ГДЗ - Русский язык. Практика. 7 класс. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю.

Упражнение 401 (382). 1. Как волка (ни) корми (корм), он все в лес смотрит (смотреть — II спряжение(искгаочение)). 2. (Ни) косточкой нигде (не) мог я поживиться (жив; что сделать?). 3. Дождь рыбаку (не) помеха. 4. (Ни) одна зв§зда(звезды) (не) оз§ряет(зарево) трудный путь.
Упражнение 402 (383). Мы пошли бы в лес (условное наклонение глагола). Пусть ярче светит солнце (побудительное наклонение глагола). Весна — самое хорошее время года (превосходная степень сравнения прилагательного).
Упражнение 403 (384). I. Разве гром бывает немотою болен? 1. Выделенное слово разве не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно предает предложению оттенок вопросительного. Следовательно, это частица. 2. Не пылит дорога, не дрожат листы. 1. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания глаголу отрицательный оттенок. Следовательно, это частица. 3. Если б гармошка умела все говорить не тая. 1. Выделенное слово б не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица. 2. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания деепричастию отрицательный оттенок. Следовательно, это частица.
Упражнение 404 (385). 1. Бежал я долго — где? куда? (Не) знаю! 2. О, я как брат обняться с бурей был (бы) рад! 3. (Лишь) серебристой бахромой вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной. 4. (Уж) луна вверху сияла, и одна лишь тучка крала- ся за ней. 5. Но даже на краю небес все тот (же) был зубчатый лес.
Упражнение 405 (386). 1. В стихи (б) я внес дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты. 2. Если (б) я поэтом не был, я (бы) стал (бы) звездочетом. 3. Дорог мне кубрик матросский, скромное наше житье, (самое) синее в мире Черное море мое. 4. (Пусть) безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в небеса. Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом.(Предложение сложноподчиненное, запятая разделяет два простых предложения.) ^атросс^йй! Житье — жи-тье — 2 слога ж[ж] — согласный, твердый, звонкий, парный; и[ы] — гласный, безударный; т[т’] — согласный, мягкий, глухой, парный; [й] — согласный, мягкий, звонкий, непарный; [о] — гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков.
Упражнение 406 (387). 1. Взяли (бы) меня на рыбалку, наловил (бы) я рыбы, сварил (бы) ухи. Хороша была (бы) уха! 2. Посадили (б) мы под окнами молодые кусты сирени. Зазеленели (б) они ранней весной. И через несколько лет порадовали (бы) нас чудесным запахом цветов.
Упражнение 407 (388). Ответ в учебнике.
Упражнение 408 (389). 1. Начинайте же выступление. Начинайте-ка выступление. 2. Прекратите же разговоры. Прекратите-ка разговоры 3. Сходи же за газетами. Сходи-ка за газетами. 4. Выучи же стихотворение. Выучи-ка стихотворение. 5. Дай же мне эту книгу. Дай-ка мне книгу. 6. Намажь же хлеб маслом. Намажь-ка хлеб маслом. 7. Отрежь же ровную полоску бумаги. Отрежь-ка ровную полоску бумаги.
Упражнение 409 (390). 1. Что бы мне подарить сестренке, чтобы она обрадовалась? 2. Мы продолжали двигаться по болоту так же осторожно, как и раньше. 3. Работали все с воодушевлением; он также старался не отставать от других. 4. Сапер должен быть уверен в себе так же, как и хирург. 5. В семье лесника охотились все; я тоже пристрастился к охоте. 6. Начались состязания прыгунов в высоту; в то же время объявили о забеге на 100 метров. [5] — гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков. Объявили — 2 орфограммы. 1. Объявили. Разделительный твердый знак. 2. Объявили. Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово — объявят.
Упражнение 410 (391). 1. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звезды тоже нахмурились. 2. Мой друг, со мной было то (же) самое. 3. Тучи ползли по небу так (же) медленно, как и раньше. 4. Мы ехали по той (же) дороге, останавливались в тех (же) местах, так (же) удили на Деме. 5. Что (бы) мне предпринять, чтобы закончить работу в срок?
Упражнение 411 (392). 1. Что же мне сделать, чтобы решить эту проблему поскорее. 2. Что бы такое почитать, чтобы отвлечься от грустных мыслей. 3. Свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир тоже отдыхал за игрой. 4. Эта задача решается так же, как и предыдущая. 5. То же самое можно было бы рассказать о лейтенанте, но о нем было гораздо меньше известно. 6. Все были в окопах, командир также занял место в укрытии. 7. Было еще темно, в то же время все было отлично видно. 8. Нельзя ли мне помочь, чтобы облегчить как-то ваши страдания.
Упражнение 412 (393). Прс^р^гь|ся,
Упражнение 413 (394). 1. Как бы мне хотелось его видеть. 2. Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете. 3. Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? 4. Ужель мне скоро тридцать лет? 5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 6. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок. 7. По карте можно странствовать так же, как по земле. 8. Все лучшие минуты его жизни в одно и то_же время вспомнились ему. 9. Выражение его лица тоже постоянно менялось.
Упражнение 414 (395). 1. Неужели мне можно пойти с вами в лес? 2. Разве ты прочитал эту книгу? 3. Якобы он стал таким сильным? 4. Выполнила ли она задание? Значение частиц (§ 152)
Упражнение 415 (396). Устно. Упражнения 416 (397). Ответ в учебнике.
Упражнение 417 (398). 1. Неужели сегодня понедельник? 2. Неужели уже двенадцать часов? 3, Разве вы купили билет? 4. Успеем ли мы на вокзал к отходу поезда? 5. Есть ли другие поезда, которые идут до этого города?
Упражнение 418 (399). Восклицательные частицы: 1. Весна, весна! (Как) воздух чист! (Как) ясен небосклон! (?. Баратынский.) 2. (Что за) уха! Да (как) жирна! 4. (Что за) звуки, (за) песни польются день-деньской, от зари до зари! Указательные частицы: 3. (Вот) (уж) снег последний в поле тает. 5. (Вот) на дорогу выезжает тяжелый воз. 6. (Вон) вдали чернеют, словно пни, избушки. Иослёдн^й| Вдали — 2 орфограммы: слитное написание наречий; правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово — даль.
Упражнение 419 (400). 1. Как прекрасен сад весной во время цветенья! 2. Что за наказанье — распутывать спутавшиеся нитки! 3. Как замечателен миг появления первого луча восходящего солнца! Упражнения 420 (401). ты нива моя, нивушка, скосить тебя с маху единого, связать тебя всю во единый сноп! вы думы мои, думушки, (Не) стряхнуть вас разом с плеч долой, Одной речью@)вас(нВ) высказать!
Упражнение 421 (402). 1. Мы все-таки поедем на Дальний Восток. 2. Это все-таки чудесный, необыкновенный край. 3. Найдутся ведь места прекраснее этих. 4. Я же люблю дальние поездки.
Упражнение 422 (403). 1. Вдали виднеется не озеро. 2. Там, возможно, и не водится рыба. 3. Мы отправимся туда не утром. 4. Нас будет не трое. 5. Я не один раз бывал на этом озере. 6. Не вычерпав воду, мы сели в лодку. Там, возможно, и не водится рыба. (Слово возможно выделено запятыми, так как является вводным словом.) Не вычерпав воду, мы сели в лодку. (Запятой выделен деепричастный оборот.) [' ]Л2 ]•
Упражнение 423 (404). 1. За что ни возьмется, все у него получается. 2. Куда ни погляжу, всюду вижу дружные всходы. 3. Сколько его ни предупреждали, он все равно делает по-своему. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Как ни красивы чужие края, но родина лучше. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. Упражнения 424 (405). Устно.
Упражнение 425 (406). 1. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь. 2. Наш Демид ни туда глядит. 3. Не тот силен, кто кричит, а тот, кто голову имеет. 4. Как ни старается, ничего у него не получается. 5. То же бы слово, да не так бы молвить. Словарный диктант на тему « Правописание личных окончаний глагола». Глядит, кричит, скажешь, напишешь, имеет, старается, получается, отрубишь, приставишь.
Упражнение 425 (с). Невыносимый шум — шум невыносим, непреодолимые преграды — преграды непреодолимы, неописуемый восторг — восторг неописуем, неопровержимые доказательства — доказательства неопровержимы, неоспоримое преимущество — преимущество неоспоримо, неотразимый натиск — натиск неотразим, нестерпимая жара — жара нестерпима, непобедимая армия — армия непобедима.
Упражнение 426 (407). 1. Судя по листьям, это не клен. — Ни ясень, ни клен еще не сбросили листвы. 2. Не я, а брат помог сестре. — Ни я, ни брат не могли помочь сестре. 3. Это не серебристая ель. — Ни серебристая, ни простая ель не растет в этих местах. 4. В команде нас было не пять человек. — Ни пять, ни шесть новых игроков не смогли заменить трех опытных.
Упражнение 427 (408). 1. Ни фиалка, ни ландыш еще не расцвели. 2. Ни я, ни сестра не смогли пойти в лес. 3. Ни еловые, ни сосновые дрова не заменят березовых. 4. Ни утром, ни днем, ни вечером не затихает движение машин по шоссе.
Упражнение 428 (409). 1. Он не любит ни петь, ни танцевать. 2. В нашей речке не водятся ни ерши, ни окуни. 3. На этой поляне не растут ни ромашки, ни гвоздики.
Упражнение 429 (410). 1. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2. Белый гриб мне еще ни разу не попадался. 3. Затихло все, не доносилось ни одного звука. 4. Ни птицы в небе нет, ни облачка. 5. За что ни возьмется, все ему удается. Удается — 1 орфограмма (Правописание безударных гласных в корне.) Проверочное слово — удастся.
Упражнение 430 (411). 1. Не пугай, зима, весна все равно придет. 2. Ранней весной, когда еще не оделся зеленой листвой лес, цветет нежная ива. 3. Кто не бывал в этом музее, советую побывать. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Куда ни оглянусь, всюду вижу пробуждение весны. 6. Он торопился и шел, не разбирая дороги.
Упражнение 431 (412). I. Ни одна во поле дороженька пролегала. 2. При мне он у нас ни разу не был. 3. Полковник ни разу не взглянул на Ростова. 4. Так делалось не один раз. 5. Не один раз наши лошади скатывались с крутизны. 6. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом. 7. Изведал враг в тот день немало. 8. Вы меня нимало не удивили. Пролегала — лечь, взглянул — взгляд, скатывались — скатываюсь, выдали — выдели, уездной — уезда, барышни — 1 склонение родительный падеж, удивили — диво.
Упражнение 432 (413). 1. Мать не могла не заметить успехи сына. — Мать заметила успехи сына. 2. Я не могу не согласиться с вами — Я согласен с вами. 3. Путешественники не могли не обратить внимания на ухудшение погоды. — Путешественники обратили внимание на ухудшение погоды. 4. Нельзя не восхищаться мастерством и талантом народных умельцев. — Восхищаюсь мастерством и талантом народных умельцев. 5. Не могу не выразить вам искренней благодарности за помощь и поддержку. — Выражаю вам искреннюю благодарность за помощь и поддержку.
Упражнение 433 (414). 1. Болельщики не могли не видеть старания команды. 2. Рассматривая картину, нельзя было не заметить мастерства художника. 3. В ведре не было ни капли воды. 4. Немало я стран перевидал. 5. В течение недели я ни разу не пропустил занятий. 6. Он не мог не помочь больному. 7. Мне так и не удалось поймать ни одной рыбки. В_течение — 1 орфограмма — правописание производных предлогов.
Упражнение 434 (415). 1. Где только не побывал известный русский путешественник Миклухо-Маклай! Миклухо-Маклай бывал во многих местах. 2. Каких только бабочек не увидишь в обширной коллекции зоологического музея! — В обширной коллекции зоологического музея большое разнообразие бабочек. 3. Каких только удивительных и причудливых растений не встретишь в ботаническом саду Москвы! — В ботаническом саду можно встретить много причудливых растений. 4. Нельзя не удивляться энциклопедическим знаниям и разносторонности интересов М.В. Ломоносова! — М.В. Ломоносов имел разносторонние интересы и владел энциклопедическими знаниями. 5. Кто из вас не помнит своей первой книжки? — Каждый помнит свою первую книжку. Известный — 1 орфограмма — непроизносимые согласные. Проверочное слово — известие. Не увидишь — 1 орфограмма — правописание не с глаголами. ГТри^у^ййь Удивляться — 1 орфограмма — правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово — диво.
Упражнение 435 (416). 1. Чего только не рассказывал нам этот старый моряк! 2. Где он только не плавал! 3. Какие страны он только не видел! 4. В каких широтах он только не побывал! 5. Кто только не завидовал ему!
Упражнение 436 (417). Как ни в чем не бывало — словно ничего не случилось; во что бы то ни стало — несмотря ни на что — вопреки всему; откуда ни возьмись — внезапно — неожиданно; как бы то ни было — непременно — обязательно.
Упражнение 437 (418). 1. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул крепкий, но попутный ветер. 2. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено. 3. Это задание надо выполнить во что бы то ни стало в срок. 4. Штаб остался как ни в чем не бывало там, где стоял.
Упражнение 438 (419). Самостоятельно.
Упражнение 439 (420). Устно.
Упражнение 440 (421). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Что такое станционный смотритель?. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Станционных — станция, смотрителей — смотрит, накоплен^ ную (совершенный вид), езды, путешественник — (е — соединительная гласная: путь и шествовать), вымещает — вымещать (I спряжение), везут — везший, виноват — повинный. Скучной — скуч-ной — 2 слога с[с] — согласный, твердый, глухой, парный; к[к] — согласный, твердый, глухой, парный; у[у] — гласный, ударный; ч[ш] — согласный, твердый, глухой, парный; н[н] — согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] — гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков.
Упражнение 440 (с). 1. Нечего и хвалиться, если из рук дело валится. 2. Дороги не знаю, а спросить не у кого. 3. Не зачем и дело начинать, коли не знаешь, как его кончать. 4. Не с кем мне посоветоваться, ничего не сделаешь, надо решать самому. 5. Отец сообщил мне нечто важное. Слитное и раздельное написание не и ни (§ 153)
Упражнение 441 (422). Слитно Раздельно несчастье, непогода, ненависть, ненастье не правда, а ложь; не добро, а зло небрежный, невзрачный, недобрый, неглубокий не умный, а глупый; совсем не интересный; ничуть не страшный; ваза не хрустальная некто, некоторые, негде не я; не с кем; не для чего негодует, нездоровится, недосолить не сплю; не пытайтесь негодующий, нескошенная, нерастопленная не законченный, а продолжающийся; не скошенная вчера; не покрашен ненавидя, негодуя не умолкая; не попросив небрежно, нелепо, негромко, нешутя не шутя, а серьезно; нисколько не умно; далеко не находчиво
Упражнение 442 (423). Негодовать, ненавидя, нелепо, неряшливо, невежда, недоумение.
Упражнение 443 (424). Ложь — неправда, скучно — невесело, низкий — невысокий, старый — немолодой, враг — недруг, близко — недалеко, медленный — небыстрый, плохо — нехорошо, беда — несчастье.
Упражнение 444 (426). 1. Врагов бьют не числом, а умом. 2. Он мне не приятель, а просто знакомый. 3. Ущелье не глубокое, но извилистое и узкое. 4. Дорога не дальняя, а совсем близкая. 5.Неприятель предпринял атаку, но мы были готовы к нападению. 6. Речушка наша не широкая, а узкая, и переправляться через нее одно удовольствие. 7. Этот памятник расположен недалеко от центра столицы. Упражнения 445 (427). Самостоятельно.
Упражнение 446 (428). Самостоятельно.
Упражнение 447 (429). Незаконченная работа. Не законченная в срок работа. Не законченная, а только начатая работа. Работа не закончена.
Упражнение 448 (430). Не закрытое вечером окно, не написанное в срок сочинение, не освоенный водителем маршрут, не работающий нормально мотор, не выполненное вовремя задание, не прочитанный до конца рассказ, не высказанная другом просьба.
Упражнение 449 (432). Неустрашимый солдат, матрос; несокрушимая артиллерия; неиссякаемый оптимизм; неслыханный героизм лейтенанта; генерал был непреклонен; непобедимый адмирал; обсуждение не закончено; рассказ не написан; груз не тяжел; ответ не краток.
Упражнение 450 (433). Самостоятельно.



Новости