Упражнение 151 (157). Союз и может соединять (ч т о?) однородные члены предложения.
Упражнение 152 (158). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 153 (159). 1. Гроза прошла, и тучи рассеялись. 2. Клен роняет оранжевые листья, и земля преображается. 3. На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы с удовольствием их клюют.
Союз и может соединять (ч т о?) простые предложения в составе сложного и однородные члены.
Упражнение 154 (160). 1. Заяц не трус, но себя бережет. 2. Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом. 3. Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до перышка, а потом уже ест. 4. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Некусается - частица не с глаголами пишется раздельно, (что делает?)кусается (3-е л.).
Во всех предложениях, кроме последнего, союзы соединяют однородные члены.
Перед союзами а и но всегда ставится запятая.
Упражнение 155 (161). Соединять усилия, соединяет войска.
Частица.
Упражнение 157 (163). 1. Не перебивай собеседника. 2 Не заводи длинный разговор по телефону. 3. Не объясняйся жестами.
Частица не употреблена перед глаголами.
Упражнение 158 (164). Не сиди в транспорте, если рядом стоит инвалид или пожилой человек. Не ешь на ходу. Не дерись. Не кричи во время занятий. Не жуй жвачку на уроке. Не опаздывай. Не разговаривай во время спектакля.
Упражнение 159 (165). Значение желательности выражено в предложениях правого столбика, это значение внесла частица бы.
Витя охотно пел_быч._в хоре. Была_быч._весна теплая!
Упражнение 160 (166). Первое предложение - утвердительное, а второе - вопросительное. Вопросительный смысл во второе предложение внесла частица ли.
Упражнение 161 (167). 1. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 2. Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? 3. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Автор - А.С. Пушкин.
Упражнение 162 (168). Более настойчиво просьба выражена во втором предложении обеих пар, усилительный оттенок высказываниям придала частица же.
Упражнение 163 (169). Давайте же мыться, купаться, плескаться, нырять, кувыркаться. 2. Ах, ты пела - это дело. Так пойди же попляши! 3. Что я? Царь или дитя? - говорит он, не шутя. - Нынче ж еду! 4. Как же долго я спала! 5. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. 6. Какая ж красота выткана...
Частицы ж и же внесли оттенок усиления действия.
Упражнение 164 (н). Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся отдельно от других слов.
Когда_жеч._ты перестанешь хулиганить? Что_быч._ты хотела получить в подарок? Любишь_лич._ты мороженое?Станцуй_жеч._нам наконец! Если_быч._я был взрослым, я сделал_быч._все совсем подругому.
Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография»
Упражнение 166 (172).
Упражнение 167 (173). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 168 (174). Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила...
Кругом роса медвяная спадает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
Черё′муха (словарное слово) душйст[ая] (души′ст, как[ая]?) с весно′ю (ве′шние) расцвела′ (цве′л)
И ве′тки золоти′стые (зо′лото, позоло′та), что ку′дри, завила′ (ви′ть ж.р.)...
Кругом роса′ (ро′сы) медвя′ная (ме′д) спада′ет (падать. I спр.) по коре′ (ко′рка),
Под (предлог) нею зе′лень (зеле′ный) пряная сия′ет (словарное слово) в серебре′ (словарное слово, сере′бряный).
Упражнение 169 (175). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 170 (176). Слова как части речи изучаются в морфологии.
Самостоятельные части речи - имена существительные, глаголы, имена прилагательные, наречия, местоимения.
Служебные части речи - предлоги, союзы, частицы.
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
Передают в речи основную информацию |
Служат для связи слов |
Отвечают на вопросы |
Не отвечают на вопросы |
Обозначают предметы, признаки, действия |
Не обозначают предметы, признаки, действия |
Являются членами предложения |
Самостоятельно не являются членами предложения |
|
(Что сдела л?) насорил - глагол, начальная форма -(что сделать?) насорить; 2-е спр., прош. вр.
(К а к и е?) еловые (шишки) - прилагательное, начальная форма -(какой?) еловый; употреблено в форме им. пад., мн. ч.; согласуется в роде, числе и падеже с сущ. шишки; в предложении выполняет роль определения.
Упражнение 173 (179).
|
Упражнение 174 (180). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 175 (181). 1. В синем небе звезды блещут (I спр., 3-е л., мн. ч.), в синем (каком?) море (ср. р., предл. п.) волны хлещут. 2. Мать и сын теперь на воле, видят холм в широком поле, море синее кругом, дуб зеленый над холмом. 3. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. 4. С башни князь Гвидон сбегает (бе′г[ать], I спр.), дорогих гостей встречает.
Упражнение 176 (182).
Боро′ться (I спр.) - бо′рется, борю′тся, уви′деть (И спр.) - уви′дит, уви′дят, ходи′ть (II спр.) - ходит, хо′дят, раста′ять (I спр.) - раста′ет, раста′ют.
Упражнение 177 (183). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 178 (184). Досыта, изредка, влево, справа, вправо, направо, насухо, наскоро, немедленно, вдвоем, втроем, вперед, впереди, впервые, повсюду, тотчас, наутро, наружу.
Упражнение 179 (185). Шалун уж отморозил пальчик; ему и больно, и смешно, и мать грозит ему в окно.
Для составления предложения нам понадобились союзы и предлог.
Упражнение 180 (186). Перед союзом и запятая ставится в сложных предложениях. Перед союзами а а но запятая ставится всегда.
1.Прозвенел звонок, и учитель вошел в класс. 2. Прозвенел звонок, но никто не вышел из класса. 3. Урок начался, а мы были все еще далеко от школы.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Понятие о синтаксисе и пунктуации
Упражнение 181 (187). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 182 (188). Если ты учишься (II спр., наст, вр., 2-е л.), работаешь (I спр., наст, вр., 2-е л.) охотно, отдыхаешь (I спр., наст, вр., 2-е л.) умело, - жизнь строишь (II спр., наст, вр., 2-е л.) правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
Упражнение 183 (189).
Меж редеющих верхушек Стала ель в лесу заметней —
Показалась синева. Бережёт густую тень.
Зашумела у опушек Подосиновик последний
Ярко-желтая листва. Сдвинул шляпу набекрень.
Упражнение 185 (191). 1.В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. 2.Правильно употреблять знаки препинания учит пунктуация. 3. Мы, начали изучать синтаксис и пунктуацию.
Упражнение 186 (192). Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (какую?) русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах. Наблюдал, как живут деревья, изучал повадки зверей и птиц в пору (какого?) весеннего цветения и осеннего листопада, в зимнюю (какую?) стужу и (какой?) летний зной (м.р.).
Морфемы полезно найти для правильного написания удвоенного с.
Упражнение 187 (193). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 188 (194). 1.1. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку (однородные члены).
2.Собака почуяла запах зайца. 3. Гончая, которая шла по следу зверька, бросилась вперед.
II.1. Зимой в природе все уснуло. 2. Зимнее царство заслужило этот отдых. 3. Под глубоким снегом спят реки, озёра, пруды (однородные члены предложения). 4. Траву скосили на сено, которое своими напоминает о душистом лете.
Упражнение 189(195) В последних двух абзацах рассказывается о пунктуационных задачах и о пунктограмме.
В данном тексте не встретилось - вопросительного знака, восклицательного знака, тире, кавычек и многоточия.
Упражнение 190 (196) Примёмбение - посадка на планету Мёмба, по аналогии с посадкой на планету Земля - приземление.
Упражнение 191 (197). 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает пунктуационный разбор. 2.Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в тексте цифрой 7. 3.Произвести пунктуационный разбор - это значит объяснить, какие знаки препинания нужно поставить и почему.
Упражнение 192 (198). В схеме отражен разбор предложения и объяснена постановка знаков препинания. В ней выделены главные члены предложения, показаны однородные сказуемые и как они разделяются, а также то, что это предложение - повествовательное.
Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Дополнения о лесе, его обитателях, цветах разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а перед дополнением тpanравах стоит союз и, поэтому запятая не ставится.
Упражнение 193 (199). Кто из вас не видел этого лёгкого и проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, сtop/span80/spana2обираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий, громкий звук. Это играют, резвятся на деревьях весёлые проворные белки.
В конце первого предложения ставится вопросительный знак, так как предложение вопросительное. Однородные члены легкого и проворного разделяются союзом и, поэтому запятая не ставится. В конце второго предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые идешь, собираешь, услышишь разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а последнее однородное сказуемое услышишь отделяется союзом и, поэтому запятая не ставится.
Идёшь - 2-е л., ед.ч.
Услыши′шь-слы′шать - 4 глагола на -ать, II спр., ед.ч., 2-е л.
Упражнение 194 (200). В словах идешь и услышишь выделены разные орфограммы. В слове услышишь - безударная гласная в личном окончании глагола, а в слове идешь - правописание мягкого знака в окончании глагола 2-го лица единственного числа.
Предложение
Упражнение 196 (202). Читать и понимать текст, лишенный знаков препинания, очень трудно.
Видное место в народном искусстве занимают мастера Нижегородской, Ивановской, Вологодской, Архангельской областей. Все знают расписные подносы Жостова, шкатулки Палеха, вологодские кружева, архангельские берестяные туеса. Это искусство утверждает красоту, и народ хранит его.
Упражнение 197 (203). Шествовать - непроизносимая согласная в корне - словарное слово.
Шефствовать - шефы.
По улице шествовал духовой оркестр..
Отличник взял шефство над слабым учеником.
Эти предложения повествовательные, невосклицательные, простые.
Упражнение 198 (204). Дождь висит (ви′снет), как дымчатые пряди.
На шесте пустует (I спр.) птичий дом.
А синица (словарное слово) в праздничном (словарное слово) наряде (2-скл., пр.п.)
Щеголяет (I спр.) прямо под дождём.
Наряди′ть - наря′д
Наряд - нарядить
Упражнение 199 (205). 1. Однажды корреспондент молодёжной газеты побывал в старинном северном посёлке, где живут охотники и рыбаки, а летом туда приезжают и их дети. 2. В этом посёлке познакомился корреспондент с Олежкой Сутлиным, который перешёл в третий класс. 3. Познакомились они на каменистом берегу, что служил пристанью для туристских теплоходов, Олежка рассказывал много интересного о своём крае.
Вопросительное слово нельзя ставить в начале предложения, если в конце его не стоит вопросительный знак.
Упражнение 200 (206). Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Подлежащие следы, следочки разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, дополнения мышей, птиц разделяются союзом и.