ГДЗ Русский язык: 7 кл. М.М. Разумовская

Д-50 (П-41).Крепить→ подкрепить → подкрепление.
Земля → земледелец → земледельческий.
Тупой → тупить → затупить → затупиться.
Глухой → глушить

Д-51 (П-42). Теплый → теплеть → потеплеть → потепление.
Томить → утомить → переутомить → переутомление.
Пустой → пустошь → опустошить → опустошитель → опустошительный.
Боль → болеть → болезнь → болезненный → болезненность .

Д-52 (-). 1.3 словообразовательных цепочки.
2.[зб'ьри гат'ьл'ны j']
Сбе-ри-га-тель-ный — 5 слогов
с — [з] — согл., зв., тв.
б —  [б']— согл., зв., мягк.

е

[ь]

  гласн.,безуд.,предуд.

р

[р']

согл., зв., мягк.

и

э]

гласн.,безударн.,предуд.

г

[г]

согл., зв., тв.

а

[а]

гласн., ударн.

т

[т']

— согл., глух., мягк.

е 

[ь]

гласн.,безуд.,заударн.

л

[л']

— согл., зв., мягк.

ь

 

 

н

[ н]

— согл., зв., тв.

ы

[ы]

 гласн.,безуд.,заударн.

й 

 

— сог., зв., мягк.

14 б.,13

 

зв.

 Сберегательный —  связанный с хранением вкладов, сбережений.
Сберегательный - прилаг.
Н.ф. - (какой?) - сберегательный
Пост. Призн.: качеств.
Непост. призн.: полн., ед.ч., м.р.,  им. пад.

Сберегательный.

Д-53 (П-43). Особенность расположения однокоренных слов заключается в том, что слова расположены по способам образования: от суффиксального до приставочно-суффиксального (между ними — приставочный).

Д-54 (П-44). барабан →барабанить → забарабанить

Д-55 (П-45). 1. Слова, образованные суффиксальным способом:

беленький                    беловой
белёсый                        беловик
белесоватый               белизна
белесоватость        белила
беловатый                   белить

Слова с двумя суффиксами:
белесоватый
беловик
  белила
Слова, образованные приставочным способом:
отбелить
перебелить
подбелить

 

2. Отбеливатель — средство для отбеливания.
      Белый + и (ть) → от + белить → отбелить + ива(ть) → отбеливать + тель → отбеливатель

Д-56 (П-46).

Слова, образованные суффиксальным способом:

водяной
водянистый
водянка
водянистость
водный

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

наводнить
наводнение
безводность
паводок

Д-57 (П-47). 1. Завершение Недооценка

Правильно разобрать слова по составу помогают сведения о способе образования слова.

2. Завершение — сущ.
Н. ф. завершение

Пост. признаки: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
Непост. признаки: ед. число, им. пад.
(Что?) Завершение

За-вер-ше-ни-е - 5 слогов

з 

[з] 

согл., зв., тв.

а 

[ъ]

гл., безуд.,предуд.

в 

[в']

— согл., зв., мягк.

е 

[и ]

гл.,безуд., предуд.

р 

[р]

— согл., зв., тв.

ш

[ш]

— сог., глух., тв.

е 

[э]

    гласн.,ударн.

н 

[н']

— согл., зв., мягк. 

и — [и] — гласн., безуд., заударн.
е — [j’] — согл., зв., мягк.
       [э] — гласн., безуд., заударн.

10 букв, 11 звуков.

Д-58 (П-48). 1. Отличия выделенных слов заключается в том, что они являются разными частями речи (прилаг. и сущ.) и разными членами предложения (определением и подлежащим).

2. Боль + н (ой) →больной (прил.) ребенок (суф. способ);
больной (сущ.) выздоровел (переход прил. в сущ.);
ванна + (я) → ванная (прил.) комната;
ванная (сущ.) отремонтирована (переход прил. в сущ.);
учитель + ск (ая) → учительская (прил.) комната (суф. способ);
учительская (сущ.) на втором этаже (переход прил. в сущ.);
мука + н (ое) → мучное (прил.) кушанье (суф. способ);
мучное (сущ.) утоляет голод (переход прил. в сущ.);
пельмень + н (ая) → пельменная (прил.) закусочная (суф. способ);
пельменная (сущ.) закрыта (переход прил. в сущ.).

                                          прил.                                                                   сущ.

Д-59 (П-49).   Больные люди должны лечиться. Ванная находится на втором этаже. После занятий зайдите в учительскую.

                                                   сущ.                сущ.                     прил.  
Есть много мучного вредно для здоровья. Пельменная закусочная расположена за углом.

Д-60 (П-50). Ветчина, внезапный, впечатление, желудок , мешок , наградить, наперсток , неделя, перчатка, пещера, питомник , сокровище, чернила.

Д-61 (-). Желудок , мешок , неделя, перчатка, пещера, чернила.

Д-62 (П-29).
1)Бельё, берёза.
Бельё. От белый; первоначально: «белое, некрашеное бельё».
Берёза. От
белый; название дано по белому цвету коры.
Общий этимологический корень — бел-

2)Колея, колесо, околица.
Колея. От коло   «колесо».
Колесо. От коло
 «колесо».
Околица. От около
 «колесо».
Общий этимологический корень
коло-.

3)Напёрсток, перчатки.
Напёрсток. От перст — «палец».
  Перчатки. От перст — «палец».
Общий этимологический корень — пер- (перст-).
 

 

4)Впечатление, печаль, печать, печка, пещера.
Впечатление. От печь —  «жечь»; буквально: «выжженный
знак». Ср: печать, впечатать.

Печать. От печь — «жечь»; буквально: «выжженный знак».
Печаль. От печь — «жечь»; буквально: «то, что жжет».
Печка. От печь — «жечь».

Пещера. От печь — «жечь»; буквально: «углубление, похожее на печь».

Общий этимологический корень —  печь-.

Д-64 (-). Способы образования слов, связанные с использованием морфем.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
  Например: удача — неудача; плохой — неплохой; читать — дочитать; весело — невесело.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: земля — земляк; лебедь — лебединый; какой — какой-нибудь; быстрый —быстро.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки
  и суффикса. Например: ехать — разъехаться; закон — узаконить;
второй — во-вторых; тайна — втайне.

Способы образования слов, не связанные с использованием морфем.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложные слова образуются:

а)сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня.

б)сложением основ без соединительной гласной: спортплощадка, сбербанк, зарплата.

в)  с помощью соединительных гласных О и Е: новостройка, морозоустойчивый, кубометр.

 

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они
 приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков: столовая посуда — столовая открывается в 8
 часов; подтянутые резервы — подтянутый вид; первый год в школе — Петр - первый ученик.

Д-65 (П-51). Морфемы принимают участие в суффиксальном, приставочном, приставочно-суффиксальном способах образования
 слов, а также при переходе прилагательных и причастий в имена существительные.
Сложение и сращение не связаны с использованием морфем.
Основные способы образования знаменательных частей речи:

а)приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются существительные (заголовок — подзаголовок, удача — неудача, бабушка — прабабушка и т.д.), прилагательные (важный — преважный, худший — наихудший, мощный — сверхмощный и т. д.), глаголы (читать — дочитать, кричать — закричать и т. д.), наречия (ныне — доныне, всюду — повсюду);

б)суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи: земля — земляк, лебедь — лебединый, белый — белеть. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи;

в)приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки
и суффикса.

Наиболее часто этим способом образуются существительные с суффиксами -ник, -и (е), -ок (нахлебник, затылок и др.), глаголы с суффиксом -ся (развлечься, размечтаться), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-
деловому, по-старому);

г)  переход из одной части речи в другу. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее
 значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

д) образование сложных слов заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.

Сложные слова образуются:
Сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, ракета-носитель.
Сложение основ без соединительной гласной (спортплощадка, турпоход, профсоюз).
С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих основу или часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, овощехранилище.
Слиянием слов (или сращением частей словосочетания в одно слово): вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый, перекати-поле.

§ 4. Правописание: орфография и пункутация

Д-67 (П-53). История ума — это, другими словами, история человечества. По мнению Карамзина, изобретение букв (т.е. алфавита) и типографии — два важнейших события в истории человечества.

Действительно, значение этих открытий велико! Ведь именно они позволили человеку фиксировать, и тем самым передавать
  последующим поколениям, свой опыт, свои открытия и достижения. Ведь без письма, и тем более книгопечатания, невозможны практически никакие науки: ни история, ни математика, ни физика, ни многие другие.

Умение читать и писать открывает перед человеком массу возможностей. Перечислить их все невозможно. Однако главное
  — это то, что с помощью письма и чтения человек способен учиться, постигать новое и закреплять прежние навыки. Это и есть основное значение алфавита и печати, именно оно, по словам Карамзина, и «открывает человеку новый мир».

Д-68 (П-54). 1. Чувств (чувствовать, чувственный), сердце (сердечный, сердечко), честными (честь, по-честному).
                       2. Облегчит (ле´гкий), уважать (уважить), спасительно (спас).

Д-69 (-). 1. Орфография — общепринятая система правил написания слов какого-л. языка; правописание.

Орфограмма — место применения орфографического правила.

Пунктуация — совокупность правил о постановке знаков препинания.

Знаки препинания - это такие знаки в тексте, который указывают на смысловое членение текста и помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

3. Главное в наказании — это не судебное дело, не каторга, а нравственные душевные муки страдания (однородные члены). Можно ли утверждать, что Гриневвоплощение нравственных идеалов Пушкина (тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки)? На столе лежали фрукты: _яблоки,  груши, персики, бананы (двоеточие после обобщающего слова).

а)проверяемые гласные в корне: вода —  воды; леса — лес;
б)прилагательные, образованные от слов, с сочинительной связью пишутся через дефис: англо-русский, учебно-воспитательный.
в)прописная буква пишется в собственных именах: Карамазовы, Сен-Симеон.

Правила употребления букв

 

Д-70 (П-55, П-56). Разъезжать, съезжаться, предъюбилейный, съежиться, изъять, подъемник, предъявлять, объяснительный,
разъединить, объявленный, разъяснительный.

Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука.

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

Д-71 (П-57).

Е: подъезд, разъезжать, разъединить.
Е: подъезд, разъезжать, разъединить.
Ё: съёмка, подъём.
Ю: предъюбилейный.
  Я: разъяриться, изъян.
Д-72 (П-58). 1. Краснодарский край — субъект Российской Федерации
Адъютант прибыл для выполнения штабной работы.
Александра назначили на новый строительный объект.
2. [ъд’j’утант], [ъб’j’экт’ивныj’], [суб’j’экт’ивныj’].

Д-73 (П-59).

1.  В словах предэкзаменационный, сэкономить, выезжать, двуязычный не пишется Ъ, потому что ни одно из этих слов не
подходит под случаи употребления Ъ.

Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами Е, Е, Ю, Я, обозначающими два звука.

2.  Нужно быть очень трудолюбивым в предэкзаменационный период. Эта операция позволит сохранить нам 20 тысяч рублей.

Д-74 (П-60). 1. Разделительный Ь пишется: внутри слова (но не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, в некоторых заимствованных словах перед О: батальон, бульон, павильон и др.

2. Густой бурьян, сильная вьюга, поющие соловьи, серьезный ученик, интересная пьеса. Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Е, Ю, Я, И.

Портьера, курьезный, интервью.

П-61. На обед в столовой давали куриный бульон.
Участникам эстафеты вручили памятные медальоны.
На утро батальон ринулся в атаку.
На месте старого рынка построили новые крытые  павильоны.
Д-75 (П-62). Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

после приставок, оканчивающихся на согласную:взъерошить, изъявить, съехидничать;

 

после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: ад-, аб-, диз-, ин-, ин-, кон-, об-, суб- — или после морфем,
близких к приставкам:
контр-, пан-, транс-: адъютант, трансъ-европейский, объемный, субъядерный;

в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, трехъязычный 

Разделительный Ь пишется:
внутри слова (но не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: портьера, вьюга, лисьи;
в некоторых заимствованных словах перед О: батальон, бульон, павильон и др.

 

Д-76 (П-63). 1. Просьба, резьба, весьма, линька.
2. Печ
ь, ночь, мышь, сжечь.

Д-77 (П-64). Мягкость согласных обозначается:
в конце слов: лань, кров
ь, гвоздь, кость, пасть
после Л перед согласными: только, скользить, бальзам, львица, скальпель
в корнях или после корня перед буквами Б, Г, К, М: серьги,восьмерка, просьба, возьми, резьба.

Ь никогда не пишется:
между ЛЛ: иллюстрация, иллюминатор, апелляция
в сочетании НН, НЧ, НШ, РЩ, ЧК, ЧН, ЩН: каме
нщик, тачка, качка, нянчить, наборщик.

Д-78 (П-65). 1) [Скворцы вывелись и улетели], и [давно уж их место в скворечнике занято воробьями (р.)].

И [луна глядится (отвечает на вопрос что делает; провер. слово — взгляд)
В зеркала озер];
[Над глухою степ
ью (р.)
В неизвес
тный (весть) путь
Бесконе
чной цепью (р.)
Облака плывут].

4)  [Уж за горой дремучею Погас вечерний луч (муж.р., 2-е скл.)],[Едва струей гремучею Сверкает жаркий ключ (муж.р.,  2-е скл.)].

5)  [Хотя бы крикнул коростель (м.)], [Иль стрекозы живая трель Послышалась], или [ручья ребячий лепет]...
5. [– =], и [– =]; [– =].

  

4. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения.

Дремучею — прил.
Н. ф. — дремучий
  Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полное, ед. число, ж. р., тв. пад.
4. Горой (какою?) дремучею.

Д-79 (П-66). I. 1) Каменистая тропа вьется (что делает?) среди зарослей орешника. Бредет по тропе сонный ослик. Привычная
                                                                                       прич. об.
дорога, привычная тяжесть кувшинов, |привьюченных к бокам|. 2) Вот и родник. В облачке водяной пыли вырывается (что делает?)
                                                            деепр     деепр. об.
он из-под скалы и, журча, |прыгая с камня на камень |, уходит вниз, в долину (искл.). 3) Родник бьет из-под земли —  пей сколько хочешь (2-е лицо, ед.ч.).

II.На просеках лесных в просветах рощ (мн. ч.) Мох стелется(что делает?) и выклюнулся хвощ (2 скл, муж.р. род. пад.)
обращение
III.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь(2-е лицо, ед.ч.) стаи туч (мн.ч., род. пад.),

Ты волнуешь(волны) (2-е лицо, ед.ч.) сине море,
Всюду вее
шь(2-е лицо. ед.ч.) на просторе,
Не бои
шься (2-е лицо, ед.ч.) никого...

Д-80 (П-67). 1. Чтобы не ошибиться при написании глаголов на -тся или -ться, нужно задать к глаголу вопрос. Например, вьется (что делает? На конце вопросительного слова нет ь, значит проверяемое слово тоже пишется без ь). Но закружиаться (что сделать? На конце вопросительного слова стоит ь, следовательно, проверяемое тоже пишется с ь).

Нам нужно было дождаться (что сделать?) его прихода.
На лугу под присмотром пастуха пасу
тся (что делают?) коровы. Купаться (что делать?) с животными в бассейне запрещено.

2.  Мышь (3 скл., ж.р., им.п.), делаешь (глаг., 2 скл., ед.ч.), туч (мн.ч., род. пад.), шалаш (м.р., им.п.).
Буквы о
ё после шипящих и ц

Д-81 (-). 1. В корнях существительных и прилагательных под ударением пишется Е, если при изменении слова или в однокоренных словах Е чередуется с Ё: печенка — печень, желудь —желудевый. В корнях существительных и прилагательных под ударением пишется О, если невозможно подобрать родственные слова с Е в данном корне: капюшон — капюшоны, шов, обжора — прожорливый.

У него был ожог руки. Он ожег руку о горячую плиту.

Д-82 (П-68). 1) Слабый шорох, желтый парашют, сжег мусор, искусственный шелк, прямой шов, румяные щечки, защелкнувшийся замок.

2) Моржовый клык, испеченный хлеб, взлохмаченный галчонок, искаженное изображение, свинцовая тяжесть, стиральный порошок; чужой  человек, подтолкнуть плечом металлическим ключом.

3) Быстро шел, стрижешь газон.

 

Защелкнувшийся — причастие

Н.ф. — защелкнувшийся От глагола защелкнуть.

Пост. признаки: действ., возвратн., сов. вид, прош.вр.
Непост. признаки: ед.ч., муж. род, им.пад.
Замок (какой?) защелкнувшийся.

защелкнувшийся.

Д-83 (П-69). Белый шоколад, ночное шоссе, опытный жокей, профессиональный шофер, ловкий жонглер, излишняя чопорность, испытать шок.

Д-84 (П-70). Цивилизация, циновка, принцип, циклон, циферблат, цитрусовые.

Зайцы , живописцы , месяцы , творцы.

Целина (от слова целый), ценитель (от слова ценить), центральный (от слова центр).

Обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

 Д-85  (-).

ПРИ- — ПРЕ-

Русские приставки

Иноязычные
приставки

Приплыть,
пришить, присесть,
приморский,
преинтересный,
престарый, прижечь.

Вбежать, выбежать,
засмеяться, переписать,
побежать,
безжалостный,

несчастный.

Аморальный,

ультразвук,

архиглупый,

дезинфекция, экслидер,

антифашист,

контрудар.

Д-86 (П-71). Выбор согласных в приставке зависит от последующей звонкой или глухой. Перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими — буква С. Отсюда, соответственно,две группы.
1. 
Изжить недостатки, избежать опасности, развеваются знамена, воззвание к народу, разжигать костер, безжалостное отношение
2.Рассматривать иллюстрации, расчищать аллеи, бестактный поступок, восстановить в памяти, восторжествует справедливость,рассеянный человек, восхитительное зрелище.
3.В соответствии с морфологическим характером правописания не изменяются на письме гласные в приставках (кроме раз-, рас-,роз-, рос-): изжить недостатки.

Д-87 (П-72).
1)
Пребольшой, пренеприятный, преуспевать
2) превращать, преображать
3) приозерный, приусадебный, приморский, примкнуть, приделать, прислониться
4) приоткрыть, приостановиться, присесть

Д-88 (П-73). Причудливая форма, умышленно притеснять,присутствовать на уроках, привлекательная перспектива, чрезмерные привилегии, притворяться больным, принадлежать к оптимистам, примечать неполадки.

Д-89 (П-74).

I.  На гладкой (гладок) морской поверхности (3-скл., предл.пад.), среди солнечных разводьев, внимание (слов. слово) привлекает (приближение) предмет, |похожий на обычную корягу|.

[Предмет сближается (приставки з не бывает) с судном], [мы едва не «наезжаем» на него]... [То, (что мы в начале приняли(доведенность действия до конца) за корягу), оказалось морским львом]. Прелюбопытнейший (в значении очень) случай (случай-ность)!

 [Лев был явно рассержен], (что мы столь бесцеремонно нарушили его утренний покой).

Морские львы всю жизнь проводят на воде. Здесь рождаются, здесь умирают. В каких-то определенных местах на дне расположены их кладбища.

II. 1) Не презирай (запомн.) совета ничьего, но прежде рассмотри его. 2) Ноги беспрестанно (в знач. пере) путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной (в значении очень) горячим солнцем. 3) Прибрежных (в значении пространственная близость) птиц знакомый (запомн.) крик зловещ, пронзителен и дик. 4) Воробышки игривые, как детки сиротливые (запомн.), прижались (в значении приближение) у окна. 5) Как грустны (грусть) сумрачные дни беззвучной осени и хладной…

4. Рассержен — причастие

Н.ф. — (какой?)— рассерженный

От глагола рассердить.

Пост. признаки: невозвр., страд., сов. вид, прош. вр.
Непост. признаки: краткое, ед.ч., муж.род, им. пад.
Лев (каков?)рассержен.

     Рассержен.

Орфограммы в корнях слов

Д-90 (П-75).

Слова с проверяемой безударной гласной: наслажде´ние ----сла´дость; освежа´ться — све´жесть; удиви´тельный — ди´во;

искажа´ть — ка´жется; извиня´ться — неви´нный, батальо´н — бата´лия, показа´лся – ка´жется.

Слова с непроверяемой безударной гласной в корне (словарные слова): шлагбаум, хоккей, батальон, решетка, исковеркать.

Слова с гласными О—Е после шипящих: шорох, желтый, обжора, шелковый, решетка.

Слова с чередующимися гласными в корне: располагаться, выращенный, расстилаться, расположение.

2.В одну группу слова объединяет орфограмма в корне.

Д-91 (П-76). 1. Аккуратно — аккуратный, барьер — барьерный, вагон — вагонный, дисциплина — дисциплинарный, инженер — инженерный, коридор — коридорный, облачко — облако, парашют — парашютист, партер — партерный, панцирь — панцирный, фарфор — фарфоровый, шоссе — шоссейный.

2. Мальчик аккуратно переписал сочинение из черновика в тетрадь. У всех черепах панцирь очень прочный. Вагон был переполнен дачниками. Моя маленькая сестренка разбила фарфоровую чашку моей прабабушки.

Д-92 (П-77). Пятачок — пять, пятый, пятница, пятничный, пятью.

Мороз — морозом, морозец, морозит, морозить, морозом.
  Сердце — сердечный, сердец, сердечным, сердечник, бессердечный.

Д-93 (П-78). Аллея, суффикс, территория, аккуратно, телеграмма, параллель, хоккей, ванна, диаграмма, коммуна, коммунист.

Эти слова произношением проверить нельзя.

Д-94 (П-79). Определить написание данных слов вне контекста нельзя.

Слизать остатки мороженного (доесть) — слезать с дерева (спуститься вниз); отварить суп (приготовить) — отворить дверь (открыть); выпеченный каравай (сделанный в печи) — выпяченная грудь (выставленная напоказ); посветить фонариком (направить луч света) — посвятить жизнь чему-либо (полностью отдаться чему-либо); запивать лекарство (употреблять жидкость) — запевать песню (начинать петь); изжевать жевательную резинку (доесть до конца) — изживать соседа из комнаты (мешать жить); обвивать руками шею (обнимать) — обвевать воздухом (дуть); настигать противника (догонять) — настегать за провинность (наказать); примирять друзей
  (прекращать ссору) — примерять платье (одевать на себя); проживать в Москве (постоянно находится) — прожевать банан
  (съесть); разредить обойму (сделать пустой) — разрядить обстановку (сделать спокойной); свела старых друзей (сблизила)
  свила клубок (собрала воедино); спеши в школу (не опаздывай) — спиши задание (перенеси на бумагу); увидать друга (увидеть) — увядать в одиночестве (чахнуть); чистота в комнате (отсутствие грязи) — частота колебаний (повторяемость во времени).

Д-95 (-).

      В корнях гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения — о (зага´р — загоре´лый);

       в корне зар- – зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (за´рево, зарни´ца, озаря´ть — зо´рька);

      в корне кас- – кос- пишется о, если за ним следует согласный н, в остальных случаях пишется а (касаться, коснуться);

      в корне клан- – клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (склони´ться — кла´няться, покло´н — наклони´ться);

      в корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать — предложить);

      корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах, имеющих значение «пропускать жидкость» (туфли промокли);

      в корне плав- гласная а может быть ударной и безударной (пла´вать, плаву´честь); корень плов- пишется в словах пловец, пловчиха, корень плыв- только в слове плывуны;

корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник), исключение: равнина;

в корне раст рос-   ращ- пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение, заросли, поросль), исключения: отрасль, Ростов, росток, Ростислав;
в корне скак- скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (скакать, подскочить);
в корне твар- – твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (тва´рь — тво´рчество, твори´ть);
в корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер-– тир- пишется и, если дольше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать), в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть);
в корнях блест- - блист-, жег- - жиг-, стел- - стил-, чет-- чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать сжигать, расстилать), в противном случае пишется е (блестеть постелить, вычесть), исключения: сочетать, сочетание.

Д-96 (-).

а)После шипящих под ударением в корне пишется е (ё), хотя произносится о, если в родственных словах или в другой форме
того же слова пишется ё (жёлтый — желтеть, шёлк — шелка).
Следует различать написание существительных
ожог, поджог и глаголов ожег, поджег. В словах иноязычного происхождения
возможно написание
О после шипящих в безударном слоге, например: жокей, жонглер, шоссе и др.

б)После ц в корне пишется и (цивилизация, цирк, циркуль), за исключением слов цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренных с ними слов.

Д-97 (-).

Проверяемая гласная в корне: вода — воды; леса — лес.
 Непроверяемая гласная в корне: привилегия, лимон.

Чередование гласных в корне:

в корнях гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения — о (загар — загорелый);
в корне зар- - зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (зарево, зарница, озарять —зорька);
в корне кас- - кос- пишется о, если за ним следует согласный н, в остальных случаях пишется а (касаться, коснуться);

в корне клан- клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (склониаться — клааняться,
поклоан — наклониаться);

в корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать — предложить);

корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать кисть в краску); корень мок- пишется в
  глаголах, имеющих значение «пропускать жидкость» (туфли промокли);

в корне плав- гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пловец, пловчиха, корень плыв- только в слове плывуны;

корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник), исключение: равнина;

в корне раст- - рос- ращ- пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение, заросли, поросль), исключения: отрасль, Ростов, росток, Ростислав;

в корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (скакать, подскочить);

в корне твар- - твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (тварь — творчество, творить);

в корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер тир- пишется и, если дольше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать), в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть);

в корнях блест- - блист-, жег- - жиг-, стекл- стил- чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать), в противном случае пишется е (блестеть, постелить, вычесть), исключения: сочетать, сочетание.

После шипящих под ударением в корне пишется ё, хотя произносится о, если в родственных словах или в другой форме того
же слова пишется
ё (жёлтый — желтеть, шёлк — шелка). Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жокей, жонглер, шоссе и др.

После ц в корне пишется и (цивилизация, цирк, циркуль), за исключением слов цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренных с ними слов. 

Д-98 (-).

Две силы — два вечных полюса.

Человек (запомн.), как трава, как растение, на которое извечно (в — звонкая) действуют две противоположные силы: тяжести привязанности (в значении пространственная близость), прикреплённости (в значении пространственная близость; крепкий) к земле и стремления (запомн.) вверх, полета, роста.

У прорастающего семени появляются два ростка (искл.).
Один неукоснительно стремится вниз, а другой кверху. Один превращается (в значении
пере-) в корни, которые (запомн.) все глубже будут зарываться в землю, другой в стебель, а то и в ствол, который будет тянуться (тянется) выше в небо. С одной стороны, растение тянет к себе центр земли, а с другой стороны центр солнца. Поэтому растение не обвисает (виснет), подобно мертвому бесчувственному (ч — звонкая) шнуру. Пока оно живо (жи-ши), то есть пока оно способно (способ) подвергаться (подвергнуть) воздействию внешних космических сил и воспринимать (в значении доведения действия до конца) их, оно будет натянуто в пространстве. Оно растягивается в противоположные стороны двумя, казалось (кажется) бы, вражде бными (враг), а на самом деле согласованно (согласен) действующими силами.



Новости