«Поэзия - одна великолепная цитата» (по лирике А. Ахматовой)

   Серебряный век русской литературы немыслим без творчества Анны Ахматовой. Ее поэзия – своеобразный гимн женщине. Героини Ахматовой реалистичны, и каждая читательница может найти в этих образах что-то близкое. 
    Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» является одним их первых в сборнике миниатюр, в нем очень эмоционально обрисовываются эпизоды жизни и любви героини. Ключевые детали стихотворения несут двойную смысловую нагрузку, они не только дают какую-либо картину действительности, но и передают психологический настрой лирической героини, ее душевное состояние. В этом стихотворении отражено не только минутное настроение двух влюбленных людей, но и вечная трагедия расставания:
    Как забуду? Он вышел, шатаясь. 
    Искривился мучительно рот… 
    Я сбежала, перил не касаясь, 
    Я бежала за ним до ворот. 
    Ахматова воспринимает не только любовь через призму сердца, но и все, что происходит рядом с ней. Ее жизнь и судьба были трагичны. В 1921 году погибает муж, Николай Гумилев, советская действительность угнетает поэтессу, но она не в силах ничего изменить. В поэме «Реквием» мы читаем пронзительно скорбные строки: 
    Семнадцать месяцев кричу, 
    Зову тебя домой, 
     Кидалась в ноги палачу, 
    Ты сын и ужас мой. 
    Нет, Анна Ахматова здесь не говорит о жестокости современного ей мира. Она не говорит об ужасных годах… Поэтесса рисует образ женщины, которая провела много времени у тюремных дверей, ожидая приговора любимому человеку. Эта женщина не одна, их тысячи, с такой же искалеченной судьбой и израненными сердцами. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Сначала лирическая героиня рассказывает о личном горе – об аресте сына, о неопределенности. Потом из мира внутренних переживаний вырисовывается непростая историческая действительность. Ахматовой осталась «один на один» со своей бедой: 
    Приговор… И сразу слезы хлынут, 
    Ото всех уже отделена, 
    Словно с болью жизнь из сердца вынут, 
    Словно грубо навзничь опрокинут, 
    Но идет… Шатается…Одна. 
    Лирическая героиня описывает нелегкое время с точки зрения личных эмоций и переживаний. И эти душевные муки понятны тысячам людей. 
    В стихотворении «Эхо», которое было написано в 1960 году, Анна Ахматова говорит о своем прошлом. «Давно пути закрыты», и в минувшие годы нет возврата, хотя лирическая героиня и не хочет возвращаться туда снова: 
    Или эхо, что еще не может 
    Замолчать, хотя я так прошу… 
    С этим эхом приключилось то же, 
    Что и с тем, что в сердце я ношу. 
    Здесь самым главным выступает внутренний мир лирической героини, и только потом раскрывается образ прошедшей эпохи в двух ключевых символах: «окровавленные плиты» и «замурованная дверь». 
    Время Великой Отечественной войны также оставило трагичный след в творчестве Анны Ахматовой. У нее иное видение войны, не похожее на других поэтов того времени. Поэтесса воспринимает ее как женщина, как мать: 
    Щели в саду вырыты, 
    Не горят они. 
    Питерские сироты, 
    Детоньки мои! 
    Перед нами другая сторона военного времени. Ахматова говорит о детях, так как нет ничего страшнее и ужаснее, чем боль ребенка: 
    Постучись кулачком – я открою 
    Я тебе открывала всегда… 
    …Принеси мне горсточку чистой, 
    Нашей невской студеной воды, 
    И с головки твоей золотистой 
    Я кровавые смою следы. 
    Это стихотворение рисует трогательное обращение женщины к ребенку. Здесь прослеживается обобщенный образ матери. Сердце лирической героини не может вынести боль и страдания детей. Анна Ахматова все пропускает через себя, что, на мой взгляд, свойственно именно женщинам, а не мужчинам. 
    Однажды поэтесса сказала: «Я научила женщин говорить». Я думаю, что так и есть, потому что Ахматова раскрыла всему миру истинную душу женщины, ее чувства и мысли, ее радость и боль. Именно поэтому о ее творчестве можно с полным правом сказать: ее «поэзия - одна великолепная цитата».




Новости