ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                                      Упражнение: 

Упражнение 231 (237). 1.Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. Пустилстрелу старший брат, и  подняла её боярская дочь.
        О ком говорится в первом предложении? О братьях. Братья что сделали? Вышли, натянули и выстрелили. Во втором предложении брат что сделал? пустил, дочь что сделала?Подняла.
2.В первой схеме отражено простое предложение с однород­ными сказуемыми.
     Во второй схеме показано сложное предложение с соедини­тельным союзом и.
3.Первая схема - первое предложение. Вторая схема - второе предложение.
4.В конце предложений ставится точка, так как предло­жения повествовательные, невосклицательные. Сказуемые в первом предложении вышли, натянули разделяются запя­той, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а сказуемое выстрелили соединяется союзом и. Во втором предложении стоит запятая перед союзом и по­скольку он соединяет простые предложения в составе слож­ного.
Упражнение 232 (238). Учёные считают, что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
       А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозыЭто ещё не зима.
1.Мы применили правила правописания безударных глас­ных и непроизносимых согласных в корне, правописание гласных в приставках, правописание глагольных окончаний, правописание безударных окончаний существительных.
2.В первой схеме отражена грамматическая основа, в которой подлежащее выражено существительным, а сказуемое - глаголом (Зима начинается). Во второй схеме показана грамматическая ос­нова, в которой подлежащее выражено существительным, а ска­зуемое выражено прилагательным (День короткий). А в третьей схеме продемонстрирован случай, когда и подлежащее и сказуе­мое выражены существительными (Морозы - это не зима).
Упражнение 233 (239).
1. Сказка - это произведение народного творчества. 2. Ска­зочник - это автор сказок.
3.Герои в сказках обычно честные, добрые, трудолюбивые.
4.Народные сказки интересны и поучительны.
         1.Сказуемое первого предложения отвечает на вопрос что это такое? и выражено существительным. Сказуемое второ­го предложения отвечает на вопрос кто это такой? и вы­ражено существительным. Сказуемые третьего предложения от­вечают на вопрос предмет какой? и выражены прилага­тельными. Сказуемые четвертого предложения отвечают на во­прос предмет каков? и выражены прилагательными.
           2.Грамматическая основа первого и второго предложения соответствует третьей схеме, то есть и подлежащее, и ска­зуемое - существительные. Грамматическая основа третьего и четвертого предложения соответствует второй схеме, то есть подлежащее - существительное, а сказуемое - прилага­тельное.
       3.Точка в конце всех предложений ставится потому, что это невосклицательные, повествовательные предложения. В первом и втором предложениях ставится тире, поскольку грамматическая основа в них выражена двумя существитель­ными в именительном падеже. В третьем предложении ска­зуемые честные, добрые, трудолюбивые являются однород­ными членами, поэтому они соединены запятыми. В четвер­том предложении сказуемые интересны и поучительны яв­ляются однородными членами и соединены союзом и.
Упражнение 234 (240). 1. Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. 2. Можже­вельник — очень крепкое и сильное деревце. 3. Лось — силь­ное, осторожное и умное животное. 4. Норки — хищные и прожорливые зверьки.
       Подлежащее и сказуемое отвечают на вопросы кто? и что?. Они выражены существительными в именительном па­деже. Это важно для объяснения наличия тире между подле­жащим и сказуемым.
     Сказуемые в первом и втором предложении поменять нельзя, потому что дуб не может быть деревцем, если только это не мо­лодое растение, а можжевельник деревом, т.к. это не очень круп­ное растение. Лось - это крупное животное и назвать его зверь­ком нельзя, а норка - маленькая и подвижная, поэтому она не зверь, а зверек.
Упражнение 235 (241). 1.Лисица (что делает?) водится (3-е л.) почти на всей территории нашей страны. Пушистая шубка (шубок) предохра­няет лисицу от самых трескучих (треск) морозов.
    И все-таки зима - самое тяжелое время для лисицы. (Из на­учной книги)
   2.У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, шуб­ка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, зо­лотистая.
    Ходит (ходить? II спр.) лиса тихонько, к земле (что делает?) пригибается (3-е л.), будто кланяется (3-е л.); свой пушистый хвост носит (носить, II спр.) бережно; смотрит (смотреть, 7 гл. на -еть, II спр.), (что делает?) улыбается, зубки белые показы­вает (показывать I спр.). ( Из художественной книги.)
1.Лисица (что делает?) водится (глагол), шубка (что делает?) предохраняет (глагол), зимавремя (существи­тельное).
2.Зубушки (какие?) острые (прилагательное); рыльце (какое?) тоненькое (прилагательное); шубка (какая?) тёп­ленькая (прилагательное); кума принаряжена (прилагательное); лиса (что делает?) ходит (глагол), пригибается (глагол), будто кланяется (глагол), смотрит(глагол), улыбается (глагол), показывает (глагол); хвост (что делает?) носит (глагол).
      В последнем предложении первой части пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым, т.к. главные члены - существительные в именительном падеже. Во второй части пунктограммы: в первом предложении - запятые для разделе­ния однородных членов предложения, однородные сказуемые в последнем предложении.
Упражнение-235
Упражнение 236 (242).                            Сорока-белобока
     Почему у сороки такое прозвище? По бокам перышки у неё - совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме сороки, вороны и галки разлетаются по деревьям и ищут себе еду.
   Пунктуационные правила. В конце вопросительного пред­ложения ставится знак вопроса. Однородные члены разделя­ются запятыми. В конце повествовательного предложения ставится точка. Перед союзом а ставится запятая.
   Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным, прилагательным. Сказуемое может отвечать на следующие вопро­сы: что делает предмет (или лицо)? что с ним происходит? что он такое? каков он? кто он такой?
   У неё (у к о г о?) - местоимение, начальная форма - она; личное местоимение; употреблено в род. п., ед. ч.; в предложе­нии выполняет роль дополнения.
   (Что делают?) Ищут - глагол, начальная форма - (что делать?) искать; I спр.; употреблен в форме наст, вр., 3-го л., мн. ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
разлетаются
Упражнение 237 (243). 1.Но тут я вышел на поляну, и что-то отвлекло моё внимание, что-то удивило меня.
2.Тишина запела во мне, и музыка зазвучала сильнее.
3.Птички шелушили что-то на кусте. 4. Тяжёлое дыхание по­слышалось сзади, и я снова сделал шаг в сторону.
5.Я сбился с лыжни и поплутал по лесу.
1.[                     ], и [                       ], [                      ].
2.[                     ], и [                       ].
3.[                     ].
4.[                     ], и [                       ].
5.[                       и              ].
1.Что-то, что-то, что-то - частица то пишется через дефис.
2.Отвлекло (отвлек), удивило (диво) - проверяемые безудар­ные гласные в корне.
3.Во  мне, по  лесу - предлоги со словами пишутся раздельно.
4.Зазвучала, послышалось, поплутал - приставки со словами пишутся слитно.
     Что-то - местоимение в начальной форме; неопределенное, употреблено в им. п., ед. ч.; в предложении выполняет роль под­лежащего.
    Сзади - наречие; неизменяемое слово; наречие места; в пред­ложении выполняет роль обстоятельства.
Упражнение-237
Упражнение 238 (244). У нас есть котёнок. Он чёрный, кончики лапок у него бе­лые. хвост пушистый. Наш Барсик очень красивый и игривый.
   Автор заменял невысоко на небе, тени длинные, а подлежащее то подходящим местоимением, то именем собственным.

(Предложение повествовательное, невосклицательное, про­стое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.)
Упражнение 239 (245). Барсик спит в уголке. Он очень любит играть в верёвочку. Когда я дёргаю за верёвочку, котенок залезает под диван и следит, а потом прыгает и царапает веревочку когтями.
Глаголы - сказуемые употреблены в форме настоящего вре­мени.
Упражнение 240 (246). В качестве образца нужно выбрать второй текст, потому что он написан грамотно, без речевых ошибок.
    Однородные сказуемые в предложении позволили обойтись без многократного повторения местоимения он.
Учится - (что делает?) учить
Добросовестно - добрый, добро, совестливый, ср.р., совесть.
Участвует - участие.
Упражнение 241 (247). Маша - моя одноклассница, она давно занимается спортом. Она хорошо учится по всем предметам. К выполнению поручен­ных обязанностей относится добросовестно и аккуратно. Маша может быть капитаном волейбольной  команды, потому что она пользуется авторитетом у ребят.
Упражнение 242 (248). Когда наша команда выбирала капитана, ребята предложили несколько кандидатур.
     Рекомендации тренера позволили сделать правильный выбор. Из всех предложенных кандидатур был выбран самый достой­ный.
Упражнение 243 (249). У меня есть маленький забавный котенок, его зовут Мурзик. Он весь белый, а хвост и кончики лапок у него - серые. Когда я прихожу домой из школы, котенок обычно спит, свернувшись клубочком. Проснувшись, он начинает забавно потягиваться и выгибать спину. Мой котенок пьет молоко из блюдца, а после смешно облизывает себя язычком. Мурзик любит бегать, пры­гать, играть с мячиком и с бумажкой, привязанной к ниточке. Когда я с ним играю, у меня поднимается настроение.

Второстепенные члены предложения

Упражнение 244 (250). Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Бобер.)

Только по главным членам предложения загадку отга­дать нельзя, поскольку любой зверек что-то грызет, а вот зубастый, да еще и с визгом дубок — это может быть толь­ко бобер.

Для выражения смысла высказывания важны дополне­ния, определения, обстоятельства - второстепенные члены.
Упражнение 245 (251). 1. Подлежащее и сказуемое — это главные члены пред­ложения. 2. Главные члены предложения составляют его ос­нову. 3.Предложение может не иметь второстепенных чле­нов. Поэтому они и называются второстепенными.
Упражнение 246 (252).
Зубастый - зависит от существительного; обозначает при­знак предмета; отвечает на вопрос какой?; выражен прила­гательным (это определение);

С визгом - зависит от глагола; обозначает, как происходит действие; отвечает на вопрос к а к?; выражен существительным в творительном падеже с предлогом с (это обстоятельство);
    Дубок - зависит от глагола; обозначает предмет, с которым связано действие; отвечает на вопрос что?; выражен сущест­вительным в винительном падеже (это дополнение).
Упражнение 248 (254).
Упражнение-248
1.Находим грамматическую основу: о ч е м говорится в предложении? о снеге: что? снег - подлежащее. Снег что де­лает? поражает - это сказуемое.
2.Находим второстепенные члены: поражает чем? белиз­ной - дополнение. Белизной какой? чьей? своей - определе­ние. Снег какой? первый - определение. 
Упражнение-248-2
1.Находим грамматическую основу: о чем говорится в предложении? о смехе. Что? смех - подлежащее. Смех что де­лал? доносился - сказуемое, доносился откуда? из комна­ты - дополнение, из комнаты какой? соседней - определение, смех какой? заразительный - определение.
Упражнение 249 (256)

Упражнение-249
а)  Определения могут быть выражены: прилагательными, местоимениями и числительными.

б) Дополнения могут быть выражены: существительным в косвенном падеже, местоимением.
в)  Обстоятельства: чаще всего наречиями и существитель­ными.
Упражнение 250 (255).

Упражнения-250-251

Садовый участок утопал в зелени. Участок вдали зарос тра­вой. Цветущий сад гудел от пчел.
Определение зависит от существительного; обозначает при­знак предмета или лица; отвечает на вопрос какой?; выра­жено прилагательным или существительным в косвенном па­деже.



Новости