с товарами ходят весною там, где летом, может быть, бродят куры. [], и [], где (,вв,).

ПОВТОРЕНИЕ
(продолжение)

Упражнение 974 (с). Орфография - правила написания слов и их форм. Орфограмма - одно из этих правил. Орфографиче­ские правила нужно знать, чтобы грамотно писать.

Упражнение 979 (с). Собираться (-бир-, т.к. за корнем суф. -а-) в поход, предлагать (лаг, т.к. -лог- нет) помощь, вырастить (-раст-, т.к. - раст- есть только в словах-исключ.) цветы, запе­реть (-пер-, т.к. нет суф. Ь), (-гор-, т.к. без уд.) дверь, загорать на солнце, умирать (-мир-, т.к. за корн. суф. -а-) от страха, не ка­саться (-мир-, т.к. за корн. суф. -а-) спорных вопросов, густые за­росли (-рос-, т.к. -рас- только в словах-исключ.), наклонить го­лову, интересное предложение (-лож-, т.к. -лаж- нет), вечерняя заря (-зар-, т.к. без. уд.).

Упражнение 980 (с).
Упражнениe-980 

Упражнение 982 (с). После шипящих в корне слова пишется е, если есть проверочное слово, во всех остальных случаях пи­шется о.

Шепот - шепта'ть - шепче'т, чёрный - черне'ть - чe'рнь, шёлк - шелка'.
     Шов, шорох, шорты, крыжовник, шофер, шоссе, шоколад.


Упражнение 985 (с). Долину (дo'л) у высокой снегово'й (снe'г) горы' (взгo'рье) за безводье называли мертвой. Мы пришли в до­лину в сумерках (сумe'рничать) и ничего не успели разглядe'ть (взгля'д). А утром вдруг увидели кругом (круг) цветы' (цвe'т). В сырых впадинах синe'ли (си'нь) незабудки (по словарю). Они были такие яркие и такие синие, будто в них отразилось (по сло­варю) весеннее (вe'сен) небо. Озёра (o'зеро) незабудок окружали золоты'е (зо'лото, позолo'та) лютики. А на сухих гривах загоре­лись (-гор-, -гар-) маки. Они были похожи на красные фонарики (по словарю). Их было много. Вот так мертвая долина!

Проверочные слова нельзя подобрать к непроверяемым глас­ным в корне (незабудки, отразилось, фонарики) и к словам с че­редованием гласной в корне, зависящей от ударения (загорелись).

Упражнение 1002 (с)1. Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.
2. Кончил дело - гуляй смело.
 3. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
4. Циркуль - инструмент для вычерчивания окружностей.

     Встанешь, шагнешь - Мягкий знак в окончании глагола второго лица, единственного числа.
     Пораньше, подальше - мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных.
     Кончил - нч.
      На цыпочках, циркуль - правописание -и, -ы после ц-

Упражнение 1006 (с). Подбежать, не расслышал, пол-лимона, что-нибудь, остановка, под деревом, кое-где, стоянка, сбросить, с куста, полстакана, примирение.
      Раздельное написание - не расслышал, под деревом, с куста.
      Через дефис - пол-лимона, что-нибудь, кое-где.
     Приставки с последующей звонкой -“подбежать,cбросить.

Упражнение 1011 (с). Как-то днём небо заволокли тучи, блеснула молния, и над нашим домом треснул, оглушительно загрохотал первый раскат грома. [ ], [ ] и [©   ,          -           ].
     А сквозь стёкла окна я увидел, как голые вершины берёз в са­ду будто покосились все в одну сторону и затрепетали ветвями.
[           =         ], [                   и               ].
    Вспышка молнии, ещё удар грома, и вот уже крупные капли дождя забарабанили по крыше, по стеклам окон.
    Заволокли (воло'к), блеснула (-блес  - -блист), загрохотал (гро'хот), раскат (после с идет глухое к), потемнело (тёмный), сквозь (сквозить), увидел (видеть - запомн.), вершины (верх), берез (береза), покосились (кo'со), затрепетали (тре'пет). 

Упражнение 1014 (с). 1. Я прислушался, и неприятный хо­лод прошёл по спине. Он снова перечитал записку и решил идти в лесничество. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок. 4. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. 5. На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли.
    Первое предложение сложное, поэтому запятая. Второе предложение с однородными сказуемыми перечитал и решил, соединенными союзом и, поэтому нет запятой. Третье предло­жение с однородными сказуемыми взяли и выехали, соединен­ными союзом и, поэтому нет запятой. Четвертое предложение с однородными сказуемыми нырнула и пошла, соединенными союзом и, поэтому там не ставится запятая. Пятое предложение сложное, оно состоит из трех простых, поэтому ставятся запя­тые, но в последнем простом предложении есть однородные сказуемые бормочут и возятся, соединенные союзом и, и поэтому запятая между ними не ставится.
Упражнения-1014-1015 

Упражнение 1038 (с).  Владимир Иванович Даль - автор уникального «Толкового словаря живого великорусского язы­ка» - не был языковедом по специальности (Даль был врачом). Но он прекрасно знал русское слово, был чутким ценителем и соби­рателем русской речи в самых разнообразных её проявлениях.
      Составлению словаря Владимир Иванович посвятил всю свою жизнь. Он объездил всю Россию, собирая слова. Первый раз словарь был издан полтора века назад, его продолжают изда­вать и по сей день .
      Словарь В.И. Даля - сокровищница народного языка, и он всегда будет спутником образованного человека.

Упражнение 1039 (с). Порядок синонимов неудачен, потому что синонимы лучше располагать в порядке возрастания признака.
1.Он был бедный, несостоятельный, почти нищий.
2. гигантский, огромный, большой шар опустился на землю.
3.Обида была настолько нестерпимой, что она заплакала и даже зарыдала.

Упражнение 1049 (с).
Упражнениe-1049 
Понять значения слов помогли их корни.

Упражнение 1059 (с). Первый текст: использование эпитетов и сравнений при описании театрального занавеса: золотистая стена, которая начинает казаться летним солнечным днем; фигу­ры в турецких одеждах.
    Второй текст: использование устойчивых эпитетов: трава- мурава, путь-дорога, разрыв-трава, а также сказочный сюжет, богатырь, говорящая лягушка.




Новости