ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                      Упражнение: 

Упражнение 151 (157). Союз и может соединять (ч т о?) однородные члены предло­жения.
Упражнение 152 (158). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 153 (159). 1. Гроза прошла, и тучи рассеялись. 2. Клен роняет оранже­вые листья, и земля преображается. 3. На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы с удовольствием их клюют.
        Союз и может соединять (ч т о?) простые предложения в со­ставе сложного и однородные члены.
Упражнение 154 (160). 1. Заяц не трус, но себя бережет. 2. Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом. 3. Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до перышка, а потом уже ест. 4. Месяц под ко­сой блестит, а во лбу звезда горит.
 Некусается - частица не с глаголами пишется раздельно, (что делает?)кусается (3-е л.).
 Во всех предложениях, кроме последнего, союзы соединяют однородные члены.
 Перед союзами а и но всегда ставится запятая.
Упражнение 155 (161). Соединять усилия, соединяет войска.
соединяет

Частица.

Упражнение 157 (163). 1. Не перебивай собеседника. 2 Не заводи длинный разговор по телефону. 3. Не объясняйся жес­тами.
Частица не употреблена перед глаголами.
Упражнение 158 (164). Не сиди в транспорте, если рядом стоит инвалид или пожи­лой человек. Не ешь на ходу. Не дерись. Не кричи во время заня­тий. Не жуй жвачку на уроке. Не опаздывай. Не разговаривай во время спектакля.
Упражнение 159 (165). Значение желательности выражено в предложениях правого столбика, это значение внесла частица бы.                    
Витя охотно пел_быч._в хоре. Была_быч._весна теплая!
Упражнение 160 (166). Первое предложение - утвердительное, а второе - вопроси­тельное. Вопросительный смысл во второе предложение внесла частица ли.
Упражнение 161 (167). 1. Я ль на свете всех милее, всех ру­мяней и белее? 2. Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? 3. Не видал ли где на свете ты царевны молодой?        Автор - А.С. Пушкин.
Упражнение 162 (168). Более настойчиво просьба выражена во втором предложении обеих пар, усилительный оттенок высказываниям придала час­тица же.
Упражнение 163 (169). Давайте же мыться, купаться, плескаться, нырять, кувыркать­ся. 2. Ах, ты пела - это дело. Так пойди же попляши! 3. Что я? Царь или дитя? - говорит он, не шутя. - Нынче ж еду! 4. Как же долго я спала! 5. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. 6. Какая ж красота выткана...
Частицы ж и же внесли оттенок усиления действия.
Упражнение 164 (н). Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся отдельно от дру­гих слов.
Когда_жеч._ты перестанешь хулиганить? Что_быч._ты хотела получить в подарок? Любишь_лич._ты мороженое?Станцуй_жеч._нам наконец! Если_быч._я был взрослым, я сделал_быч._все совсем подругому.

Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография»

Упражнение 166 (172).
Упражнения-166
Упражнение 167 (173). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 168 (174). Черемуха душистая с весною расцвела 
И ветки золотистые, что кудри, завила...
Кругом роса медвяная спадает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
     
Черё′муха (словарное слово) душйст[ая] (души′ст,
как[ая]?) с весно′ю (ве′шние) расцвела′ (цве′л)
И ве′тки золоти′стые (зо′лото, позоло′та), что ку′дри, завила′ (ви′ть ж.р.)...
Кругом роса′ (ро′сы) медвя′ная (ме′д) спада′ет (падать. I спр.) по коре′ (ко′рка),
Под (предлог) нею зе′лень (зеле′ный) пряная сия′ет (словарное слово) в серебре′ (словарное слово, сере′бряный).
Упражнение 169 (175). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 170 (176). Слова как части речи изучаются в морфологии.
Самостоятельные части речи - имена существительные, гла­голы, имена прилагательные, наречия, местоимения.
Служебные части речи - предлоги, союзы, частицы.                                              

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Передают в речи основную информацию

Служат для связи слов

Отвечают на вопросы

Не отвечают на вопросы

Обозначают предметы, признаки, действия

Не обозначают предметы, признаки, действия

Являются членами предложения

Самостоятельно не являются членами предложения 


Упражнение 170 (с).
(К т о?)
они - местоимение; личное; употреблено в им. п. мн. ч.; в предложении является подлежащим.
(К а к?) по-разному - наречие; неизменяемое слово; в пред­ложении является обстоятельством.
Упражнение 171 (177).
Предл. прил. суш. нареч. гл.            сущ.  
         местоим. суш.
С русским языком можно творить чудеса ... Нет таких звуков,
сущ.   союз.  сущ.       прил. союз. прил. предл. мест.  част.  гл
образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось
част. пред. мест.   сущ.    прил.           сущ. 

  бы    в    нашем языке точного выражения.



















Упражнение 172 (178).
(Н а ч е м?) на снегу - существительное, начальная форма - (ч т о?) снег; неодушевленное; м.р., 2-е скл., употреблено в форме предл. п, ед.ч.; в предложении выполняет роль обстоятельства.

(Что сдела л?) насорил - глагол, начальная форма -(что сделать?) насорить; 2-е спр., прош. вр.

(К а к и е?) еловые (шишки) - прилагательное, начальная форма -(какой?) еловый; употреблено в форме им. пад., мн. ч.; согласуется в роде, числе и падеже с сущ. шишки; в предложе­нии выполняет роль определения.

Упражнение 173 (179).

Единственное число

Множественное число

1-е л. делаю, топлю

делаем, топим

2-е л. делаешь, топишь

делаете, топиге

3-е л. делает, топит

делают, топят

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение 174 (180).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 175 (181). 1. В синем небе звезды блещут (I спр., 3-е л., мн. ч.), в синем (каком?) море (ср. р., предл. п.) волны хлещут. 2. Мать и сын те­перь на воле, видят холм в широком поле, море синее кругом, дуб зеленый над холмом. 3. Пушки с пристани паляткораблю пристать велят. 4. С башни князь Гвидон сбегает (бе′г[ать], I спр.), дорогих гостей встречает.
Упражнение 176 (182).

Боро′ться (I спр.) - бо′рется, борю′тся, уви′деть (И спр.) - уви′дит, уви′дят, ходи′ть (II спр.) - ходит, хо′дят, раста′ять (I спр.) - раста′ет, раста′ют.
Упражнение 177 (183). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 178 (184). Досыта, изредка, влево, справа, вправо, направо, насухо, на­скоро, немедленно, вдвоем, втроем, вперед, впереди, впервые, повсюду, тотчас, наутро, наружу.
Упражнение 179 (185). Шалун уж отморозил пальчик; ему и больно, и смешно, и мать грозит ему в окно.
     Для составления предложения нам понадобились союзы и пред­лог.
Упражнение 180 (186). Перед союзом и запятая ставится в сложных предложениях. Перед союзами а а но запятая ставится всегда.
 1.Прозвенел звонок, и учитель вошел в класс. 2. Прозвенел  звонок, но никто не вышел из класса. 3. Урок начался, а мы были все еще далеко от школы.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Понятие о синтаксисе и пунктуации

Упражнение 181 (187).  Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 182 (188). Если ты учишься (II спр., наст, вр., 2-е л.), работаешь (I спр., наст, вр., 2-е л.) охотно, отдыхаешь (I спр., наст, вр., 2-е л.) уме­ло, - жизнь строишь (II спр., наст, вр., 2-е л.) правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
Упражнение 183 (189).
Меж редеющих верхушек         Стала ель в лесу заметней — 
Показалась синева.                 Бережёт густую тень.
Зашумела у опушек                  Подосиновик последний 
Ярко-желтая листва.               Сдвинул шляпу набекрень.

Упражнения-184 

Упражнение 185 (191). 1.В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. 2.Правильно употреблять знаки препинания учит пунктуа­ция. 3. Мы, начали изучать синтаксис и пунктуацию.
Упражнение 186 (192). Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (какую?) русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах. Наблюдал, как живут деревья, изучал повадки зверей и птиц в пору (какого?) весеннего цве­тения и осеннего листопада, в зимнюю (какую?) стужу и (ка­кой?) летний зной (м.р.).
Морфемы полезно найти для правильного написания уд­военного с.
 рассказов
Упражнение 187 (193). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 188 (194). 1.1. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку (од­нородные члены).
2.Собака почуяла запах зайца. 3. Гончая, которая шла по следу зверька, бросилась вперед.
вперед
II.1. Зимой в природе все уснуло. 2. Зимнее царство за­служило этот отдых. 3. Под глубоким снегом спят реки, озё­ра, пруды (однородные члены предложения). 4. Траву скоси­ли на сено, которое своими  запахами напоминает о душистом лете.
запахами
Упражнение 189(195) В последних двух абзацах рассказывается о пунктуационных задачах и о пунктограмме.
   В данном тексте не встретилось - вопросительного знака, восклицательного знака, тире, кавычек и многоточия.
Упражнение 190 (196) Примёмбение - посадка на планету Мёмба, по аналогии с посадкой на планету Земля - приземление.

Упражнение 191 (197). 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает пунктуационный разбор. 2.Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в тексте цифрой 7. 3.Произвести пунктуационный разбор - это значит объяснить, какие знаки препинания нужно поставить и почему.

Упражнение 192 (198). В схеме отражен разбор предложения и объяснена постановка знаков препинания. В ней выделены главные члены предложения, показаны однородные сказуемые и как они  разделяются, а также то, что это предложение - повествовательное.
 Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
     В конце предложения ставится точка, так как предложе­ние повествовательное, невосклицательное. Дополнения о ле­се, его обитателях, цветах разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а пе­ред дополнением тpanравах стоит союз и, поэтому запятая не ставится.
Упражнения-192
Упражнение 193 (199). Кто из вас не видел этого лёгкого и проворного зверь­ка? Идёшь по лесной тропинке, сtop/span80/spana2обираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий, громкий звук. Это играют, резвят­ся на деревьях весёлые проворные белки.
      В конце первого предложения ставится вопросительный знак, так как предложение вопросительное. Однородные чле­ны легкого и проворного разделяются союзом и, поэтому за­пятая не ставится. В конце второго предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклица­тельное. Сказуемые идешь, собираешь, услышишь разделяют­ся запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а последнее однородное сказуемое услы­шишь отделяется союзом и, поэтому запятая не ставится.
 Идёшь - 2-е л., ед.ч.
Услыши′шь-слы′шать - 4 глагола на -ать, II спр., ед.ч., 2-е л.
Упражнение 194 (200). В словах идешь и услышишь выделены разные орфограммы. В слове услышишь - безударная гласная в личном окончании глагола, а в слове идешь - правописание мягкого знака в оконча­нии глагола 2-го лица единственного числа.

Предложение

 
Упражнение 196 (202). Читать и понимать текст, лишенный знаков препина­ния, очень трудно.
      Видное место в народном искусстве занимают мастера Нижегородской, Ивановской, Вологодской, Архангельской областей. Все знают расписные подносы Жостова, шка­тулки Палеха, вологодские кружева, архангельские бере­стяные туеса. Это искусство утверждает красоту, и народ хранит его.
Упражнение 197 (203). Шествовать - непроизносимая со­гласная в корне - словарное слово.
Шефствовать - шефы.
По улице шествовал духовой оркестр..
Отличник взял шефство над слабым учеником.
     Эти предложения повествовательные, невосклицательные, простые.
Упражнение 198 (204). Дождь висит (ви′снет), как дымчатые пряди.
На шесте пустует (I спр.) птичий дом.
А синица (словарное слово) в праздничном (словар­ное слово) наряде (2-скл., пр.п.)
Щеголяет (I спр.) прямо под дождём.
Наряди′ть - наря′д
Наряд - нарядить
Упражнение 199 (205). 1. Однажды корреспондент молодёж­ной газеты побывал в старинном северном посёлке, где живут охотники и рыбаки, а летом туда приезжают и их дети. 2. В этом посёлке познакомился корреспондент с Олежкой Сутлиным, который перешёл в третий класс. 3. Познакомились они на каменистом берегу, что служил пристанью для туристских теп­лоходов, Олежка рассказывал много интересного о своём крае.
     Вопросительное слово нельзя ставить в начале предложения, если в конце его не стоит вопросительный знак.
Упражнение 200 (206). Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, ма­ленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень вни­мательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зим­него леса.
     От дерева к дереву тянутся  лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц.
     В конце предложения ставится точка, так как предложе­ние повествовательное, невосклицательное. Подлежащие сле­ды, следочки разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, дополнения мышей, птиц разделяются союзом и.
Упражнения-200 




Новости