ГДЗ Русский язык: 7 кл. М.М. Разумовская


Готовая Домашняя работа по русскому языку
к учебнику «Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская,С.И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, А.А.
- 10-е стер. изд., — М.: Дрофа, 2010г.

О ЯЗЫКЕ
§1. Изменяется ли язык с течением времени

Д-11 (П-1)2. Основная мысль текста заключается в том, что все на Земле, в том числе и язык, находится в постоянном движении и развитии. Эпиграф к тексту служит для того, чтобы подчеркнуть основную мысль. Это и есть доказательство.
 2. Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. Язык — основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения язык связан с жизнью общества. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества.

Знания об окружающей среде и действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке: в словах, словосочетаниях, предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.
      Жизнь не стоит на месте, и все изменения в жизни людей находят отражение в языке. Вместе с развитием общества развивается и язык. С течением времени он совершенствуется, в нем отмирают старые качества и появляются новые, изменяется звуковой состав языка, его грамматический строй, словарный запас.
  Старые слова получают новое значение. Все это говорит о том, что язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

Д-2 (П-2). Этимологический словарь — это словарь, который содержит информацию о происхождении слов.

Висок. От висеть; буквально: «висящая прядь волос». Проверочное слово — «вис».
     Желудок От жёлудь (назван по форме, напоминающей плод дуба). Проверочное слово —  жёлудь.
     Ломоть. От слова ломать (хлеб отламывали от буханки и каравая). Проверочное слово — «ломтик».

Меню к. От мех; первоначально: вместилище, изготовленное из шкуры (меха) дикого зверя и домашнего животного. Проверочное слово — «мех».

1Здесь и далее: номер упражнения из учебника издательства «Дрофа».
2Здесь и далее: номер упражнения из учебника издательства «Просвещение».

Наградить. От град — «город»; буквально: «подарить городу». Проверочное слово — «награда».

Очаровательный. От чары — «волшебство». Проверочное слово —  «чары».

Чернила. От черный; первоначально; «черная краска». Проверочное слово —  «чёрный».

Д-3 (П-3). Знаменитый (ист. от знамя). Знамя — проверочное слово для «знаменитый», т.к. ударение падает на проверяемую гласную. Знаменитый, т. е. видный; знамя всегда видно.

Преподаватель (ист. от дать). Дать — проверочное слово для «преподаватель», т.к. ударение падает на проверяемую гласную.
  Преподаватель, т.е. человек, дающий знания.
Вообразить (ист. от образ). Образ — проверочное слово для «вообразить» т.к. ударение падает на проверяемую гласную. Вообразить, т.е. представить чей-либо образ.

Раздражать (ист. от дразнит). Дразнит — проверочное слово для «раздражать» т.к. ударение падает на проверяемую гласную.
Раздражать, т.е. дразнить, мешать.

Наслаждаться (ист. от сладкий). Сладкий — проверочное слово для «наслаждаться» т.к. ударение падает на проверяемую гласную. Наслаждаться, т. е. получать удовольствие, удовольствие от сладкого в том числе.

Просвещение (ист. от свет). Свет — проверочное слово для «просвещение» т.к. ударение падает на проверяемую гласную. Просвещение, т. е. нести свет (в смысле «знание»).

Д-4 (П-4). 1. Основная мысль этого текста — прирожденность всего к родникам родной природы! Земля -  это главное в природе.

2. Род, родник, родинка, народ, природа, родина, прирожденность, родной, рождающая, урожай, рожь, рождение, рождать.

Общее значение у этих слов — появиться на свет, возникнуть, вырасти, произрасти.
Прирожденность — им. Сущ., (кто? что?) прирожденность;
I    Нариц.; неодуш.; ж.р.;3-е скл.
II   В ед. числе, Им. падеже,
III   (Что?) прирожденность 

Д-5 (-). Выполняя упражнения первого параграфа, я узнал, что этимология — это наука о происхождении слов. При помощи этимологического анализа я научился объяснять правильное написание многих слов. Помимо этого упражнения первого параграфа ознакомили меня с этимологическим словарем и помогли закрепить новый материал на практике.

Д-6 (П-5). 1. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности человека. Язык помогал людям понимать друг друга, помогал сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями.

Изменения в жизни людей нашли отражение и в языке. По мере развития культуры, науки и техники развивается и язык.
  Меняется, обогащается словарный запас языка, изменяются морфологические нормы, появляются новые конструкции, закрепляются новые формы произношения слов.
      Наиболее заметны изменения в словарном составе языка. Многие слова и словосочетания, связанные со старым укладом жизни вышли из активного употребления и перешли в разряд устаревших слов (архаизмы). Так, например, слово «запа», означающее «ожидание», давно вышло из употребления. Однако на его основе появилось новое слово «внезапный». Или слово  «утрь», означающее «внутренность», теперь и не встретишь, но оно дало жизнь другому слову — «внутрь», которое мы употребляем, даже не задумываясь о том, что когда-то это же самое понятие называлось совсем по-другому.
     Появляются новые слова и для обозначения новых предметов, явлений или понятий (неологизмы). Так, по мере развития науки и техники, в нашем языке появились такие слова, как, «компьютер», «дайджест», «приватизация» и др.

В результате единого развития старые слова получают новое значение. Например, слово «привод» в недавнем прошлом обозначающее «принудительное доставление кого-либо в различные органы», сегодня получило второе значение — «устройство для
приведения в движение различных машин».

Таких примеров можно привести огромное количество, все они доказывают, что язык — это развивающееся явление.

 

Слово

 Морфемный состав слова

Современный

Исторический

ветчина
колесо
сокровище
обед
околица

 

ветчина
колесо
сокровище
обед
околица

ветчина (от ветхий)
колесо (от коло в род.п.)
сокровище (от кров)
обед (от еда — «время до и после
(вокруг) еды»)
околица (от около)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Д-7 (-). Язык это история народа. Развитие языка течение истории. Кроме того, язык отражает индивидуальность каждого народа, его способ мышления и миросозерцания. В языке, как в зеркале времени, отражается все общественные, политические, экономические, наконец, культурные изменения в жизни  народа, страны. Поэтому мы и соглашаемся с К.Д. Ушинским, который говорил: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина».

ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО В 5—6 КЛАССАХ

§ 2. Фонетика и орфоэпия

Д-8 -6).
[ж] — согл., тв., зв.; жар [ж]
[а] гл., ударн.; вар [а]
[в] согл., тв., зв.; вода [в]
[ф] согл., мягк., глух.; фюзеляж [ф]
[з] — согл., мягк., зв.; зябнуть [з]
[ш] — согл., только тв., гл.; шар [ш]
[и] — гл., безударн., предуд.; синева [и]
[о]— гл., ударн.; слово [о]
[р']— согл., мягк., только зв.; ряд
[ц] — согл., только тв., только глух.; цапля [ц]
[ы] — гл., безударн., предуд.; была [ы]
Д
-9 (-).
[ж] — согласный, только твердый, звонкий, например: е[ж]
[а] — гласный, ударный, например: м[а]ма
[в] — согласный, твердый, звонкий, например: [в]ода
[ф ] —  согласный, мягкий, глухой, например: [ф']еерверк
[з ] — согласный, мягкий, звонкий, например: [З']ина
[ш] — согласный, только твердый, глухой, например: [ш]ина
[и] — гласный, безударный, предударный, например: [и]ван
 [о'] — гласный, ударный, например: в[о']ск
[р ] — согласный, мягкий, только звонкий, например: [р']ябина
 [ ц] — согласный, только твердый, только глухой, например:[ц]апля
[ы] — гласный, безударный, заударн., например: незванн[ы]й
[а] — гласный, безударный, предударный, например: в[а]да
 [и ] — гласный, безударный, пред., например: б[и]жать
Д-10 (П-7).
[т'иЭжолъвъ]  — тяжелого. Проверочное слово: тяжесть.
[што] — что (запомнить)
[см эjуцъ] — смеются (без мягкого знака, потому что отвечает на вопрос что делают?). Проверочное слово: смех
[аддават] — отдавать. Проверочное слово: дать.
[м'эснъст'_]'у] — местностью.
Д-11 (П-8).
Ё-лоч-ка —  3 слога
ё — [j'] — согласный, звонкий, мягкий
    ^ [о] — гласный, ударный
л — [ л] — согласный, звонкий, твердый
о — [ъ] — гласный безударный, заударный
ч — [ч'] — согласный, глухой, мягкий
к — [ к] — согласный, глухой., твердый
а — [ъ] — гласный, безударный, заударный
6 букв, 7 звуков

Рос-коаш-ный — 3 слога

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [ъ] — гласный, безударный, предударный
с — [с] — согласный, глухой, твердый
к — [ к] — согласный, глухой, твердый
о — [оа] — гласный, ударный
ш — [ ш] — согласный, твердый, глухой
н — [н] — согласный, звонкий, твердый
ы — [ы] — гласный, безударный, заударный
й — [ j'] — согласный, звонкий, мягкий
9 букв, 9 звуков

Съе-хать 2 слога

с — [с]  согласный, твердый, глухой

ь — [-]
е — [j'] — согласный, звонкий, мягкий
        [э] — гласный, ударный
х — [ х] — согласный, глухой, твердый
а — [ъ] — гласный, безударный, заударный
т — [т'] — согласный, мягкий, глухой

ь — [ -]

7 букв, 6 звуков

У-чить-ся — 3 слога
у — [у] — гласный, безударный, предударный
ч    [ч'] —согласный, мягкий, глухой
и — [и] —гласная, ударная
т---[ц] -- согласный, твердый, глухой
я    [а] — гласный, безударный, заударный
7 букв, 5 звуков

Тря-си-на    3 слога
т — [т] — согласный, твердый, глухой
р    [р'] — согласный, звонкий, мягкий
я — [и] — гласный, безударный, предударный
с — [с']  — согласный, мягкий, глухой
и — [и] — гласный, ударный
н — [ н] — согласный, звонкий, твердый
а — [ъ] — гласный, безударный, заударный
 7 букв, 7 звуков
Ок-рест-ность    3 слога
о — [а] — гласный, безударный, предударный
к — [ к] — согласный, глухой, твердый
р    [р'] — согласный, мягкий, звонкий
е — [э] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, твердый, глухой
т — [-]
н — [ н] — согласный, звонкий, твердый
о — [ъ] — гласный, безударный, заударный
с — [с] — согласный, глухой, твердый
т — [т'] — согласный, мягкий, глухой
ь — [-]
11 букв, 9 звуков

П-9. Звуковой и буквенный состав слов различается. Так, например, мы пишем «скучный», а произносим «ску[шн]ый».

Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Пишется «бассейн», а произносится «ба[с'э]йн».
Буква не всегда соответствует «своему» звуку. Пишем «ателье», а произносим «а[тыэ]лье».

П-10. Буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки (в словах: поляна, молоко, лошадей, сожалеть, двадцати). Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их редукции — ослаблении гласных звуков в безударном положении.

Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков: согласного йот (условно обозначим его буквой й) и гласного звука: йа, йэ, йо, йу. На письме они передаются буквами я (язык), е (ель), ё (ёлка), ю (юг).

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: бежать [б'иэ]жать.

Д-12. 1) дефис, начать, начала, красивейший, грустна, подняв, приняв, принята.
2) Скучно — [ш], фонетика — [н], термин — [т'], молоко — [ъ], бежать — [и ], переделать — [ь], мороз — [с], берег — [к], после — [с], язык — Ц'и ], Бог — [х].

Д-13 (П-11). «Лишнее» слово — Бог. Потому что во всех остальных словах на конце произносится звук [к], а в слове «Бог» —  звук [х].

«Лишнее» слово вздох, потому что на конце этого слова, в отличие от других, произносится звук [х].

Д-14 (-).  [э]кзистенция, [э]таж, [э]кспресс, [э]ксперт, [э]лектрик.

Д-15 (-). «Лишнее» слово экстренный, потому что звук [э] в этом слове, в отличие от других слов, ударный.

«Лишнее» слово этика, потому что звук [э] в этом слове, в отличие от других слов, ударный.

Д-16 (-). а) микроавтобус, радиоэлектроника, водонепроницаемый, общечеловеческий, полдня, сбербанк, радиоприёмник; б) бегоам, жестоако, далекоа, электрофикаация.

 

Д-17 (-). На месте безударной э в заимствованных словах произносится более или менее отчетливый звук [э].

Д-18 (П-12). 1. Точно сказать, о каком словаре идет речь, нельзя, потому что «как писать какое слово» говорит орфографический словарь, «как читать» орфоэпический, «как с другими сочетать» толковый.

2.  Со-че-таать 3 слога
с — [с]
согл., тв., гл.

о — [ъ] гл., безударн.

ч [ч'] согл., гл., мягк.
е — [и] гл., безударн., предударн.
т — [т] согл., тв., гл.

а — [а] гл., ударн.
т — [т'] согл., мягк., гл.
ь — [ -]
8 букв, 7 звуков
Сочетать [сач' иэтаат']

3.  [ка´к з друг’и´м’и сач’иэта´т’]

Д-19 (П-13). Эти данные могут быть взяты из толкового и орфографического словарей.

Д-20 (П-14). Беззвучно [ч']; к несчастью [щ'], [с'т']; разумеется [ца].

Д-22 (П-16). 2. Издалека видно, как весело мелькают по кустам яркие флажки. Они зацеплены за елочки, березки, осинки на высоте роста человека, чтобы зверь заметил их издалека.
        Несоответствие между звуком и буквой наблюдается в словах: издалека, видно, весело, мелькают, по, яркие, флажки, они, зацеплены, елочки, березки, осинки, высоте, человека.

Весело [в'эсьлъ]

Д-23 (П-17). 1. Арбу´з, ве´рба, докуме´нт, инструме´нт, ку´хонный, краси´вее, наме´рение, обеспе´чение, призы´в, простыня´,реме´нь, сре´дства, слу´чай, столя´р, упро´чение, щаве´ль
Неправильное  прил.; (какой?) неправильный:
I    Качественное;
II   Полное, в ед.числе,ср.роде, в.падеже;
III  Ударение(какое?) неправильное.

Д-24 (П-18). Это стихотворение о русском языке.
Ней, слово, поет, дышит, душою, русскою, создатель, ее, народ, ныряю, со, сокровища, поет, весна.
Вывод: написание и произношение слов различны. Это связано с тем, что в области произношения действуют законы фонетики, а в области правописания законы орфографии.

Д-25 (П-19).    [Люблю грозу в начале мая],
(Когда весенний, первый гром,дееприч. оборот.
|
Как бы резвяся и играя!,
Грохочет в небе голубом).

П-20.Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
 Тряслися, дребезжали рамы…Настойчивый повтор этих звуков требует прием звукописи,который помогает читателю «услышать» описываемое явление, в данном случае, танец. Звуки [р'],[р],[м'],[м],[л],[л']
мелодичны и позволяют наиболее полно описать ритм мазурки.

П-21. На что жалуется калитка.
Тебе прилежно я служу,
железом,                        пожалуйста,
жалуясь,                        уважь

визжу:                            заржавленную
уж ты,                             смажь!

Прием звукописи достигается путем подбора и умышленного повтора звуков [ж],[л] и [л'].
Жа-лу-ясь  3 слога

ж — [ ж] согл., тв., зв.

а — [а] гл., ударн.

л — [л] согл., тв., только зв.

у [у] гл., безударн. заударн.
я — [j'] согл., только зв., только мягк.
       [ь] гл., безударн., заударн.
с — [с
'] согл., глух., мягк.
ь — [-]
7 букв, 7 звуков
Жалуясь
Жалуясь — деепричастие
Образовано от глагола несов. вида жаловаться
I    Несов.вид
II   Неизм.
III  Служу (как?) жалуясь

Зар-жаав-лен-ну-ю — 5 слогов
з — [з] — согл., зв., тв.
а — [а] — гл., безударн., предударн.
р —  [р] — согл. зв., тв.
ж — [ж] — согл., тв., зв.
а — [а] —  гл., ударн.
в — [ в] — согл, тв., зв.
л — [л'] — согл., мягк., зв.
е — [и] — гл., безударн., заударн.
н —  [н] — согл., тв., зв.
н
у —  [у] —  гл., безударн.
ю —
[j'] — согл., зв., мягк.
        [у] — гл., безударн., заударн.
12 букв, 12 звуков
Заржавленную
Заржавленную причастие, (какой) заржавленный;
Обр. от глагола сов. вида заржаветь;
I   Страдательное, прош.вр.,сов.вид,невозв.;
II   Полное, в ед. число, ж.род,в.пад;
III  Калитку (какую?) заржавленную.

Д- 26 (-).     Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.
  Автор использует прием звукописи для «озвучивания» картины.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат.
  Повторение согласных звуков [с], [т], [т ] помогает поэту образно передать звуковые впечатления от осеннего листопада.

Д-27 (-). Автор использует прием звукописи, который заключается в специальном подборе и повторе следующих звуков: [г] и [р]; [т ] и [ш]; [к] и [у].

Д-28 (П-22). 1. Синее небо, по которому плывут груды облаков. Солнца почти не видно. Кругом голая земля. Листва на деревьях еще не облетела, но уже пожухла и пожелтела. Дует ветер. В воздухе пахнет кострами.

Д-29 (П-23). 1. Нет таких звуков, образов и мыслей, для кторых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.                              К. Паустовский.
Русский язык — один из богатейших языков мира. Он имеет большой лексический запас, необходимый для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности, располагает развитыми выразительными средствами. Вот, например, как М. Горький гворил о русском языке: «Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей».
  2. «Фонетика» и «Орфоэпия» — разделы очень похожие, так как оба они занимаются звуками речи и произношением слов. Но все же они различны. Если фонетика — раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства, то орфоэпия — это раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

§ 3. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи

Д-30 (-). При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Например: удача — неудача; плохой — неплохой; читать — дочитать; весело — невесело.
     Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: земля — земляк; лебедь — лебединый; какой — какой-нибудь; быстрый —быстро.
     Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Например: ехать — разъехаться; закон — узаконить; второй — во-вторых; тайна — втайне.
     Также слова могут образовываться путем сложения основ при помощи соединительной гласной (железная дорога — железнодорожный, Дальний Восток — дальневосточной) или без соединительной гласной (физическая культура — физкультура, заработная плата — зарплата).

Д-31 (П-24). 1) Не + большой → небольшой, пере + бежать → перебежать, со + автор → соавтор (приставочный способ).
2) Вода + иц(а) → водица, вредить + тель – вредитель, забор + чик → заборчик (суффиксальный способ).
3) Хлебный завод → хлебозавод, лесные посадки — лесопосадки, земляное трясение – землетрясение (сложения с соединительной гласной).

Д-32 (П-25). + →: большущий, голосовать, серебристый, трубач, красноватый,  водянистость, скрипач, балкончик, куриный, испаритель, разрыхлитель.
+ →: перекрасить, созреть, заварить, надорвать,уточнение.
+о (е) + → : луноход, серебристо-черный, нежно-голубой, молокозавод, чернослив, древнерусский, юго-запад,юго-западный.

Д-33 (П-26). Честь + н (ый) → честный (суффиксальный способ).
При + город → пригород (приставочный способ).
Просто + оват (ый) → простоватый (суффиксальный способ).
Со + курс + ник → сокурсник (приставочный способ).
Пугать + л (о) → пугало (суффиксальный способ).
Сверх + прочный + (ый) → сверхпрочный (приставочныйспособ).
На + стол + н (ый) → настольный (приставочно-суффиксальный способ).
Лес + о + степь → лесостепь (сложение).
Желтый + ок → желток (суффиксальный способ).
Контр + атака → контратака (приставочный способ).
Сам + о + катиться → самокат (приставочно-суффиксальный способ).
Мечтать + тель → мечтатель (суффиксальный способ).
Глаз + аст (ый) → глазастый (суффиксальный способ).
Анти + фашист → антифашист (приставочный способ).
Пра + дед → прадед (приставочный способ).
Пере + нос + иц (а) → переносица (приставочно-суффиксальный способ).
Физическая культура → физкультура (сложение).
Преподаватель + ниц (а) → преподавательница (суффиксальный способ).
Без + ум + н (ый) → бузумный (приставочно-суффиксальный  способ).
Без + дума + н (ый) → бездумный (приставочно-суффиксальный способ).

Д--34(П-27): 1.   ниц^: синица, селедочница, салатница, вафельница, больница.лестница, гусеница, горница, куница, пятница.
2.  Способ образования — суффиксальный. Общее значение — принадлежность к женскому роду.

Д-35 (П-28). 1. Автор использует эпитеты: волноватой, зеленистой, голосатые, метафору: рожок луны, оксюморон: морозом прожженный.
2. Слова, придуманные поэтом: волноватый (т.е. неровной), голосатый (т.е. громкие), листолёт (т.е. листопад).
Волна + оват (ый) → волноватый — суффиксальный способ.
Голос + ат (ый) →голосатый – суффиксальный способ.
Лист + о + летать → листолет – сложение.
Большой + ущ (ий) → большущий.
Водяной + ист (ый) → водянистый.
Простой + оват (ый) — простоватый.
По + следовать + тель — последовательный.
Белый + оват (ый) — беловатый.
 Лист + падать — листопад.

П-30. Берёста — берестяной, вода — водяной, глина — глиняный, жесть — жестяной , лёд — ледяной , масло — масляный, овёс — овсяный, просо — просяной, серебро — серебряный, трава — травяной.

Д-36 (-). 1. Эти слова образованы суффиксальным способом: ветряный, кожаный, нефтяной. Написание слов подчиняется правилу, которое гласит, что прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса  — ян- пишутся с одной н.

Полотняный, льняной, водяной, глиняный, жестяной, ледяной, масляный, овсяный, просяной, серебряный, травяной.

Д- 37(П-31).
Заходил                    Завертится           Зашумело
Зашумит                   Зашевелилось     Заговорило
Застучит                   Запело                  Зардели
Значение начала действия придает глаголам приставка. Способ образования этих глаголов — приставочный.
 Всё — местоим., (что?) всё;
I.      Мест.-сущ., определит.;
II.     В ед. числе, ср. р., им. пад.;
III.   (Что?) Всё.

Д-38 (П-32).
Без + душа + н (ый) — бездушный;
при + море + ск (ий) — приморский;
раз + мечтать + ся — размечтаться;
без + билет + н (ый) — безбилетный;
при + гора + ок — пригорок;
под + снег + ник — подснежник;
без + результат + н (ый) → безрезультатный;
о + без + боль + ить → обезболить;под + нога + н (ый) —подножный;
за + город + н (ый) — загородный;
под + борода + ок — подбородок.

Д-40 (П-34). Независимое телевидение —  НТ или НТВ (ср. род)
Организация Объединенных Наций —  ООН (ж.род)
Российская Федерация —  РФ (ж.род)
Акционерное общество —  АО (ср.род)
Общественное российское телевидение —  ОРТ (ср.род)
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова —  МГУ им. М.В. Ломоносова (м.р.) — знаменитый МГУ им. М. В. Ломоносова; научно-исследовательский институт — НИИ (м.р.) —  передовой НИИ; Клуб веселых и находчивых —  КВН (м.р.) — веселый КВН; Министерство иностранных дел — МИД (м.р.) — российский МИД; Российская федерация —  РФ (ж.р.) — великая РФ; Российская Академия наук — РАН (ж.р.) — авторитетная РАН; Волжский автомобильный завод — ВАЗ (м. р.) — современный ВАЗ; автоматическая телефонная станция — АТС (ж.р.) — местная АТС; Государственная инспекция безопасности дорожного движения — ГИБДД (ж. р.) — надежная ГИБДД; Московский художественный академический театр — МХАТ (м.р.) — великолепный МХАТ; Общественное Российское телевидение — ОРТ (ср.р.) — профессиональное ОРТ; Большой драматический театр — БДТ (м. р.) — известный БДТ.

Д-41 (П-35). железный + о + дорога + н (ый) → железнодорожный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью железная дорога);
    правый + о + берег + н (ый) → правобережный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью правый берег);
     черный + о + море + ец → черноморец (пишется слитно, потому что черноморец — сущ., в котором соединительная гласная о следует после твердого согласного);
     один + о + класс + ник → одноклассник (пишется слитно, потому что соединительная гласная стоит после твердого согласного);
     мало + о + снег + н (ый) → малоснежный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью мало снега);
       одно + о + место + н (ый) → одноместный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью одно место);
       голова + о + ломать + к (а) → головоломка (пишется слитно, потому что соединительная гласная стоит после твердого согласного);
       сок + о + выжимать + лк (а) → соковыжималка (пишется слитно, потому что соединительная гласная стоит после твердого согласного); 
       дальний + е + восток + н (ый) → дальневосточный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью Дальний Восток);
       много + о + ступень + чат + (ый) → многоступенчатый (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью много ступеней);
       орден + о + носить + ец →орденоносец (пишется слитно, потому что соединительная гласная стоит после твердого согласного);
       широко + о + экран + н (ый) → широкоэкранный (пишется слитно, потому что образовано от словосочетания с подчинительной связью широкий экран).

Д-42 (П-36). 1. : облить, обогреть, объезд , омыть, обмен , оплата, отвести отвар , отжать, отзыв , отрада, отрасти, оттепель , отцвести, отрава, обман , охрана, обыск .
2. Обвинение, обед , обезьяна, обертки, обидный, обрывок , общение, одинокий, одобрение, окно, опечатка, ответ , отросток , отцовский, очевидец , обсудить, отметить.

Д-43 (П-37). 1. Каменная статуя, каменистый берег, каменистое дно, каменное сердце.
Запасливый человек, запасный выход, запасный путь, запасливое животное, запасливая белка.
Мороженные фрукты, морозная пора, морозный день, мороженное мясо, морозная зима, мороженная рыба.
Болотная трава, болотистый берег, болотистая земля, болотный запах, болотная трясина, болотистая низменность.
Ветряной насос, ветряная мельница, ветровые заграждения, ветровое стекло, ветряная энергия, ветряное колесо.
2.Однокоренные слова отличаются суффиксами.
1)  Каменистый — подобный камню, представляющий собой камень.
Каменный — безжизненный, застывший; безжалостный,жестокий.
2)  Морозный — бывающий во время морозов, очень холодный.
Мороженный — подвергшийся замораживанию, а также испортившийся от мороза.
3.Запасливый —  предусмотрительно делающий запас.
  Запасный (запасной) — находящийся в запасе, заготовленный
про запас.
Грозовой — сопровождающийся грозой, т. е. бурным ненастьем с дождем, громом и молнией.

Д-44 (-). 1) Это письмо будет безответным (письмо без ответа). — Это просто безответственное письмо (не несущее ответственности, автор письма не осознает ответственности).
  2) Недавно на нашей улице построили высокий дом (большой по протяженности снизу вверх). — В Москве более десяти высотных домов (очень высоких, многоэтажных, превышающих максимальный уровень). 3) Правительство приняло генеральный план (главный, основополагающий план) по озеленению города. — Генеральский план (план, который выработал генерал) выглядел более проработанным. 4) С прежним классом мы проводим дружеские встречи (встреча старых друзей). — Россия и Франция провели дружественную встречу (взаимно благожелательную). 5) В этой книге представлено единственное мнение профессора Иванова (только одно мне
ние). — Участники встречи пришли к единому мнению (сходное, одинаковое мнение). 6) Зрительное восприятие (восприятие непосредственно глазами) играет огромную роль при просмотре фильмов. — Зрительское восприятие (оценка зрителей) отличалось от восприятия критиков. 7) В театре было искусное освещение (правильное, грамотное, достойное восхищения). — В тоннеле создадут искусственное освещение (освещение при помощи лампы и других осветительных приборов). 8) Грозная туча (устра-шающая, тяжелая) надвигалась на город. — Грозовая туча (несущая грозу) рассеялась.

Д-45 (П-38). 1. У нее был жалостный голос. 2. Ивана Ивановича считали жалостливым человеком. 3. День выдался дождливым. 4. Незабудь дождевой плащ. 5. Предоставьте, пожалуйста, отчетный доклад о проделанной работе. 6. Он обладал отчетливым произношением.
Д-46 (-). Каменистый (обильный камнем, подобный камню)
---каменный (сделанный, состоящий из камня; безжизненныйжестокий). Запасливый (предусмотрительно делающий запасы)---запасной (дополнительный, временно не использующийся).

Д-47  (-). Избирательница (суффиксальный), избирательный (суффиксальный), неразбериха (приставочно-суффиксальный), неразборчивость (приставочный), зерноуборочный (сложение), обобрать (приставочный), разобраться (суффиксальный).

Д-48 (П-39). 1. Учить + тель → учитель + ниц (а) → учительница; 
хранить + тель → хранитель + ниц (а) → хранительница;
гитара + ист → гитарист + к (а) → гитаристка;
флейта + ист → флейтист + к(а) → флейтистка;
мощь+ н (ый) → мощный + ость → мощность;
влага + н (ый) → влажный + ость → влажность;
грамота +н (ый) → грамотный + ость → грамотность;
Способ образования слов — суффиксальный.

2. Влага – влажный.

Д-49 (П-40). Селить → пере + селить → пересилить + ени (е) → переселение; 
шелест → шелест + е (ть) → за + шелестеть → зашелестеть;
думать → за + думать → задумать + ся → задуматься;
много → много + еств (о) → множество + енн (ый) → множественный;
голос → голос + ова (ть) → голосовать + ни (е) → голосование;
мир → мир + и (ть) → при + мирить → примирить;
граница → граница + и (ть) → о + граничить → ограничить + енн (ый) → ограниченный + ость → не + ограниченность → неограниченность;
свет → свет + и (ть) → о + светить → осветить + ени (е) → освещение;
дешевый → дешёвый + и (ть) → у + дешевить → удешевить +ени (е) → удешевление;
думать → об + думать → обдумать + ыва (ть) → обдумывать.



Новости