Сочинения по литературе для учеников 9 класса

А. С. Пушкин — наш современник

Все чернее та  Черная речка...
Все светлей моя память о том,
Кто ушел, чтоб в поэзии вечно
Оставаться в венце золотом.
Е. Нефедов

       Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорога поэзия. В этот день на земле великого русского поэта проходит пушкинский праздник. Люди идут в гости к живому Пушкину - величайшему поэту. Это имя понятно на любом языке. Весь мир благого  вейно склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым собеседником, задушевным другом.
       Украинский поэт Б. Олийнык утверждает, что Пушкина наряду с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов служит высказывание Д. Н. Журавлева: "Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не помечена красным цветом дата шестого июня. Пусть это будет рабочий день, но страница — красная. Это же день рождения Пушкина! Он дал нам всю русскую литературу, всю!" Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неустанно восторгаемся своеобразием и неповторимостью художественного мира, созданного поэтом. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.
        Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?

         Впервые услышав строки:
         Пока свободою горим,
         Пока сердца для чести живы,
         Мой друг, отчизне посвятим
         Души прекрасные порывы!

— мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой верности Родине, ее бессмертной поэзии, умеющей поднять человека на вершину подвига.
     А. С. Пушкин - родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, "при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте..." Русской земле нужен был такой поэт как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история - от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.
       Поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.
       Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был величайшим патриотом. Мы благодарны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса...

Снежным зимним утром вспоминаем:
Пришла,рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

       Идут годы... Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали, снова и снова мы находим что-то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в самых разных жизненных ситуациях. Не о нашем ли времени эти слова:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

       Получилось, будто сам поэт нас успокаивает. Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит не робеть перед опасностью, мужественно преодолевать трудности.
       Он, конечно, был прав, когда писал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

      Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

       Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделенной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?
       Самые светлые, добрые и самые благородные чувства Пушкина становятся примером, которому мы следуем.
       У Пушкина нет возраста. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.
      Пушкин делает нас сильнее, увереннее в защите добра и разума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными потому, что учит любить Родину, ее историю, ее славу.
       Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть.
       Пушкин современен и сегодня. И будет современен завтра и всегда! Закончить сочинение хочу словами В. Г. Белинского: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное".

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

"На что он руку поднимал..."

       Пушкин и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.
      Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речъ России
По книжке Пушкина учил.
Мне в душу вольные, святые
Мечты навеки он вселил.

       Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить.
       29 января 1837 года "солнце нашей поэзии закатилось". Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся "к нам по воле рока".
       Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал"? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.
       Пушкин - гений поэтический, народный. Он был дан миру "на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт..." С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык.
       Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести,
Ему скучна тщеславья круговерть.
Поэт во все века — невольник чести,
За честь земли своей  идет на смерть.

      Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верав добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице "весь высший свет", который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец - убийца великого Пушкина.
       В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

      Стихотворение "Смерть Поэта" написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.
       "На что он руку поднимал!" - негодует Лермонтов. Он, этот человек, который

На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.

      Мог ли он, "подобный сотням беглецов", презиравший "земли чужой язык и нравы", осмыслить, понять, на что он замахнулся?
       Гений России, ее свобода и слава оказались в тот "миг кровавый" перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..

       Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.
       Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение - обвинительный акт самодержавию, - он исполнил свой человеческий и гражданский долг. "К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности". Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова "И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь", были восприняты при дворе как "призыв к революции". Лермонтов был арестован, началось политическое дело о "непозволительных стихах". А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему "счастливого пути".
        Предчувствовать и знать - эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении "Не смейся над моей пророческой тоскою", которое во многом перекликается со "Смертью Поэта" — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели - в тех же условиях и по той же причине:

..Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений.
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил.

       15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть Лермонтова — невосполнимая утрата для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Тема одинокого человека в творчестве М.Ю. Лермонтова

Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?"
М. Ю. Лермонтов. Валерик

        Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем ж\ противоборства с ними.
       Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
       Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума".
       Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
      Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.
       В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью..." он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...

     Теперь смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения:

Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее — иль пусто, иль темно...

Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла...

И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы...

       Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя...

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

    Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.
    Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий
бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
    Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...

...Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Вот старый утес... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.      

     В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхожу один я на дорогу...", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жагль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

     Страшная духовная разобщенность с другими людьми -прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний - "что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно.
       Стихотворение "И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
       Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
       Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:

Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

       Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении "Я не унижусь пред тобой..." он говорит:

Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

      Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?
      Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.
      Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.




Новости