Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка) - вариант 2

    Жуковский – один из создателей новой русской поэзии. Его наследие не растворилось в широком потоке поэзии XIX – ХХ вв. Его творчество отличает особая, специфическая тематика и интонация. Это поэт сосредоточенно лирический и, вместе с тем, считавший поэзию средством духовного воспитания человека. Лиризм Жуковского не вступает в противоречие с конкретностью описаний, требует наблюдательности и внимательности от читателя. Этот поэт имел огромное влияние на А. С. Пушкина. Именно поэтому заслуга Жуковского в русской литературе огромна. 

    Темой стихотворения «Море» является одухотворение природных начал жизни через выявление их поэтических свойств. По жанру это элегия, что подразумевает мелодичность и напевность стиха. Начинается произведение с чисто пейзажной зарисовки:

    Безмолвное море, лазурное море,
    Стою, очарован, над бездной твоей.

    Внутренний мир лирического героя созвучен переживаниям природы. Именно она становится причиной душевного трепета героя. Жуковский передает переживания не механические, а глубоко прочувствованные. Море близко поэту, как могут быть близки две стихии: «безмолвное… лазурное море» и «далекое, светлое небо».

    При описании поэт использует эпитеты, передающие полутона, промежуточное настроение: «смятенный», «тревожный», «светозарная лазурь». С помощью них создается атмосфера взволнованности и тревоги. Лирическое «Я» героя находится под воздействием каких-то чар.

    Стихотворение построено на приеме олицетворения. Однако Жуковский не просто одухотворяет природу, но наделяет ее способностью чувствовать. Чувства, переживания здесь предельно обострены, исполнены особым лиризмом. Море символизирует человеческую душу, которая наполнена любовью, тоскою и ожиданием. Небо – символ возлюбленной. В море (как и в душе человека) отражается блеск звезд. Это один из самых ярких образов русской поэзии:

    Ты чисто в присутствии чистом его.

    Поэт говорит о силе нравственного преображения любви. Центром романтического мира Жуковского является душа, она мерило настоящих ценностей. Душа связует два мира, она способна преодолеть ограниченность земного существования.

    До Жуковского море было символом свободы. Поэт по-новому осмысляет этот образ. В его создании участвуют эпитеты «безмолвное», «лазурное»; олицетворения «ты живо, ты дышишь, тревожной душою исполнено ты», «грудь твоя дышит», «ты бьешься», «ты воешь»; лексика возвышенная, иногда устаревшая: «бездна», «любовь смятенная». При соз-дании образа предпочтение отдается глаголам: «дышишь», «движет», «тянет», «ласкаешь», «льешься», что говорит об активном использовании приема одушевления, создания динамичности образа. Даже интонационный рисунок помогает автору передать очень важные моменты взволнованности и тревожности:

    Когда же сбираются темные тучи,
    Чтоб ясное небо отнять у тебя –
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    И мгла исчезает, и тучи уходят.

    Море в стихотворении Жуковского предстает как символ тоски и печали, тотального одиночества человека. Об этом говорит и сам жанр элегии как вид лирики романтического плана, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире.

    В этом стихотворении Жуковский развивает традиционный романтический мотив двоемирия. Отсюда такая притягательная власть неба над морем. Образ неба создается за счет отражения его в море:

    Таинственной, сладостной, полной жизни,
    Ты чисто в присутствии чистом его;
    Ты льешь его светозарной лазурью,
    Вечерним и утренним светом горишь.

    Символика становится ведущим приемом для выражения многообразных чувств и переживаний лирического героя. В лирике Жуковского начинается формирование традиций русского классического стихосложения, смешения жанров, что найдет дальнейшее выражение в творчестве Пушкина и Тютчева.

    Содержание элегии составляет лирическое переживание при созерцании поэтом природы, которое вызывает меланхолическое воспоминание или раздумье. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами переживаний.




Новости