ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

                                                                                        Упражнение: 

Упражнение 252 (258). Выразительнее получился второй текст, потому что он на­полнен второстепенными членами предложения, которые ук­рашают рассказ.

Упражнения-252-254
1.
Прилагательные выступают в роли сказуемых, опреде­лений.
2.Безударные гласные в окончаниях прилагательных, без­ударная гласная в личном окончании глагола.
Упражнение 255 (261).            Уголок осеннего леса
Осенью лес преображается. Зеленая пышная листва начи­нает облетать с белоствольных берез, могучих дубов, вековых лип и трепещущих осин. Дальний участок леса стоит опутан­ный прозрачной паутиной. Лес всегда неожиданный, новый, удивительный. Грибы на крепких ножках то прячутся под листом, то выставляют себя напоказ. Лес осенью - загадка.
Упражнение 256 (262).

Упражнения-256

Второстепенные члены помогли нам вспомнить, из какой сказки взято предложение.

Волосы зависит от глагола вырезал, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос винитель­ного падежа, существительное, поэтому является дополне­нием.

Лоб зависит от глагола вырезал; обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос винительного падежа, существительное, поэтому является дополнением.

Глаза зависит от глагола вырезал, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос винительного падежа, существительное, поэтому является дополнением.
Выреза′л - ре′зать, начальная форма ре′зать.
Упражнение 257 (263). Кормушку для птиц можно сделать из обыкновенной стеклянной банки.

Вырежьте из клеёнки или из полиэтиленовой плёнки кру­жок и небольшой козырёчек. Кружочком закройте отверстие банки, приложите сбоку козырёк и обтяните банку веревкой, завяжите узел. Другой конец веревки обтяните вокруг дна банки и тоже завяжите узел. Вбейте гвоздь. Дощечку всуньте между банкой и веревкой так, чтобы она оказалась под ко­зырьком. Повесьте кормушку на гвоздь. Не забудьте сделать в пленке леток - отверстие для птиц.
      1.Все предложения, кроме первого, побудительные. Инст­рукция дает совет, как сделать кормушку для птиц, поэтому в ней побудительные предложения уместны.
    2.В этом тексте много дополнений, т.к. совершаемое дей­ствие связано с большим количеством предметов.
Упражнение 258 (264).

Безударная гласная в корне: бели′ла- бе′лый, бродя′чий - бро′дит, варе′нье - ва′рит, води′тель - во′дит, возду′шный - во′здух, вяза′ть - вя′жет, жале′ть - жа′лость, крикли′вый - кри′к, лентя′й - ле′нь, наказа′ние — нака′з, чертё′ж - че′ртит.

Моя сестра белила (сказуемое) стволы деревьев. Бродячий (определение) пес медленно плелся вдоль заснеженной улицы. Банка опрокинулась, и варенье (подлежащее) медленно стека­ло на пол. Я подошел к водителю (обстоятельство) грузовика, чтобы договориться о следующей поездке. Мастер взял в руки чертеж (дополнение) и долго его изучал.
Упражнение 259 (265).

Упражнения-259
1.
Дополнения: гнезда, липы, улицы, семена - сущ., вин. п., без предлога.
2.Определения: дубов, клена-сущ., род. п..
3.Обстоятельства: в вершинах - зависит от глагола, обозна­чает место, где происходит действие, отвечает на вопрос г д е?, выражается существительным в предложном падеже. Теперь зависит от глагола, обозначает время действия, отвечает на во­прос когда?, является наречием. В парках зависит от глагола, обозначает место, где происходит действие, отвечает на вопрос г д е?, выражается существительным в предложном падеже. Да­леко - зависит от глагола, обозначает, куда направлено дейст­вие, отвечает на вопрос куда?, выражается наречием. По по­лям и лугам - оба зависят от глагола, обозначают место, где происходит действие, отвечают на вопрос куда?, выражаются существительными в дательном падеже.

Упражнение 260 Мне приходится часто помогать дома маме. Я мою посуду после обеда и подметаю пол, если он грязный, и хожу в магазин за хлебом. Если мама просит, то по­ливаю цветы, но самая моя любимая обязанность - это гулять с собакой.
Упражнения-261

Из-за бурана (род. п.) - зависит от глагола; обозначает как происходит действие; отвечает на вопрос почему? выражает­ся существительным в родительном падеже с предлогом из-за.

На полустанке (пр. п.) - зависит от глагола; обозначает, где происходит действие; отвечает на вопрос где? выражается существительным в предложном падеже с предлогом.

На станцию (вин. п.) - зависит от глагола; обозначает, на­правление действия; отвечает на вопрос куда? выражается существительным в дательном падеже с предлогом на.

С опозданием (тв. п.) - зависит от глагола; обозначает, как, каким образом происходит действие; отвечает на вопрос как? выражается существительным в дательном падеже с предло­гом с.

Падежный вопрос и вопрос члена предложения к одной и той же форме слова не всегда совпадают.
Упражнение 262 (268).

Упражнения-262
 1.В полдень, вечером, наутро - эти обстоятельства связы­вают части текста и обозначают время совершения действия.
2.С гор (род. п.), к лагерю (дат. п.), по пруду (дат. п.), на лодках (предл. п.), из-под душей (род. п.).

В полдень торжественно открыли шлюзы, потоки холод­ной воды хлынули с гор к лагерю. (В конце предложения ста­вится точка, так как предложение повествовательное, невос­клицательное, сложное. Запятая разделяет два простых пред­ложения в составе сложного.)
     Наутро били фонтаны, сверкали светлые бассейны, из-под душей нёсся отчаянный визг. (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклица­тельное, сложное. Запятые разделяют три простых предложе­ния в составе сложного.)
Упражнение 263 (269). 

Упражнения-263
На вопросы что такое? отвечает сказуемое. На вопрос кто? отвечает подлежащее. На вопрос почему? отвечает сказуемое. На вопрос какие? отвечает определение. На вопрос чем? от­вечают дополнения. На вопросы когда? и кому? отвечают обстоятельства.
Упражнение 264 (270). В этой схеме отражено распространенное предложение.
1.По цели высказывания это побудительное предложение.
2.По эмоциональной окраске это предложение невосклица­тельное. 3. По числу грамматических основ это простое пред­ложение. 4. По наличию второстепенных членов предложения это предложение распространенное (обстоятельство, дополне­ние, определение).
Упражнение 265 (271).
Упражнения-265-266
скл., пр.п.). 2. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
3.Братья милую девицу (де′ва) полюбили. 4. Ветер знает (знать. I спр.). Он поможет (помогать. I спр.). Ты к нему (предлог пишется отдельно) теперь ступай, не печалься же (не, же - частицы, пишутся отдельно), прощай.
       В схеме отражено предложение повествовательное, невос­клицательное, распространенное, сложное.
Упражнение267 (273). Первый текст - в учебнике, а вто­рой - в художественной литературе.
Снежные - прилагательное, снега - существительное. Они сходны в определении предмета, то, что снег в виде шапки, но различаются по способу описания.
Гирляндами шишек (сущ., твор.п.).
    Ель - теневыносливое дерево. (В конце предложения ста­вится точка, т. к. предложение повествовательное, невоскли­цательное, между подлежащим и сказуемым ставится тире, т.к. оба главных члена выражены именами сущ.)
Упражнение 268 (274). Заглавие - «Случай в горах» или «Умная собака».
   В тексте 3 абзаца, потому что повествование делится на 3 подтемы: первая часть - вступление, в котором рассказывается о том, где и что случилось с пастухом. Вторая часть повествует о том, что сделала собака, увидев, что хозяин потерял сознание, и в третьей части - заключение, в котором жители села увидели собаку, которая приволокла своего хозяина домой.
        Последовательность событий помогают передать обстоя­тельства времени и места.
    Повтора одних и тех же слов удается избежать благодаря использованию местоимений.
Упражнение-268

Пунктограммы: Овечье стадо паслось далеко в горах, когда пастух неожиданно потерял сознание. (Сложное предложе­ние.) Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла к порогу дома потерявшего сознание человека. (Сложное предложение.)

Словосочетание


Упражнение 269 (275).

Чтобы связать слова в предложении, нужно их согласо­вать, то есть поставить правильные окончания.

Сижу на подоконнике я_в мамином платке. Пробился лу­чик тоненький на небе вдалеке... Темнота уже не та, посветлела темнота. Розовое зарево вдруг берёзы залило!
1.При определении главных членов предложения проверяет­ся окончание сказуемого, т.к. вопрос ставится от подлежащего к сказуемому.

Упражнение-269

 Упражнение 270 (276). Пробился на небе (главное слово - пробился, выражено глаголом; зависимое слово - на небе, вы­ражено существительным с предлогом, вопрос - где?), розовое зарево (главное слово - зарево, выражено существительным; зависимое слово - розовое, выражено прилагательным; во­прос - какое?), залило березы (главное слово - залило, выра­жено глаголом; зависимое слово - березы, выражено существи­тельным, вопрос - что?).
Упражнение 271 (277)
Родиться в России                                                дом родителей
(глагол + существительное),                          (существительное +

родимый край                                    существительное),

(прилагательное + существительное),               работать с удовольствием

работа в радость                           (глагол + существительное),

(существительное + существительное),              поработать спозаранку

          (глагол + наречие).

Родиться, родителей, родимый - ро′д, ро′дственник. 
Работать, работа, поработать - ра′б.

Упражнение 272 (278). Бледнеть (бле′дный) от страха, вари′ть (ва′рит) кашу, желте′ть (жё′лтый) осенью, замерза′ть (заме′рз) потому что холодно, поле′зный (по′льза) овощ, иску′сная (иску′сен) вышивка, чуде′сно (чуде′сен) отдохнуть, ле′стно (ле′сть) отозваться.
    Ребенок побледнел от страха. Бабушка варит кашу. Сильный всегда жалеет слабого. Мы едим полезные овощи. Искусная вы­шивка украшала платье. Осенью желтеют листья.
Упражнение 274 (279).

Упражнение-274

Главное слово - глагол, в первой группе - зависимое сло­во - существительное с предлогом под, во второй с предлогом с, в третьей без предлога.

Группировка по значению: В первой группе зависимые слова - обстоятельства, а во второй - дополнения.

Упражнение-274-2


Упражнение 273 (280).
Водителю надо было сказать: «Оплатите проезд» или «За­платите за проезд». Поскольку слово оплатить является глав­ным, а от него можно поставить только один вопрос что?, по­этому зависимым словом может быть только слово проезд. Если бы главным словом было слово заплатить, то вопрос от него к зависимому слову был бы за что?, тогда употребля­лось бы за проезд.
Упражнение 275 (281). Одеть, надеть, оплатить, заплатить. Приставка влияет на нормы связи этих глаголов с зависи­мыми от них словами.
Упражнение 276 (282). Мама одевает ребенка, чтобы пой­ти гулять. Мама надевает пальто, чтобы пойти гулять с ребен­ком.
Упражнение 277 (283).

Выбор буквы в окончании зависимого слова зависит от во­проса, заданному от главного слова к зависимому.
 Упражнение-277
Упражнение 278 (284).
Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то  стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мело­дичный звон. Большие и маленькие колокола звонили так: «Тир-лиль-ли-ли-дон!» Это в Москве звонили кремлевские ку­ранты.
Сочинительные словосочетания:

пошел и включил - средством связи слов является союз и, выступают в роли сказуемых, выражены глаголами;

сели и замолчали - средством связи слов является союз и, выступают в роли сказуемых, выражены глаголами;
    шум, гул, гудки - средством связи слов является запятая, вы­ступают в роли подлежащих, выражены существительными;
    стукнуло, зашипело - средством связи слов является запя­тая, выступают в ро/spanли сказуемых, выражены глаголами;
    большие и маленькие - средством связи слов является союз и, выступают в роли определений, выражены прилагательными.

(Когда?) сначала - наречие времени, неизменяемое сло­во; в предложении является обстоятельством времени.

Что-то - местоимение в начальной форме; неопределен­ное; в предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение 279 (285). Речь идет о воробьях. Это можно определить по тем харак­теристикам, которые даются в описании.
    1.Маленькие вороватые птицы, простое чириканье, се­ренькая птица.

Каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песню -     простое чириканье - мы часто вовсе не  замечаем. Но стоит ей почему-либо утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам... И если мы расстанемся с родными места­ми, воспоминание о доме непременно связано с этой серень­кой птицей.
Упражнение 280 (286).

Упражнения-280-281

Однородные члены предложения связаны между собой союзом и.
        Видели и знают - однородные сказуемые, выражены гла­голами. (видели - II спр., прош. вр., мн.ч.) знают - I спр., наст.вр., мн.ч.
     Смирные и кроткие - однородные определения, выражены прилагательными (мн.ч., им.п.)
     Мох и листья - однородные дополнения, выражены суще­ствительными. (Мох - м.р.,2-е скл., вин. п., листья - мн.ч., вин. п.)
     Видели - видеть, 7 гл на - еть, II спр., прош. вр., мн. ч.
     Таска′ют - таска′ть. I спр., наст, вр., мн.ч., 3-е л.



Новости