Мир женской души в лирике Ахматовой

Ахматова пишет о себе – о вечном… 
    М. Цветаева.

    Лирика Анны Ахматовой - это исповедь женской души в максимальном ее воплощении. Поэт пишет о чувствах своей лирической героини, ее творчество максимально интимно и, в то же время, оно - энциклопедия женской души во всех ее ипостасях. 
    В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой – «Вечер», где воплотились юношеские романтические ожидания героини. Молодая девушка предчувствует любовь, говорит о ее иллюзиях, несбывшихся надеждах, «изящной печали»: 
    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка 
    Все, что было. Уйдешь, я умру». 
    Улыбнулся спокойно и жутко 
    И сказал мне: «Не стой на ветру». 
    Во втором поэтическом сборнике – «Четки», принесшем Ахматовой настоящую известность, образ лирической героини развивается и трансформируется. Уже здесь проявляется многоплановость ахматовской героини – это и девушка, и взрослая женщина, и жена, и мать, и вдова, и сестра. Особенно пристально рассматривает поэт «любовные» женские роли. Лирическая героиня Ахматовой может быть любимой, любовницей, разлучницей, блудницей. Широк и ее «социальный диапазон»: странница, староверка, крестьянка и т.д. 
    Думается, что такая «разветвленность» героини связана с желанием поэта раскрыть не столько индивидуальность, сколько общую женскую психологию. Поэтому можно сказать, что для женских образов Ахматовой характерна вневременная «всеобщность чувств и поступков»: 
    Сколько просьб у любимой всегда! 
    У разлюбленной просьб не бывает. 
    Как я рада, что нынче вода 
    Под бесцветным ледком замирает. 
    События первой мировой войны и революций изменяют тональность ахматовской лирики, добавляют новые штрихи к образу ее лирической героини. Теперь она не только частное лицо, живущее личными радостями и горестями, но и человек, сопричастный судьбам страны, народа, истории. В сборнике «Белая стая» усиливаются мотивы трагического предчувствия героиней горькой участи целого поколения русских людей: 
    Думали: нищие мы, нету у нас ничего, 
    А как стали одно за другим терять, 
    Так что сделался каждый день 
    Поминальным днем – 
    Начали песни слагать о великой щедрости Божьей 
    Да о нашем бывшем богатстве. 
    Ахматова не приняла революцию 1917 года. Ее героиня 1920-ых годов безысходно тоскует по ушедшим, но невозвратимым временам. И оттого еще непригляднее становится настоящее и еще туманнее – будущее всей страны, всей нации: 
    Все расхищено, предано, продано, 
    Черной смерти мелькает крыло, 
    Все голодной тоскою изглодано… 
    Больше того, Октябрьские события воспринимаются героиней Ахматовой карой за неправедную, грешную жизнь. И пусть сама она не творила зла, но героиня чувствует себя сопричастной к жизни всей страны, всего народа. Поэтому она готова разделить их общую горестную судьбу: 
    Я – голос ваш, жар вашего дыханья, 
    Я – отражение вашего лица… 
    Таким образом, после революции образ любящей женщины в лирике Ахматовой отходит на второй план, вперед же выдвигаются роли патриотки, поэтессы, а еще чуть позже – матери, всей душой болеющей не только за своего ребенка, но и за всех страдающих: 
    Нет, и не под чуждым небосводом, 
    И не под защитой чуждых крыл, - 
    Я была тогда с моим народом, 
    Там, где мой народ, к несчастью, был. 
    Горе Ахматовой–матери сливается с горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьей Матери: 
    Магдалина билась и рыдала, 
    Ученик любимый каменел, 
    А туда, где молча Мать стояла, 
    Так никто взглянуть и не посмел. 
    Таким образом, лирика А.Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души. В ранней лирике поэтессы ее героиня - это, прежде всего, любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины–матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины.




Новости