Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой

   Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:

    Муза! Ты видишь, как счастливы все –
    Девушки, женщины, вдовы …
    Лучше погибну на колесе,
    Только не эти оковы…

    Поэтический дар в стихотворении называется «золотым кольцом», «первым весенним подарком», и, наконец, «божьим подарком». То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую. 
    Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей Музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении «Я пришла тебя сменить, сестра…»

    На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И он становится «как белое знамя», «как свет маяка». 

    В стихотворении «Уединение» 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел: 

    Так много камней брошено в меня,
    Что ни один из них уже не страшен…

    Поэт, по мнению Ахматовой, по определению оторван от мира и обывателей. В стихотворении используется символ высокой башни (по аналогии с «башней из слоновой кости»), которая создана из камней, брошенных в поэта. Но есть в тяжелой поэтической судьбе положительные стороны: возможность глубже и точнее видеть мир, способность объективно рассматривать события:

    …Отсюда раньше вижу я зарю,
    Здесь солнца луч последний торжествует.
    И часто в окна комнаты моей
    Влетают ветры северных морей,
    И голубь ест из рук моих пшеницу…

    Кроме того, поэт находится под покровительством высших сил, которые здесь опять представлены образом Музы: 

    А не дописанную мной страницу –
    Божественно спокойна и легка,
    Допишет Музы смуглая рука.

    Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».

    В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина: 

    Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.

    Бороться до конца – вот призыв Ахматовой:

    ..Мы ни единого удара
    Не отклонили от себя.
    И знаем, что в оценке поздней
    Оправдан будет каждый час…

    Поэт, родина и народ неразрывны для Ахматовой. В эпиграф к поэме «Реквием» она выносит важнейшие слова, выражающие ее гражданскую позицию:

    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Поэт должен не только понимать и разделять беды своей страны. Он должен стать голосом народа:

    …мой измученный рот,
    Которым кричит стомильонный народ.

    Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.




Новости