Уражнение 282 (288).
Упражнение 284 (290). В первой схеме отражено основное правило постановки знаков препинания при однородных членах.
Однородные члены предложения на письмеразделяются запятой.
Во второй схеме отражено правило правописания однородных членов предложения с разделительным союзом и.
Однородные члены предложения не разделяются запятой, если между ними стоит союз и.
Упражнение 285 (291). Заглавие - «Город» на школьном участке»
Есть улицы, площади и мосты, и тоннели, и перекрёстки.
Развешаны дорожные знаки и указатели.
Начинают интересную и важную игру.
«Ездят» и ходят по городу.Следят за сигналами светофоров и указаниями регулировщиков.
(Где?) на участке - существиельное, начальная форма - участок; нарицательное, неодушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед.ч., пр.п.; в предложении выполняет роль обстоятельства.
Указа′тели - ука′зывать.
Упражнение 286 (292). Текст взят из сказки - «Двенадцать месяцев».
Деревья расступаются, и на поляну выезжают королевские сани. В упряжке - две собаки. Они грызутся между собой и тянут сани в разные стороны. Солдат погоняет их. Собаки всей повадкой напоминают старуху и дочку.
Союз и является сигналом пунктуационной задачи. НеобЧтходимо определить, что соединяет союз и однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Поража′ло, великоле′пие, фонта′ны, влады′честве, вы′ковыряны, короле′вской - непроверяемые безударные в корне.
Великоле′пие (вели′к), го′рода (горо′дит), краси′вые (кра′сный), фаса′ды (анфа′с), домо′в (до′м), развева′ющиеся (ве′ять), сверка′ющие (посве′ркивать), вы′ковыряны (выковы′ривать), короле′вской (коро′ль), кладово′й (кла′д), и′згнаны (гна′ть) - проверяемые безударные в корне.
Когда-то - частица то пишется через дефис.
Упражнение 297 (303).
1.Первая схема. Мы изучали произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы. Двоеточие после обобщающего слова, запятые разделяют однородные члены.
2.Вторая схема. Сказки, загадки, пословицы - это произведения народного творчества. Запятые разделяют однородные члены, тире между подлежащим и сказуемым.
3.В сказках обычно действуют злые силы: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. (Двоеточие после обобщающего слова, запятые разделяют однородные члены.)
4.Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч — злые сказочные персонажи. Запятые разделяют однородные члены предложения, тире стоит перед обобщающим словом персонажи. (Запятые разделяют однородные члены. однородные члены, тире стоит перед обобщающим словом персонажи.)
Устного (уста), сказки (сказок), загадки (загадок) - слова с проверяемой согласной в корне.
Упражнение 298 (304).
У меня, как в мастерско′й, Долото′, фуга′нок.
Всё, что нужно, под рукой: Вот и стал я столяро′м.
Плоскогу′бцы и пила′, Зарабо′тал топоро′м.
И топо′р, и два сверла′, Я по этой части
Молото′к, руба′нок Знамени′тый мастер!
Этот текст можно использовать для темы - предложение с однородными членами.
Упражнение 299 (305).
1.На спортивные состязания съехались гимнасты, и боксёры, и пловцы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Подлежащие гимнасты, и боксёры, и пловцы разделяются запятой, потому что они являются однородными и перед каждым из них стоит союз и.
2.Спортсмены тренировались недолго, но усердно и активно.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Определения недолго, но усердно и активно разделяются запятой, потому что они являются однородными и соединены союзом но, кроме последнего слова, которое соединяется союзом и, поэтому запятая не ставится.)
3.Тренеры рассказывали, показывали, контролировали и объявляли результат.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклйцательное. Сказуемые рассказывали, показывали, контролировали и объявляли разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, кроме последнего с отцу и лова, которое соединяется союзом и, там запятая не ставится.)
Состязания, гимнасты, пловцы, тренировались, активно, контролировали — слова с непроверяемыми безударными гласными.
Упражнение 300 (306)
I.Однажды охотник шел берегом лесной речки, вдруг он услышал в чаще треск сучьев, подумал, что это медведь, и быстро показывализалез на дерево.
II.Вдоль дороги растут деревья: в оранжевых полушалках стоят берёзы, освещённые солнцем, по обочинам теснятся большие и маленькие ёлочки.
Речки (ж.р., 1-е скл., род.п.), дороги ( ж.р., 1-е скл., род.п.).
Упражнение 301 (307).
Я сразу лёг, укрылся с головой и стал думать о следующем воскресенье. Как я поеду на дачу, и пробегусь босиком по траве, и увижу речку... И я подружусь там с Тузиком, и буду смотреть в его желтые глаза, и потрогаю его язык, когда он его высунет от жары.
(Простое, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми лег, укрылся и стал думать.)
Предложения с обращениями
Упражнение 302 (308). 2.Первое предложение соответствует первой схеме, а второе — второй.
3.Обращение выражено существительным в именительном падеже. Подлежащее тоже выражено существительным в именительном падеже, но после обращения стоит запятая, а после подлежащего нет. Обращение выделяется запятой!
Обращение и подлежащее в устной речи различаются по интонации, а в письменной после обращения ставится запятая.
Упражнение 303 (309).
1, 2. Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. 3.Сказка о рыбаке и рыбке. 4. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. 5. Сказка о попе и работнике его Балде.
1.Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?
Отпусти ты, старче, меня в море... (По цели высказывания это предложение является побудительным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым, по наличию второстепенных членов оно является распространенным. Предложение осл/spanожнено обращением, которое выражено существительным.)
Упражнение 304 (310).
Ты, Андрей, наблюдай влево по курсу, а ты, Валя, вправо.
Нет, Андрей, ты смотришь влево, а Валя вправо.
Упражнение 305 (311). Раз (разы′), ко′смос (словарное слово), жи′ть, обя′занности (обяза′тельства), сделать (приставка с-), влево (наречие), вправо (наречие), вперед (впереди′), наза′д (сзади), смотре′ть (смо′трит), команди′р (кома′нда), кора′бль (словарное слово), спроси′л (про′сит), смо′тришь (смотреть. 7 гл. на -еть, II спр., 2-е л., ед.ч.), лете′ть (поле′т), приду′маем, расска′жем (приставка заканчивается, а корень начинается на с), дру′г (дру′гу).
Упражнение 307 (313).
1.Дорогие мои ребята! Рад был получить ваши письма и, конечно, очень обрадован вашими успехами.
2.Здравствуйте, ребята! Получил ваше письмо...
3.Сердечный привет вам, будущие доктора, инженеры, танкисты, поэты, лётчики, педагоги, артисты, изобретатели, геологи! Хорошее письмо прислали вы...
Обращение, выраженное одним словом, во 2-м предложении; выраженное подчинительным словосочетанием, в 1-м и 3-м будущие доктора; выраженное сочинительным словосочетанием в 3-м.
Обращения выделены восклицательным знаком.
Серде′чный (се′рдце), приве′т (словарное слово), доктора′ (до′ктор), инжене′ры (словарное слово), танки′сты (та′нк), поэты′ (словарное слово), ле′тчики (лета′ть), арти′сты (словарное слово), изобрета′тели (изобре′л), гео′логи (словарное слово), письмо′ (пи′сьма).
Упражнение 308 (314). Здравствуй, Маша!
Маша, как твои дела? Маша, расскажи мне о своей поездке. Приезжай, Маша, к нам в гости.
До свиданья, Маша, надеюсь, что скоро встретимся!
Упражнение 309 (315).
Не трещите, морозы, Ветры, бури, ураганы, - обращения.
В заповедном бору, Дуйте, что есть мочи,
У сосны и берёзы Вихри, вьюги и бураны,
Не грызите кору! Разыграйтесь к ночи.
Трещи′те (тре′ск), моро′зы (словарное-слово), в запове′дн[ом] (за′поведь, как[о′м]?), бору′ (бо′р), у сосны′ (сосны), берё′зы (словарное слово), не грызите (частица не с глаголами пишется раздельно), кору′ (ко′рка), урага′ны (словарное слово),
1.Чаще всего обращения используются в побудительных предложениях. Чтобы человека о чем-нибудь попросить или что нибудь ему приказ ать, его надо назвать, т.е. к нему надо обратиться, поэтому и используется обращение.
2.Первое предложение побудительное восклицательное, в конце ставится восклицательный знак. Морозы - обращение, поэтому выделяются запятыми. Предложение простое осложнено однородными сказуемыми не трещите, не грызите без союза и, поэтому запятая. Второе предложение побудительное невосклицательное, в конце ставится точка. Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги и бураны - однородные обращения. Сложное предложение состоит из двух простых.
Упражнение 310 (316).
Свет мой, з еркальце! скажи Ах ты, мерзкое стекло!
Да всю правду доложи: Это врешь ты мне назло.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Когда царица разгневана, она обращается к зеркальцу грубо.