Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока

    Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии: 

    Я стремлюсь к роскошной воле, 
    К той прекрасной стороне, 
    Где в широком чистом поле 
    Хорошо, как в чудном сне.

    Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности. 
    Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:

    Я - Гамлет. Холодеет кровь, 
    Когда плетет коварство сети, 
    Но в сердце- первая любовь 
    Жива - к единственной на свете.

    В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности - образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она - Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:

    И медленно, пройдя меж пьяными, 
    Всегда без спутников, одна, 
    Дыша духами и туманами 
    Она садится у окна. 
    И веют древними поверьями 
    Ее упругие шелка, 
    И шляпа с траурными перьями, 
    И в кольцах узкая рука...

    Несмотря на то что герой спускается “со своей вершины” в мир людей, где у “соседних столиков лакеи сонные торчат” и “пьяницы с глазами кроликов “in vino veritas” кричат”, герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит “землю” и “небо”, поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы. 
    Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество - о России. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” чувствуется гордость и восхищение:

    Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, 
    В твоей тоске, о Русь!

    Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое 
    положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:

    Нет, опять погаснут зданья, 
    Нет, опять он обманул 
    Отдаленного восстанья 
    Надвигающийся гул.

    Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода (“Скифы”, “Двенадцать”) лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:

    Придите к нам! От ужасов войны 
    Придите в мирные объятья! 
    Пока не поздно — старый меч в ножны, 
    Товарищи! Мы станем братья! 
    А если нет, — нам нечего терять, 
    И нам доступно вероломство! 
    Века, века — вас будет проклинать 
    Больное позднее потомство...

    Мысли лирического героя полны революционной романтики; он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:

    В последний раз — опомнись, старый мир! 
    На братский пир труда и мира, 
    В последний раз на светлый братский пир 
    Сзывает варварская лира!

    Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме “Двенадцать”. “Апостолы” новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, “на спину надо б бубновый туз”. Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому

    Легкой поступью надвьюжной, 
    Снежной россыпью жемчужной, 
    В белом венчике из роз 
    Впереди - Исус Христос.

    Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.




Новости