ГДЗ Русский язык: 7 кл. М.М. Разумовская

Д-150 (П-121). Горячий (сильно нагретый) жаркий (дающий много тепла), знойный (очень жаркий), палящий (обжигающий),
  раскаленный (горячий в такой степени, что прикосновение опасно), жгучий (причиняющий боль жжением).

Д-151 (П-121). 1) Раз перед вечером, когда схлынул палящий (очень жаркий, обжигающий) египетский жар, египтянка пошла
со своими служанками купаться к Нилу. 2) В ином месте пучина кипит золотом так, будто горит масса раскаленных (горячий в
  такой степени, что прикосновение опасно) угольев. 3) Мне остается теперь тащиться по знойной (очень жаркой) и пыльной дороге со станции в тряской телеге. 4) Небо четко, небо сине, жгучий (горячий, причиняющий боль жжением) луч палит  поля; смутно жаждущей пустыней простирается земля. 5) Летний жаркий (дающий много тепла, излучающий жар) день быстро сменялся прохладой надвигавшейся грозы, которой уже пахло в воздухе.

1. Палящий — прич.
Н.ф. (какой?) палящий
Образовано от глагола палить
Пост. призн.: невозвр., действ., несов. вид, наст. вр.
Непост. призн.: полн., ед.ч., м.р., им.п.
Жар (какой?) палящий
Жар (какой?) палящий

Раскаленных — прич.
Н.ф. — (какой?) — раскаленный
Образовано от глагола
раскалить
Пост. призн.: невозвр., страд., сов. вид, прош. вр.
Непост. призн.: полн., мн.ч., м.р., род.п.
Угольев (каких?) раскаленных
Жгучий —.прич.
Н.ф. (какой?) жгучий
Образовано от глагола
жечь

Пост. призн.: невозвр., действ., несов. вид, наст. вр.
Непост. призн.: полн., ед.ч., м.р., им.п.
Луч (какой?) жгучий
Тащиться — глагол
Н. ф. — (что делать?) тащиться

Пост. признаки: возвратный, несов. вид, непереходный, 2 спр.
Непост. признаки: неопределенная форма глагола
Что делать? Остается тащиться

2. После обеда я сделал уроки, потом пришел Вася, и мы пошли гулять.

Д-152 (-). 1) Нужно вырвать с корнем (полностью уничтожить) это вольнодумство среди молодежи. 2) Суждено ли человечеству в
  ближайшие годы пережить грандиозную катастрофу, которая подкосит под корень (полностью уничтожит) всю современную цивилизацию? 3) «Смотри (зри) в корень (в самое начало, в основу)», — говорил Козьма Прутков. 4) Коррупцию нужно пресекать в корне        самого    истока,    не    давая    распространится.) 5)
Он  покраснел  до  самых  корней волос  (очень  стыдно). 6) Женьшень китайцы считают корнем жизни (источником). 7)Болезнь пустила корни (начала развиваться). 8) Это задача решена в корне неправильно (с самого начала, в основах). 9) Симонов врос корнями (очень привык) в сибирскую землю и перевернуть его можно только вместе с этой землей

Д-153 (-). 1) Бежать сломя голову =  бежать очень быстро. 2) Пускать пыль в глаза = обманывать. 3) Падать духом = расстраиваться, отчаиваться. 4) Пара пустяков = очень легко. 5) Кожа да кости = очень худой, слабый. 6) Расти не по дням, а по часам = быстро, заметно. 7) На мякине не проведешь = просто так не отделаешься. 8) Заговаривать зубы = отвлекать от главного, уводить в сторону.
Д-154 (-). 1) Работать спустя рукава (плохо) работать засучив рукава (хорошо). 2) Упасть духом (расстроиться) — воспрянуть духом (взбодриться). 3) Распускать нюни (отчаиваться) — брать себя в руки (собраться, воспрянуть).
  4) Заварить кашу (создать неприятности) — расхлебывать кашу (избавляться от неприятностей).
Д-155 (-). Невеста одета в серебристый узорчатый сарафан и в золотистую, с красными цветами душегрею; на голове у нее длинная фата. Жених в голубоватом кафтане и вышитой по краю рубахе. Мать невесты одета в белую полотняную рубашку, завязывающуюся у самой шеи. На голове у нее кокошник. Мужики одеты в суконные зипуны и черные высокие сапоги.

Д-156 (П-122).

Вежливый. От вежа «знаток, сведущий человек».
Внезапный. От
запа «ожидание».
Наперсток. От
перст «палец».
Питомник. От
пита — «еда».
нар.
Вдребезги. От дребезг «осколок, черепок».
нар.
Внутрь. От утрь «внутренность».
нар.
Вопреки. От прек — «спор, препятствие, запрет».
нар.
Второпях. От торопь «поспешность».
нар./
Нахрапом. От храп «сила».
нар.
Дотла. От тло — «почва, основание, дно».
нар.
Набекрень. От бекрень — «бок».

Д-157 (П-122). Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.

Каждое слово имеет свои корни, которые уходят в глубокую древность. Большое количество современных слов произошли от устаревших, ныне не используемых. В результате языкового развития старые слова вышли из употребления, на их смену пришли новые, отвечающие требованиям эпохи. Однако это не значит, что устаревшие слова, так называемые архаизмы, более не представляют интереса для исследователей разных областей. Наоборот, именно благодаря им историки и лингвисты смогли сделать массу открытий. Ведь язык — это своеобразное зеркало эпохи. Изучая старые слова, ученые смогли определить, какое влияние испытывал русский язык, а соответственно русское государство, в различные исторические периоды. Так, например, в эпоху царской России имел место приток французских и немецких слов. Помимо этого слова тесно связаны и с фольклором. В этой связи проявляется образность и многообразие русского языка.

§ 6. Грамматика: морфология и синтаксис

Д-160 (-). Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Морфология и синтаксис органически связаны между собой и вместе составляют грамматику. Основными разделами синтаксиса в школьном курсе являются синтаксис  словосочетания и синтаксис предложения.

Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Д-161 (-).

Название
части речи

На какие
вопросы
отвечает

Общее
грамматическое
значение

Примеры слов

1.Существительное

Что? Кто?

Предмет

Школа, стол,
мама

2. Прилагательное

Какой? Каков?
Чей?

Признак предмета

Красивый,
умен, пушкинский

3. Числительное

Сколько? Какой?

Количество предметов, порядок
при счете

Пять, восьмой

4. Местоимение

Кто? Что?
Какой?

Указывает на
предмет, признак и
количество, не
называя их

Мой, она,
кто-то

5. Глагол

Что делать?

Действие
предмета

Бежать, сидеть

6. Наречие

Как?

Каким образом?

Признак действия,
предмета или другого признака

Нарочно,
сослепу.

 

Д-162 (-). Одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие — это особые формы глагола, потому что эти части речи
  образованы от глаголов. А другие лингвисты также справедливо полагают, что близость причастий и деепричастий к глаголам
  позволяет говорить о них как об особых формах глаголов и не выделять их в отдельные части речи.

Д-163 (-).

ПРИЧАСТИЯ

Настоящего времени

Прошедшего времени 

Действительные        Страдательные

Действительные    Страдательные

-ущ- ( ющ-);
-ащ- (-ящ-):
играющий,
кричащий.

-ем- (-ом-); им-:
склоняемый,
вид
имый.

-вш-;-:
смеявшийся,
замерз
ший.

-нн-, -енн- и -т-:
засеянный,
увлеч
енный.

Д-164 (-).                                  Во мраке.

1.Часовой на стене, повернувшись спиной к ветру, охватил руками ружье, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы, прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо еще потемнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающ|ей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.

Вдоль бухты в темноте двигалась лодка, .приближаясь к тому месту, где море, уже не . защищенное] от ветра, кипело и металось
  во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась поднялась и исчезла.

2.Стиль — художественный; тип речи — повествование.

Д-165 (-). 2. Море бушует, небо заволокло тучами. Ветер гонит волны, дико завывая повсюду. Одинокая шхуна еле-еле
справляется с натиском
разбушевавшейся стихии. Грозные волны с шумом ударяются о борта, наклоняя и бросая шхуну в
разные стороны. На
потемневшем небе по-прежнему ни проблеска.

Д-166 (-). 1. Ваза из хрусталя (сущ. + сущ.) хрустальная ваза (прил. + сущ.).

По строению эти словосочетания разные, по смыслу одинаковые.

2.  1) Передача по телевизору — телевизионная передача. 2) Вода из родника — родниковая вода. 3) Платье короля — ко-
  ролевское платье. 4) Игрушка из глины — глиняная игрушка. 5) Дорога по лесу — лесная дорога.
Д-167 (П-130).  Небольшая убранная комната, в углу которой стоит русская печь. Задвижка закрыта неплотно, и видно, как горит полено. Жарко... Свет льется через щель и освещает всю комнату. Пахнет костром и хвоей.
 м.     сущ.                       прил.                   сущ.
1. Вся комната янтарным блеском

кр. прич.                                                                        '

Озарена.

прил.                 сущ.

Веселым тр_еском

гл.                 прич.       сущ.

Трещит затопленная печь.

3.  В переносном значении употреблены слова «янтарным» и «веселым».

Д-168 (П-125).
Ночь — существительное
Н.ф. — (что?) ночь
Пост признаки: нариц., неодуш., жен. род, 3-е скл.
Непост признаки: ед. число, вин. пад.
Прибавлять (к чему?) к слову ночь.

Прибавлять — глагол.
Н.ф. (что делать?) прибавлять
Пост признаки: невозвратный, несов. вид, переходн., 1 спр.
Непост признаки: неопределенная форма.
Люди (что начали делать?) стали прибавлять.

Темная — прилагательное
Н. ф. — (какой?) темный
  Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полное, ед. число, жен. род, вин. пад.
Прибавлять (что?) эпитеты^ темная— глухая.
Какому-то — местоимение
  Н. ф. — какое-то
Пост. признаки: неопределенное

Непост признаки: ед. число, сред.род, дат. пад.

Недоразумению (какому?) какому-то
Пугающие — причастие
Н. ф. — пугающий
От глагола
пугать
Пост признаки: невозвратное, действ., несов. вид, наст вр.
Непост признаки: мн. число, вин. пад.
Эпитеты (какие?)  пугающие
Постоянные признаки части речи присущи слову всегда, а непостоянные изменяются в зависимости от его употребления.
П-126. Именное словосочетание — главное слово выражено именем  существительным,  именем  прилагательным,  именем
                                                                                                                       I  сущ                                        Iсущ              ^                      |      сущ    ^   ~~
числительным, местоимением. Давнему недоразумению, пугаю
щие эпитеты, по какому-то недоразумению; фонарный столб,
1хсущ.          ^                      I сущ.           ^                      1                      1 х    сущ.
увлекательное путешествие, невыполненное задание.

Глагольное словосочетание — главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола —       
                                      _Хгл.       I        ^                                      прич. х I    ---- Т"*                  .                                  .   гл. I---------------- ^        гл. I        V
 
причастием и деепричастием. Прибавлять эпитеты; охраняемая собаками (территория), закрыть дверь, уехать к морю.

П-127. Грамматическая основа сосны вырисовываются  Словосочетания: ближайшие сосны; на седом фоне, неясно

------------------ 1  X                           X       I------------------ у            ------------------- 1X     ^----------------- 1X

вырисовываются; вырисовываются стволами; своими стволами;                прямыми стволами.

Сочетание    подлежащего    и    сказуемого    не    является   словосочетанием.

На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами...

 

Д-169 (П-128). [Чехов выразил (запомн.) одну из своих удивительных (диво) по меткости мыслей о том], (что лес учит человека понимать прекрасное). 2. В лесах с наибольшей выразительностью (запомн.) предстают (предстать) перед нами величие
                                                                                                                                                              прич. об.
(запомн.), красота и могущество (мог) природы,'|усиленное не
которой .дымкой. таинственности^

2. В простом предложении — одна грамматическая основа, а в сложном — несколько.
Усиленное — причастие.
Н. ф. — усиленный
От глагола усилить

Пост признаки: страдат., невозвратное, сов. вид, прош. время.
Непост признаки: полное, ед. число, средний род, им. падеж.
Могущество (какое?) усиленное.

П-129.

Начинать ,. рисовать , видеть-
Осыпанным , .поросшими, смешанный
Вспыхивая, напоминая, бледнея.

Д-170 (П-131). 1.       Золотая осень.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, и спинки, и животики. И до того листья налились и пропитались
солнцем, что к осени они стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по
сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут,
скачут и качаются на паутинках.
2.
[ , и , и , и ]//[ , , , и ].<=>и<=>]
3. 
В тексте 4 простых и 4 сложных предложения

Д-171 (-). Золотой дождь.
Лес оделся в красно-золотой кафтан. Часть листьев облетела, и земля покрылась ярким ковром. Все безмолвно, все замерло.
  Тихо... Лишь изредка где-то пробежит какой-нибудь лесной житель, раздастся шорох сухих листьев. Иногда налетит ветер, и
  тогда весь лес переполнится удивительным шумом деревьев. Кажется, будто вековые дубы, клены, березы перешептываются
  между собой. А затем снова наступит таинственная тишина. Природа погружается в сон.

3. 5 простых, 4 сложных предложения.

Лес   оделся в красно-золотой ка_фтан (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное,
полное, неосложненное).
                                              НАРЕЧИЕ

§ 7. Какие слова являются наречиями
Д-172 (-). И^ти (как?) медленно, идтИ (как?) вразвалку,

приехал (когда?) вчера, разгоревшемуся (как?) ярко, красивый

---------------------------------- ^                          х   I                                       ^

(в какой степени?) поразительно, мерцали (как?) удивительно,

х I--------------------------------------------------------------------- ^

был в курточке (как?) нараспашку.

Д-173 (П-132).

П1                     I       Vкак?

1)Раскалился докрасна                                      в какой степени?
как? V-------- 1     X              как?   ^----------- р X                    ^      I X

2)П.о.-утреннему людной; незапятнанно белы; сплошь серо.

'Тх'когда?    Xгде?       у

3)Вдруг затрещал; затрещал невдалеке.

~Х        * где?

4)Бурлил неподалеку…

Все вышеприведенные наречия являются обстоятельствами и   не изменяются.
     X I                    X     I                     у^                                    I --------                                          у-                    XI               у-             X   I                
Яркой (как?) невиданно, вкрапились (когда?) уже, вкрапились (как?) .замелно, вкрапились (где?) повсюду, налившись
                        у     X   I------------------------------------------------------ у                                X  I
     (как?) вдруг, выпукло (в какой степени?) особенно, виднелись
----------------- у1                      X    I                                              ^       х I------------------
(как?) выпукло, вспыхивали (как?) одиноко, уплывали (куда?)    вдаль.

§ 8. Как отличить наречие   от созвучных форм других частей речи

Д-174 (П-133). 1. Определяем наречие в данном случае по вопросу КАК?_________

Говорить (как?) туманно
У------------------------- 1X
Вмиг все сделать (как?)
Вести себя (как?) вызывающе
Пойти (как?) наудачу.

2. Они не хотели меня расстраивать, и поэтому он говорил о своих делах туманно. Мальчики пообещали, что они вмиг все
  сделают. Учительница сделала замечание девочке, потому что она вела себя вызывающе. Он не знал ответа, но пошел наудачу

Форма наречий не меняется, потому что наречие - неизменяемая часть речи.

Д-175 (-).
План        
1)  А. Гвоздев известный языковед
2) 
Исследования А.Н. Гвоздева
3)  Результаты исследования и труды ученого
4)  Учебники А.Н. Гвоздева
5)  Жизнь Александра Николаевича
                                                                                               вв. сл.
Результатом этого длительного исследования явились важнейшие труды,  (которые и сейчас имеют основополагающее значение): .«Усвоение ребенком. звуковой -сторонны русского .языка»,

««Формирование .у ребенка грамматическогостроя русского языка», Вопросы русской орфографиии .методика ее преподавания», «Основы Русской орфографии».
 [ , ( ): , , , ].

Д-176 (-). 1) Брат придавал рассказу крошечку  (немного) таинственности. Цыпленок схватил крошечку (кусочек) хлеба.
          сущ.                          '                                                                                                             нар.                                                          
2)Тепло (теплый воздух) приходилось беречь. Из-за мороза все были тепло (плотно) одеты.
             сущ.                                                             нар.

3)  Зло. (порок) надо искоренять. Зло  (недобро) сверкая глазами.
                          кр. прил.                                                                                    нареч.
4)  Помещение уютно (комфортабельно). Наша компания  уютно (удобно) расположилось на отдых.
         сущ.                                                                                            нар.
5)В_начале (на старте) пути все было хорошо. Вначале (сначала) я с трудом разбирался в этой игре.
                    сущ.                                                                                                                                                                                                      нар.
6)     На_ удачу (на успех) больше никто не рассчитывал. Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу (наугад).

При-/пре-: придавал, приходилось, прервалась, приехать, преинтересный.

Рас-/раз-, из-/ис-: рассказ, разбирался, рассчитывал, рассердиться, раскрасить, искоренять.
Другие: вначале, наудачу, наверх, вниз.
              X   I                ^                          ^                    I X

П-134. Беречь (что?) тепло тепло одеться (как?) Крыша (чего?) дома — каникулы я провел (где?) дома
X  I    --------у^                                       X   I   --------у                                    X I  --------  
Причинить (что?) зло смеяться (как?) зло лицо (каково?) зло
                  X I--------V                                          XI--------V
Утро (каково?) прохладно — разговаривать (как?) прохладно
у7                I    X                          X                I     ^                             У^
Удобно расположиться (как?) помещение (каково?) удобно
  Смеяться зло — смеяться над чем-то непозволительным, из-за зависти, над неудачей другого. Разговаривать прохладно — говорить нарочито сдержанно, бесстрастным голосом, лишенным всяких эмоций.

сущ.

Д-177 (П-135). «На зло не отвечай злом», учит Библия. Назло всем я уехал в деревню.

 сущ
На бок положите спиртовой компресс. — От напряжения его галстук съехал набок.
                    сущ.
К верху лестницы привинтите фонарь. — Дорожка шла кверху от реки.
                           сущ.
На встречу к Коле я опоздал на десять минут. — Они ехали навстречу друг  другу.
В их тайне не было ничего особенного. — Он готовился к отъезду втайне.
                                          сущ.

Во время открытого урока ничего не случилось. — Он подоспел вовремя.
        сущ.
На конец палки привяжите леску. — Наконец взошло солнце.
                        сущ.
Во время операций на лицо одевают маску. — Налицо злоупотребления в высших эшелонах власти.
сущ.
Будем надеяться на удачу. — Она надела талисман наудачу.
сущ.
Спускайтесь в самый  низ тоннеля. — Пароход плывет вниз по Волге.
сущ.
В конец фильма зачем-то вставили абсолютно глупую сцену. — Вконец измотавшись, мы вернулись домой.
сущ.
В пустую усадьбу было страшно заходить. — Мы потратили время и силы впустую.

Д-178 (-). 1. Наречие относится к самостоятельным частям  речи.
2.  
Наречие - неизменяемая часть речи
3.  
Наречие обозначает признак действия, признак предмета или другого действия. Отвечает на вопросы: как? каким образом? зачем? сколько? и др.
4. Главный морфологический признак — неизменяемость
5.  Наречие может относиться к глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, к другому наречию. Чаще всего в предложении бывает обстоятельством.

Д-179 (-). Свое первое стихотворение «Береза» Сергей Александрович Есенин напечатал в 1914 году в детском журнале «Мирок».

И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы, и этот паренек из рязанского села Константиново станет поэтическим  сердцем России. Свои стихи Есенин читал слегка распевно, и ве_зде его чтение захватывало весь зрительный зал. 
                                                                                                                                                            тт Х.-1    ~                          у„        .       деепр. об.
Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, чест
ной поэзией. Любят Есенина и сейчас, |чув.ствуя_в. по.эте_родного.
человека].
4. Газета «Независимая», картина «Масленица».

§ 9. Разряды наречий по значинию
                     х I------------------------ *
Д-180 (-). Начинает высоко, начинает исподволь, быстро терять, совсем тихий, оборвется вдруг, бесшумно скользнет, неза-
  метно отбывают.
        Живу сейчас, легко покачиваясь, расположено низко, очень низко, прямо лезет, дотянуться прямо, постоянно стряхивают.
1. СПП: [Сейчас, (когда пишется эта история), [я живу в маленькой_белой комнате].
[_ . _ . _ . (когда=______ ]___________________ ].
          Предложение с однородными членами: Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
[ , , ]

Расположено краткое причастие.

Магазин, расположенный за углом, был закрыт.

Д-181 (-). Мать нежно держит малыша и тепло улыбается. Ее переполняет радость. Малыш еще ничего не понимает, но чувствует теплоту и ласку. Он счастливо улыбается. Его лицо радостно сияет.
                                                                                           когда?^
П-136. В начале пути все было хорошо. Вначале я с трудом разбирался в этой игре.
                    --------1 как?  
Мы все насмерть перепугались. На смерть трудно смотреть

равнодушно.
х   I-------------- V
 Ударить сплеча. С плеча стряхнуть тополиный пух.
 
Во втором предложении у наречия и существительного разные ударения.

как?I       ^                                                   --------- 1хкак?

П-137. Она говорила певуче, и голос ее ясно рисовал передо мной шум леса.
          *----------------------- 1х
На зло (сущ.) не обижайся, а пытайся его искоренить.

>г~------------- :----------------- 1х
Назло (нареч.) погоде пойду гулять.

хI---------------- *
Так скажу: .зачем (нареч.) мне орден?
^------------------------------------ 1х
За че_м (местоимение) стоим?

П-139. Исподволь (образ действия) начинает; как только

-—-                                                  как? *                                   3                
(времени) станет не хватать; быстро (образ действия) терять;

как?!       V      , _                                                   ч     ,-Хгде? _       *
оборвется вдруг (образ действия); оборвется тут (места); обо-

Хгде?     *                                            Xкак? I       V                                                      
рвется там (места); покачиваясь легко (образ действия);__________
Xкак?I                                                                 как?  $                               
скользнет бесшумно (образ действия); незаметно (образ действия) отбывают
Хкак? !                ^                                                                                             X  как? I       V

Качаясь медленно (образ действия); спускаются гуськом (образ действия).
           * как?                                                          X    1       V как?                                                        

Шумит глухо, (образ действия); шумит прояжно (образ дей-

X   |---------- ^ как?                                                               X   I---------- ^ как?
ствия); кричат весело (образ действия); кричат важно  (образ действия).

X
I       Vкак?                                                               ч     X 1                          как?                                   
Текут смирно (образ действия); текут гладко (образ дейст-
XI    :   ^ как?     .  _                                                  сколько? $~                                                                 "
вия); журчат сладко (образ действия); мало (меры и степени)

~~IX                                            ' '"'
воды.

П-139. Перелетные птицы собираются в стаи и незаменто отбывают в дальний путь.. [- = (и) =__])
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.. [= -], [- =].

 

Д-182 (П-141). 1. Было грустно (грусть) в весеннем (каком?) воздухе, и на темневшем (каком?) небе, и в вагоне (запомн.).
2. Лениво (образ действия) тронулся; промелькнули сначала (времени); задаю (как?) машинально, Очень (в какой степени?) короткий, сидит недалеко (места); изредка (времени) задаю.
4.   [Изредка я задаю ей машинально какой-нибудь вопрос],
[она дает очень короткий ответ...]

[- =], [- =].
5.Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в .вагоне.

Промелькнули сначала кондуктор, начальник станции, потом сад...

Д-184 ( - ).

 

НАРЕЧИЯ

Образа действия

Меры и степени

Места

Хорошо известна, крепко сложенный,  неуловимо  небрежной, глубоко сидевшие, смотрели тяжело, утомленно и
недоверчиво;   энергично   
и
крепко сжаты, твердо обрисованная.

Очень   красив,   немного выше, сильно
выдвинувшаяся,
довольно широк.

Выдвинувшаяся
вперед,    заброшенных назад.

Д-185 ( - ).

НАРЕЧИЯ

Места

Времени

Причина

У        1                   X

Впереди возникла,

*       1 X

справа сидел.

У        1                X

Вдруг обернулся.

Почему-то возникла

Д-186 ( - ). 1) Наслаждаясь, услада, .ветром резким (резок) . допоздна (нареч. времени), по вечерам я брожу, брожу (брод) по сельским белым в сумраке (мрак) холмам. 2) Когда стихает (1 спр.) яростная (ярость) буря, сюда приходит девочка-малютка робко (робок) (нареч образа действия) так садится (сад)_на качели, |закутываясь в (бабушкину шаль|. 3) Звенит (о//е) снежок (снежка) в траве обледенелой, и глохнет жизнь под небом оловянным (искл.), и лишь почтовый трактор хлопотливо (нареч образа действия) туда-сюда мотается чуть свет... 4) Легко (нареч образа действия) в упряжке (пр. пад.) скачут ( 1 спр., после ч ю не пишется) кони... Бегут машины, мчатся (2 спр., после ч я не пишется) напрямик (нареч образа действия).

Д-187 ( - ). Я сослепу (причины) не узнал гостя. Назло  (цели) он разбил вазу. Я накричал на вас сгоряча (причины). Кое-где.
(места) виднелись деревья. Он умышленно  (цели) опоздал. Я вволю (меры и степени) нагулялся. Мы едва-едва (меры и степе-
ни) добрели до дома.

Д-188 ( - ). Два спортсмена неистово борются за мяч. Один из них почти падает, но все равно не хочет отступать назад. Другой
  тоже еле-еле удерживает равновесие и также яростно пытается отнять мяч у соперника. Спортсмены сильно напряжены, все их
  внимание сосредоточено только на мяче. Их тела и движения источают энергию, силу и бодрость.

§ 10. Степени сравнения наречий

Д-189 (П-143). Поступить умно — умнее (более умно) — умнее всех; стало холодно — холоднее (более холодно) — холоднее всего; будет жарко — жарче (более жарко) — жарче всего; поесть сладко — слаще (более сладко) — слаще всех; кисло посмотреть — кислее (более кисло) — кислее всех; играть интересно — интереснее (более интересно) — интереснее всех; провести время замечательно — замечательнее (более замечательно) — замечательнее всех; справлять радостно — радостнее (более радостно) — радостнее всех; взглянуть угрюмо — угрюмее (более угрюмо) — угрюмее всех.

Д-190 (П-144). 1) Все мрачней (более мрачно), и ниже (более низко) тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к
  высоте навстречу грому. 2) Пароход не стоит уж на месте, а идет куда-то дальше. 3) Неизвестно, для чего шумят высокие волны.
  На какую волну ни посмотришь, всякая старается подняться вы
ше (более высоко) всех, и давит, и гонит другую... 4) Бегите, дни,
как эти воды, бегите, дни, быстрей (более быстро)...
2. Неизвестно - неизвестнее.

П-145.
Высоко — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Взвился (как?) высоко..
Выше — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Сравнительная степень
Вьется (как?) выше

Дале — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Сравнительная степень
Вьется (как?) дале
Навстречу — наречие
  Наречие места
Морф. признаки: неизменяемость
Бежит (куда?) навстречу..
Вверх — наречие
  Наречие места
Морф. признаки: неизменяемость
Лезу (куда?) вверх.

П-146. Машина и велосипед — виды личного транспорта.
Средняя скорость машины 60 км/час, средняя скорость велосипеда 20 км/час. 60 км/час больше, чем 20 км/час. Машина
  движется быстрее велосипедиста. Машина — быстрее всех видов личного транспорта.

Д-191 (-). 1) Качаясь медленно (образа действия), с пригорка, за селом, огромные возы спускаются гуськом (образа действия)...
2) Бушует полая вода,

Шумит и глухо (образа действия) и протяжно (образа действия),
Грачей пролетные стада

Кричат и весело (образа действия) и важно (образа действия)

 

 3) Как много ручейков текут так смирно, (образа действия), гладко (образа действия),
И так журчат для сердца сладко, (образа действия),
Лишь только оттого, что мало (меры и степени) в них воды!

                                                                                                                                             X I—/ч.     X   I                                                                           /\     XI
2. Качаясь
медленно медленнее, шумит протяжно протяжнее, кричат весело веселее, кричат важно важнее, текут
—*                          А '
х I     *                                                       л""х г    у                л
смирно   смирнее, журчат сладко слаще, воды мало меньше.

Д-192 (П-140).                    Зимний день.
Морозно и солнечно. Небо ясно. Повсюду лежит снег, он блестит и хрустит под ногами. Кругом полно детворы. Девчонки и
  мальчишки с санками спешат на горку. Стаи воробьев одиноко сидят на ветках голых деревьях. Изредка их напугает лай дворо-
  вых собак, и тогда они разлетаются кто куда, громко щебеча и  толкая друг друга.
 Д-193 (-). Мастерская художника. [Вглядитесь (взгляд) в нее попр_истальней], и [вы увидите!  (2 спр.) лицо живописца(живопись; после ж ы не пишется), его привязанности]...
      «Автопортрет» Василия Кирилловича Нечитайло.

Строго, немного печально глядит (гля дя) на нас этот уже немолодой, но сильный, кряжистый человек. Открытое широкое лицо
кр. прил.                                    nbsp;                         ^--------■>,„  .^Т-ч ч
задумчиво
. Крутой лоб, упрямые скулы, прямой  (прямо) взгляд... Крестьянский сын, пришел он в Москву с далекого
  (даль) Дона...
           С юнъгх лет он горячо, полюбил своих "земляков, (земли), просторы ковыльных степей, донское раздолье. когда
появился (явь) этот крепко взбитый парень, чернобровый, с веселым прищуро.м_(неполнота действия)(светлых огненных глаз [студенты Московского института изобразительных искусств (запомн.) сразу нашли ему прозвище], (которое он носил с гордостью), казак]).
    Вглядитесь в нее попристальней.

Д-194 (-). Теперь молодые аисты летали каждый день и задерживались в небе все дольше и .дольше.. Заберутся ввысь,
спланируют кругами. Они впервые ощутили безмерность неба, и,
чем выше, уходили вверх, тем сильнее и шире расступались пе-
ред ними дали...

Снизу  казалось, будто это не аисты, а белые голуби мерцают в ослепительно голубом небе. Смельчак так увлекся, что врезал-
  ся в тучу и сразу оторопел и растерялся, не зная, что делать. Раньше  ему приходилось наблюдать туман.
         Теперь же он с разгона влетел в пар и широко раскрыл зачемто клюв. Аист не на шутку испугался этой .бесконечно,  белой жути.
         Так же неожиданно и мгновенно, как прилипло к глазам непроглядное молоко, блеснуло солнце. Солнце блеснуло весело, и
внизу мерно заколыхалась контрастная мозаика.
        Ослепительно голубом, бесконечно, белой.

Наречия

Примеры

Образа действия

Сильнее, шире, ослепительно, широко, неожиданно, мгновенно, весело, мерно, бесконечно.

Меры и степени

Дольше, бесконечно, ослепительно.

Места

Ввысь, выше, вверх, снизу, внизу.

Времени

Впервые, раньше.

Причины

; потому, сгоряча.

Цели

; затем, умышленно.

Д-195 (-).    [Спят таинственно стройные чащи],
[Спят, од^тые.снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги],
(Где когда-то шумели протоки).

В этом четверостишье говорится об осени. Автор сумел передать свое теплое, трепетное отношение к природе и этому вре-
  мени года с помощью слов «спят», «стройные» и «одетые». Здесь явно прослеживается прием олицетворения предметов и
явлений природы с человеком.

С каждым днем синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух легче и теплей.

А в этом отрывке И.А. Бунин описывает весну. Здесь автор рисует легкую и прозрачную картину.
3. Степь кругом (места), колосится всюду (места), кукует вдали (места), чуть (меры и степени) веет, тайком (образа действия блистают, светит долго-долго (образа действия), шумела тише (образа действия), проходят шире (образа действия), шумели когда-то (времени), синеет мягче (образа действия), светит выше (образа действия).

 

4. Тайком — наречие. 
Н. ф. — тайком.                                                                          
Наречие образа действия.                                                                 
Блистают (как?) тайком.

Чуть — наречие.
 Н. ф. — чуть
Наречие меры и степени.
Веет (в какой степени?) чуть.

Вдали — наречие.
Н. ф. — вдали.
Наречие места.
Кукует (где?) вдали.

Когда-то — наречие.
Н. ф. — когда-то
Наречие времени.
Шумели (когда?) когда-то.

5. Тише, шире.

§ 11. Словообразование наречий
Д-196 ( - ).

(Круг_+ ом = кругом.
в+_сюда)+.у=всюду.
В -+даль) + и = вдали.

(Мягкий + о4 = мягко.
(Тайна + ом = тайком.

Долго, долго = долго-долго.
Тихо + е = тише.
Широко + е = шире.
Мягко + е = мягче.
Высоко + е = выше.
Д-197 (П-147).

о Быстро, тепло, черно, пусто, мокро, кругло.
о Озорно, больно, умно, счастливо, глубоко, высоко, сильно.
о Бесцеремонно, бесследно, бесстрашно, безграмотно, несчастливо, бесплатно.

Д-198 (П-148).

1.  Данные слова объединяет то, что все они являются действительными причастиями настоящего времени, образованные от глаголов спряжения.
2. 
Осуждающе, располагающе, исчерпывающе, захватывающе, потрясающе, угнетающе, оглушающе, умоляюще, ободряюще, укоряюще.
3. Он кивнул о_брдряюще..  Сказанное Петром действовало угнетающе. Становилось угнетающе тихо.

Д-199 (П-149). СЛЕПОЙ слеповатый |слеповато|(способ образования — суффиксальный).

СЛЕПОЙ — слепить — ослепительный — ослепительно (способ образования — суффиксальный).



Новости