ГДЗ - Русский язык. Практика. 7 класс. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю.

Упражнение 251 (236). Устно.
Упражнение 252 (237). 1. |Побывав накануне в Краснознамен- ?&g|, ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2. |Увидя оценки судей на табло]. Петя вскочил и закричал: «Ура! Победа!». 3. На ледяной арене стадиона, [уверенно скользя], показались юные фигуристы с букетами в руках.
Упражнение 253 (238). Стрелок натлнул тетиву. И стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. — Стрелок натянул тетиву. Вырвавшись из плена сильных пальцев, стрела понеслась к цели.
Упражнение 254 (239). Устно.
Упражнение 255 (240). Стиль речи — научно популярный. Приглашение к бегу Бег трусцой. Что это такое? За окном — рассветная тишина. Вы выходите на улицу. Не торопитесь! Прогуляйтесь немного, всеми легкими вдыхая свежий воздух. Ваши легкие расправляются, как паруса. Пройдите еще немного, упруго приподнимаясь с пятки на носок, подготавливая стопы к нагрузке. Минимальное усилие, и вы побежали. И с этого момента ощущение полета, отличающее бег от ходьбы, неожиданной радостью войдет в вас. Запомните! Нет другого вида спорта, столь доступного и столь необходимого для здоровья. Пройдите еще немного, упруго приподнимаясь с пятки на носок, подготавливая стопы к нагрузке. что делая? что делая? Побежали — 1 орфограмма — правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово: бег.
Упражнение 256 (241). 1. Николай Озеров, \комментируя матч\. вел репортаж с арены стадиона в Лужниках. 2. По сигналу судьи спортсмены, |.оттолкнувшись от опоры\. ринулись вперед. 3. По традиции, |iвыстроившись в середине поля\. команды приветствовали друг друга.
Упражнение 257 (242). Хоккейный матч становился все напряженней. Наша команда пошла в атаку. Вратарь, выставив клюшку вперед, ждал нападения. Но, [¦обведя вратаря противника|. Вася Пупкин забил шайбу, так необходимую в этой игре. Тренер нашей команды, |радуясь и крича\. расстраивал тренера команды противника все больше и больше.
Упражнение 258 (243). Устно.
Упражнение 259 (244). I. 1. Начиная (зачин) дело, о конце помышляй. Ложась спать, думай, чем утро начать. II. 1. На борту {борт) парусника сидели {сидя), свесив ноги, босые матросы. 2. Курица непобедима, когда она, пренебрегая опасностью, бросается защищать {защита) своего {свой) птенца. III. 1. Желтый клен глядится {взгляд) в озеро, просыпаясь на заре. 2. Не жди добра, сделав зло.
Упражнение 259 (с). Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.
Упражнение 260 (245). I. 1. Маленький медвежонок, [достигнув ?ЛУЗР.Ш?о^^сМ9.^3.Ш31\ё.ШШЖ0ьидти_ддльще\, остановился и жалобно рявкнул. 2. Дельфины, \опускдясь_нд_бтьшую_;^ не страдают кессонной болезнью. 3. Ручьи, [журча _и_ извиваясь _и меж. собой_ пе^еплет_дясь[, в долину гулкую спешат. II. 1. Солнце склонялось к западу и, необозрим_ым_.гром_адам_.снего_в\, одевало их бриллиантовой корою. 2. Большой хищник, \вурнувши_йся_с_юга[, летел мне навстречу и, разглядев, кто я, вдруг круто повернул обратно. 3. Во время паводка прибрежные ивы стоят по пояс в воде и, Iшслаждтсь.^бтмш.мшш\, пушат свои золотые сережки. 4. Неожиданно кончился лес, и, [ршпшнушш?ь_д0 д,шьшж?ше.2 ударила в глаза росистая яркость лугов. дееприч.
Упражнение 261 (246). 1. Над рекой, наклонясь, что-то шеп- ^ дееприч. чет камыш. 2. Шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут. дееприч. дееприч. 3. Что шумишь, качаясь, тонкая рябина, низко наклоняясь головою к тыну? Тын — частокол, забор из вертикально поставленных брёвен, жердей.
Упражнение 262 (247). 1. Телеги, скрипя, подъезжали, поспешно свозили овес. 2. Звезда полей во мгле заледенелой, остановившись, смотрит в полынью. 3. Ночью в полях под напевы метели дремлют, качаясь, березки и ели. 4. То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал.
Упражнение 263 (248). Туристы, утомившись после тяжелого дня, выбрали сухое место и, собрав сухие ветки, разожгли костер. Достав припасы и поставив на огонь кипятиться воду, стали готовить ужин. Проснувшись утром, все пошли на рыбалку и, найдя подходящее местечко, стали удить рыбу.
Упражнение 264 (249). (Трудиться) засучив рукава — хорошо, трудолюбиво; (работать) спустя рукава — плохо, скверно, халтурно; (бежать) высунув язык — быстро, стремглав; (слушать) затаив дыхание — внимательно.
Упражнение 265 (250). 1. Коротышки слушали Знайку затаив дыхание. 2. Незнайка высунув язык помчался по улице. 3. Жители Цветочного города засучив рукава принялись за работу. Фразеологизмы характерны для художественного стиля речи. Бежать сломя голову — плестись как черепаха; работать засучив рукава — работать спустя рукава
Упражнение 266 (н). Собираясь в гости, подумай о подарке. Подарок должен быть неожиданным. Готовя подарок, вспомни о том, что любит твой товарищ. Ему будет приятно, что ты думал о нём, узнал его вкус. Покупая подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. Но приятнее всё же подарок, сделанный своими руками. Подарив его, ты порадуешь своего друга. • Словообразование деепричастий (§ 144) несов. А
Упражнение 267 (251). 1. Честь и слава тому, кто, неожидан. несов А _ „ _ благодарности, не_ гоняясь за похвалами, выбирает прудныи и благородный труд. 2. Никогда не беритесь за последующее, не окончив СОВ В СОВ. В предыдущего. 3. HedaeiuU слово — крепись, давиш — держись.
Упражнение 268 (252). Видеть — видев. — .видя, увидеть — >вйдя, ненавидеть —.‘ненавидев—.'ненавидя, решаться — ?ец}авшись — решаясь, решиться — .решйвшйс^, выращивать — вы^ац^вая1, вырастить — вы^заст'йв, зависеть — за*вй?ев — зЭвиЬА, продолжать —,прсйол>к'аяс продолжить —,пробоййв,, приберечь — npt^oepeMIl^ — прйбере^сй,
Упражнение 269 (253). Развеять — развеяв, поставить — поставив, выдержать — выдержав, построить — построив, обидеться — обидевм/мсь, заклеить — заклеив, вытерпеть — вытерпев, развеяться — развеявшгУпражнение 270 (254). 1. Экспресс Москва — Санкт-Петербург мчится со скоростью 200 километров в час, \преодолевом_весь путь за_5_часов\. 2. Строители проложили новую дорогу, {соединив поселок с авт_остд±щией\. 3. Ребята принимали участие в олимпиаде по русскому языку. Их наградили почетными грамотами. (Здесь это невозможно, так как ребята не могли сами себя наградить, то есть от слова ребята нельзя задать вопрос что делая? что сделав? к слову наградили, так как действие совершается над ними, а не они его совершают.)
Упражнение 270 (с). 1. Человек дышит легкими. 2. Демонстранты шли по набережной. 3. У входа в столовую толпился народ. 4. Мороженое быстро растаяло. Сумка была наполнена легкими вещами, поэтому оказалась нетяжелой. Столовые приборы были из настоящего серебра. Мороженые пальцы пришлось долго отогревать после прихода с улицы. В современном языке слово набережная не может употреблять в качестве прилагательного.
Упражнение 271 (255). Устно.
Упражнение 272 (256). Заглавие — «Охота» Шли, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом; неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружье к стволу сосны, сделав мне условный знак, стал готовиться; откашлявшись и оглядевшись, приложил; закинув голову, начал подражать; подражая старому волку, заводил; обрывал , низко нагнувшись над землею; не дав ему окончить, отозвался; стояли не шевелясь, выжидая. Едва — ед-ва — 2 слога. [й] —согласный, звонкий, мягкий, непарный;[э] — гласный, безударный; д[д] — согласный, твердый, звонкий, парный; в[в] — согласный, твердый, звонкий, парный; а[&] — гласный, ударный. 4 буквы, 4 звука. Едва — наречие, так как: 1. Обозначает признак действия, признак состояния, признак признака и признак предмета. 2. Едва — неизменяемое слово 3. В предложении является обстоятельством. Повторим изученное в разделе «Деепричастие»
Упражнение 273 (257). Журча — деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? 2. Образовано от глагола журчать, несовершенного вида. 3. В предложении является обстоятельством. Извиваясь — деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? 2. Образовано от глагола извиваться; несовершенного вида, возвратное. 3. В предложении является обстоятельством. Перекликаясь — деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? 2. Образовано от глагола перекликаться; несовершенного вида, возвратное. 3. В предложении является обстоятельством. Прислонившись — деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? 2. Образовано от глагола прислониться, совершенного вида, возвратное, непереходное. '3. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 274 (258). Фигурист, чемпион, спортсмен, демонстрировать, минимальный, комментировать, репортаж, арена, сигнал, традиция, хоккей, матч, вратарь, команда, экспресс, теннис.
Упражнение 275 (н). Самостоятельно.
Упражнение 276 (260).
Упражнение 277 (261). Глагол — инфинитив Глагол прошедшего времени Дееприча стие Действительное причастие прошедшего времени увидеть увидел увидав увидевший поставить поставил поставив поставивший надеяться надеялся надеявшись надеявшийся Выдержать выдержал выдержав выдержавший расклеиться расклеился расклеив расклеившийся
Упражнение 278 (262). 1. Школьники готовились к соревнованиям и упорно тренировались. — Школьники, готовясь к соревнованиям, упорно тренировались. — Школьники, готовившиеся к соревнованиям, упорно тренировались. 2. Ученик не понял условия задачи и задал вопрос учителю. — Ученик, не поняв условие задачи, задал учителю вопрос. — Ученик, не понявший условие задачи, задал вопрос учителю. 3. Мальчик заметил опечатку в книге и исправил ее. — Мальчик, заметив опечатку в книге, исправил ее. — Мальчик, заметивший опечатку в книге, исправил ее. 4. Путники осторожно шли по болоту и опирались на длинные шесты. — Путники, осторожно идя по болоту, опирались на длинные шесты. — Путники, осторожно шедшие по болоту, опирались на длинные шесты.
Упражнение 279 (263). I. Туристы, закончив ужин, еще долго сидели у затухающего костра. 2. Леса шумели в эту ночь как-то особенно, шевеля весеннею листвой. 3. Луна сияла ярко, таинственно освещая сад.
Упражнение 280 (264). 1. Не зная значения слова, обратись к толковому словарю. 2. Петя всегда брал орфографический словарь, сомневаясь в написании слов. 3. Многие не любят заглядывать в словарь, ленясь достать его с полки.
Упражнение 281 (265). 1. Когда я возвращался из школы, меня застала гроза. 2. Когда мы подъезжали к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Когда я сделал уроки, у меня заболели глаза. 4. Когда читаешь эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас.
Упражнение 282 (266). Семейная сцена По засыпанному (засыпал) галькой берегу шли три медведя. Один из них — крупная медведица — в этот момент переходил вброд (брода) неширокую, но быструю, впадающую (падать) в Иман реку. Шлепая по мелкой воде широкими лапами, медведица достигла середины реки, затем резко (резок) погрузилась, так что вода перекатилась (перекатываться) через ее спину, и вышла на противоположный (прцтив) берег. С ее шкуры с журчанием сте^ кала (т?чь) вода. Пример)' медведицы последовал второй, небольшой медведь (медведя), видимо, двухгодовалого (год) воз?1сЪ (рос — раст). На правой стороне (стороны — сторонка) речушки (реки) остался маленький медвежонок. Он также было побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился (остаться) и жалобно рявкнул. В тот же момент произошла, вероятно, обычная этих четвероногих (четверо) семейная (с?мьи) сцена. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и передней лапой дала (дать) ему такую затрещину, что тот полетел (полёт) на отмель (мёлко). Перевернувшись (перевернутый) и схватившись (хватка) обеими лапами за левое ухо, он заорал (др) диким голосом. Затем, продолжая (продолжить) держаться (поддержка) лапой за ушибленное (ушибить) место, он стремительно кинулся через речку, схватил (хватка) маленького братишку за шиворот и, все еще вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место. Вся группа исчезла в чаще (ча//ща), но еще долго в тишине (жи//ши) утра до нас доносились (донос) жалобные вопли наказанного (причастие) медвежонка. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (§ 145)
Упражнение 283 (267). Столовая (имя прилагательное (какая?)) ложка — пойти в столовую (имя существительное (куда? во что?)); идти на встречу (имя существительное (куда? на что?)) с товарищем — двигаться навстречу (наречие (куда? как?)); шахтеры, отдыхающие (причастие (какие? что делающие?)) в санатории — привлечь внимание отдыхающих (имя существительное (чье? кого?)).
Упражнение 284 (268). 1. Дорогу осилит идущий (имя существительное (кто?)). — Трудными каменистыми тропами пробирались путники, идущие (причастие (какие? что делающие?)) на перевал. 2. Смелого (имя существительное (кого?)) пуля боится, смелого (имя существительное (кого?)) штык не берет. 3. Внимательно присмотритесь к своим друзьям и знакомым (имя существительное (к кому ?)). — Будьте вежливы со знакомыми (имя прилагательное (какими?)) и незнакомыми людьми.
Упражнение 285 (269). Больной — имя прилагательное, имя существительное. Больной был при смерти, и часто больные люди это чувствуют. Чисто — наречие Встречающий — имя существительное, причастие. Встречающих просим пройти к четвертому окошку. Встречающий меня мужчина был пожилым человеком, среднего роста, с густыми усами. Скупой — имя существительное, имя прилагательное. Папа посоветовал прочитать произведение А.С. Пушкина «Скупой рыцарь». Скупые никогда не станут помогать неимущим. Мороженое — имя существительное, имя прилагательное. Мороженое было очень вкусным, но быстро закончилось, и пришлось купить еще. Мороженые ягоды можно, разморозив, кушать зимой или варить из них компоты. (В)верх — наречие, имя существительное. Мы поднимались вверх, и чем выше мы поднимались, тем страшнее нам становилось. Это был верх тактичности и воспитанности с его стороны, многим стоило у него поучиться.
Упражнение 286 (н). Отступавших, воевавших, павших, пропавших, провожавших, встречавших, подавших, помолившихся. В данном тексте они выступают в роли существительных.
Упражнение 287 (н). Молчащий, кричащий, рассерженный, утопающий.
Упражнение 288 (272). Орфографических — орфография, устанавливают -— стан, написание — написан, словах — слово, употребление — потребность, прописных — прописывать, случайно — случай, вначале — начали, названы — звать, начинается — начали, определяется — предел, ведущий — заведующий, доверяли — доверие, искать — заискивать, годится — г^ден, позй- ция — поза, отличаются — отличие, положение — (лаг//лож), ударением — удар, обозначения — обозначить, основаниях — основа. Пишутся через дефис наречия с приставкой в-(во-), образованные от порядковых числительных.
Упражнение 289 (273). Было не светло и не темно. Стояла теплая, белая, прозрачная ночь с ее нежными переливчатыми красками, с перламутровой водой в тихих каналах, четко отражавших серый камень набережной и неподвижную зелень деревьев, с бледным, точно утолщенным бессонницей небом и со спящими облакаии на небе, длинными, тонкими, пушистыми, как клочья растрепанной ваты.
Упражнение 290 (274). Устно.
Упражнение 291 (275). Удивляя (корень, проверочное слово — диво), испарение (корень, проверочное слово — испарина), очаровательный (корень, проверочное слово — чары), ускоряет (корень, проверочное слово — скорость; окончание, глагол I спряжения — ускорять), выбегающий (корень, проверочное слово — бег; суффикс, причасти, образованное от глагола I спряжения — выбегать), прилетев (корень, проверочное слово — полет; приставка, указывает на приближение), прибыть (приставки, указывает на приближение), переливая (корень, проверочное слово — лить).
Упражнение 292 (276,277). Орфограммы — гласные буквы в корнях слов проверяемые непрове ряемые чередующиеся о е после шипящих, и-ы после ц коробка — короб удивлять — диво ускорягь — скорость корова экзамен хоккей прилагающиеся — положивший прикасаясь — прикоснувшись челка шепог шелк шомпол Орфофаммы — гласные буквы в корнях слов проверяемые непрове ряемые чередующиеся о-е после шипящих, и-ы после ц ковер — коврик молитва — молится пирожок — пирог снежок — снег лесничий — лес олово корзина собака космос гарнизон вырастающий — выросший озаряя — зори берущий — забирающий дергать — задирать тереть — протирать стелется — расстилать шоколад цыпленок цыган цирк циркуль Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется буква а(н), в противном случае, в корне пишется о(е).
Упражнение 293 (278). Выстрелив (проверочное слово — стрелы) (деепричастие), преподающий (проверочное слово — преподать) (причастие), собираясь (чередование берНбир, после корня есть суффикс -а-) (деепричастие), косивший (чередование корней косНкас) (причастие), касавшийся (чередование косИкас; после корня есть суффикс -а-) (причастие), предполагая (чередование лагНлож; после корня есть суффикс -а-) (деепричастие), заревой (проверочное слово — зарево) (имя прилагательное), выращенный (причастие), проскочивший (чередование скакПскоч) (причастие), преломляющийся (проверочное слово — перелом) (причастие), неувядаемый (проверочное слово — увясть) (причастие), распространяемый (проверочное слово — пространство) (причастие), возрождая (проверочное слово — род) (деепричастие), воплощая (деепричастие), впечатляющий (причастие), разъединившись (проверочное слово — единый) (деепричастие), объединившиеся (проверочное слово — единый) (причастие), приближающиеся (поверочное слово — близко) (причастие), непримиримый (проверочное слово — мир) (имя прилагательное), покоряющий (проверочное слово — покорный) (причастие), поредевший (проверочное слово — редко) (причастие), сплоченный (причастие), рассчитавший (чередование чит11чет\ после корня есть суффикс -а-) (причастие), развивая (проверочное слово — развитие) (деепричастие), примирившиеся (проверочное слово — мир) (причастие), замирая (поверочное слово — мир) (деепричастие), расстелившиеся (чередование стелПстил, после корня отсутствует суффикс -а-) (причастие), удирая (чередование корней дирНдер\ после корня есть суффикс -а-) (деепричастие), собиравшиеся (чередование корней берПбир\ после корня есть суффикс -а-) (причастие).
Упражнение 294 (н). бло^арь (?лфво) отражает все избе^ения (подбёйа), [происходящие (происходит) в мире|. Он за'печа^лел (fie44ri>) опыт и мудрость веков и^неРот?та^ая (от?ф)ешь), сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых (приблф?) и обобщающих идей и понятий. Более того, дееприч. памяти, к самым разным ощущениям и чувства, |вызывая в нашем представлении (йредст|вить) живую реальность!...
Упражнение 295 (279). В заглавии отражена тема. Ива Зачем ты, ива, вырастаешь Над судоходною рекой И волны мутные ласкаешь, Как будто нужен им покой? Преград не зная и обходов, Бездумно жизнь твою губя, От проходящих пароходов Несутся волны на тебя! А есть укромный край природы. Где под церковною горой В тени мерцающие воды С твоей ласкаются сестрой... Преград не зная и обходов, Бездумно жизнь твою губя, От проходящих пароходов Несутся волны на тебя! Несутся — 1 орфограмма — правописание безударной глас ной в корне. Проверочное слово — нес. Г орой — го-рой — 2 слога г[г] — согласный, твердый, звонкий, парный; о[а] — гласный, безударный; р[р] — согласный, твердый, звонкий, непарный; о[о] — гласный, ударный; й[й] — согласный, мягкий, звонкий, непарный. 5 букв, 5 звуков.
Упражнение 296 (н). Самостоятельно. Повторим пунктуацию
Упражнение 297 (280). Вы знакомы с «Энциклопедическим словарем юного филолога»? В этой книге вы найдете много интересного о языке, его происхождении, развитии, устройстве, роли в обществе. (Запятые между однородными членами предложения.) Есть в словаре и статья о пунктуации. Мы будем пользоваться сведениями из этой статьи, повторяя пунктуацию. (Запятая перед деепричастным оборотом.) Это поможет нам лучше понять, зачем нужны знаки препинания. (Запятая разделяет два простых предложения в составе сложного.)
Упражнение 298 (281). Дорогие ребята, повторяя пунктуацию, мы с вами вспоминаем изученное ранее и узнаем новое. Читая этот текст, вы убеждаетесь, как помогли бы вам в работе знаки препинания. Что же мы знаем о них? Знаки препинания, расставленные по правилам, помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст, прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным. Таким образом, знаки препинания наши помощники. Будем же относиться к ним очень внимательно! Заставленные Разобраться — 1 орфограмма — правописание -ться -тся в глаголах (что сделать? — разобраться) Шпйс?§?що
Упражнение 299 (282). Устно.
Упражнение 300 (283). Заглавие «Рождение знаков препинания». В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка — первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: запятая, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие, точка с запятой. Вошли в употребление также скобки, тире и кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца — красная строка. К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые — от латинского названия точки «пунктум» — принято называть знаками пунктуации. ^тй^ываЗД Границы. Слово границы в данном предложении употреблено в значении линии раздела чего-либо, пределы. В предложе нии употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Исконно русское, общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.



Новости