Выполняя задание, мы использовали наречия и один глагол в форме инфинитива.
Упражнение 122 (н).
Упражнение 124 (130). 1. Тотчас забился (в угол) - наречие обозначает скорость действия, дешевоне продаст - наречие обозначает степень действия, наутро пошел осматривать - наречие обозначает время действия, сразу увидел - наречие обозначает скорость действия, вчера рванул - наречие обозначает время действия, осторожно просунул - наречие обозначает образ действия, вылез наружу - наречие обозначает направление действия, мелко-мелко трепеща - наречие обозначает образ действия.
2.Заказа′ть, наказа′ть, отказа′ть, отказа′ться, вы′казать, пока′жется.
Упражнение 125 (131). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 126 (132). 1. Тень 2. Холодильник 3. Снежинка.
Полюбуйся, посмотри -
Полюс Северный внутри.
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Упражнение 127 (133). Аккуратный человек, накормить досыта, звонить изредка, смотреть налево и направо, вытереть насухо, убрать наскоро, встать немедленно, идти вперед, обидеть впервые, тотчас посмотрел, повсюду разбросал, вылез наружу.
Упражнение 127 (с). Подниматься (как?) стремительно - подниматься (как?) медленно, разговаривать (как? каким образом?) громко - разговаривать (как? каким образом?) тихо, взлететь (как?) высоко - взлететь (как?) низко, учиться (как? каким образом?) прилежно - учиться (как? каким образом?) небрежно, находиться (где?) внизу - находиться (где?) наверху, стоять (где?) справа - стоять (где?) слева.
Местоимение
Упражнение 128 (134). Я. тьк он, она! Вместе - целая страна.
Местоимения я, ты, он, она отвечают на вопрос к т о?.
Упражнение 128 (с). Слушать (как?) внимательно; бежать (куда?) вниз; мчаться (откуда?) издалека, проснуться (когда?) поздно.
Алеша, как всегда, выслушал объяснение. Спортсмены
бегут к финишу. На помощь
примчались друзья. В воскресенье Миша проснулся
Упражнение 129 (135). Выделенные слова являются местоимениями.
(Кто?) Я (1-е л., ед.ч., им.п.) наблюдал (за кем?) за ними (3-е л., мн. ч., тв. п.). (Кто?) Они (3-е л., мн. ч., им. п.) не замечали (кого?) меня (1-е л., ед. ч., род. п.), а ( кому?) мне (1-е л., ед. ч., дат. п.) хотелось, чтобы заметили. Нравилось (кому?) мне (1-е л., ед. ч., дат. п.), как хорошо, весело и дружно (кто?) они (3-е л., мн. ч., им. п.) играют в незнакомые игры, нравилась хорошая заботливость друг о друге, особенно заметная в отношениях старших к маленькому брату. Если (кто?) он (3-е л., ед. ч., им. п.) падал, (кто?) они (3-е л., мн.ч., им.п.) смеялись, но не злорадно, тотчас помогали (кому?) ему (ед. ч., дат. п.) встать.
Незамеча′ли - заме′тка, частица не пишется с глаголами раздельно.
Маленькому - прилагательное, маленький, дат. п., м. р., ед. ч., согласуется в роде, числе и падеже с существительным брату.
Упражнение 130 (136). Личные местоимения: он, меня, я, ты. Им соответствуют имена собственные Незнайка, Торопыжка.
(Что сделать?)Успокоиться - глагол употреблен в начальной форме, II спр., в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 131 (137). Частое повторение слова режим - единственный недочет этого текста.
Скучная вещь - режим, если он плохо продуман. Отличная вещь - режим, если он продуман хорошо.
Его не следует расписывать строго - по минутам. Главное в твоем режиме - наметить, когда ты должен сделать основные и важные дела. Но то, что наметил на день, выполняй обязательно.
Местоимения помогают избежать множественных повторений.
Наме′тил - (Что сделал?) нач. ф. наме′тить, прош. вр., м.р., II-е спр.
Упражнение 132 (138). Повторение местоимения я создает впечатление, что говорящий не совсем скромный человек.
Употребление местоимения первого лица указывает на то, что повествование ведется от имени самого говорящего.
Привлека′тельный - привле′к, замеча′тельный - заме′тим, образцо′во - образец, показа′тельный - пока′зывает.
Клад-клады
Упражнение 133 (139).1. Про грача говорят, что он белоносый, а на самом деле нос у него вовсе не белый, а черный. 2. У сороки есть прозвище - белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. 3. Мы каждый день кормили аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек. Однажды они увязались с нами (с кем?) на болото. Аистята начали ловить лягушек и забыли про нас (про кого?).
Упражнение 134 (140). Подошел (к кому?) ко мне, к ним, возвратился (с кем?) со мной, с ней, вспомнил (о ком?) обо мне, о нем, спросил (у кого?) у меня, у него, шел (за кем?) за мной, за ними, узнал (от кого?) от меня, от нее.
Упражнение 135 (141). 1.Кто (им. пад.) стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? 2.Достается недешево счастье трудных дорог. Что (вин. пад.) ты сделал хорошего? Чем (твор. пад.) ты людям помог?
Он не хотел расставаться со_мной (скем?). Придется расстаться с_ней (с=кем?). Каждое лето мы
будем расставаться с_ними (с=кем?). Она только и мечтала о том, как бы расстаться с_нами (с=кем?).
Упражнение 136 (142). Где находится твоя школа? Что ты понимаешь под словом «школа»? Кого ты считаешь своими школьными друзьями? Какие предметы тебе больше всего нравятся? Как ты относишься к своим одноклассникам? Чем вы занимаетесь на уроках физкультуры?
Упражнение 137 (143).
Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это? Мой щенок.
Какой-то - неопределенное местоимение
Кто - вопросительное местоимение.
Упражнение 138 (144). 1.Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2. Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару. 3. Пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу.
Упражнение 139 (145). Слушаем музыку.
Я очень люблю слушать разную (разнообразную) музыку. Каждая песня или мелодия несет свое настроение. Например, классическая музыка меня расслабляет и успокаивает, современная, наоборот, придает мне много энергии. Мои друзья тоже любят слушать музыку. А некоторые из них занимаются в музыкальной школе.
Служебные части речи
Упражнение 140 (146).
|
Предлог |
Упражнение 141 (147). Предлоги употребляются с существительными и местоимениями.
Приехали с экскурсии - приехали с интересной экскурсии, вернулся из путешествия - вернулся из кругосветного путешествия, работает на электростанции - работает на центральной электростанции, выглянул из-за угла - выглянул из-за дальнего угла, вынул из-под камня, вынул из-под тяжелого камня.
Упражнение 142 (148). Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и пишутся с ними раздельно.
Упражнение 143 (149). 1.Играть (у_чего?) у_дома - играть (около чего?) около дома.
2.Домик (у_чего?) у_моря - домик (возле чего?) возле моря.
З.Бежать (к_кому?) к_маме - бежать (навстречу кому?) навстречу маме.
Остановился перед дверью, гулять перед обедом, вышел после нее, остаться после занятий.
Упражнение 144 (150). Течет (около чего? где?) около дома, течет (возле чего? где?) возле крылечка, мыться (перед чем? когда?) перед каждою едою, мыться (после чего? когда?) после сна, мыться (перед чем? когда?) перед сном.
Упражнение 145 (151). Порошок от головной боли, капли для успокоения нервов, средство от комаров, состав для выведения пятен.
Упражнение 146 (152). 1. Вот тебе под ушки белые подушки. Одеяльце на пуху и платочек наверху. 2. На горе под солнышком выросли подсолнушки. 3. Под солнышком подсолнечник, когда денек погожий, весь день глядит на солнышко, сам на него похожий. 4. Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать, и его придется взять!
(В) плато′чке - существительное, (ч т о?) плато′чеке нарицательное, неодушевленное; м. р., 2-е скл.; употреблено в форме ед. ч., тв. пад., в предложении выполняет роль дополнения.
Союз
Упражнение 148 (154). И, а, но, или, также, тоже, либо, зато, однако, что, чтобы, когда, потому что, так как, оттого что, если, хоть, пусть, как будто, словно, точно, так что, чем и другие.
Слово союз словарное. Союз - союзный, союзы.
Упражнение 149 (155). I. Мать и сын теперь на воле. (Союзом соединены подлежащие.) 2. Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал. (Союзом соединены однородные сказуемые.) 3. Растет ребенок там не по дням, а по часам. (Союзом соединены однородные обстоятельства.)
4.Блещут маковки церквей и святых монастырей. (Союзом соединены однородные дополнения.)
Союзами и и а соединяются однородные главные и второстепенные члены предложения (подлежащие, сказуемые, обстоятельства и определения).
Упражнение 150 (156). 1. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. 2. Белка песенки поет да орешки все грызет. З.Едет с грамотой гонец, и приехал наконец.
Перед союзом и (если он не повторяется) запятая не ставится, если он соединяет однородные члены предложения.