ГДЗ - Русский язык. Практика. 7 класс. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю.

Упражнение 101 (87). Ответ в учебнике.
Упражнение 102 (88). Стиль речи — художественный, тип речи — повествование. прич. Кто из нас не любовался облаками, {плывущими на небе\1 Кто . I прич. не завидовал свободе их странствия в эфире, когда, |подгоняемые ветрами и озаренные солнцем\. они плавно движутся, как верени- прилаг. _ „ прич. лееприч. цы темных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись прилаг. припас. прилаг на легкие отряды, быстро скользят вперед, то стройные и провор- прилаг. прилаг. прилаг. ные, как перелетные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, прич. прилаг. |выпавшие, из небесной сокровищнииы]. то ослепительно белые, как хлопья снега, {уносимые на крыльях ветр.а\1 Определения делают текст более выразительным. Эфир. В данном предложении слово эфир представлено в значении древнейших представлений: тончайшая материя, особая среда, наполняющая мировое пространство. Многозначное, в предложении употреблено в прямом значении. Синонимов и антонимов не имеет. Имеет еще значения: 1) органическое соединение, бесцветная летучая жидкость с характерным пряным запахом, употребляется в медицине и технике. 2) термин, употребляемый в телевидении и радиовещании. Произошло от греческого слова, в данном значении употребляется редко, входит в активный словарный запас, но употребляется в основном в деловом и научном стилях речи. Позолоченн^мй|
Упражнение 103 (89). 1. Схеме соответствует предложение: [Показавшееся из-за гор солнце ослепило мо]. 2. Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел. 2. Ливень размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору. 3. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
Упражнение 103 (с). 1. Неузнаваемо изменилась маленькая речка, обсох, зарос непролазным (Слово непролазным пишется слитно, так как без не не употребляется.) мелким орешником мельничный старый пруд. Поездки с отцом, прогулки в лес, рыбная ловля в пруду, рассказы и сказки отца оставили неизгладимое (Слово неизгладимое пишется слитно, так как без не не употребляется.) впечатление. 2. Все та же обильная, нетронутая (Слово нетронутая пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) окружает меня природа. Уже многое понимал я тогда, что делается и вершится в неустроенной (Слово можно заменить близким по значению словом.) старой деревне. 3. И мать, и окно, и теплота, |нагретые солнием|. еще не выкрашенного подоконника, сливаются в один синий, звучащий, ослепительный мир. 4. Надолго осталась во мне горечь первой и, казалось мне, невыносимой (Слово невыносимой пишется слитно, так как без не не употребляется.) обиды, которую нанес мне отец, |никогда не наказывавший меня и ни в чем никогда не упрекавший|. Обсох — об-сох —• 2 слога о[а] — гласный, безударный; б[п] — согласный, твердый, глухой, парный; с[с] — согласный, твердый, глухой, парный; о[6] — гласный, ударный; х[х] — согласный, твердый, глухой, непарный. 5 букв, 5 звуков. Выкрашенного — 2 орфограммы. 1. Выкрашенного — красить 2. Выкрашенного — выкрасить (что сделать?) — совершенный вид.
Упражнение 104 (90). Ответ в учебнике.
Упражнение 105 (91). Именительный падеж: Слабо колышущееся море, легко воспламеняющееся вещество. Родительный падеж: Слабо колышущегося моря, легко воспламеняющегося вещества. Дательный падеж: Слабо колышущемуся морю, легко воспламеняющемуся веществу. Винительный падеж: Слабо колышущееся море, легко воспламеняющееся вещество. Творительный падеж: Слабо колышущимся морем, легко воспламеняющимся веществом. Предложный падеж: О слабо колышущемся морем, о легко воспламеняющемся веществе.
Упражнение 106 (92). 1. Пламя от взрывов, |смешанное с землей и дымом|. заслонило полнеба. 2. С ветви дерева, [склоненного нал ямой|. падали на лицо спящего человека теплые капли дождя. 3. Легкий ветер, |рожпенный скоростью|. шевелил на мостике ленточки на бескозырках сигнальщиков. 4. Сохлый дуб, |убитый молнией!. стоял на краю деревни, неведомо как и когда выросший тут. Землёй — земли Заслдойло — заслбнка Склонённого — склон Лцц6 — лица Дождя — дбждик Рождённый — рбд Шевелил — шевелится Стоял — стоя Краю — край Полнеба — числительное пол- в составе сложного слова пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное нарицательное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы(кроме л).
Упражнение 107 (93). Тип речи — повествование. Весь день полк отступал. По дорогам скакали обозы. За серой тучей, Настлавшей гортонт\. рыхлыми обвалами грохотали орудийные залпы. По оттаявшей дороге хлюпали повозки, месили снег лагерные лошади с запавшими боками. По обочинам дорог скакали ординарцы. Молчаливые грачи, [затянутые в блестящее оперение\. важно и качко расхаживали сбоку дороги, пропуская мимо себя отступающие казачьи сотни, колонны оборванных людей, обозы. Ординарцы. В данном предложении слово ординарцы означает военнослужащих, состоящих при команде для поручений, для передачи приказаний и так далее. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов в данном значении не имеет. Редко употребляется в речи, в литературе встречается в основном в классической.
Упражнение 108 (94). 1. Болтовня первых птиц разносилась по лесу из смыкавшихся над узкой дорогой крон деревьев. 2. Несколько лет назад я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного суетой города, в тихой деревушке, затерявшейся в восьми станциях от дорог.
Упражнение 109 (95). Ответ в учебнике.
Упражнение 110 (96). 1. Слева было окно, |.занавешенное полотняной шторой|. справа — ]накрытая салфеткой[ тумбочка. 2. Кровати, |тускло поблескивающие в полутьме|. стояли впритык. 3. |Гоубо сваренные[. [уложенные крест-накрест\ металлические полосы, |.тронутые ржавчиной[. напоминали решетку на окнах. 4. Я закрыл глаза и услышал шум боя, увидел воронки, |,наполненные дождевой водой], обгоревшие деревья, [подбитый, почерневший от копоти\ бронетранспортер, [сиротливо стоявший в отдалении среди поломанных кустов|. пушку без колеса с прошитым бронебойными пулями щитком.
Упражнение 111 (97). Прилетевшее весной, в изменившейся обстановке, об удивительном самообладании, выскочивший из-за угла, аккуратный коллега, будущая самостоятельность, чудесный момент, суверенное государство, объединенные общей программой, первый президент, избираё^ый президиум, с разве; ва{би!имся знаменем, приближающиеся экзамены, участвующие в соревнованиях.
Упражнение 112 (98). Заглавие — «Звуки работы». Сотни подвод и тысячи людей суетились 2Десь, точно муравьи на разоренном муравейнику Около длинного товарного поезда толпились рабочие, [разгружавшие его\. По наклонным доскам, |спущенным из вагонов|. непрерывным потоком катились на землю кирпичи. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков, |чеканящих заклепы на котлах[. и изредка глухие подземные взрывы, [заставляющие дрожать землю[. Здесь — 1 слог з[з’] —согласный, мягкий, звонкий, парный; д[д’] — согласный, мягкий, звонкий, парный; е[е] — гласный, ударный; с[с’] —согласный, мягкий, глухой, парный; Ь[-] Здесь — наречие, так как: 1. Является обстоятельством места 2. Неизменяемое слово Засуетились (где?) здесь 'Здесь — словарное слово Правописание не с причастиями (§ 140)
Упражнение 113 (99). Нетронутый снег — не тронутый (кем?) лыжниками снег. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово лыжниками (это причастный оборот). Незаконченная работа — не законченная (кем?) писателем работа. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово писателем (это причастный оборот). Невымытые окна — не вымытые (кем?) соседями окна. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово соседями (это причастный оборот). Незамеченная ошибка — не замеченная (кем?) учителем ошибка. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово учителем (это причастный оборот). Ненаписанное сочинение — не написанное (кем?) учеником сочинение. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово учеником (это причастный оборот). Негаданная книга — не изданная (кем?) автором книга. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово автором (это причастный оборот).
Упражнение 114 (101). 1. Кругом шла неустанная (Слово неустанная без не не употребляется.) работа. 2. Очень новые, с не- обмятыми (Слово необмятыми написано слитно, (Слово неизгладимое пишется слитно, так как без не не употребляется.).) воротниками шинели, необстрелянное (Слово необстрелянное написано слитно, так как отсутствуют противопоставление и зависимые слова.) оружие за спиной, блестящие, как зеркало, саперные лопатки, не отрывшие (Не отрывшие пишется раздельно, так как присутствуют зависимые слова: ни одного окопчика.) ни одного окопчика, говорили о том, что эти автоматчики — молодые бойцы пополнения. 3. На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем не сравнимый (Не сравнимый пишется раздельно, так как есть зависимое слово: ни с чем.) день, когда он в первый раз подошел к орудию. 4. Я встретился с недоумевающим (Слово недоумевающий без не не употребляется.) взглядом своего соседа. 5. Жиденький, наполовину вырубленный лесок казался сейчас непроходимым (Непроходимым пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.), густым и диким. 6. Мне вся эта сцена представилась главой из еще не написанной (Не написанной пишется раздельно, так как частице предшествует наречие еще.) сказки. 7. Свечи горели ровным, немигающим (Немигающим пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) пламенем. 8. Не летящую(Яе летящую пишется раздельно, так как присутствует противопоставление: а лишь сидящую.), а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно. 9. Уже в семь часов вечера меня обычно начинало неодолимо (Слово неодолимо без не не употребляется.) клонить ко сну, а в восемь я падал как бы с намагниченными глазами в еще не познанную, непостижимую (Слово непостижимую пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) для меня область ночи. 10. Странное впечатление производили эти глаза, неподвижно (Слово неподвижно пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) устремленные в одну точку и ничего не видящие... Ни с чем — 1 орфограмма (правописание частицы не с местоимениями). Ударение падает на чем. Еще — е-ще — 2 слога [й] —согласный, мягкий, звонкий, непарный W — гласный, безударный; щ[щ] — согласный, мягкий, глухой, непарный; е[6] — гласный, ударный 3 буквы, 3 звука. ТП^гничЁнн1ым и когда?
Упражнение 115 (100). Не выполненная вовремя работа; не - какой? выспавшийся pd6eHOK; не опубликованный в газете очерк; ступление, не состоявшееся на собрании; негреющее солнце; не какой? v v когда? замерзающий зимои ручей; не подготовленное в срок задание; _ ИЮЙ? х х кем? непостроенный дом; письмо, не прочитанное корреспондентом.
Упражнение 116 (102). 1. В необыкновенной, \никогда не слыханной[ тишине зарождается рассвет. 2. Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. 3. Недочитанная книга — это неоконченный путь. 4. Володя сидел сложа руки и в позе, |не имеющей ничего общего с позой рыболовег|. 5. Стоял он минут десять, {ugjsu&u: мшшипемыш Ф&иемее4 ¦ Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. (Запятая в сложноподчиненном предложении разделяет два простых предложения.) Не дочитанная книга — это неоконченный ПУТЬ. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба главных члена предложения выражены именами существительными..)
Упражнение 117 (н). 1. Непосеянные зёрна не взойдут, |Не прич. об. прич. об. брошенное в землю семя| не прорастёт. 2. Человек, |не знающий дороги|, и друга с пути собьёт. 3. Недочитанная^книга всё равно что неоконченный путь. 4. Работу, |не оконченную вовремя|, сне- прич. об. гом запорошит. 5. Человек, |не умеющий ходить|, портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь. 6. Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово — общее достояние.
Упражнение 118 (104). Лес ни пулей, ни осколком не пораненный ничуть; Не порубленный без толку, без порядку, как-нибудь, Не корчеванный фугасом, не поваленный огнем, Хламом гильз, жестянок, касок не заваленный кругом, Блиндажами не изрытый, не застроенный зимой, Ни своими не обжитый, ни чужими под землей.
Упражнение 119 (105). Было время, когда специально О хлебе в школе и не_говорили (Не с глаголами пишется раздельно. Проверочное слово — говор.) — повода не было (Не с глаголами пишется раздельно.) для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевоенных лет пришли дети другого поколения, ни в чем не знающие (Не знающие пишется раздельно, так как есть зависимые слова: ни в чем.) нужды. Кусок хлеба, брошенный (Слово брошенный пишется с двумя н, так как есть зависимое слово: на полу.) на полу школьного буфета. Недоеденный (Слово недоеденный пишется слитно, так придает глаголу, от которого образовано, значение неполноты, недостаточности действия.) или, хуже того, просто надкусанный ломоть на столе... Надо бить тревогу! Не_знающие нужды — 1 орфограмма (Правописание частицы не с причастиями). Не знающие (ч е го?) нужды — есть зависимое слово, следовательно, частица не пишется раздельно. Кусок хлеба, брошенный на полу школьного буфета.(3апятая перед причастным оборотом после определяемого слова.) 1эрош&нц1ый| .На^кусанн ый
Упражнение 120 (106). Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, |.соединяющая отжившие. живущие и будущие поколения в одно великое, историческое. живое целое|. Увядающий — 1 орфограмма (Правописание безударной гласной в корне). Проверочное слово — увясть. Соединяющая)
Упражнение 121 (н). Ответ в учебнике.
Упражнение 122 (108). Маленький непоседа По двору бегал пятнистый крупный пес, еще не сложившийся, с какими-то смешными движениями, со щенячьим выражением добродушной морды. Сначала пес привязался к гусям. Гуси шли строем, а пес, не предвидевший опасности, лаял на них. Гусак, не спускавший с него немигающих глазок, вдруг вытянул длинную шею и нацелился прямо в глаз своей маленькой змеиной головкой с шипящим клювом. Пес отскочил в недоумении. Стиль речи — художественный. Действительные и страдательные причастия (§ 134)
Упражнение 123 (109). Причастие построивший обозначает признак предмета (рабочий), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие построенный обозначает признак предмета (доцл), который испытывает на себе действие другого предмета (рабочий); причастие имеет суффикс -енн-, поэтому оно страдательное. Причастие прочитавший обозначает признак предмета (артист), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие прочитанный обозначает признак предмета (рассказ), который испытывает на себе действие другого предмета (артист); причастие имеет суффикс -анн-, поэтому оно страдательное. Причастие изучающий обозначает признак предмета (ученик), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ющ-, поэтому является действительным. Причастие изучаемый обозначает признак предмета (параграф), который испытывает на себе действие другого предмета (ученик); причастие имеет суффикс -ем-, поэтому оно страдательное. Причастие прополовшая обозначает признак предмета (девочка), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие прополотые обозначает признак предмета (грядки), который испытывает на себе действие другого предмета (девочка); причастие имеет суффикс -т-, поэтому оно страдательное.
Упражнение 124 (110). Школьник, сделавший модель — модель, сделанная школьником. В первом случае вставляем суффикс - вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (школьник), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -нн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (модель), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (школьник). Снег, покрывший землю — земля, покрытая снегом. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (снег), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс — т-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (земля), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (снег). Ученики, посадившие деревья — деревья, посаженные учениками. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (ученики), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -енн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (деревья), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (ученики). Кондитеры, изготовившие пирог — пирог, изготовленный кондитерами.. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (кондитеры), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -енн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (пирог), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (кондитеры). Небо, покрытое тучами. В данном случае вставляем суффикс -т-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (небо), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (тучи). Солдат, прибывший на побывку. В данном случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (солдат), который сам действует. Прибор, созданный школьниками. В данном случае вставляем суффикс -нн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (прибор), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (школьники).
Упражнение 125 (111). Действительные причастия Страдательные причастия Открывший Открытое Сообщаемые Занятый Возникший Невидимые
Упражнение 126 (112). Цветы, распускающиеся утром — цветы, посеянные на клумбе; облака, заслонившие солнце — облака, развеянные ветром; вертолет, летящий над тучами — вертолет, сконструированный отечественными инженерами; деревья, растущие вдалеке — загороженные облаками от солнца; травка, показавшаяся из земли — травка, покрытая каплями росы; солнце, заслоненное облаками — солнце, светящее ярко.
Упражнение 127 (113). Ответ в учебнике.
Упражнение 128 (114). Ответ в учебнике.
Упражнение 129 (115). К'Мелы^шим. 2. [ ===== —| 1].
Упражнение 130 (н). Ответ в учебнике.
Упражнение 131 (116). Действительные причастия Страдательные причастия Живучих Сплетенные Оперившийся Пойманной Уме(ои1ий Застекленной Отличающийся Устроенная Сплетенные (сплести), пойманной (поймать), застеклен- ной(застеклыть), устроенная (устроить).
Упражнение 132 (117). Берегите наш язык, наш прекрасный ру??кий язык, — этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Переданное — 2 орфограммы 1. Переданное. (Правописание безударной гласной в корне). Проверочное слово — дать. 2. Переданное. (Правописание суффиксов у страдательных причастий.) Переда-ть — переда-нн-ое. Словообразование действительных причастий настоящего времени (§ 136)
Упражнение 133 (118). Окружать — I спряжение — окружают — окружа-ющ-ий; слышать — II спряжение — исключение — слышат — слыш-ащ- ий; нарастать — I спряжение — нарастают — нараста-ющ-ий; строить — II спряжение — строят — стро-ящ-ий; решаться — I спряжение — решают — реша-ющ-ий; читать — I спряжение — читают — чита-ющ-ий.
Упражнение 134 (119). Окружающий (окружать — I спряжение), мыслящий (мыслить — II спряжение), видящий (видеть — исключение II спряжение), ненавидящий (ненавидеть — исключение — II спряжение), готовящийся (готовить — II спряжение), подавляющий (подавлять — I спряжение), клеящий (клеить — II спряжение), гасящий (гасить — II спряжение), любящий (любить — II спряжение), определяющий (определять — I спряжение).
Упражнение 135 (120). Ответ в учебнике.
Упражнение 136 (121). Ответ в учебнике.
Упражнение 137 (122). \Одаренный чудесной сжатостью|. {соединенной с ясностью|. русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Упражнение 138 (123). Пишущий автобиографию, рокочущий океан, на пенящихся волнах, со следующего квартала, чередующиеся согласные, существу!ои}ее государство, действу(ощий микрокалькулятор, развевающегося флага, приближа{ощиеся каникулы, шефству1ощая группа, бодрствующий в ненастье, шеству- (oubifi по площади духовой оркестр движущёгося автомобиля, не прикасавшейся к предмету, стелющимся туманом, чувствующий непогоду, барабанящий дождь, с будущего года.
Упражнение 139 (124). 1. Обои оторвались, отклеились и свисали большими колебл/ои^имися (колебаться — I спряжение) лоскутами. Огромные шатающиеся (шататься — I спряжение) хромоногие шкафы бросали косые двига/ои^иеся (двигаться — I спряжение) тени на стены. 2. Всегда есть что-то ужасное в этих звуках, \начинакпцихся (начинаться — I спряжение) глухим рыданием|. IШШЙШ&Ш (восходить — II спряжение) по хроматической гамме до пронзительного визга и опять onvCKafouiимея (опускаться — I спряжение) вниз]. 3. У него столько мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, |скачуи^его (скакать — I спряжение) по зеленому лугу]. у журавля, \пляш$и&го (плясать — I спряжение) ижЮЩвго (петь — I спряжение) на полянке], у годовалой лисицы, |,трепетно и осторожно нюха/ои^ей (нюхать — I спряжение) впервые из своей норы весенний волнующий (волновать — I спряжение) возйух.|.
Упражнение 140 (125). 1. Тема шел по дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть начинающегося (начинать — I спряжение) летнего утра. 2. Ему начало казаться, что мельница, машущая (махать — I спряжение) крыльям1и, приближается. 3. Колеблющийся (колебаться — I спряжение) полет бабочек над свежей зеленящейся полянкой — одно из прелестнейших зрелищ. 4. Около строящейся (строить — II спряжение) купальни под зелеными ветками ивняка барахтался в воде плотник Герасим.
Упражнение 141 (126). 1. Луч солнца блестит на полосах па- дакнцего, как сквозь сито, мелкого дождя. 2. Было то странное вдемя дня, когда потухабнйий день слабо борется с надвигающейся темнотою, придавая всему какое-то грустное освещение, располагающее к тихой мечтательности. 3. Человек, не знакнйий дорогу, и другого с пути собьет. 4. Человек, не уме(бц)ий ходить, портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь. 5. В воздухе разлит крепкий и нежный аромат увядйшйих кленов. 6. Под ногами шуршат желтые листья, покрывакнйие густым слоем дорожку. .Задающего Борется — 1 орфограмма (правописание окончаний у глаголов). Бороться ¦— I спряжение. Надвигающейся Грустное — 1 орфограмма (непроизносимые согласные). Проверочное слово — грусть. , Располагающ}^ Знающий — 1 орфограмма (правописание суффиксов причастий). Причастие образовано от глагола знать — I спряжения. Умеющий — 1 орфограмма (правописание суффиксов причастий). Причастие образовано от глагола уметь — I спряжения.
Упражнение 142 (127). Каждый раз, когда смотришь на городского мальчишку, |мч^егося вдоль тротуара на роликовом самокате|, или |виснущего на подножке трамвая|, или Отправляющегося с коньками в чемодане на ближайший каток|, или на мальчишек, |толкающихся около кинотеатра|, или разводящих рыбок в аквариуме|, или |кормящих чижиков в клетке!, или (гоняющих голубей|, или |продающих тех голубей на птичьем рынке|, |Да и мало ли еще что делайнйих|, что свойственно делать городским мальчишкам, — когда я вижу все это, я каждый раз вспоминаю наши игры, увлечения, забавы, игрушки, вспоминаю свое деревенское детство. В тексте встретились действительные причастия настоящего времени. Словообразование страдательных причастий настоящего времени (§ 137)
Упражнение 143 (128). Терпеть II спряжение терпим терп-гш-ый Различать 1 спряжение различаем различа-ем-ый Осуждать I спряжение осуждаем осужда-ем-ый Воображать I спряжение воображаем вообража-ам-ый Слышать II спряжение слышим слыш-гш-ый Значить II спряжение значим знач-им-ый
Упражнение 143 (с). Восстать — восставший, блистать — блистающий, блестеть — блестящий, сжечь — сжегший, идти — идущий, искать — ищущий, замерзнуть — замерзший, бегать — бегавший, бежать — бежавший, продрогнуть — продрогший.
Упражнение 144 (129). 1. При желании звуки, {издаваемые (издавать — I спряжение) струнами и клапанами\. могут принять любой образ. 2. А к вечеру пошел дождь, подул особенный, ни с чем не {сравнимый] (сравнить — II спряжение) невский ветер. 3. Все вещества в мире построены из мельчайших, |не видимых (видеть — II спряжение) глазом]. |.непрерывно движущихся\ (двигаться — I спряжение) частиц. 4. Гул моря, {изредка прерываемый (прерывать — I спряжение) раскатистыми выстрелами|. в Севастополе один нарушает тишину утра.
Упражнение 145 (130). Развевающий — развеваемый; освещающий — освещаемый; видящий — видимый; обрабатывающий — обрабатываемый; преодолевающий — преодолеваемый; неприемлющий — неприемлемый.
Упражнение 146 (131). Видимый (видеть — исключение — II спряжение), участвующий (участвовать — I спряжение), удивляющийся (удивляться — I спряжение), надеющийся (надеяться — I спряжение), прославляемый (прославлять — 1 спряжение), слышимый (слышать — исключение — II спряжение), стелющийся (стелить — исключение — I спряжение), передаваемый (передавать — I спряжение).
Упражнение 147 (132). Избираемый президиум, намечаемая сессия, определяемое существительное, спрягаемый глагол, слышимый звук, называемое имя, зависимое слово, изучаемое правило, невидимое препятствие, воображаемый предмет, вдохновляемый музыкой, изображаемый пейзаж, необитаемый остров, уважаемый коллега, незабываемое событие, неприемлемое условие, управляемая система, борющийся за свободу. Никем не обитаемый остров Совершенно незабываемое событие Неприемлемое мною условие (Несмотря на наличие в двух последних словосочетаниях зависимых слов, не пишется с причастиями слитно, так как без не эти слова не употребляются.)
Упражнение 148 (133). Определять — I спряжение — определяемый — определяюм/ий; Понимать — I спряжение — понимаемый — понимающий; Зависеть — исключение — II спряжение — зависимый — зависящий; Чувствовать — I спряжение — чувствуемый — чувствующий; Обрабатывать — I спряжение — обрабатываемый — обрабатывающий.
Упражнение 149 (134). I. Машина, мчащаяся по шоссе; машина, буксирующая самосвал; спортсмен, обыгрывающий соперника; спортсмен, обыгрываемый соперником; камыш, колеблющийся от ветра; камыш, колеблемый ветром. II. Кузнечик, стрекочущий в траве; снег, подтаивающий на солнце; маяк, видимый издалека; звук, не улавливаемый прибором.
Упражнение 150 (135). Ответ в учебнике.



Новости