Сочинения по литературе для учеников 7 класса

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Портрет моей сестры (сочинение-описание)
    Недавно у меня появилась сестричка Настя, ей 3 месяца. Она очень маленькая и звонкоголосая. На голове у нее вместо волос еще легкий пушок, поэтому она похожа на цыпленка. Глаза у нее огромные, темные, когда смотришь в них, кажется, что падаешь в их глубину. Брови она часто хмурит, они у нее редкие и светлые, а ресницы огромные, упругие. Когда Настя улыбается, на правой щечке у нее появляется ямочка. У Насти еще нет зубов, поэтому у нее видны только розовые десны. Носик у нее маленький, немного вздернутый, иногда она очень смешно его морщит.
      Настя уже различает нас по голосам и очень радуется, когда я подхожу и играю с ней.

Дом, в котором я хочу жить (сочинение-описание)
      Я хочу жить в просторном двухэтажном доме с большими окнами с резными наличниками. На крыше обязательно должна быть ярко-красная черепица, а на коньке, как в сказках Пушкина, я посажу петуха, которого сам вырежу и разукрашу в самые невероятные, яркие цвета.
       Вокруг дома я обязательно посажу березу, ель и каштан. А перед домом у меня будет большой палисадник, не только для меня и моей семьи, но и для пчел.
        В доме, на первом этаже, у меня будет располагаться просторная кухня, оборудованная современной техникой, зал, где обязательно будет камин и вся семья будет греться возле него холодными вечерами. Рядом будет находиться комната-библиотека, а в ней — русская, украинская, зарубежная классика, литература о политике и спорте, о животных, по кулинарии. Я непременно оборудую комнату для занятий спортом современными тренажерами и мини-бассейном.
      На втором этаже у меня будет компьютерная комната, в которой мы с братом сможем делать уроки. Спальни для нас и мамы с папой окнами будут выходить на восток, чтобы вставали с первыми лучами солнца.
       Потолки в доме будут высокими, на стенах я повешу репродукции картин известных художников или гобелены. Мебель я поставлю мягкую, обтекаемых форм, низкую, не маркую, потому что в доме обязательно будет жить собака. Я хочу, чтобы в доме было два телевизора: один — в гостиной, второй — в компьютерной комнате. Тогда мы с братом сможем смотреть мультики или фантастику в то время, когда мама смотрит телесериал или папа заинтересовался спортивными новостями.
       Мой дом будет большим, теплым и уютным. Его двери будут всегда открыты для друзей.

Мой папа за работой (сочинение с элементами описания)
     Мой папа очень любит что-нибудь мастерить. Он сам сделал мне книжный стол, очень удобный и красивый, за которым я теперь делаю домашние задания. Я часто помогаю папе мастерить и иногда незаметно рассматриваю его. Когда он работает, лицо у него преображается: становится сосредоточенным, слегка заостренным. Когда он что-нибудь внимательно рассматривает, то слегка прищуривает голубые глаза, собирая вокруг них мелкие складочки. Когда папа недоволен результатом работы, он шумно вздыхает, морщит красивый с горбинкой нос или запускает руку в волосы, обнажая высокий лоб с едва наметившимися морщинками.
     Но когда папа доволен работой, глаза у него искрятся, солнечная и радостная улыбка обнажает белые зубы. Он почесывает пальцем за слегка оттопыренным ухом и говорит, что мы домашние гении.

В. Серов. "Девочка с персиками" (сочинение по картине)
     Картина "Девочка с персиками" — одно из первых произведений В. А. Серова.
     На картине изображена дочь известного промышленника и купца Саввы Мамонтова — Вера Мамонтова. Загорелая девушка пристально смотрит на зрителя с полотна. У нее большие и темные глаза с тайным огоньком. Можно подумать, что девушка задумала какую-то шалость, кажется, что в серьезно сжатых губах таится намек на лукавство.
      Вся картина залита солнечным светом, и создается впечатление, что только рама мешает ему вылиться. Свет заливает всю комнату, играет разноцветными бликами на стене, на мебели, на подсвечнике, виднеющемся справа, на серебряном ноже, лежащем на белоснежной скатерти.
      Общий фон картины холодновато-голубоватый, поэтому очень хороню выделяется смуглое лицо девушки, ярко контрастируют теплые тона красного банта на груди, лежащие на столе свежие персики и листья.
     Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью, все дышит свежестью. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол.
     Картина "Девочка с персиками", написанная в 1887 году, поразила тогдашнюю Москву, но по прошествии более 100 лет она так же удивляет новизной и завораживает своей порывистостью в сочетании со спокойствием и благородством.

Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского (сочинение по картине)
     Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
     История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта — Антоном Дельвигом.
     Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному. Пушкин изображен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова* поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы.
     В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.
     Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность.
     Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе других художников подошел к решению, казалось бы, неразрешимой проблемы — показать душу великого русского поэта средствами живописи.

В, Пукирев. "Неравный брак" (сочинение по картине)
    Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной "Неравный брак", написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщины стояла очень остро. В российском обществе все чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Эту тему в своем творчестве развил и художник Пукирев.
     Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика.
      Художник с большой силой изобразил второстепенные персонажи картины. Все эти люди, явившиеся в церковь на обряд венчания, считают подобный брак делом само собой разумеющимся: их лица выражают равнодушие или холодное любопытство. Невесте, которая, скорее всего, от всей души ненавидит и боится своего будущего мужа, неоткуда ждать помощи: на стороне жениха закон не только земной, но и небесный — ведь обряд благословляется церковью. Лишь один из присутствующих — молодой человек — своим видом выражает молчаливый протест: на его лице читается укоризна, его руки скрещены на груди.
      Василий Владимирович Пукирев с непревзойденным талантом художника-реалиста запечатлел на полотне драму обездоленного юного существа.

Помогите найти! (сочинение-описание, объявление)
I вариант
    Пропала девочка 13 лет, рост 153 см, худощавая, лицо овальное, волосы длинные, до плеч, русые, волнистые. Глаза голубые, брови темные, ресницы длинные. Нос прямой, губы тонкие, ярко-розовые. На щеках ямочки.
    Была одета: розовый свитер с белым воротником и белая шерстяная юбка.

II вариант
    Разыскивается мальчик 13 лет, рост 155 см, коренастый, крепкого телосложения. Волосы коротко подстриженные, черные. Ушные раковины маленькие, мочки закругленные.
     Глаза карие, близко посаженные. Нос курносый, губы пухлые, на подбородке ямочка.
      Был одет: спортивные брюки синего цвета с белыми полосками, красная трикотажная футболка и черная бейсболка.

Пропала собака ь(объявление)
    Пропала собака 2 лет, беспородная дворняжка. Небольшая, около 25 см в холке, коричневого окраса с белым пятном на спине в виде восьмерки. Уши треугольные, стоячие, небольшие. Глаза карие, умные. На морде растут "усы" и "борода". Хвост загнут кольцом на спину.
    Особая примета: на носу белое пятно.

Скворечник (сочинение-описание процесса труда)
     В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интересно, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этотраз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник.
     Как всегда, Андрей Викторович очень понятно объяснил, что, в каком порядке и как делать. Убедившись, что мы прекрасно поняли, что от нас требуется, он разрешил приступить к работе.
     Моментально заработали станки, в мастерской раздался стук и скрежет. Каждый хотел справиться с заданием быстрее и лучше. Сначала лидировал Максим. Он быстро и точно нанес нужные размеры на дощечку и вырезал отдельные детали. Но оказалось, что одной детали недостает, а дощечки больше не было. Поэтому, к сожалению, он выбыл из соревнований. А Сергей, хотя и работал не очень быстро, но все продумал и взвесил. Ему не пришлось что-то переделывать или поправлять, поэтому его работу посчитали лучшей, хотя он завершил ее одновременно с Володей.
     Андрей Викторович внимательно осмотрел изделие, похвалил Сергея и поставил в журнал отличную оценку.

Как пекут куличи (сочинение-описание процесса труда)
      Во все времена народ очень любил праздники. Но с какой-то особой надеждой, трепетом и любовью люди ждали Пасху. Именно в эти дни начинается настоящая весна, с ее буйными красками и благоуханием.
      К этому празднику во всех домах бабушки и мамы пекут куличи, делают творожные пасхи и красят яйца. С детства я всегда жду с нетерпением Рождество и Пасху, как самые главные, великие праздники.
      Мне нравится наблюдать, как рождается праздник, как пекут куличи. Ароматные, румяные, необыкновенно вкусные и завораживающие своей красотой.
       Начинают их печь в чистый четверг. В доме должен быть идеальный порядок. Как только мама выкладывает на стол муку, изюм, масло, яйца, ванилин, в дом приходит праздничное настроение.
      Хороший, вкусный кулич — гордость каждой хозяйки. Существует примета: если куличи выйдут на славу, то и год будет удачным.
      Мама уже колдует над тестом. Сначала хороню вымешивает, а затем следит, чтобы тесто не убежало. Пока куличи подходят, готовят специальные формы, смазывают их маслом и выставляют на столе, чтобы они были под рукой.
      Когда тесто хорошо подойдет, его выкладывают в формы. Но заполняют формы тестом лишь на треть, чтобы оно подходило.
      Украшает куличи каждая хозяйка по-своему. Моя мама смазывает взбитым с сахаром белком и посыпает цветным сахарным горошком.
      Куличи делают большие, средние и совсем маленькие — для детей. Пробовать или есть куличи можно только в воскресенье, после того как их освятят в церкви.
      В воскресенье, когда вся наша семья собирается за столом, мама разрезает самый большой освященный кулич, и на душе становится очень радостно и светло. Я думаю, что все ребята любят этот праздник и с удовольствием едят ароматные куличи.

Человек, цивилизация, земля (сочинение-рассуждение)
      Человек — это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы. Вправе ли он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает недра земли; вырубывает леса — фильтры воздуха; дышит кислородом, выбрасывая в атмосферу тонны вредных химических веществ; пьет воду, в которую сливаются заводские отходы; питается продуктами, выращенными на отравленной земле.
      Часто ли кто-нибудь из нас задумывается, а надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает: "А, на мой век хватит!'* И очень удивляется, когда в его стране, в его городе, на его улице происходят катастрофы: мощные ливни сносят дома или же они уходят под землю; рвутся трубы канализации, и зловонные потоки уносятся в реку, озеро или в море, курорты закрываются, и пить воду еще долго нельзя; взрываются АЭС, и земля дарит нам мутантов.
      Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многих животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых энтузи-астов-природников. Неужели трудно понять, что есть хищник и травоядное животное? Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше, он идет семимильными шагами к своей гибели.
       Оглянитесь вокруг, посмотрите на мир, поймите, что наша планета существует не для одноразового использования.

Кем быть? (сочинение-рассуждение)
      Мама мне часто задает вопрос — кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется.
      Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается навязать мне свое представление о стильной прическе. Я люблю запах бензина, без которого машина просто пахнет нерабочим металлом. Бензин — кровь автомобиля. Мне нравится, когда руль слушается любого движения рук, он является посредником между водителем и машиной. Ведь это настолько удивительно, что человек может управлять таким железным конем. Да, содержать настоящую лошадь очень сложно, и не каждый может это позволить себе. Для лошади не нужно закатывать дороги в асфальт, в нее не нужно заливать бензин, который, сгорая, выделяет вредные газы. Она — живая, она — друг. Но если честно, я приходил в школу верховой езды и понял, что слишком трепетно отношусь к этому животному.
      Мне кажется, что я неплохо чувствую и знаю машину. Мне часто снятся сны, где я сижу за рулем, а будущее с невероятной скоростью летит навстречу. И мама уже, кажется, начала догадываться, что я хожу после уроков заниматься в секцию юного картингиста.

Как я познала истинную ценность вещей  (сочинение-заметка в газету)
    На все лето родители отправили меня отдыхать к бабушке. Я долго не могла привыкнуть к ритму жизни небольшого села: встают с восходом солнца, как они говорят "с первыми петухами", выгоняют на пастбище домашний скот, возятся в саду и огороде. "Зачем так рано?" — спросила я у бабушки. Бабушка улыбнулась и ответила мне: "А ты, внученька, выйди в огород часиков в двенадцать и попробуй сорняки повыдергивать, грядки просмотреть, подойди к малиннику и ягодки пособирай". На следующий день, дождавшись двенадцати часов дня, сонного для села времени, я вышла в огород, бабушка шла следом за мной.
— Внученька, вон возле моркови молодые сорняки выбились, выдерни их...
     Я подошла к густой и высокой ботве моркови.
— Бабушка, но ведь это же молодая симпатичная травка, пусть себе растет.
— Нет, деточка, эта трава очень быстро растет, и питается она теми же соками, которые нужны моркови. Если сорняк не убрать, его корни будут забирать все, и морковь вырастет маленькая и не такая вкусная.
       Пока мы с бабушкой обошли весь огород, в малинник мне уже идти не хотелось. Солнце безжалостно обжигало мои плечи, пот градом стекал с меня, и я поняла, что утро — самое лучшее время для работы.
     Я научилась рано вставать каждое утро, приносить воду из колодца, кормить кур и уток, пропалывать, рыхлить и поливать грядки. А через несколько недель мы с бабушкой уже ели первые овощи, заботливо выращенные нами. Меня наполняло чувство гордости, что я тоже помогла им вырасти.
      Когда к концу лета я приехала домой, у меня сформировался другой взгляд на все вещи, которыми я пользуюсь. Ведь сколько труда неизвестных мне людей вложено в ту же книгу, которую я люблю, в тот же хлеб, который я ем. Труд в селе, о котором я никогда и не думала, открыл мне двери к пониманию и оценке многих вещей.

Как мы с мамой отстали от поезда (сочинение-рассказ на основе данного сюжета)
Сюжет: мама с сыном едут в поезде. На следующей станции поезд стоит 25 минут. Идут покупать мороженое. Поезд уходит без них. Помощь сотрудников милиции. Счастливое возвращение.
     В этот раз мы решили поехать в гости к маминой сестре на поезде. Ехать нужно было чуть больше суток, маме это не очень нравилось, а я был счастлив слушать размеренное постукивание колес и рассматривать то разнообразные, то однотипные, убаюкивающие картины, простирающиеся за окном поезда,
     В своем купе мы открыли окно, и теплый, хлесткий ветер заметался в закрытом пространстве. К полудню в вагоне стало душно, и я предложил маме купить на ближайшей станции минеральной воды или мороженого.
     Просмотрев расписание, мама радостно сообщила, что на следующей станции стоянка нашего поезда продлится 25 минут.
     На перроне оказалось много торговцев, предлагающих рыбу, пиво, пирожки, петрушку, картошку, яйца и многое другое, но передвижных мини-холодильников для мороженого мы нигде не увидели.
     Внутри вокзала, в буфете, мы наконец-то купили и минеральную воду, и мороженое.
— У нас осталось 7 минут, — сказала мама, — пойдем быстрее.
     Но когда мы выбежали на перрон, мы не увидели нашего поезда. Мы не могли поверить своим глазам. Только вдали слегка качался последний вагон уходящего поезда.
— Этого не может быть, — сказала мама, глядя на часы, — поезд должен был отправиться только через 4 минуты. Пойдем к дежурному по вокзалу.
     Меня удивила организованность и слаженность работников вокзала и милиции. Они по рации связались с поездом и выяснили, что действительно мать и сын из седьмого вагона отсутствуют. На предыдущей станции их видели выходящими. Да, соседи по купе говорят, что они не возвращались.
— Вам повезло, — сказал нам капитан милиции, — следующая станция находится в двадцати километрах отсюда, и на машине, да еще короткой дорогой, мы приедем раньше вашего поезда минуты на две. И это было правдой, на перроне нам еще пришлось ждать с другими пассажирами наш поезд.
      Как выяснилось, проводница не предупредила нас, что стоянка поезда сократилась на пять минут, сейчас она плакала в своем купе, а встретила нас ее напарница. Мы тепло попрощались с капитаном милиции и сели в поезд. Соседи по купе очень обрадовались, увидев нас живыми и невредимыми. Так как от потрясения нам было не до мороженого, которое, конечно, растаяло, то сейчас мы открыли минеральную воду и с наслаждением выпили ее.
     Я думаю, что нам будет что вспомнить с мамой. Проводница будет относиться к своей работе ответственнее, а мы будем интересоваться расписанием непосредственно у работников железной дороги.

Утро в летнем лагере (сочинение-репортаж)
     Внимание! Наш микрофон установлен в летнем лагере "Заря". Сейчас 7 часов утра. Доброе утро, страна пробуждающихся от крепкого сна!
     Мы заходим во второй корпус. Вот уже первые "жаворонки", шатаясь, плетутся к умывальникам. В походке мало бодрости, в лице — мало радости, в волосах — много ветров погуляло за ночь.
     Заходим в первую попавшуюся палату...
     Извините... У нас микрофон не для высоких частот... Девочки! Весь лагерь оглохнет!
     Убегаем подальше. Вот палата мальчиков. Заходим. Ай! Ба-бах! Ничего себе! Кто бросил в меня этой пудовой подушкой?...
     Извините! Репортаж временно прекращается... до утренней зарядки...

Перемена (сочинение-репортаж)
    Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий сомнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахиваются первые двери. Вторые... Третьи...
     Девочек выносит и сминает волна рвущихся на свободу мальчишек. Тут же, у двери, Борьке из 5 "А" кто-то поставил подножку, и он целеустремленно заскользил по коридору, сбивая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подкошенные, школьники, и Борька останавливается. Но что делается сзади! Вы посмотрите. Жалсдущая свободы толпа пытается пробить искусственный затор. Я не вижу лиц.  В воздухе машут только руки и рюкзаки... Нет, только что я увидел и ноги!
      Наконец-то из классов выходят учителя. Тамара Александровна, учитель рисования, бросилась разгребать завал, Федор Иванович, учитель географии, помогает ей, видимо, объясняя школьникам, что затылок — это Северный полюс, а Африка будет на следующем уроке.
      Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. Взъерошенный Протасов из 4 "В" пытается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Алена Самохина из 5 "Б" опять смотрится в зеркальце. Все-таки она красивая! Вы согласны?
      Ну вот. Этот резкий звук звонка заставил всех вздрогнуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. И... закрывается первая дверь, вторая, третья... На 45 минут.
      Я заканчиваю этот небольшой репортаж, так как мне нужно бежать на урок. Встретимся на следующей перемене.



Новости