ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                      Упражнение: 

Виды предложений по цели высказывания

Упражнение 201 (207). Вид предложения зависит от цели высказывания.

Если целью высказывания является сообщение о чем-либо, то это повествовательное предложение и его пунктограммой являет- ся I ].

Если целью высказывания является желание спросить что- либо, то это вопросительное предложение и его пунктограммой является [ ]?

Если целью высказывания является желание побудить к че­му-либо, то это побудительное предложение и его пунктограм­мой является [ ].

Упражнение 202 (208). Какие книги есть в твоей домашней библиотеке? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное пред­ложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 2.Кто помогает тебе выбирать книги для чтения? (Спросить о  ком-либо. Это вопросительное предложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 3. О чём ты любишь читать больше всего? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное пред­ложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 4.Стихотворения каких поэтов ты знаешь наизусть? (Спросить о ком-либо. Это вопросительное предложение потому в конце ставится вопросительный знак.)
Помога′ет - помогать. I спр., по- приставка.
Лю′бишь - люби′ть, II спр., ед.ч., 2-е л.

Упражнение 203 (209). В моей домашней библиотеке есть сказки, книги о животных, путешествиях и об известных лю­дях. Книги для чтения мне помогает выбирать мама. Больше всего я люблю читать книги о животных. Наизусть я знаю стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина и М.Ю. Лермон­това.

Все предложения повествовательные, так как сообщают о чем-либо или о ком-либо.

Упражнение 204 (210). 1. Эти предложения дают совет, как правильно подготовиться к выполнению задания, поэтому они являются побудительными. В конце ставится точка.
     2.Внимательно прочитайте текст. Продумайте его содержа­ние. Выясните значение непонятных слов и выражений.

Особенность этих предложений в том, что в них отсутствует подлежащее.
Упражнение 205 (211).1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 2. В побуди­тельном предложении содержатся совет, наставление, приказ, просьба. 3. Знаки препинания в конце предложения ставятся в зависимости от вида по цели высказывания.

(Почему?) цели - существительное, начальная форма - (что?) цель; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. пад., ед.ч.: в предложении вы­полняет роль дополнения.

Различа′ются - различа′ть.  I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что делают?)

Соде′ржатся - содержа′ть. I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что делают?)
     Ста′вятся - ста′вить, II спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (ч т о д е л а ют?)
Упражнение 206 (212). 1.Правильно ли вы написали частицу в этом предложе­нии? 2. Расскажите о правописании местоимений кто-то, что-нибудь, что-либо, кое-кто. 3. Для чего же нужно уметь бы­стро и правильно определять склонёние существительных?

В первом и третьем предложениях есть вопрос, поэтому эти предложения являются вопросительными. Во втором предложе­нии есть просьба, поэтому оно побудительное.

При ответе на вопросы и при выполнении просьбы мы пользуемся повествовательными предложениями.

Упражнение 207 (213).                И.И. Шишкин

Кто этот коренастый, богатырского (какого?) сложения чело­век с поседевшей (какой?) бородой? Что делает он в чаше (ж. р., 1-е скл., пр.п.) леса? Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты? Это, похоже, старый лесник. Он так сроднился с могу­чим лесом, старыми (какими?) пнями и седым мхом, что и сам ка­жется хозяином дремучей (какой?) чащи (ж. р., 1-е скл., род. п.).

Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достаёт блокнот и делает поразительно меткую, мастер­скую зарисовку, своего рода «портрет дерева». Нет, это не лес­ник. Это художник, Иван Иванович Шишкин, певец и подлин­ный знаток русского леса.
        Вопросительные местоимения - кто, что. Частица - ли.
      (Что делает?) обходит - глагол; начальная форма - (что делать?) обходить, II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-е л., ед.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 208 (214). 1.Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и гло­тал не жуя. - Повествовательное предложение.

- Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. - Побу­дительное предложение.
2.Не ешьте рукам. Не суйте пальцы в вазу с вареньем. Не бе­рите пальцы в рот. Пейте какао из чашки.
Упражнение 210 (216). Тема - знание.

Сочетание пословиц не является текстом, так как каждая следующая пословица не связана с предыдущей.
 1.Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2. Если зна­ния не прибавляются ежедневно, они убавляются. 3.Учиться никогда не поздно. 4. Учись смолоду, пригодится в старости.

Смолоду (когда?) - наречие, неизменяемое слово, в предло­жении выполняет функцию обстоятельства.

(В чем?) в старости - существительное, начальная форма - (что?) старость; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. п., ед.ч.; в предложении вы­полняет роль обстоятельства.
Упражнение 211 (217).

По цели высказывания первые три пословицы являются пове­ствовательными предложениями, а четвертая побудительным. При проверке работы мы воспользовались вопросительными и повествовательными предложениями.
Упражнение 212 (218).

Соблюдай правила уличного движения. Переходи улицу, по которой движется транспорт, в положенном месте. Подойдя к переходу, дождись зеленого сигнала светофора.

Орфограммы, которые вызвали сомнения, нужно проверить по орфографическому словарю.

Пунктограммы во втором предложении можно объяснить так: Переходи улицу, по которой движется транспорт, в положенном месте. (Это сложное предложение.)

В третьем предложении объяснить пунктограммы не можем, так как этого еще не проходили.


Невосклицательные и восклицательные предложения


Упражнение 213 (219).
а)  Так вот, слушай!...
б)  Зачем мне рукопись?..
Видел - видеть II спр., 7 гл. на -еть.

Упражнение 215 (221).
1.Погляди-ка и разгадай нашу лесную загадку... (Разгадай - загадку)
2.Схемы вопросительных предложений:
[_____   ______ и           ]?! вопросительное, восклицательное.
[_____ , ______   _____]? вопросительное, невосклицательное.

Послушай (приставка по-), услышит (слышать, II спр., 4 гл на -ать), выйдешь (выйти. I спр., 2-е л. ед.ч.), засверкает (сверкать, Iспр.), погляди-ка (приставка по-, взгляд), разгадай ( разгадка), прилетел (прилет), приветствует (приветствовать, I спр.), началась (начало).
Вокруг - круги.

 белизна
Упражнение 216 (222).
1.Да что же прекрасней, чем солнечный свет?! 2.Имена собственные присвоены неодушевленным предме­там и животным, поскольку ребенок с ними разговаривает и они ему отвечают. 3.Диктант: спроси′л, скажи′, краси′вей, дере′вья, сказа′ли, ноч­на′я, темноты′, кроты′, леса′, отвеча′ли, лиса′, свысока′, процеди′л, небеса′, показа′лось.
Упражнение 217 (223).     План
1.О каких действиях белки узнал М. Пришвин по следам?
2.Почему белка находила свой тайник под слоем льда и снега?
3.Чем определяется глазомер белки?

Предложение из второго абзаца передает удивление, а по­следнее предложение — восторг и зависть автора.

Для разбора выделены именно эти слова, так как они наибо­лее сложны и при написании в них можно сделать ошибки.
Сквозь - сквозить.
Не (позавидовать) - частица не с глаголами пишется раздельно.

Смекалке - сущ.; начальная форма (что?) - смекалка; нари­цательное, неодушевленное; ж. р., 1-е скл.; употреблено в форме предл. п., ед. ч.; в предложении выполняет роль дополнения.

отбежала

Упражнение 218 (224).

I. Языком не спеши, а делом не смеши. 2. Языком не торо­пись. а делом не ленись. 3. Языком не мели, а то будешь на ме­ли. 4. Языком гору свернёт, на работе места не найдет. 5.Язычком-то берёт, а к делу не льнёт.

Эти пословицы объединяет мысль, что нужно больше и луч­ше делать, а не говорить о делах.

Мы применили правила написания безударных гласных в корне, написание частицы не,
     1.Эти предложения по цели высказывания являются побуди­тельными и повествовательными.
     2.В пословицах часто используются побудительные предло­жения, потому что пословицы дают совет, рекомендацию, настав­ления.

Члены предложения

Упражнение 219 (225). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 220 (226). 1. Утром из дома вышел с портфелем  семилетний мальчик. 2. Он пошел по тропинке в школу. 3. Около школы была большая лужа.
    Предложение не может состоять только из второстепенных членов, обязательно должны присутствовать либо сказуемое, ли­бо подлежащее.

Упражнение 221 (227).

Упражнения-221

Постановка вопросов помогает найти главные и второстепен­ные члены предложения. Потому что вопрос ставится только к самостоятельным частям речи, а к служебным нет.

Выявить, заявление, объявление, появиться, явный, явь, объ­явленный, заявленный, объявлять, заявка. Эта работа полезна для проверки безударных гласных в корне, непроизносимых соглас­ных, а также для пополнения словарного запаса.
Упражнение 222(228). 

Упражнения-222

Упражнение 223 (229).

 Упражнения-223

Третий и четвертый пункты связаны с умением находить главные и второстепенные члены предложения.
Упражнение 224 (230).
Упражнения-224
        По цели высказывания это предложение вопросительное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по числу граммати­ческих основ оно простое, а по наличию второстепенных членов это предложение является распространенным.
        В конце предложения ставится знак вопроса, так как предложение вопросительное. Предложение простое и одно­родных членов в этом предложении нет.
Упражнение 225 (231).  Тема - чтение.
1.Отец объявил войну (войны) Генкиному «книгоглотатель­ству». 2. Ты опять пропускаешь (I спр.) описания (описывать) природы? 3. Теперь мы будем читать вместе!
4.
Книги ты будешь брать по моему совету, а потом будем устраивать дискуссии.
5.-Экзамены  кончились, зато стали возникать спо­ры о книгах. 6. А потом Генке (1-е скл., дат.п.) и самому понрави­лось читать по-новому.
        1. Конечно же, «книгоглотательство» не полезно, ведь, чи­тая книги таким образом, пропускаешь много интересного.
       В конце некоторых предложений ставится точка, так как предложения повествовательные, невосклицательные, а в не­которых ставятся вопросительный и восклицательный знаки, потому что эти предложения по цели высказывания являются вопросительным, восклицательным и побудительным.

Главные члены предложения

Упражнение 226 (232). 1.Пошёл старик к синему морю. 2. Отвечает золотая рыбка... 3.Насмешишь ты целое царство.
    1.Подлежащее обозначает либо лицо, которое совершает действие, либо предмет, с которым совершают действие. Подле­жащее можно найти в предложении с помощью вопросов кто? или что? Обычно подлежащее бывает выражено существи­тельным или местоимением в форме именительного паде­жа. (Старик, рыбка, ты - подлежащие.)
       2.Сказуемое обозначает действие йли состояние пред­метов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое в предложении можно найти с помощью вопросов; что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, что он такое?,  каков он?, кто он такой?  Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим и может быть в форме любого времени.  (Пошел, отвечает, насмешишь - сказуемые.)
(К) синему - (к какому?)
(Что сделаешь?)насмешишь - глагол, начальная форма - (что сделать?) насмешить; II спр.; употреблен в форме буд.вр., ед.ч., 2-е л.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 227 (233). 1.Всё люблю без памяти в деревенском стане я, будоражат сердце мне в сумерках полей крики перепёлок, дальних звёзд мерцание, ржание стреноженных молодых коней...
2.Сладко пахло шуршащее сено, притворившись зелёной травой.
[             ______ ], [            ______ ,_______ ,________ ]...
В первом предложении 2 грамматические основы.
Определение количества грамматических основ позволит правильно расставить знаки препинания между простыми предложениями и однородными членами.
Упражнение 228 (234). Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.
Найти подлежащее, в данном случае лучше третьим спосо­бом, поскольку в предложении - три существительных, два из которых отвечают на вопрос что?, только вопрос, поставленный от сказуемого, позволяет определить существительное в имени­тельном падеже.
Упражнение 229 (235). Луг и сад покрывает первый снег. Давно улетели скворцы. и скворечники заняли воробьи. Около ваших домов есть скво­речники?
   Только в третьем предложении подлежащее находилось с помощью первых двух пунктов опорного материала. В пер­вом и втором предложениях все существительные отвечают на вопрос кто? или что?, поэтому пришлось воспользо­ваться третьим пунктом опорного материала и поставить во­прос от сказуемого.
Покрывает - покрывать. I спр., по- приставка.
Упражнение 230 (236).
Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил извест­ный спортсмен. Сначала
устроили состязания между отрядами, а гость был судьей. Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.
 1.По цели высказывания предложение повествователь­ное, по эмоционОтец альной окраске невосклицательное. По числу грамматических основ простое, по наличию второстепенных членов предложения распространенное.
2.Спортсмен, гость. Употребление различных слов, обо­значaющих одно и то же лицо, позволяет сделать текст более разнообразным и избежать повторения одинаковых слов в. двух предложениях, следующих одно за другим. 
(Что?) лагерь - сущ. в начальной форме; нарицательное, не­одушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед. ч., им.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
 Известный - известие.
   В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении стоит запятая перед союзом а, поскольку он соединяет простые предложения в составе сложного.
Перед союзом а всегда ставится запятая.



Новости